АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познавательные способности человека: рациональное и чувственное познание

Читайте также:
  1. Анализ конкурентоспособности организации на основе концепции 5 сил Портера
  2. Анализ конкурентоспособности предлагаемой модели
  3. Анализ кредитоспособности заёмщиков коммерческого банка : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.12, 08.00.10
  4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
  5. Анализ платежеспособности и ликвидности пред-ия
  6. Артистические и музыкальные способности и типологические особенности.
  7. Биохимические методы исследования и оценки физической работоспособности
  8. В). В условиях диверсификации достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности
  9. Влияние валютного курса на условие платежеспособности
  10. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
  11. Воображение и творческие способности
  12. Вопрос 45: Открытая экономика: система гибких и фиксированных валютных курсов. Паритет покупательной способности.

Один из вопросов теории познания – вопрос о том, что такое знание. Мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Например, мы знаем, что такое автомобиль или алгоритм, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах (материальном и нематериальном). В третьем случае речь идёт о действии. В четвёртом – о свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы и задачи, то есть знания о неизвестном; они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и организации деятельности и выработки новых знаний. Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они есть динамическая, быстро развивающаяся система, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой общественной системы.

Учитывая, что понятие отражения рассматривалось в предыдущем разделе, мы рассмотрим здесь лишь вопрос о том, в каком отношении к этому понятию находятся понятия информации и знания. Говоря, что субъект А отражает объект В, мы имеем в виду, что определённые изменения в А соответствуют определённым изменениям в В и вызываются ими как несущими информацию о В. При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от В и воспринимаемая А, но лишь та её часть, которая преобразована и переработана А (человеком или животным). Следовательно, знание – это всегда информация, но не всякая информация – знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих действие мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определённой эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных людей.

Как осуществляется процесс познания, из каких этапов он состоит, какова их структура? Большинство философских систем выделяли два этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль в процессе познания определялась в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное познание главным и даже единственным источником наших знаний: в интеллекте нет ничего такого, чего бы не было в чувственном восприятии (Гоббс). В ещё более резкой форме эту мысль повторял Локк. Если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил (принципов), то откуда берутся сами эти правила? Ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты.

В философии нового времени под рациональностью, как правило, понималась универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась врождённой способностью. Но откуда в таком случае берутся ложные (неистинные) знания? Каким образом могут возникать противоречащие логике суждения, то есть суждения иррациональные? Рационалисты XVII-XVIII веков отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала существует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли ещё аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т. д., могут заставлять человека сознательно или бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и привести к искажению истины в угоду чувству, подчинить разум «страстям души». Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и рациональным действиям, но может вступить с ними в конфликт.

Каким образом сегодня представляется процесс познания, с точки зрения материалистической, диалектической философии? Познание есть процесс и результат отражения свойств объекта в субъекте.

Под субъектом познания понимается носитель сознания в широком смысле. Субъект характеризуется активностью, благодаря которой он может выступать как действующая причина тех или иных событий. При этом субъект – вовсе не обязательно конкретное физическое лицо. В разных гносеологических учениях представлены различные модели субъекта: индивидуальный субъект (в обыденном сознании и в наиболее ранних философских учениях субъектом познания выступает отдельный человек; при этом считается, что опыт, порождаемый непосредственным воздействием объекта на органы ощущений, порождает знание, в котором характеристики объекта воспроизводятся без каких-либо существенных искажений. Такая позиция получила название «наивного реализма»). Другие модели субъекта - антропологический субъект (естественно-природный человек со всеми присущими ему формами познавательных способностей, которые понимаются как продукты естественной эволюции); субъект как сообщество учёных, социально-исторический субъект (субъект познания не появляется сразу в «готовом виде»; его становление нельзя признать результатом только биологической эволюции – человек становится субъектом по мере того, как он осваивает мир идей и предметов, составляющих культурную среду его жизни); трансцендентальный субъект, абсолютный субъект, экзистенциальная концепция субъекта.
Мы будем понимать под субъектом познания общественного человека в его различных формах: индивидуальных, групповых (например, сообщество учёных), существующих в виде конкретного сообщества, наконец, общества в целом.

Под объектом познания понимается то, на что направлена познавательная активность субъекта. Функция объекта заключается в том, чтобы «обеспечивать» непрерывность субъективного опыта: объект расположен за пределами субъекта и независим от него; он – центр приложения познавательной активности.

Чувственное познание и его элементы

Исторически начальный этап познавательной деятельности – период, когда познание было непосредственно включено в процесс практического использования и преобразования материальных предметов и социальных институтов. Начать рассмотрение процесса познания с этого этапа необходимо, во-первых, потому, что он является начальным с исторической точки зрения. Ещё не существовало разделения деятельности на физическую и умственную и выделения последней в относительно самостоятельный тип деятельности. Во-вторых, нерасчленённая практическая деятельность является начальной и в том смысле, что благодаря ей осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Такое «вплетённое» в практику познание есть предпосылка, без которой не могут возникнуть и существовать другие формы познавательной деятельности.

Каким образом человек познаёт вещи и процессы природы и вещи, созданные человеческим трудом?

Важнейший тезис гносеологии (который, однако, не должен быть абсолютизирован; абсолютизация этого тезиса, то есть заявление о том, что с помощью органов ощущений мы получаем все знания, /такая позиция называется абсолютным сенсуализмом/ приводит к агностицизму, ибо в этом случае невозможно понять, как человек постигает сущность явлений, законы и причины их существования – ведь они не воспринимаются органами ощущений) состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов материального мира необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие этих объектов. Такая форма деятельности называется чувственным познанием. Материализм постоянно отстаивал фундаментальное значение этого типа познавательной деятельности для всего совокупного процесса человеческого познания.

Элементами чувственного познания служат ощущения, восприятия и представления.

Ощущение есть элементарный чувственный образ предмета, воздействующего на органы ощущений, в котором (образе) отражено какое-либо предметное свойство. Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение, установили, что по количеству поставляемой субъекту информации на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, обоняние и вкус. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции приёма и переработки ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга – центр зрительных ощущений, в теменных отделах – осязания, в височных – центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном перерабатывает информацию, тогда как передняя подаёт сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом.

Ощущение как субъективный образ предмета обеспечивает собой данность предмета сознанию, «проникновение» вещи во внутренний мир, в психику субъекта. Здесь происходит существенное качественное изменение, совершается скачок: факт объективного по отношению к сознанию раздражения преобразуется в факт сознания. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную ответную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, непосредственно не свойственное самому предмету качество – его субъективный образ. Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания предметом, каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога потому, что на кожу подействовал огонь. Но в самом огне, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль – ощущение человека, которое имеет своим следствием определённое состояние его психики, эмоций, определённую ответную реакцию.

Критикуя материалистическую гносеологию, субъективные идеалисты настаивают на том, что за ощущением ничего не стоит, никаких вещей, независимых от субъекта (Дж. Беркли), что ощущение и есть единственная реальность, то есть что ощущение не связывает субъекта с внешним миром.

Конечно, организм человека оснащён не только экстерорецепторами, передающими в мозг воздействия предметов, находящихся вне тела человека, но и интерорецепторами, которые дают нам возможность получать информацию о процессах, происходящих внутри нашего организма, который по отношению к сознанию также является частью внешнего мира. И если иногда человек, перенесший операцию ампутации травмированной конечности, ощущает боль в этой (несуществующей уже как часть его организма) конечности – так называемые фантомные боли – то это вовсе не значит, что ощущения нас дезинформируют, то есть сообщают неверную информацию: эти ощущения – не плод болезненной фантазии человека, а род остаточных явлений, имеющих вполне материальную природу.

Ещё одно возражение против положения об ощущении как связующем звене субъекта с миром было выдвинуто немецким физиологом XIX века И. Мюллером. Он утверждал, что наши органы ощущений свидетельствуют не о том, что происходит в мире, но о состоянии самих органов ощущений. Глаз, говорил он, - орган зрения; надавите на глазное яблоко пальцем – что вы при этом увидите? Не палец, а так называемые фосфемы (световые «червячки»). Пример Мюллера свидетельствует о том, что при ненормальных условиях работы органов ощущений (когда на них воздействуют не соответствующие раздражители, например, на глаз – не световые лучи, а механическое давление) эти органы сообщают нам о воздействии неадекватного раздражителя.

Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма и от познаваемой вещи. Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями; по интенсивности ощущения мы более или менее определённо судим о том, насколько нагрет или охлаждён предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п. Субъективный идеализм же не просто подчёркивает, но абсолютизирует субъективность образа, который даётся ощущением; он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от физиологии и психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются субъектом.

Философская концепция, подчёркивающая чувственное происхождение наших знаний, получила в истории философии название сенсуализма (от лат. «sensus» - чувства). Но сенсуалистами стали называть тех, кто настаивал на исключительной роли работы органов ощущений в процессе познания (Гоббс, Локк, Беркли) и умалял роль другой способности человека познавать вещи и их свойства – логической, рациональной способности. Рассматриваемое здесь учение основывается на сенсуалистических посылках, но отвергает крайний сенсуализм, считая логические средства познания другим – не менее значимым, чем чувственность – средством познания явлений. Другой недопустимой односторонностью в понимании природы познания следует считать рационализм. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Гегель) чрезмерно принижали роль чувственного познания, считая подлинное знание результатом работы мысли, разума (разум на латинском языке - «ratio»). Материалисты приводили в подтверждение истинности концепции сенсуализма такой аргумент: мы не могли бы ничего знать о павлине, если бы никто и никогда не видел павлина. Рационалисты возражали: человек создаёт описания, скульптуры объектов фантастических, которых он никогда не видел, например, кентавров. Материалисты приводили следующий довод в защиту сенсуализма: сколь бы нереальными ни были объекты фантазии, они являются причудливым, созданным фантазией сочетанием образов реальных объектов. В данном случае механистические материалисты были правы, и сильной стороной материалистическо-сенсуалистической концепции является то, что она объясняет происхождение знания и подчёркивает особую роль чувственно-образного элемента в нашем познании.

Рассматривая ощущения как субъективный образ объективного мира, мы истолковываем их в качестве первоначального источника наших знаний. Ощущение стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые вступает и включён человек.Познание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов, то есть пользуется в качестве исходного материала и предпосылки дальнейших этапов процесса познания образно-чувственным отражением действительности.Отдельные ощущения, являясь составными частями чувственного отражения, в действительности не существуют обособленно друг от друга, а представляют собой элементы целостного образного отражения того или иного явления. Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению свойства образа – давать целостное отображение предмета. Хотя мы при помощи различных органов ощущения отражаем пространственную форму, цвет, звук, запах, но в то же время действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в целостный образ - восприятие.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма синтеза разнообразных проявлений (свойств) предмета, которая связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному акту отражения. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае образуется и функционирует ещё более сложная форма чувственного познания – представление. Оно отличается от восприятия более высоким уровнем обобщённости, ибо в нём зафиксированы черты не одного, а многих подобных явлений. Представление как образ менее отчётливо, чем восприятие, в нём отсутствуют некоторые особенности отразившихся явлений, поскольку между моментами воздействия предметов на органы чувств и образованием представления лежит иногда значительный временной интервал. Наконец, в представлении могут быть обнаружены особенности, отсутствующие в воспринимавшихся явлениях: наше сознание вследствие присущей ему активности может «ввести» в формирующийся образ эти особенности. Последнее обстоятельство есть проявление психологического свойства, именуемого фантазией.

Элементы чувственного познания – ощущения, восприятия, представления – в реальном процессе познания существуют не обособленно и не «следуют» друг за другом. Фактически чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных элементов, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности: понятиями, суждениями, умозаключениями.

Говоря о чувственных формах познания, мы должны подчеркнуть тот факт, что речь идёт о чувственном отражении как деятельности социально-исторического субъекта, то есть человека, а не просто живого существа. В этом пункте – существенное различие между старым, метафизическим материализмом XVII-XVIII вв. и современным материализмом.

Мышление, согласно представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над результатами чувственного познания. Они не видели, что в каждом акте познавательной деятельности общественно-исторического человека реально имеет место сложное взаимодействие чувственно-образных форм освоения действительности (совокупность этих форм в философии называется опытом, эмпирией) и форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на образование абстракций: понятий, суждений, умозаключений (совокупность этих форм в философии получила наименование рациональной деятельности).

Конечно, в чувственном познании человека осуществляется непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов ощущений. Биологические науки (например, физиология органов чувств) исследуют природные аспекты такого взаимодействия. Но сущность процесса познания не определяется этой стороной дела. За исключением, возможно, самых первых этапов развития едва родившегося человеческого существа, мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственное познание в совершенно обособленном, «чистом виде» - вне общения познающего субъекта с другими людьми, вне влияния на все механизмы чувственного восприятия того мира культуры, в который постепенно включается человек начиная с самого рождения. Причина заключается в том, что чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, то есть социально-исторический характер.

Процессы чувственного познания, которые могут показаться довольно простыми (эта видимость и ввела в заблуждение метафизических материалистов), на самом деле очень сложны. Скажем, мы слушаем музыку. Это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, ибо без «работы» органов слуха воспринимать музыку невозможно (слепоглухой пытается воспринимать музыку, положив руки на крышку рояля, но ощущает только вибрацию, свидетельствующую о ритме, силе колебаний и т. п.; мелодия же остаётся ему недоступной). Безусловно, известные природные предрасположения (наличие или отсутствие музыкального слуха, то есть особое устройство органа ощущений) важны для музыкального восприятия, а в особенности для музыкального творчества. Но, сказав о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о человеческом содержании процесса чувственного восприятия музыки.

Во-первых, сам объект восприятия (музыка) есть результат деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т. п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки – результат его включения в сферу культуры, приобщения к этому миру, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки индивидом есть подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта.

Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без неё познание невозможно. Пока мозг и органы ощущений функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но она становится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врождённых). Именно эти примеры повреждения органов ощущений, которые метафизические материалисты считали убедительными доказательствами своего взгляда на механизм чувственного познания, свидетельствуют о способности человеческого организма восполнять, компенсировать свои физические несовершенства. Ведь люди даже от природы лишённые способности видеть или слышать, могут быть вполне полноценными человеческими существами, развивая в себе способности познания и рационального мышления. А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирующими органами ощущений, но в силу уникального стечения обстоятельств с самого рождения были изолированы от человеческого сообщества, практически теряют способность к познанию. Это означает, что чувственное познание по самой сущности является социально-историческим явлением.

В человеческом чувственном восприятии вещей и событий есть ещё один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми. Это свидетельствует о значимости взаимодействия многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

Язык во многом формирует и организует чувственное познание. Через язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственного опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живёт и действует человек. Каждый человек – уже благодаря тому, что он владеет языком, - практически повседневно опирается на многовековой опыт обработки тех чувственных данных, которые он получает при непосредственном столкновении с предметами, явлениями действительности. Речь идёт об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)