|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бессознательное как сторона сознанияНаряду с осознаваемыми, осознанными формами отражения и деятельности, т. е. такими, которые фиксируются нашим сознанием, существуют и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности, чтобы обратить на себя внимание. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Сознание обладает не поддающимися практическому учёту градациями уровней, начиная от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей и кончая полусознательным состоянием. Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Оно выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым. Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни, хотя ряд проявлений бессознательного называют «таинственными явлениями человеческой психики». С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет крайней необходимости. Человеческий разум нёс бы на себе непомерный груз, если бы он был вынужден контролировать каждый психический акт. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали осознания. Что же такое бессознательное? Каким образом происходит смена динамических состояний сознания, переходы от полного душевного мрака к необыкновенно ясному ощущению жизни? Бессознательное как психическое явление характеризуется не просто негативно в смысле чего-то неосознанного, скрытого в данный момент, но способного в известных условиях выявиться в сознании или обречённого навсегда оставаться невыявленным. Оно имеет и позитивную характеристику: это – специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определённого рода; оно способно к различению, выбору, угадыванию, творчеству. Бессознательное не аморфно, оно имеет структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с осознаваемыми психическими явлениями и действиями, оказывая влияние на них и в свою очередь, испытывая их влияние на себе. К числу элементов бессознательного относят бессознательные ощущения, автоматизированные действия, импульсивные действия (когда человек не даёт себе отчёта в последствиях своих поступков). Бессознательное находит проявление в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти; о некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают («всплытие» этих сведений на поверхность сознания удивляет самого человека и его окружение). Кардинальной формой проявления бессознательного является установка, направляющая течение мыслей и чувств индивида и социальных групп. Установкой называют целостное состояние человека, выражающее динамическую определённость психической жизни, направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определённым объектам. Иногда установка принимает негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый фиксацией. Человек, например, может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства. Богатейшей сферой бессознательного является иллюзорный мир сновидений. С философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия в мире. Сон есть то состояние, когда человек не осознаёт входящее в его духовный мир содержание, когда он ничего не знает о внешнем мире: он уходит от мира и как бы отстраняет от себя его раздражения. Психофизиологической целью сна является отдых.
Сознание и язык Сознание как свойство общественного человека должно рассматриваться в неразрывной связи, во-первых, с материальными процессами, протекающими в мозгу и составляющими физиологическую основу психики (об этом речь шла выше), и, во-вторых, с языком, в котором сознание находит своё материальное воплощение. При этом важно помнить о том, что сознание и язык имеют один источник – объективную реальность: ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства; они – только проявления общественной жизни человека. Зависимость языка (как и сознания) от общественного способа существования человека установили впервые в середине XIX века немецкие философы Ф. Энгельс и К. Маркс: «… язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возник лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Без языка не обходится ни одна область человеческой деятельности. Человек в буквальном смысле есть zoon politikon (греч. – политическое, общественное животное), и не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться. Производство обособленного одиночки вне общества – такая же бессмыслица, как возникновение и существование языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидуумов. Увеличение набора функций языка происходит исключительно по причинам социального характера. Сложный механизм социального (не биологического!) наследования включает язык в качестве своего непременного компонента. Первоначально в звуковой, устной форме, а затем и в форме письменной речи язык выступает средством использования информации какого угодно объёма, любой степени сложности и сколь угодно долго и таким образом выполняет роль связующего звена в цепи человеческих поколений. Благодаря языку каждое новое поколение, каждый индивид усваивает определённый объём информации. Владея языком, люди имеют возможность сообщать друг другу свои мысли, выражать чувства и волю. Язык именно потому используется обществом как средство передачи опыта, что в нём в спрессованном виде отложились знания многих поколений. Через значения слов люди передают друг другу знания о мире, закономерностях его развития, свойствах отдельных вещей, сложившиеся в данном коллективе культурные традиции, правила поведения и т. д. Существует множество определений языка. Полвека тому назад польский философ А. Шафф проанализировал два десятка определений языка; с тех пор их могло появиться ещё столько же. В основном все определения построены с помощью перечисления некоторых (далеко не всех) его функций. Самым общим определением языка можно, пожалуй, считать следующее: язык есть знаковая система любой физической природы, выполняющая роль объективации сознания. Смысл этого определения станет понятен, если известно значение каждого термина, входящего в определение: «знаковая», «система», «объективация», «сознание». Со смыслом понятия «сознание» мы как раз и знакомимся в настоящем разделе пособия. Понятие «система» нам уже встречалось ранее. Термин «объективация» означает процесс превращения содержания наших мыслей, чувств, воли в достояние других индивидов с помощью чувственно воспринимаемых явлений: слов, орудий труда, произведений искусства, предметов быта, нравственных и политических норм и идеалов и т. п. Иногда с той же целью используется другой термин – «опредмечивание», то есть воплощение идеального в какую-либо предметную форму; противоположный процесс – извлечение и усвоение некоторой информации, заложенной в предмет, вещь – называют распредмечиванием. Остаётся ввести понятие «знак». Знак – есть чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нём. Знак, таким образом, есть материальный носитель информации. Зафиксированную в знаке информацию об обозначаемом предмете называют значением. Значение и знак, как правило, не связаны однозначно: индивиды, общество вкладывают в предмет, выполняющий роль знака, необходимое им значение. Для человека, не знакомого с значением, «хранящимся внутри» знака, предмет перестаёт выполнять роль знака. Знаки делятся на естественные и искусственные. Первые (сюда относятся признаки, приметы, симптомы) никем специально не создаются, но воспринимаются в качестве свидетельства о другом явлении; например, сильно развитая мускулатура есть признак определённого способа существования индивида. Признаки, приметы, симптомы иногда расшифровываются неверно (румянец на щеке может быть свидетельством как крепкого здоровья, так и чахотки). Второго рода знаки делятся на языковые и неязыковые. Неязыковые знаки – это сигналы (например, знаки дорожного движения) и символы (например, нательный крест, скрещенные серп и молоток, стрела, пронзающая стилизованное изображение сердца и др.). Наконец, языковые знаки делятся на знаки обычных языков (а, z, τ и др.) и знаки вспомогательных языков (≠, ≈, ±, ∞ и др.). Естественные языки создавались естественноисторическим образом в различных этнических образованиях (в роде, племени, союзе племён) всеми их членами. Современные национальные языки существуют в устной и письменной формах. К естественным языкам относятся жестовый язык и язык свиста, язык зарубок и узелковое письмо. По мере развития общественной жизни возникала вновь и вновь потребность дополнить естественные языки вспомогательными (искусственными) языками, которые создавались не всеми членами какого-то конкретного сообщества, но лишь специалистами. Сюда относятся языки науки, музыки, живописи, цветов, вееров и т. д. В связи с научным прогрессом и возрастанием роли знаково-символических средств всё чаще делаются попытки подвести под понятие «язык» не только естественный язык и многочисленные разновидности искусственных языков, но и любые другие системы, способные быть носителями информации, например, генетический код. Это, несомненно, должно привести к более глубокому пониманию природы естественного языка, поскольку любая более сложная система (а естественный язык является наиболее сложной из всех других языковых систем) может быть лучше понята при сопоставлении с более простыми системами. Применение языка в обществе весьма многообразно. Различные специалисты выделяют различные перечни функций языка. Один из перечней содержит следующие функции: - функция общения или коммуникативная, - функция мышления, интеллектуальной деятельности, деятельности по решению задач, - функция выражения состояний внутреннего мира индивида (в том числе экспрессивная функция), - функция хранения и передачи информации, - функция управления поведением (своим и чужим), - номинативная («назывательная») функция. Как бы мы ни детализировали перечень функций языка, ему в любом случае принадлежит роль формы существования общественно-исторического опыта и роль средства овладения индивидом общественно-историческим опытом человечества. Существование языка, как уже было сказано, вызывается, с одной стороны, общественным способом жизни человека, потребностью в общении, необходимостью передать содержание внутреннего мира индивида другим людям, а, с другой, - невозможностью передать это содержание без помощи материального носителя идеального содержания. Деятельность по сообщению информации от одного индивида к другому называется речью. В связи с проблемой речевого общения в лингвистической литературе освещается использование наряду с языковыми средствами различных способов несловесной, так называемой паралингвистической коммуникации. К области паралингвистики специалисты относят совокупность звуковых явлений, общих и обязательных для реализации в речи данного языка, но не входящих в «систему собственно дифференциальных фонологических противопоставлений»: принятые в данном языке степень громкости, характер пауз нерешительности, диапазон модуляций голоса и т. п. Не следует смешивать термины «паралингвистический» и «экстралингвистический». Последний означает всё то, что относится к реальной действительности, в условиях которой осуществляется функционирование данного языка, то есть всё, что касается физической, социальной, психологической и т. п. действительности, рассматриваемой с точки зрения отражения её в данном языке. Характер связи вербальных (словесных) и паралингвистических (невербальных) компонентов речи определяется ситуацией общения. Но использование всевозможных вспомогательных средств: мимики, жестов, интонаций и т. п. – никогда не бывает обусловлено недостаточностью средств вербальной коммуникации. В конкретном речевом общении не всегда необходимо применение всех имеющихся лингвистических средств, чтобы полностью передать информацию. Паралингвистические средства помогают избежать громоздкости языковых конструкций, придать речи различные оттенки, усилить её эмоциональную выразительность, снять избыточность в структуре высказывания и добиться нужного темпа, максимальной экономии речи, не изменив при этом объёма информации. Язык и речь связаны между собой, но не тождественны. Если язык представляет собой систему средств общения (и не только общения; см. перечень функций языка), то речь есть деятельность сообщения. Принципиально важным является вопрос о характере взаимоотношения мышления и языка. По этому поводу делались разные высказывания, но все они колебались между двумя крайностями: 1) отождествлением и полным слиянием мысли и слова и 2) их полным разрывом и разъединением. В последнем случае (бихевиористская точка зрения) язык понимается как форма поведения, то есть набор средств, необходимых человеку для приспособления к окружающим условиям по схеме «стимул – реакция» (что-то извне действует на человека – он отвечает на это воздействие). При этом мышление вообще исключается из рассмотрения, т. к. оно, по мнению бихевиористов, «не обладает физической природой», и в силу этого у нас якобы нет возможности судить о его характере. Мы исходим из признания существования мышления, которое осуществляется в трёх формах: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактное мышление. Первые две формы свойственны и животным, и, очевидно, не требуют для своего осуществления языка. Одну из больших трудностей составляет вопрос: возможно ли абстрактное мышление (мышление с помощью абстрактных образов, то есть понятий, суждений, умозаключений) без языка? В литературе существует два противоположных ответа. Без языка один человек не может сообщить другому свои мысли; здесь мышление и язык неразрывно связаны. А если процесс мышления не реализуется в виде звуков речи? Что происходит в таком случае? Есть большая часть мышления, которая не находит непосредственного выражения в языке. Сюда относится инструментальное и техническое мышление, а также всё то, что связано с так называемым практическим интеллектом. Мы далеко не всегда мыслим словами. Часто это образ, ощущение от собственных действий или даже понятие, абстракция, впоследствии иногда выраженная словами, а иногда – нет. Звуковая речь по сравнению с процессом мышления, протекающем в мозгу человека в момент говорения, имеет относительно небольшую скорость: количество образов (мыслей) более чем в три раза превышает количество слов. Если рассматривать отношение между сознанием и языком как сложное противоречивое единство, то следует признать, что каждый элемент этого единства – сознание и язык – имеет свои функции и специфическую структуру. Сознание отражает предметы, явления, процессы объективной действительности, а язык служит средством закрепления этого отражения. Сознание составляет внутреннюю сторону процесса отражения человеком объективного мира; язык «одевает» это скрытое от непосредственного наблюдения идеальное в материальные формы. Переход от мысли к слову следует понимать не как простое «одевание» мысли в звуковую оболочку, а как сложный многоступенчатый процесс, одно из основных звеньев которого составляет внутренняя речь. Отношения между сознанием, языком и действительностью можно наглядно представить с помощью так называемого семантического треугольника, в котором верхняя вершина символизирует действительность, вещь, объект, левая нижняя вершина – сознание, мысль, понятие, а правая нижняя вершина – язык, слово. Тогда сторона треугольника, соединяющая мысль и объект (или сознание и действительность), есть отношение отражения; сторона, соединяющая мысль и слово (сознание и язык), есть отношение выражения; сторона, соединяющая объект и слово (действительность и язык), есть отношение обозначения. Иначе говоря, сознание, мысли отражают действительность, вещи; эти мысли выражаются с помощью слов; слова обозначают вещи.
Самосознание Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть его ориентировка в нём самом и, таким образом, выступает как одно из проявлений сознания. Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Сознание есть знание обо всём; самосознание – знание человека о самом себе. История, труд и общение выработали в мозгу человека физиологические и психические механизмы, при помощи которых и осуществляется осознание человеком себя. Нельзя отказать животным в том, что они что-то знают, то есть обладают некоторой информацией об окружающих событиях. Но животные не знают, а человек знает о своём знании: он знает и то, что он знает, и то, что знает он, и то, что именно он знает. Более того, он осознаёт, что за пределами его знаний простирается океан неведомого. Существенная черта самосознания – способность мыслящего человека не только отделять себя от остального мира, но и противопоставить себя ему. Вместе с тем в самосознании происходит осознание самого себя не как чего-то абсолютно обособленного от этого мира, но как находящегося в многообразных отношениях с ним. Слово «самосознание» означает различные, хотя и связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, ориентированного на вне его лежащие вещи, и сознание, основным объектом которого служит человеческое «Я», то есть самопознание. В первом своём значении самосознание ориентировано на реализацию призыва «познай мир», а во втором – на реализацию призыва «познай самого себя». Как у любого слова, у него несколько значений; основным же значением термина «самосознание» следует считать сознание нашего наличного бытия, собственного существования, сознание самого себя или своего «Я». В предложении: «Я вижу берёзу» при смысловом ударении на слове берёза внимание направлено на внешний объект; при ударении на слове вижу - на сам процесс видения; при ударении на слове я – на субъект. В этих примерах видна мера фокусировки сознания от объекта к субъекту, то есть от сознания (вещи) к самосознанию. Осознавая вне его лежащую внешнюю реальность, человек отражает и реальность самого себя. Он ощущает и мыслит и вместе с тем знает себя как ощущающее и мыслящее существо: соотносясь с предметом, сознание вместе с тем характеризуется самоотношением. Человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Глубина самосознания может быть различной. Известно, что исключительно одарённые люди воспринимают своё «Я» с особой остротой, начиная с раннего детства. Познание своего «Я» переживается ими как своего рода внутреннее откровение. Такая острота особенно характерна для самосознания гениальных людей. Это связано с пониманием ими своего особого назначения или признания своей ответственности и общественной значимости. Уровень самосознания в каждой данной ситуации неодинаков. Бывают моменты, когда самосознание очень остро. Когда же человек предельно поглощён каким-либо посторонним сюжетом, самосознание его может почти полностью отсутствовать. Так Архимед, углубившись в свои математические расчёты, не заметил падения Сиракуз, в защите которых он участвовал. Это – пример чрезвычайно фокусированного сознания. В большинстве случаев сознание людей находится где-то между этими крайностями. Самосознание осуществляется не только в личностном плане, но и на уровне общественного сознания, когда знания, научное и художественно творчество становятся специальным предметом теоретического исследования. Все так называемые метатеории – это формы самосознания соответствующих теорий. Высшим уровнем общественного самосознания является философия, представляющая собой жизненно важный созидательный этап в формировании представления общества о самом себе и своём понимании мира. Сознание человеком самого себя не носит непосредственного характера. Оно опосредовано отражением внешнего мира и других людей. Первоначально человек осознаёт предметы, свою деятельность с ними, поведение и качества других людей, а на более высоком уровне развития истории – и свои мысли о предметах и действиях, свои чувства, побуждения. Он осознаёт себя как личность, осознаёт свой духовный мир, создавая своё «представление» о себе. Не случайно в языках мира слово «представление» означает «ставить образ перед собой». Степень самосознания может быть разной – от самого общего, мимолётного контроля над потоком мыслей, обращённых к внешним объектам, до углублённых размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека. При этом фиксация нашего активного внимания на нашем «Я» имеет свою разумную меру, диктуемую жизненной необходимостью: чрезмерная фиксация внимания на «Я» может явиться причиной, затрудняющей ориентировку в окружающей обстановке и снижающей продуктивность практических и умственных действий. Она может выродиться «в самодовольное няньчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» (Гегель). Такой изнеженный эгоцентризм, мнительное созерцание своего собственного «Я» следует отличать от самопознания, ориентированного на раскрытие смысла своей деятельности, своего жизненного пути. По словам Гегеля, «познай самого себя» - эта абсолютная заповедь не имеет значения только такого самопознания, которое направлялось бы на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивида, но она представляет собой познание подлинного в человеке, постижение его сущности, понимания того, что он несёт в себе смысл всей исторической жизни. Самосознание является мощным фактором самоконтроля, самокритики, самосовершенствования и самовоспитания. Самосознание соотнесено с сознательностью когда познавательные процессы, волевые усилия и действия осознаются человеком. Сознательность – это нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на осознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающей результат действия. Нет абсолютной меры сознательности и она простирается от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность – неотъемлемое свойство душевно здоровой личности. Возможность понимания последствий поступка резко сужена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевно больных, подчас совершающих действия, поражающие своей нелепостью, а порой ведущие к трагическим последствиям. Единство сознания и самосознания носит внутренне дифференцированный характер. Оно предполагает их специфическое качественное различие и взаимодействие. Ослабление или усиление сознания снижает или повышает уровень осознания человеком себя. Это видно в клинических проявлениях расстройства самосознания. Как отмечают психиатры, в начальных периодах развития шизофрении чувство изменённости своего «Я» нередко диффузно, аморфно, трудно формулируется, сопряжено со страхом, тревогой, боязнью чего-то неотвратимого. При этом больной пытается бороться с наступающими чуждыми его личности изменениями, меняя место работы, избегая общения, уединяясь. На более поздних этапах течения болезни нарушение самосознания всё меньше контролируется больным и толкуется им бредовым образом. Больные, не усматривая в этом противоречия, считают себя другим человеком, присваивают себе имена, звания известных людей, богов. Нередки случаи, когда один больной считает себя носителем многих имён и свойств многих личностей. Жизненный смысл самосознания заключается не в пассивном и безучастном наблюдении со стороны, а в управлении психическими процессами и поведением. Осознаваемость затрагивает не только сферу познавательных процессов, но и часть эмоциональных явлений. Таким образом, самосознание есть существенный момент сознания в целом. Оно выражает сознание в его актуальной данности субъекту. Итак, самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание – конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным группам, конкретным обществам, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение. Неверно, что самосознание – высший вид сознания или один из его элементов. Это неотъемлемая сторона, аспект или грань сознания общественно развитого человека. Оно образует разум, повёрнутый внутрь духовного мира человека. У сознания и самосознания один носитель – человек, у них один орган – мозг.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Теория познания, иначе именуемая гносеологией или эпистемологией, представляет собой одну из философских дисциплин наряду с онтологией, учением о развитии (диалектикой), логикой, философской антропологией и др. Практически все крупные философские системы прошлого включали гносеологию в качестве составной части. Особо значительное внимание вопросам познания уделяли философы XVII-XIX веков, что объясняется бурным развитием наук и трудностями, возникавшими в процессе добывания знания. Теория познания как философское осмысление познавательного отношения человека к миру исходит из того, что предполагает разделение субъекта познания и объекта познания. Когда человек становится познающим субъектом, это выражается в принятии позиции «внешнего наблюдателя», объективного исследователя, свободного от разного рода предпочтений, интересов и влечений, кроме одного - интереса, стремления знать. Для успешности познания от субъекта требуется суметь удержаться от таких действий, которые могли бы внести нежелательные искажения в естественное поведение объекта. При этом познание всегда остаётся своеобразной формой активности: субъект добросовестно фиксирует факты, осмысляет и истолковывает их, объясняет реальность в понятиях и суждениях. Он «наделяет» мир некоторой структурой, которая согласуется с установленными закономерностями, выявляет причинно-следственные связи, разделяет сущность и явления. Даже самое элементарное наблюдение не является сколько-нибудь пассивным, а представляет собой отбор и систематическое выделение наиболее существенных явлений из множества, остающихся вне поля внимания. Познающее существо – живой человек, наделённый конкретными качествами: волей, вниманием, желаниями, воображением, памятью и другими особенностями, участвующими в процессе познания. Субъект современного научного познания – это не отдельный человек, самостоятельно и заново изобретающий всю используемую им экспериментальную технику и новые понятия. В процессе образования люди усваивают прошлый опыт, включая не только факты и теории, но и культурные традиции. Далеко не все из них подвергаются критической проверке в новых условиях. К числу таких неявных предпосылок относятся и представления о субъекте и объекте. Действительно, разве можно однозначно ответить на вопрос: является ли объект «данностью» или «конструкцией» субъекта? С одной стороны, объект познания отличается от природы, взятой «самой по себе», поскольку по мере усложнения науки её объекты приобретают всё более искусственный, идеализированный характер. Техника и эксперимент есть не что иное, как реализация теоретических моделей, а, следовательно, и воплощение того, чего в естественных условиях не было и не могло быть. Во всяком случае теоретические законы «извлечены» не из первозданной реальности, а из идеальных объектов, искусственно воспроизводимых в экспериментальных условиях. С другой стороны, наука и техника должны раскрывать и, следуя им, использовать объективные законы природы, так как без этого промышленное производство неизбежно будет приводить к таким катастрофам, которые, как известно, могут превосходить даже стихийные бедствия. Поэтому констатация метафизических («застывших», абстрактных) противоположностей должна уступить место в нашем сознании таким философским исследованиям, которые исходят из такой структуры субъективного и объективного компонентов, в которой они переплетены отношениями взаимосвязи и взаимообусловленности. Главный вопрос теории познания – вопрос о познаваемости мира. Если в первой стороне основного вопроса философии (вопроса об отношении между сознанием и миром) речь идёт об онтологическом отношении между ними, то во второй части этого вопроса мы ставим перед собой задачу выяснить характер гносеологического отношения между сознанием и бытием. Нас интересует, что представляют собой результаты воздействия вещей на наши познавательные способности: то ли это – копии явлений действительности, то ли какие-то сигналы, дающие лишь нам возможность считать, что на нас что-то воздействовало извне. Вариантов решения основного гносеологического вопроса в истории философии довольно много. Часть философов убеждена в том, что человек в состоянии познать любые явления действительности, так как факты сознания есть идеальные копии вещей. Такую философскую позицию можно назвать гносеологическим оптимизмом. Некоторые философы, начиная с античной эпохи и до сегодняшнего дня, считают, что нам недоступно знание вещей и их свойств. Такой философский взгляд на характер отношения между сознанием и бытием носит название агностицизма. Он может быть умеренным, то есть признавать частичную познаваемость вещей. Кант, например, считал, что человеку доступно знание о существовании вещей, но сущность вещей остаётся непознанной. Он может быть крайним (как, например, в случае с Юмом, утверждавшим, что у нас нет никакой возможности доказать существование мира вещей вне нашего сознания). В любом случае, возникновение и существование агностицизма имеет серьёзные гносеологические и социальные причины. Ведь процесс познания – сложный, противоречивый процесс. На пути познающего субъекта встают различные проблемы, и не всегда философу удаётся их решить. Мы увидим в дальнейшем некоторые пути возникновения агностических суждений. Познавательное отношение человека к миру – одно из отношений, наряду с практически-преобразовательным, эстетическим, нравственным и др. Познание и преобразование действительности неразрывно связаны между собой. Так обстояло дело на заре человеческой истории, когда такого вида деятельности, как познавательная, ещё не существовало, а добывание элементарных знаний о растениях и животных, погоде, ландшафте и т.п. были вплетено в практическую деятельность, которая не могла осуществляться без этих знаний. Так обстоит дело и в настоящее время: за прошедшие тысячелетия человечество накопило колоссальные запасы самых различных знаний, но их, тем не менее, постоянно недостаёт для успешной практической деятельности. Практика в отношении к познанию выполняет три роли. Во-первых, практика есть основа познания. Она создаёт все предпосылки для осуществления продуктивного познавательного процесса: в практике создаётся материальная база науки; научные исследования требуют материальных затрат, покрываемых за счёт создания материальных ценностей; подготовка специалистов и оплата их труда также финансируется за счёт материального производства; наконец, практика ставит перед наукой задачи, решение которых содействует дальнейшему развитию производства. Во-вторых, практика выступает как цель познания: все результаты познавательной деятельности рано или поздно находят применение. При этом субъект познавательной деятельности нередко не отдаёт себе отчёт и даже не интересуется тем, где и как будут использованы результаты его работы. По мере ускорения общественного развития сокращается временной интервал между получением нового знания и использованием его в практике. Если в прошлые века научные открытия десятки и сотни лет лежали невостребованными (практика и познание существовали параллельно и как бы независимо друг от друга), то в настоящее время результаты научного поиска при нормальной организации производства немедленно используются в практике. В-третьих, практика служит критерием истины. Об этой последней функции практики речь пойдёт специально в соответствующем разделе настоящей главы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |