АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Явление и сущность

Читайте также:
  1. I. Сущность и значение документации
  2. I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. SWOT-анализ деятельности предприятия ООО «Кока-Кола»: выявление альтернативных стратегических задач
  4. V1: Сущность торговых операций в рыночной экономике
  5. А)Сущность семиотического подхода к культуре, виды знаковых систем.
  6. Автокорреляция уровней временного ряда и выявление его структуры
  7. Административная школа управления: сущность и значение для развития теории и практики менеджмента
  8. Алгоритм проверки адекватности множественной регрессионной модели (сущность этапов проверки, расчетные формулы, формулировка вывода).
  9. Анизотропия. Выявление анизотропии свойств геологических переменных методами геостатистики.
  10. Банковская система и денежный мультипликатор: элементы деления депозитных денег, сущность и кильк-на определенность грош. мульт-ра.
  11. Безналичный денежный оборот. Сущность принципы организации бдо
  12. Безработица как социально-экономическое явление

Подход к осмыслению всеобщих свойств вещей связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Ещё на ранних ступенях развития философской мысли было замечено, что обыденное, привычное восприятие вещей часто бывает поверхностно и не схватывает их сути. Формирующееся теоретическое мышление, как в философии, так и в частных науках, осознавало себя как особую познавательную деятельность, призванную понять глубинные слои реальности. Это с необходимостью приводило философов и учёных к постановке проблемы явления и сущности. Различение сущности и явления выступало как один из необходимых моментов научного познания и философского осмысления действительности.

Явление и сущность – различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер. Внешние, поверхностные черты явления маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости. Примером видимости может служить мираж – иллюзорное видение, обман зрения, возникающий в случае искривления лучей света атмосферой. Несовпадение явления и сущности дало Гегелю основание назвать явление корой, скрывающей ядро сущности. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней (Маркс). Но если бы явление и сущность не были связаны между собой, если бы явление не было проявлением сущности, то познание сути вещей было бы в принципе невозможно.

В истории философии известна позиция полного или частичного отрицания возможности познания вещей – агностицизм. Известными агностиками были философы XVIII века Д.Юм и И. Кант. Последний считал, что между явлением и сущностью лежит непреодолимый для человеческих познавательных способностей барьер, и нам доступно лишь знание явлений; сущность же («вещь-в-себе» в терминологии Канта) принципиально непознаваема. Агностические представления существуют и в современной философии, несмотря на постоянное проникновение науки в глубь вещей.

Возможность познания, его движение от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена диалектической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений. У человека нет возможности познавать, усматривать сущность непосредственно. Явление же познаётся непосредственно, то есть интуитивно (intuitio по- латыни значит всматривание).

Оторвать явление от сущности (и наоборот) невозможно. Неразрывный подвижный диалектический характер этих двух понятий (и того, что в них отражено) сказывается в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жёстко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности «первого порядка» к сущности «второго порядка» и т. д. Иными словами происходит всё более полное раскрытие причинных связей, закономерностей, тенденций изменения, развития изучаемых явлений. Относительный характер понятий «сущность» и «явление» означает, таким образом, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более низкого порядка) – по отношению к своим собственным проявлениям. Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идёт не о каких-то жёстких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление бесконечного углубления человеческих знаний.

Явление и сущность связаны между собой не только как внешнее и внутреннее, но и как единое и многое (у множества явлений может быть одна сущность), как изменчивое и устойчивое (сущность устойчива, явления подвижны).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)