АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость и случайность

Читайте также:
  1. ИЛИ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
  2. Множественное наследование: суть, необходимость, проблемы. Интерфейсы.
  3. Налог на прибыль: классификация доходов и расходов, ее необходимость
  4. Необходимость активизации функции организации и нормирования в системе менеджмента
  5. Необходимость включения национальной экономики в международную торговлю. Показатели открытости экономики
  6. Необходимость выявления типологических комплексов
  7. Необходимость денежных реформ
  8. Необходимость изучения зависимости эффективности деятельности от типологических особенностей не только на успешных, но и на средних по успешности и неуспешных работниках
  9. Необходимость исчерпывающего привлечения сохранившихся списков произведения
  10. Необходимость профессионального отбора в разные профессии
  11. Необходимость регулирования государственной экономики возникла под влиянием экономического кризиса в 30-е годы, и это послужило образование соответствующей теории (Кейнса).

Необходимость – тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития. Категория необходимости соотносительна с категорией случайности. Для понимания необходимости важны также категории закона, сущности, причинности.

Диалектический материализм исходит из признания объективной природы необходимости и её неразрывной связи со случайностью. Необходимость есть также единство возможности и действительности, закономерный переход первой во вторую. Случайности всякий раз определяются реально существующей необходимостью: данная необходимость делает возможным лишь определённый тип случайностей. Например, случайности, связанные с увольнением по безработице, разорением одних и обогащением других, характерные для капитализма, отсутствуют там, где господствуют иные необходимости (некапиталистические социальные порядки).

Необходимость имеет исторический характер, то есть изменяется с изменением исторических условий. При этом необходимые связи могут превращаться в случайные и наоборот, как это было в истории с натуральным хозяйством и товарным производством.

Новые аспекты проблемы необходимости возникли в связи с широким исследованием в современной науке массовых процессов и явлений, в частности с различением статистических и динамических закономерностей. Если действие динамических законов обнаруживается в каждом явлении и потому выражаемая ими необходимость носит абсолютный характер, то статистическая необходимость является атрибутом лишь массы явлений, она обнаруживается только при наличии определённого минимума случайных событий, каждое из которых в отдельности не может отразить необходимость. Статистические законы есть законы распределения массовых событий или явлений и именно это распределение выступает в них как необходимость.

Необходимость, как правило, не существует в чистом виде; она обнаруживается лишь через массу случайных проявлений.

Случайность – тип связи, определяемый внешними, побочными для данного явления, процесса, причинами. Случайные связи характеризуются неустойчивым, временным характером, относительным безразличием к форме своего проявления, неопределённостью возникновения в пространстве и времени.

Философы-метафизики прошлого нередко понимали случайность как явление, причина которого неизвестна. Когда же причина становилась известной, то «мнимая» случайность, считали они, исчезает и всё оказывается только необходимым. Родоначальник этой точки зрения – Демокрит (V в. до н. э.). В новое время её разделяли Спиноза, Гольбах. Отрицание объективного существования случайности характерно и для агностицизма – философской позиции, не допускающей возможность знать вещи и их свойства. Понимание случайности как результата незнания из философии проникло в естествознание (Галилей, Гюйгенс, Д. Бернулли, Лаплас).

Своеобразной реакцией на такое – фаталистическое - понимание случайности, низводящее личность до уровня механизма, явилась точка зрения, согласно которой в мире есть только случайность. Этот взгляд развивался особенно в тех философских учениях, в которых значительное место занимали этические проблемы (в частности, проблема свободной воли человека). Эпикур (IV-III вв. до н. э.), например, считал, что лучше находиться во власти случая, чем быть рабом слепой необходимости.

Диалектический материализм в трактовке случайности опирается как на достижения философской мысли (особенно на диалектику Гегеля), так и на успехи наук. Уже в середине XIX в. теория вероятностей показала объективный характер статистических закономерностей. В теории Дарвина случайность использовалась для объяснения механизма биологической эволюции. Развитие общественных наук показало, с одной стороны, огромную роль случайностей в историческом процессе, а, с другой,- причинную обусловленность случайных явлений.

В основе современного понимания случайности лежит анализ характера причин, вызывающих то или иное явление. В необходимом процессе причина есть нечто внутреннее, а в случайном – нечто внешнее по отношению к нему. Поскольку каждое реальное явление порождается как внутренними, так и внешними причинами, то не может быть «абсолютно чистой» необходимости или «абсолютно чистой» случайности. Это значит, что противопоставление необходимости и случайности относительно: то, что случайно в одном отношении (в одном ряду причин), оказывается необходимым в другом отношении (в другой причинной цепи). Обладая объективным существованием, случайность не есть результат нашего незнания. Так как возникновение каждого явления зависит от множества факторов, причин, условий, то их перекрещивающееся действие приводит к тому, что явление может реализоваться по многим вариантам. Причём в каждом случае превращение возможности в действительность включает в себя как закономерное, так и случайное. Поэтому действительность как реализовавшаяся возможность обладает множеством случайных черт.

Случайное и необходимое диалектически сплетены в каждом явлении, но доминировать в нём может либо одно, либо другое. Например, в броуновском движении доминирует случайность, хотя движение каждой частицы строго детерминировано. Здесь необходимость выступает в форме статистической закономерности. Наоборот, в тех единичных явлениях, возникновение которых обусловлено внутренними причинами, доминирует необходимость, а случайность – лишь форма их существования, «дополнение и форма проявления необходимости» (Энгельс).

По типу связи с необходимостью случайности можно разделить на «чистую», не связанную с данным процессом развития, а вторгающуюся в него извне (например, появление европейцев на американском материке и истребление там коренного населения) и «внутреннюю», когда случайность выступает как адекватная форма воплощения данной необходимости (примером такой случайности является формирование необходимых признаков в биологической эволюции в результате случайных мутаций и их последующего закрепления).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)