АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетическое как область духовной сферы общества

Читайте также:
  1. Автономная область 4 автономных округа
  2. Автор выделяет следующую причинно-следственную связь проблем развития сферы физкультурных и спортивных услуг в РМ
  3. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  4. БЕЗ ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ ВОСПИТАНИЕ НЕ СОСТОИТСЯ.
  5. Безопасность общества.
  6. Важность духовной практики
  7. Вигьяна-йога. Постижение духовной науки
  8. Глава 1. Современный уровень развития производства на предприятиях сферы сервиса
  9. Глава 3. ЭПОХА ДУХОВНОЙ ТЬМЫ
  10. Главные этапы развития биосферы.
  11. Глобальные последствия загрязнения атмосферы.
  12. Государственное и негосударственное регулирование социально-культурной сферы. Культурная политика на федеральном, региональном и субрегиональном уровнях.

Эстетическое принадлежит к той же оценивающей (ценностно-ориентационной) разновидности духовной деятельности, что и рассмотренные уже мораль и религия. Здесь человек также имеет дело с духовными ценностями, даёт оценку вещам и явлениям. Однако «точка зрения», «позиция», с которой нечто оценивается эстетически, совершенно иная, чем в случае моральной, политической, правовой или религиозной оценки. Нравственная оценка даётся какому-либо общественному явлению, исходя из соображений соответствия (или несоответствия) его потребностям поддержания жизни общества (социальной группы) как целостности. Политическая и правовая плоскости ценностной ориентации служат определению того, каким должно быть общество – его государственный строй и юридические установления. Но ведь можно на все эти явления: поведение человека и его внутренний мир, государственное устройство и законы да кроме всего этого ещё и на природные явления – посмотреть и оценить совсем иначе. Прекрасны они или безобразны? Трагичны или комичны? Вызывают они в нас чувство возвышенного или низменного? А может быть, мы относимся к ним сатирически или с юмором, иронией? Воспринятые таким образом явления действительности получили, оказывается, нашу эстетическую оценку.

Что же такое – эстетическое? Очень трудно дать простой и не вызывающий споров ответ на этот вопрос. Споры об этом начались примерно две с половиной тысячи лет тому назад. В нашей стране они велись очень интенсивно полвека тому назад, в середине ХХ века.

Прежде чем начать разговор о природе эстетического, вновь подчеркнём его всеобщность: эстетическая оценка может быть дана любому явлению. Когда А. П. Чехов утверждал, что прекрасным в человеке должно быть всё (одежда, лицо, душа, мысли), он выдвигал тем самым эстетический идеал человека. Так же могут быть оценены любые природные и общественные явления. С точки зрения своей всеобщности, всеохватывающей широты, эстетическое оценивание может быть сопоставимо с религиозным или философским, а в сфере познания – с такой наукой, как математика.

Говоря о функциях религии, мы назвали и эстетическую. При этом имелось в виду, что человеческая потребность в прекрасном, возвышенном исторически находила себе удовлетворение не только в повседневной производственной и бытовой деятельности, но и в религиозных формах: верующий получал эстетическое наслаждение, слыша церковное пение и музыку, видя церковную живопись и скульптуру, наряды священников и церковное действо. Поскольку же в некоторые эпохи религия становилась доминирующим фактором общественной жизни, вытесняя и подавляя, «перекрашивая» и усиливая остальные сферы бытия человека, то создавалось впечатление о ней как о единственном средстве, способе существования эстетического. Но религиозное и эстетическое отношения к действительности не просто различны, но противоположны в принципе: религия измеряет ценность вещей сверхчеловеческой мерой (отношение к богу есть мерило всего); эстетическое – человеческой (общественно развитый человек есть мера всех вещей). Религиозная плоскость ценностной ориентации тем весомее, чем слабее человек перед лицом окружающего: других людей, общества, природы. Эстетическая – становится тем шире и авторитетнее, чем сильнее человек, чем больше он способен наслаждаться природой, а не бояться её (под природой здесь понимается и собственная природа человека, и общественная природа, и то, что обычно мы называем этим словом). В религиозных ценностях закрепляется первая историческая форма самоотчуждения человека; затем возникли формы отчуждения человека в классовом обществе, когда человек сделался не только рабом божьим, но и рабом другого человека. В ценностях эстетических проявляется и фиксируется возвращение человека к самому себе – самоосвобождение – из освоенного им мира. Потому, как бы ни переплетались на различных этапах развития культуры религиозная и эстетическая ориентация человека в мире, история ведёт к постепенному вытеснению религиозного отношения отношением эстетическим. Наглядный пример – движение от фетиша к иконе и от иконы – к картине.

Вернёмся, однако, к природе эстетического и начнём, как обычно, с определения. Ни философский словарь 1991 года, ни философская энциклопедия 1970 года не содержат статьи с соответствующим названием. Не удалось найти определения эстетического ни в учебнике «Эстетика», ни в словаре «Эстетика». Не следует, однако, обижаться на авторов этих книг. Ведь, как известно, один из диалогов Платона - «Гиппий Больший» -, посвящённый анализу понятия «прекрасное» как одного из проявлений эстетического (очень часто в истории мысли эти два понятия отождествлялись), в качестве вывода имеет фразу: «Прекрасное трудно». Тем более трудно определить эстетическое, модификациями которого, кроме прекрасного, являются также возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, ирония, юмор, гротеск и т. д.

Если попытаться найти то общее, что присуще всем перечисленным проявлениям эстетического, то можно было бы сказать, что эстетическое есть область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных человеку как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Эта ценность – эстетическое – выступает как объект незаинтересованного и самодовлеющего любования. Эстетическое отношение как разновидность общественного отношения представляет собой духовную связь субъекта с объектом (например, посетителя Алмазного фонда – с алмазом «Шах»), основанную на бескорыстном интересе к последнему и сопровождаемую чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним без какой-либо примеси желания как-то физически использовать эту колоссальную материальную ценность.

Эстетическое отношение зависит как от богатства и разнообразия природных и социальных качеств объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта (эта развитость определяется, в конечном счёте, мерой включённости индивида в систему общественных отношений: способность эстетически оценивать явления вырабатывается с помощью ценностей исторически определённой культуры, которые усваиваются человеком, становятся его «собственными» ценностями). Вступая в эстетическое отношение, люди на время как бы выходят из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание (любование), объект которого избирается ими свободно, независимо от какого-либо внешнего, в том числе утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения.

Объектом эстетического отношения, как уже было сказано, может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию. Можно выделить несколько типов объектов:

- природные явления;

- продукты целесообразной деятельности людей (технические объекты, орудия труда, предметы обихода и прочее), эстетическая ценность которых сопутствует их утилитарной полезности, выходя, однако, за её пределы;

- социальное поведение людей, человеческие поступки, оцениваемые не только по их эффективности, но и в соответствии с эстетическим идеалом;

- внутренний духовный мир человека в форме саморефлексии и самовыражения, а также соучастия в духовной жизни другого;

- художественное произведение, концентрирующее в себе эстетическое воздействие, «заложенное» туда в ходе предшествующей деятельности мастера.

Эстетическое отношение есть момент эстетической деятельности. Оно выступает как её результат и предпосылка. В процессе реализации этого отношения происходит развитие человека, его эстетических чувств и способностей путём так называемого «распредмечивания» объекта, то есть духовного присвоения его богатства (ещё раз подчеркнём: эстетическое отношение исключает буквальное присвоение объекта; в результате установления отношения этого типа объект остаётся в прежнем состоянии, состояние же субъекта изменяется – человек становится духовно более богатым и содержательным).

Обращаясь ко всем сторонам действительности, ко всем сферам человеческой жизни, индивид с помощью эстетических отношений раскрывает и утверждает их значимость для себя; он не только узнаёт, но и переживает различные жизненные ситуации. На этой основе происходит присвоение личностью социально значимого опыта, ценностей, выработанных, отобранных и санкционированных обществом. В частности, эстетический идеал посредством эстетических отношений приобретает значение внутреннего стержня личности, высшего критерия эстетической оценки, которая предполагает сознательное или бессознательное сопоставление тех или иных явлений с образцом, идеалом.

Наличие в эстетическом сознании эстетического идеала свидетельствует о том, что оно находится на относительно высоком уровне развития, ибо идеал есть как бы промежуточное состояние между эстетическими вкусами и эстетическими взглядами. Первые формируются в значительной мере стихийно, бессознательно, не систематически. Это – социально-психологический уровень эстетической формы общественного сознания (об общественном сознании, его уровнях, формах и т. д. специальный разговор впереди). Эстетические взгляды существуют в виде абстрактных понятий и образуют «верхний этаж» эстетического сознания. И хотя эстетический идеал – более глубокое и осознанное обобщение эстетической практики, чем эстетические вкусы, он, тем не менее, «не порывает» с конкретно- чувственной формой своего выражения, без которой трудно запечатлеть образец.

Эстетическое отношение, как любой другой вид отношений, представляет собой один из моментов целостности, под которой в данном случае понимается эстетическая деятельность – разновидность деятельности вообще. Причём, эта разновидность не локализована наподобие, скажем, экономической деятельности. Эстетическая деятельность выступает в качестве стороны или момента других видов деятельности (здесь – прямая аналогия с характером моральной деятельности). Уже было сказано, что эстетическое отношение может возникнуть у субъекта к объекту любой природы. Вот почему эстетическая деятельность осуществляется и когда человек участвует в процессе создания какой-либо материальной ценности (наслаждаясь самим процессом труда или созерцанием его результата), и когда создаёт или потребляет произведение искусства (здесь мы оказались в сфере художественной деятельности), и в бытовой деятельности (любуясь во время прогулки вершинами гор), и занимаясь спортивной деятельностью («вырабатывая» своё тело в соответствии с идеалом красоты) и т. д. Как и всякая целесообразная деятельность, эстетическая так же является социальной формой бытия человека: через неё человек вступает в определённые связи с внешним миром, в эстетические отношения с действительностью, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой духовный мир. В последней фразе важно обратить внимание на слово «социальной». Это имеет смысл в связи с вопросом о природе эстетического и его происхождении.

О природе эстетического можно говорить, используя его частный случай – прекрасное. Существует, по крайней мере, пять моделей объяснения прекрасного:

1. Прекрасное есть печать или воплощение бога (вечной идеи) в конкретных вещах и явлениях (так считали Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель).

2. Прекрасное есть результат наложения эстетического богатства индивида на эстетически нейтральную действительность (Т. Липпс, Ш. Лало, Н.Гартман).

3. Прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты и с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни (Сократ, Аристотель, Н. Г. Чернышевский).

4. Прекрасное есть естественное свойство явлений природы, действительности такое же, как вес, цвет, форма и т. д. (французские материалисты XVIII века).

5. Прекрасное есть результат того, что объективные явления с их естественными качествами втягиваются общественным производством, практикой в сферу интересов человека и обретают положительную ценность для человечества, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы, то есть сферой овладения человеком действительностью.

Одним из первых предметов эстетического отношения человека к действительности были, несомненно, орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо выделанного орудия, в котором форма соответствовала её функции, назначению. Сам процесс труда в этом случае становился источником эстетического наслаждения, возбуждал в людях гордость, радость, удивление перед их способностью к творчеству. С расширением общественной практики рос и круг эстетических ценностей. Кроме орудий труда человек стал оценивать и природу, себя и сообщество, в котором от жил.

То, что для рода, племени было желательным, важным, полезным, выступало как символ мощи и богатства, - оценивалось положительно как прекрасное. Передник из трёхсот белых кроличьих хвостиков, который надевали лучшие охотники, воспринимался соплеменниками в качестве украшения именно потому, что этот передник служил доказательством охотничьей ловкости, удачи, искусства его владельца. Такой же изначальный смысл имели и украшения из зубов и перьев у охотничьих племён. У пастушеских и земледельческих племён, часто ведших войны, роль украшений нередко приобретали военные трофеи, в частности особым способом обработанные головы врагов.

Восприятие предмета как прекрасного зависит от характера, типа жизни народа. В некоторых африканских племенах, например, женщины носят на руках и ногах железные кольца. При этом чем богаче женщина, тем больше колец она надевает, и, чем больше на ней колец, тем красивее она кажется себе и другим. Причина эстетического чувства здесь кроется в том, что железо у этих племён считается драгоценным металлом. Сказанное можно обобщить следующим образом: эстетическое формируется как ценностное отношение особого рода, вытекающее из утилитарного ценностного отношения, но не сводящееся к нему. Кроме того, та часть действительности, которая не преобразовывалась трудом первобытного человека и не приносила ему непосредственной пользы или вреда, приобретала не конкретную, но абстрактную эстетическую значимость, то есть становилась ценностью вообще. Тем самым неведомый ещё мир переставал быть чуждым и опасным, а человек как бы простирал свою власть на эти неосвоенные сферы. Таким образом, эстетическое оказывалось не только более широким по сравнению с утилитарным значением, но и всегда по своей сущности значением, направленным на снятие враждебности неизвестной (и потому, может быть, опасной) среды. В этом – общественно-защитительная функция эстетического: посредством эстетического отношения осуществлялась универсальная и всеобщая гармонизация среды обитания и самого общества.

Формирование эстетического отношения человека к действительности шло параллельно с формированием эстетических чувств. Бытие эстетического формировало общественное сознание, отражаясь в нём.

Тезису о социальной природе эстетического по видимости противостоит явление, которое можно было бы назвать всеобщностью эстетического чувства. Дело в том, что этологи и даже ботаники приводят примеры «эстетического отношения к действительности» зверей, птиц, рыб, растений. Мелодично поёт соловей в брачную пору. Ласточка вьёт гнездо идеально овальной формы. Муравьи затаскивают к себе блестящие остатки жуков и цветной бисер. Коровы благосклонно воспринимают задушевные народные песни. Растения также положительно реагируют на мелодичные звуки. Усердный собиратель подобных фактов мог бы продолжить этот ряд, доведя его до абсурда: когда в начале 1969 года исследовали причины обвала части потолка в миланском оперном театре «La scala», то специалисты как одну из вероятных причин случившегося назвали исполнение современной музыки с её рваными ритмами, разрушающе действующими на стройматериалы. Иными словами, существует точка зрения о принципиальном тождестве чувств человека и чувств животных и даже существовании чувств у растений. На основании чего сторонники этой точки зрения делают свои выводы? Они основываются на результатах наблюдений, на фактах. Но из теории познания известно, что факт – это только начало пути к истине. Факт должен быть осмыслен, интерпретирован. А интерпретация есть постановка данного факта в связь с другими явлениями и добытым уже знанием. Например, растениевод-любитель рассказывает, что ухаживая за комнатными растениями, поливая, подкармливая их, обрезая ненужные побеги и т. д., он ласково разговаривает с растениями, и они «понимают» его: на ласку отвечают тем, что хорошо растут. Следует ли нам воспринимать этот рассказ как свидетельство хотя бы о чувстве благодарности (не говоря уж о способности понимать), которым обладает растение? Не оскорбляя своим недоверием рассказчика, нужно просто вспомнить содержание школьного учебника по естествознанию, где говорится о чувстве как свойстве лишь тех организмов, которые обладают центральной нервной системой. У растений – даже высших - её нет, как нет и у многих животных. В тех же случаях, когда животное обладает чувствами, их можно отождествлять с человеческими чувствами лишь до определённого предела. Скажем, чувство голода или чувство страха знакомы и животному, и человеку, но роль их в поведении того и другого различна, ибо человек научился воздействовать на чувства разумом. Последний присущ только человеку. Самые интеллектуальные животные – шимпанзе, гориллы – поднялись до уровня наглядно-образного мышления (этология, правда, располагает экспериментальным материалом, свидетельствующим о способности этих животных формировать аналоги несложных абстракций).

Ни голод, ни страх не относятся к высшим чувствам, которые появились уже в обществе. Патриотизм, ответственность, любовь к музыке отождествлять с регулярным восстановлением собакой «пограничных знаков», неотрывным сидением некоторых видов птиц на яйцах и пеньем соловья можно лишь по видимости, а не по сути. «Эстетическое чувство» животных только по внешним признакам совпадает с эстетическим чувством человека, оставаясь проявлением некоего биологического механизма. Так, пение соловья или яркий наряд фазана влияют на самку физиологически, вызывая у неё более раннее созревание половых продуктов, более деятельную овуляцию и ведут к синхронизму мужских и женских ритмов. А идеально овальная форма ласточкина гнезда объясняется инстинктивным приспособлением к среде: порывы ветра не «цепляются» за гнездо, омывают его, и гнездо не срывается с кручи.

Существование животных не связано с творческим преобразованием действительности. Они действуют не осознанно, а в силу биологической необходимости; человек же творит сознательно, планируя свою деятельность, получая в итоге результат, более или менее соответствующий замыслу. Характеризуя специфику человеческой деятельности, Маркс писал: «Животное формирует вещество только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует вещество также и по законам красоты».

Мера, которой каждый раз руководствуется человек в своей деятельности, возникает благодаря соотнесению природных качеств предмета с общественными потребностями человека. Она есть результат выявления возможностей вещи так или иначе служить человеку. Её природные свойства, соотнесённые в процессе общественного производства с потребностями человека на том или ином уровне развития общества, и рождают красоту. Можно сказать поэтому, что красота имеет двойственную объективно-субъективную природу, но в первую очередь она зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человека. Это эстетическое свойство общественно, так как обусловлено производством, которое втягивает весь окружающий мир в сферу деятельности людей и ставит каждый предмет в определённое отношение к человечеству. Таким образом, прекрасное – положительная общечеловеческая ценность предмета.

Прекрасное – это и одухотворённость предмета. Но одухотворённость, связанная не с богом, а с обществом и его производственной деятельностью. Общественное производство в широком смысле этого слова охватило собой часть видимого нами мира. Многие его явления ныне или уже преобразованы трудом человека (это мы называем «второй природой»), или являются объектом освоения, или выступают в качестве арсенала будущей деятельности. Тем самым нет явлений общественно безразличных, прямо или косвенно не соотнесённых с обществом и его историей, с целями развития человечества. И в этом – источник одухотворённости явлений действительности и их эстетических свойств. Сделать мир царством красоты – значит очеловечить его. Не «покорить», а «устроиться» в нём разумно.

Наконец, прекрасное – сфера свободы человека. Прекрасное - познанное, освоенное явление, не содержащее в себе ничего пугающего, отталкивающего. Красота в общественной жизни – политическая и социальная свобода; в природе – сфера свободного владения предметом; в искусстве, спорте – сфера свободного владения мастерством. Красота – исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня развития общества освоение человеком сил мира, выступают как прекрасное. Так, некоторое время тому назад во всём мире образ космонавта мог служить эстетическим идеалом.

Итак, эстетическое не может существовать вне общественного бытия. Оно представляет собой его сторону. Точнее – сторону человеческой деятельности, выражающую свободу человека от сугубо утилитарных потребностей и их животного удовлетворения, бескорыстный подход к освоенному человеком предмету и наслаждение им как самостоятельной ценностью.

Эстетическое – не вещь, и, вместе с тем, представляет собой непосредственно данную нашим органам ощущений внешнюю чувственную выразительность внутренней жизни предмета. Оно запечатлевает в себе двусторонний процесс («опредмечивания» общественной человеческой сущности и «очеловечивания» природы). Внешняя чувственная выразительность внутренней жизни предмета воспринимается как самостоятельная, бескорыстно созерцаемая ценность. Таким образом, специфику эстетического следует искать в нераздельном слиянии чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов, вследствие чего оно занимает как бы промежуточное положение между сферой единичных материальных предметов и областью отвлечённой мысли. В эстетическом всё чувственно и осязаемо и в то же время – всё осмысленно и выразительно. Оно есть единство выражаемого (сущности, смысла, значения), которое как бы спрятано, лежит «внутри», и выражающего (явления, факта), которое воспринимается органами ощущений и через которое мы «проникаем внутрь», получая эстетическое наслаждение.

Наконец, несколько слов в плане сопоставления эстетического с утилитарным. Самоценный характер эстетического отличает его от полезного, когда предмет рассматривается не как объект бескорыстного любования, а лишь как средство для осуществления некоторых целей. Но коллизия между эстетическим и полезным, неизбежная при односторонне потребительском подходе к вещам и чисто утилитарной ориентации производства, в принципе совершенно необязательна: полезность предмета нисколько не исключает его эстетической ценности и наоборот. Задача согласования эстетического и полезного постоянно осуществляется, например, в архитектуре, прикладном искусстве, различных видах художественной промышленности.

В обыденном словоупотреблении зачастую отождествляются понятия «эстетическое» и «художественное». Эстетическое шире художественного: оно может относиться к любому явлению, тогда как художественное относится только к произведениям искусства. Эстетическое есть непосредственная выразительность любых явлений действительности, художественное – представляет собой преднамеренно осуществляемое человеком воплощение эстетического в том или ином специфическом материале.

К областям духовной сферы общества относятся также философия, политическое и правовое сознание. Общее представление о философии можно получить, ознакомившись с содержанием вводной части настоящего пособия. Что касается двух других областей, то это – задача дальнейшей работы над настоящим текстом.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)