АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие как основная форма рационального мышления

Читайте также:
  1. E. баланс відображає інформацію на певну дату, а звіт про фінансові результати за певний період
  2. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  5. I. Общее понятие о залоговом праве
  6. I. Общее понятие о лице в праве
  7. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  8. I. Общее понятие об опеке
  9. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  10. I. Понятие о договоре
  11. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  12. I. Понятие о семейном праве

Что же такое понятия и как они формируются? В самом общем виде ответ таков. В ходе физического воздействия на конкретные предметы, явления, в ходе их использования и преобразования, в процессе создания и изменения общественных связей человечество приобретает многообразные знания об отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д. Осуществляется также познание общественных отношений. Отношения вещей, явлений, процессов многообразны; многообразны и знания о них. Это могут быть, например, знания об отношениях между свойствами стали, из которой делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений: между элементарными частицами внутри атома или знания об отношениях феодала и крепостного крестьянина.

Поскольку познание направлено на выявление отношений между свойствами предметов и самими предметами и процессами, то со временем сами отношения становятся объектами познания. Уже в повседневной жизни мы постоянно отражаем предметы и их свойства при помощи органов ощущений. Но при этом мы обязательно выявляем отношения между вещами, а также фиксируем наше отношение к ним. Например, в фразах: «этот дом красив», «этот лист зелен» слова «дом», «красивый», «лист», «зелёный» могут быть отнесены не только к данному предмету, который мы непосредственно имеем в виду. Они могут быть отнесены ко всем весьма непохожим друг на друга домам или листьям, а также красивым или зелёным иным предметам и явлениям. Приведённые в качестве примеров слова уже отражают и выражают отношения между конкретными предметами и явлениями, причём отражают их в обобщённой форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виду некоторые определённые общие свойства, характерные признаки различных вещей, во многих других измерениях весьма отличных друг от друга. Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. Когда мы говорим о конкретном человеке или группах, общностях людей, мы привычно употребляем слово «человек». В большинстве случаев более или менее осознанно мы связываем это слово с каким-либо знанием общих свойств всех человеческих существ, их отличия от других объектов природы, от животных и т. д. Когда слово выступает в единстве с таким знанием, оно как раз и фигурирует как понятие. Понятия – такие воплощённые в словах формы мысли, которые, будучи продуктами социально-исторического процесса познания, выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. П ользуясь понятиями, мы в сокращённой форме аккумулируем и используем итоги многовекового практического опыта человечества, фиксируем общие свойства материальных объектов.

Практические нужды человека потребовали создания понятий всё большего объёма, т. е. охватывающих не один класс явлений, а группу подобных классов (множество множеств); при этом растёт уровень абстрактности понятия, так как расширение объёма понятия влечёт за собой повышение уровня отвлечённости, абстрактности понятия. Например, понятие «стул» есть объединение в группу всех стульев, когда-либо существовавших, и мысленного отвлечения (абстрагирования) от каждого из них их общих и существенных свойств. Мысленный (то есть не наглядный, чувственный) образ стула и есть понятие о стуле, которое должно быть соединено со словом «стул» - материальным носителем идеального образа всех стульев. Процесс выработки всё более отвлечённых понятий продолжается, когда мы на основе понятий «стул», «стол», «шкаф» и т. п. формируем понятие «мебель» - более широкое понятие, чем понятие «стул». В содержание более широкого (т. е. более абстрактного) понятия – «мебель» - входит меньше конкретных свойств каждого наименования мебели (столов, стульев, шкафов). Далее можно создать ещё более общее понятие – «имущество», если мы включим в содержание этого понятия ещё и другие вещи, кроме мебели. Процесс абстрагирования может продолжаться до тех пор, пока мы не получим предельно широкое философское понятие - категорию «явления» («предмета», «процесса», «вещи»), отражающую общие и существенные свойства всех явлений действительности. Важно при этом иметь в виду, что «мышление, если оно не делает промахов, может соединить элементы сознания в некоторое единство лишь в том случае, если в них… это единство уже до этого существовало» (Энгельс).

Необходимо подчеркнуть, что процесс познания включает в качестве важнейшего элемента установление отношений между вещами. Это происходит прежде всего в ходе практической деятельности. Мы воздействуем при помощи одних предметов на другие, потому что уже знаем или можем предположить, а затем точно узнать, в каком отношении они находятся друг с другом.

Древний человек был окружён в принципе теми же веществами природы, что и современный человек. Ему, например, попадались куски медной руды или даже самородной меди. Но человек не сразу понял, что из того материала, который содержится в этих кусках, можно сделать топор. Лишь после многих разрозненных, часто случайных действий люди обнаружили, что этот материал – медь – в силу особых свойств пригоден для обработки других предметов. Таким образом, изготовление орудий означает установление и осознание прочных отношений между используемыми для орудия материалами и некоторыми другими объектами материального мира. Человек использует те или иные материалы для постройки дома потому, что он уже знает отношение между необходимыми для постройки материалами и результатом – построенным домом. Подобно этому каждый акт целенаправленной практической деятельности вообще возможен только при условии, что в ходе предшествующей деятельности или в самом акте деятельности выявляется более или менее общие, повторяющиеся отношения между определёнными объектами и процессами. Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного использования одних предметов для воздействия на другие. Одновременно это процесс повторения, воспроизведения определённых действий, выявления некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся отношений. Такие отношения определяются как существенные или закономерные объективные отношения и связи.

В рамках гносеологии необходимо подчеркнуть значение и специфику процесса образования и функционирования понятий в ходе материальной деятельности, а также учитывать, что в процессе развития истории постепенно складывается особая деятельность, цель которой – формирование и изменение понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в процессе общественного разделения труда возникает особый тип деятельности, который в конечном счёте связан с задачей практического использования, изменения материального мира природы и общества, но который своей главной и непосредственной целью имеет производство теоретического знания (а также хранение, накопление, передачу, распространение знаний). Это и есть специальная деятельность по созданию общих понятий, идей, принципов, которая в масштабах общества так или иначе организовано в особый процесс. Маркс называл этот процесс духовным производством.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)