|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как единство общественного бытия и общественного сознанияДважды мы описали общество как систему элементов. В первом случае оно было представлено как совокупность предпосылок, необходимых для нормального функционирования общественного целого. Этими предпосылками являются социальные группы, общественные отношения, нормы и учреждения. Во втором случае была дана характеристика некоторых сфер общественной жизни, каждая из которых возникает и существует с необходимостью для удовлетворения различных потребностей общественного человека. Наконец, можно представить общество в виде единства таких его сторон, как общественное бытие и общественное сознание. Общественным бытием называют всю совокупность реальных процессов (процессов, происходящих за пределами сознания в самой материальной действительности), имеющих место в общественной жизни. Общественное бытие объективно, несмотря на то, что в отличие от объективных природных процессов в его формировании принимают участие люди с их потребностями, желаниями, намерениями, целями. Каждый индивид или социальная группа, входящие в некоторое общество, застают существующее общественное бытие данного общества как некую данность, условия своего существования, которые не выбирают. С течением времени общественное бытие – вся совокупность реальных условий существования людей – изменяется благодаря усилиям социальных групп и индивидов в соответствии с законами общественной жизни, имеющим такой же объективный характер, как и законы природы. Общественное сознание есть отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп. Наличие этих двух составляющих общественной жизни признаётся всеми исследователями социума. Разногласия между ними возникают тогда, когда нужно ответить на вопрос: какая из двух сторон - ведущая, определяющая. Материалистическое понимание общества есть провозглашение общественного бытия фундаментом общественной жизни, который в принципе определяет содержание общественного сознания. Материалист придерживается правила: «общественное бытие первично, общественное сознание вторично». Исповедующие противоположную точку зрения: «ведущей стороной общественной жизни являются идеи, сознание» - стоят на позициях идеалистического понимания общества, истории. Принцип «общественное бытие определяет общественное сознание» может быть развёрнут следующим образом. В том, что общественное сознание данного общества в данный момент оказалось именно в таком состоянии, сыграли свою роль целый ряд факторов. Во-первых, это материальные условия существования данного общества – природные и социальные, в частности, способ производства как главный элемент последних. Во-вторых, отражение материальных условий существования, политической надстройки, социальных институтов данного общества и внешних влияний в общественном сознании предшествующего периода истории данного общества (так называемые «пережитки прошлого», например, вера некоторой части населения в то, что недостатки в нашей жизни могут быть устранены исключительно усилиями верховной власти). В-третьих, международные экономические, политические и др. взаимоотношения в данный момент. В-четвёртых, общественное сознание других обществ, отличных от данного. Естественно, никогда не было и не может быть в принципе полного совпадения общественного бытия и общественного сознания. Последнее обладает относительной самостоятельностью от первого и не только отражает его, но и оказывает на него воздействие: идеи, когда они овладевают массами, становятся силой. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется, в частности, в том, что оно частично отстаёт от бытия людей, частично его опережает. Это особенно наглядно обнаруживается в социальных воззрениях, когда по истечении длительного времени после исчезновения некоторых социальных образований в обществе продолжают циркулировать идеи, оправдывающие эти образования и ставящие целью их восстановление. Наоборот, среди некоторой части общества могут быть популярны идеи установления таких социальных порядков, которые никак не подготовлены ходом исторического развития того общества, где эти порядки пытаются ввести. Проявлением обоих этих случаев являются утопии и антиутопии. Зависимость общественного сознания от общественного бытия вовсе не делает сознание пассивным: и науки и идеологии превращаются в материальную силу и воздействуют на ход общественного развития. Естествознание, например, материализуется в развитии производительных сил. И не только. Поскольку вокруг фундаментальных научных положений происходит идейная борьба, наука выступает в качестве средства взаимоотношений между различными группами людей. Но главное воздействие естествознание оказывает всё же на производство. А идеология непосредственно участвует в решении социальных, политических и иных проблем, используя в качестве средств такие институты, как церковь, школа, государство и др. Сознание существует не только как психика индивида, то есть в форме внутриличностного сознания. Оно объективируется и существует надличностно – в системе материальной, духовной и художественной культуры, в формах общественного сознания. Общественное сознание развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от него. С другой стороны, общественное сознание составляет необходимое условие формирования и существования сознания индивида. Отношение индивидуального сознания к миру опосредовано его отношением к формам общественного сознания, которые изо дня в день воздействуют на личность, делая из каждого человека носителя определённого образа жизни, уровня культуры. Общественная сущность сознания, о которой шла речь в связи с вопросом о происхождении человека, вновь обнаруживается, когда мы рассматриваем взаимоотношение его индивидуальной и общественной ипостасей. Общественная сущность сознания индивида остаётся таковой и вне непосредственного контакта с другими. Даже и тогда, когда некто занимается научной и тому подобной деятельностью – деятельностью, которую лишь в редких случаях можно осуществлять в непосредственном общении с другими людьми, даже и тогда этот некто занят общественной деятельностью, потому что он действует как человек, то есть общественное существо. Когда имеют в виду общественное или групповое сознание (сознание, носителем которого выступает какая-либо социальная группа), то отвлекаются от всего индивидуального и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для данной социальной группы. Подобно тому, как общество не есть сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть совокупность сознаний отдельных личностей, но качественно особая духовная система, которая живёт своей самостоятельной, не зависящей от каждого индивида жизнью, оказывая на него влияние, заставляя его считаться с исторически сложившимися нормами общественного сознания как с чем-то реальным, хотя и не материальным. Между индивидуальным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания становятся предметом усвоения индивидуума, источником нравственных предписаний, эстетических чувств, научных представлений. В свою очередь личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного сознания. Личное сознание представляет собой, таким образом, усвоение аккумулированного общественного опыта и создание на этой основе новых его элементов. Индивидуальное и общественное сознание не существуют друг вне друга. Структура общественного сознания Общественное сознание, в котором отражается общественное бытие людей и которое служит им в их повседневной жизни, представляет собой весьма сложное образование. Уровень его сложности воспроизводит постоянно увеличивающуюся сложность реальной жизни людей. В литературе существует два подхода к анализу структуры общественного сознания. Во-первых, исследуется процесс его возникновения, формирования. Во-вторых, изучается его роль в общественной жизни. Первый подход носит название гносеологического, второй – социологического. Оба эти подхода дают возможность выделить в анализируемом явлении как системе ряд элементов. Однако специфика общественного сознания состоит в том, что в отличие от материальных систем оно не может быть разделено на части. Между общественным сознанием как целостным образованием и его элементами существуют отношения не в плане «часть-целое», а типа «род-вид». Выделить элемент общественного сознания (например, политическое сознание) и представить его в «чистом виде» невозможно. Это относится к таким элементам, как идеология, общественная психология или наука. В идеологии, допустим, содержатся как отдельные научные представления, так и элементы общественной психологии; сама идеология представлена и в науке, и в общественной психологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |