|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность человекаС тех пор, как во второй половине XIX века стало общепризнанным положение о человеке как продукте биологической эволюции, центральным вопросом антропологии стал вопрос об основном отличии человека от животных. Отвечая на него, указывали на самые различные особенности человека: наличие сознания, религии и т. д. Эти особенности действительно отличают человека от животных, но они производны, вторичны. Основополагающим отличительным признаком человека является производство необходимых ему жизненных средств; производя необходимые жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь. Социальное невозможно без производства – положение, которое не нуждается в доказательстве. И наоборот – только там, где существует производство, может иметь место объединение людей, общество. Производство как разновидность поведения человека и всё оно (поведение) в целом существенно отличается от поведения животных. Во-первых, каждый вид животных имеет своё поведенческое амплуа, отличающее его от других видов. Понятие же «поведенческое амплуа человека» лишено смысла, т. к. человек может вести себя «по мерке» любого вида (вести наземный и подземный, водный и воздушный образ жизни; быть охотником, земледельцем, скотоводом, ремесленником; плотоядным или вегетарианцем и т. д.). Во-вторых, программы, в соответствии с которыми строится поведение человека и животных, передаются от поколения к поколению принципиально различными способами: у животных – по преимуществу генетически, у человека – с помощью языка, социальных норм, традиций и т. п. (при этом некоторые поведенческие акты осуществляются на основе механизмов, полученных человеком «по наследству» от животных. С момента «неолитической революции», произошедшей около 10 тысяч лет тому назад, человек обладает уже всеми основными характеристиками, свойственными «природе людей» как общественных существ. Человек изначально деятелен: все человеческие свойства формируются в ходе предметной деятельности, т. е. возникают исторически. В перечень этих свойств входят и высшие духовные способности (например, научные, философские, религиозные), и особенности человеческого восприятия, чувствования. Потребности людей также отличаются тем, что они формируются исторически и при определяющем воздействии труда. Человек, оказавшийся в силу драматических обстоятельств вне общества от рождения («маугли») и отдалённый от других людей, орудий труда, знаний и навыков, оказывается животным. Беспомощность изолированного индивида – оборотная сторона родового могущества людей. Лишь в качестве членов общества люди могут чувствовать себя существами, защищёнными в значительной мере от стихийных сил природы. То особое значение, которое индивиды получают внутри сообщества, в конечном счёте определяется их местом в системе отношений, складывающихся по поводу производства, общественного труда. Все особые роли и достоинства, отличающие данного индивида от всех остальных, есть не что иное, как общественные отношения. Талант и привлекательность, богатство и ум получают какой-либо смысл лишь в отношениях индивида к другим людям, поскольку эти другие характеризуются какими-то потребностями, ожиданиями. Вот почему полтора века тому назад К. Маркс заметил: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть ансамбль общественных отношений». Это значит, что индивид настолько развит и своеобразен, настолько богат достоинствами, насколько представлено в нём богатство и многообразие выработанных историей общественных качеств человека. Признавая первичность родового, общественного бытия людей над сознательно-волевым бытием индивидов, мы отнюдь не понимаем эту первичность как последовательность во времени: сначала де люди стали общественными, родовыми существами, а потом уже – сознающими себя индивидами. Нет. Человек и общество возникали, формировались одновременно. Бессознательная принадлежность – это способ включения животного в биологический вид, а там, где налицо надбиологическое, общественное объединение, всегда уже существует более или менее сознательное причисление индивидом себя к этому объединению. А это предполагает такие свойства, как ответственность, вменяемость, совесть. Приведённые характеристики человека хотя бы в минимальной степени приложимы к любым культурно-историческим разновидностям людей, начиная с эпохи неолитической революции. С тех пор и до сегодняшнего дня люди - умеют изготавливать орудия труда при помощи орудий труда и использовать их как средство производства материальных благ; - знают простейшие нравственные запреты и противоположность добра и зла (толкуемых, однако, очень по-разному); - обладают потребностями, чувственными и умственными навыками, развившимися исторически; - не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества; - признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу общественных отношений; - их деятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности. Таков общепланетарный фундамент человечности, заложенный в процессе формирования существа, носящего название «человек разумный». Такова сущность человека. Проявлением же человеческой сущности были все те человеческие судьбы, которые составили всемирную историю. Человек существует несколько десятков тысячелетий и столько же времени он знает о своём существовании, но сущность человека – предмет споров и научных поисков. И сегодня мы ещё не можем сказать, что о сущности человека знаем уже всё. Возможность быть предметно-практически действующим существом обеспечивается рядом предпосылок. Сюда относятся внешние по отношению к человеку условия: вещества, из которых человеком будут созданы вещи, смогут им быть взяты только из природы. Сюда, далее, относятся физические способности человека; он должен обладать некоторой силой, чтобы с её помощью преобразовать вещество природы в вещь. Силы эти относительно невелики, и растущие потребности человека вынудят его для их удовлетворения начать использовать сначала силу животных и природных стихий (воды, ветра), а затем начать извлекать энергию химическую, электрическую, внутриатомную, внутриядерную и др. Этих необходимых предпосылок, однако, недостаточно, чтобы производить. Ведь прежде чем начать действовать предметно, человек должен поставить перед собой цель, наметить задачу, выстроить план своего будущего поведения в процессе создания вещи; он должен знать свойства материала, из которого будет создана вещь, иметь представления о связях и отношениях, в которых находятся вещи в природе, у него должны быть какие-то знания о своём теле и его органах, с помощью которых он будет работать. Наконец, создание вещей предваряется, сопровождается, завершается оценкой всех участвующих в процесс производства вещи компонентов и готовой вещи с точки зрения интересов, потребностей производящего человека. Создать проект потребного будущего, получить знания и дать оценку – значит обеспечить успех будущей предметно-практической деятельности. Всё это человек осуществляет с помощью своего сознания, которое, подобно психике животных, представляет собой, с одной стороны, отражение всего существующего, а с другой – систему регулирования человеческого поведения. В одной из тем пойдёт специальный разговор об особенностях человеческой психики, а сейчас необходимо кратко охарактеризовать названные три её способности. Несколько слов по поводу терминологии. Для того чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что человек действует сознательно, осмысленно, а не влечётся лишь инстинктами или аффектами, мы говорим, что он имеет сознание, мышление, психику, душу. «Человеческая психика» и «сознание» - синонимы. Но термин «сознание» используется в изучаемой нами философии в двух смыслах. В широком смысле это слово означает всю совокупность психических процессов и явлений. В этой совокупности есть и такой элемент, как мышление – способность комбинировать психические образы (представления, понятия) по определённым правилам, создавая новые психические образы. Способностью мыслить с помощью абстрактных образов (понятий, суждений, умозаключений) обладает лишь человек. Именно это – абстрактное – мышление и называют иногда сознанием в узком смысле слова. Что касается термина «душа» и отличаемого от него понятия «дух», то ими, как правило, материалистическая философия не оперирует. Если вкладывать в эти термины содержание, равное содержанию понятия «психика» (что мы иногда и делаем), то их можно считать понятиями, отражающими реальность. Если же понимать под этими словами нечто существующее само по себе, независимо от человека, его тела, то вселяющееся, то «выселяющееся» из него, руководящее им и борющееся с ним, то согласиться с существованием души, духа не представляется возможным хотя бы потому, что информация в чистом виде не существует, а представляет собой некоторую упорядоченность состояний той или иной материальной системы. Познавательная деятельность человека представляет собой осуществление познавательной способности сознания. В образах сознания вещи, их свойства, отношения между ними запечатлеваются, т. е. поток сигналов (материальных носителей информации) переносит некоторые состояния и особенности вещей через органы ощущения в мозговые структуры. Последние приходят вследствие этого в состояние большего или меньшего соответствия с вещами, о которых доставлена информация. Человеком как субъектом познания эта информация переживается в виде чувственных образов: ощущений, восприятий, представлений. На их основе с помощью способности мыслить человек формирует абстрактные образы, более точно и глубоко отражающие вещи, связи, отношения и т. д. К числу этих абстрактных психических образов относятся понятия, суждения и умозаключения. Знание, содержащееся в чувственных и абстрактных образах, т. е. информация о вещах и о состоянии самого действующего человека даёт ему возможность действовать предметно-практически. Это положение зафиксировано в таких высказываниях, как «знание – сила», «знать - чтобы действовать». Знание, однако, не является единственной формой отражения вещей в нашем сознании; другой формой отражения служит оценка. Вне зависимости от того, имеем ли мы знание истинное или ложное, т. е. соответствуют наши представления о вещах самим этим вещам или нет, знание всегда представляет собой незаинтересованное, непредвзятое отражение вещей. Мы говорим: в восприятиях или понятиях вещи отражаются такими, какими они существуют в действительности, безотносительно к нашим интересам и стремлениям (кроме, конечно, интереса знать эти вещи). Поэтому независимо от индивидуальных и социальных различий люди считают, что дважды два будет четыре, а Волга впадает в Каспийское море. Если бы знание не было беспристрастным отражением свойств вещей, то человечество вряд ли могло бы успешно иметь дело с этими вещами. Но человек – существо заинтересованное, и интерес-то как раз и является двигателем поведения людей. Причём интересы различны у различных групп и индивидов. В зависимости от интересов люди по-разному оценивают одну и ту же вещь; даже индивид в различных состояниях по-разному смотрит на вещи, по-разному их оценивает. Таким образом, оценка есть результат заинтересованного отражения вещи в нашем сознании. Несмотря на эту «заинтересованность», «необъективность», оценка так же необходима человеку, как и знание. Человек действует на основе знания и под влиянием тех оценок, которые он даёт вещам. Например, отношение человека к другому человеку зависит не только от знания о нём, но и от симпатии или антипатии к нему (а это и есть пример оценки). Наконец, третья способность сознания (её называют проективной способностью или практическим сознанием) – умение создавать идеальный образ результата действий ещё до начала действий. Эта способность, которую человек выработал в себе в ходе истории, отличает его от животных, действующих, (когда речь идёт не об инстинктивном поведении) на основе метода проб и ошибок. Создание орудий труда, постройка жилищ, производство предметов домашнего обихода – поскольку человек не находит их в готовом виде в природе, - требовали от него осознания своей потребности, расчёта своих возможностей, конструирования в сознании образа той вещи, которую он намеревался создать. Систематическое повторение подобных ситуаций сформировало человеческую способность к целеполаганию, подбору средств, соответствующих цели, планированию ряда этапов деятельности, умению предвидеть в большей или меньшей степени побочные следствия своей деятельности. Все три представленные особенности сознания существуют во взаимодействии: знание влияет на оценки, которые мы даём вещам; оценки порой тормозят или ускоряют процесс добывания знания; проект потребного будущего создаётся на основе знания и под влиянием оценки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |