АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественный прогресс и его критерии

Читайте также:
  1. I. Виды лейкозов по течению и выраженности опухолевой прогрессии.
  2. Б) простая относительная прогрессия.
  3. Взгляды философов на прогресс
  4. Глава IV. ПРОГРЕССИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНДИВИДОВ И РАС
  5. Двойственный характер-властный и общественный.
  6. Диагностические критерии.
  7. Долгосрочное изменение цены и объемов выпуска на рынке под влиянием технического прогресса.
  8. Задание 4. Выполнение женской стрижки прогрессивной формы с последующей укладкой .
  9. К семинару «Общественный прогресс: критерии, формы, противоречия»
  10. Какого прогресса ожидать? Править
  11. Когда речь идет о неизменной продукции, технический прогресс меняет всего два параметра производства.
  12. Методологические предпосылки неоклассического анализа устойчивого динамического равновесия. Модель экономического роста Солоу без технологического прогресса.

В разделе «Развитие» было рассмотрено понятие прогресса как особенности развития, обнаруживающейся во всех областях действительности, и дано его определение. Сейчас перед нами стоит вопрос не о существовании (или отсутствии) общественного прогресса, а о возможности его обнаружения и измерения; иначе говоря – о критериях общественного прогресса.

Разговор об общественном прогрессе может быть предметным только в случае выработки критериев прогресса. Его познание требует, во-первых, качественного описания этого явления и, во-вторых, выявления количественных параметров прогресса и их измерения. Измерение как метод научного познания есть сопоставление измеряемой величины с эталоном (единицей измерения). Количественные характеристики некоторых сторон общественной жизни сегодня вполне поддаются измерению. Например, уровень развития производства измеряется с помощью такого критерия, как производительность труда, то есть количества продукта, выработанного в единицу времени (здесь, естественно, необходимы уточнения: следует учитывать стоимость продукта, его качество, общественную потребность в этом продукте и т. д.). Более прогрессивным следует считать то общество (или то состояние некоторого общества), где эти показатели выше. Исходя из этих соображений, есть основание утверждать, что с этой точки зрения общество XXI века более прогрессивно, чем общество XVI века.

Относительно просто решается вопрос о научном прогрессе. Здесь в качестве критерия используется количество научной информации, полученной за какой-то промежуток времени. Об этом показателе судят, например, по количеству опубликованных научных статей, издающихся научных журналов и т. п.

Технический прогресс также вполне измерим.

О политическом прогрессе в мире или в некоторой стране можно судить по степени участия людей в процессах управления жизнью общества. Эта степень зависит от формы государственного устройства, политического режима, уровня развития гражданского общества и готовности населения отстаивать свои политические права и свободы. Политическое «самочувствие» людей, живущих в некотором обществе, также должно учитываться, но основываться только на нём (то есть заменять объективное состояние оценкой этого состояния) при решении вопроса о политическом прогрессе не следует: советский народ или население нацистской Германии гордились политикой своей страны, своей партией, своим вождём, но сегодня – по прошествии многих лет – мы трезво оцениваем политические порядки в этих странах как тоталитаризм – самое бесчеловечное устройство общественной жизни.

Наибольшую трудность представляет проблема прогресса в различных областях духовной жизни, например, в области морали или эстетического, а также в художественной сфере. Эта трудность объясняется большой сложностью и малой изученностью явлений и процессов, происходящих в названных областях. Измерить произведённое количество хлеба, квартир или штанов гораздо проще, чем выявить, а затем измерить то, что происходит внутри личности, несмотря на процесс опредмечивания, объективации внутренних состояний человека.

Но даже зафиксировав наличие прогресса во всех сферах общества, мы ещё не получим результирующего показателя – прогресса общества в целом. Таким результирующим показателем, свидетельствующем о прогрессе общества в целом, следует считать, очевидно, положение личности в обществе, её свободу.

Переход человечества от одной эпохи к другой есть «скачок». Одним из следствий этого «скачка» является увеличение «степеней свободы» человека. Примерами здесь могут быть неолитическая революция или переход от феодализма к буржуазным общественным порядкам. Свобода не дана человеку изначально, он должен её завоёвывать постепенно, завоёвывать не столько с оружием в руках, сколько приобретая новые знания, умения, навыки, создавая новые нормы, учреждения и отношения. Все эти новые, созданные им образования должны служить успеху в деле овладения человеком силами природы и общественными силами.

Действия объективных законов человек избежать не может, и свобода вовсе не означает противопоставления субъекта этим законам или «освобождения» от них. Такой путь к свободе – иллюзия. Реальная свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью, а не бегством от неё. О таком понимании свободы говорил ещё голландский философ Б. Спиноза более трёх веков тому назад. Ещё одна важная предпосылка роста свободы – самоосвобождение личности на пути познания самого человека, понимания и учёта механизмов его поведения, роли нравственных регуляторов его поступков. Знание законов природы и общества есть необходимая, но не достаточная предпосылка успеха на пути к свободе. Человеку придётся понять, что свобода недостижима, если он не будет учитывать влияния нравственного фактора на результаты своей деятельности. Например, разрешение глобальной экологической проблемы недостижимо на путях только дальнейшего развития науки, техники, производства. Технический прогресс, не связанный с прогрессом нравственным, совершенствованием отношения человека к другим людям и к природе, оставляет после себя пустыню. Об этом предупреждал Маркс полтора века тому назад и в этом мы имеем возможность убедиться сегодня.

Отдельный человек не может быть полностью независим от внешних условий – природных и общественных. Но чем свободнее общество, в котором он живёт, тем более свободен и он сам. С другой стороны, чем более развита личность, тем большей свободы она требует от общества. Путём освобождения личности является освобождение общества от всех видов экономического, социального, духовного гнёта. Свобода личности состоит не просто в освобождении её от чего-то, а в реальной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей, сущностных сил, человеческих качеств. Развитие личности – социальное, интеллектуальное, нравственное – есть важнейший показатель общественного прогресса: чем свободней личность в политическом, социальном, экономическом, духовном отношениях, тем выше уровень развития общества.

Человек

Интерес к человеку проявляют и гуманитарные, и общественные, и естественные науки. Его изучают анатомия и физиология, психология и логика, антропология и этнография, медицина и ряд других наук. Всё ощутимее становится необходимость интеграции знаний о человеке в целостную, практически ориентированную систему. Это невозможно сделать без выяснения категориального каркаса человеческой целостности, чем и занимается философия.

Квалифицированный разговор о человеке предполагает введение ряда категорий, характеризующих его с различных точек зрения. В этот ряд мы включим понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», которые в обыденном (и, к сожалению, не только в обыденном) словоупотреблении зачастую используются некорректно.

Человеком мы будем называть социальное существо, способом существования которого является общественная деятельность, основывающаяся на производстве материальных благ (предполагающем создание и систематическое использование орудий труда) и включающая также производство духовных и художественных ценностей. Человек есть субъект общения, носитель сознания и языка.

Индивидом называют человекакак единичного представителя какого-то целого (например, нации или какой-либо другой социальной группы). Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят.

Напротив, индивидуальность – это то особенное, что отличает этого индивида от всех других; сюда относятся свойства как природные (биологические), так и социальные, как телесные, так и психические, как унаследованные, так и приобретённые в процессе индивидуального развития.

Термин «личность» мы будем применять для обозначения совокупности социально значимых черт индивида, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания, оценки и общения.

Вводя понятие человека, мы старались подчеркнуть прежде всего (но не исключительно) мысль о том, что он есть субъект предметно-практической деятельности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)