АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕЛО И ДУША, ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Читайте также:
  1. Life is Good/Жизнь хороша, 2001
  2. Бедная жизнь сына богатого папы
  3. БЕЗ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
  4. Безопасность и частная жизнь выходят в формате документа в формате PDF.
  5. Беседа на тему «Наркомания и жизнь – несовместимы»
  6. Билет 8. Период Асука. Политическая жизнь Ямато конца VI-VII вв.
  7. Влияние телевидения на семейную жизнь
  8. Внутренняя жизнь Христовой Церкви в послеапостольский век
  9. Вопрос 99. Что является указанием на обязательность веры в смерть?
  10. ГЛАВА 1 МОЯ ЖИЗНЬ — ЭТО МОИ МЫСЛИ
  11. Глава 1. Сделайте свою жизнь шедевром
  12. Глава 11. Душа, Смерть и Любовь.

В этом докладе я говорю о взаимодействии тела и души, о жизни и смерти и о мертвых, учитывая при этом, что многие болезни полностью или частично обусловлены душой и семей­ной историей. Поэтому их исцеление зависит от развивающихся в душе процессов. Следовательно, одновременно с лечением при помощи средств медицины необходимо также что-то рас­познавать и упорядочивать и в душе. В этой связи наряду с за­болеваниями я рассматриваю еще и несчастные случаи и само­убийства. Ибо речь идет здесь не только о здоровье и болезни, но и о жизни и смерти тоже.

Тело

Размышляя о взаимодействии души и тела, мы иногда по-прежнему находимся во власти представления о том, что тело материально, а душа «добавляется» к нему как оживляющая и управляющая сила. В основе этого представления лежит тот опыт, что умирающие делают свой последний вздох, и кажется, будто с ним они выдыхают и свою душу. С конца жизни это представление переносится на ее начало, аналогично тому, как описано в библейской истории творения, согласно которой Бог создал человека из праха земного и вдохнул в него жизнь.

Однако сегодняшнее наше знание свидетельствует о том, что живой человек возникает потому, что в нем соединяются жи­вые и потому уже одушевленные зародышевые клетки его ро­дителей. Следовательно, наше тело одушевлено уже с самого начала. Таким образом, мы являемся звеном одной длинной цепи, связующей между собой все «до нас», «после нас» и «ря­дом с нами», так, словно мы участвуем в одной общей для всех жизни и одной общей для всех душе. И потому душа выходит за пределы одного человека, она простирается на все наше окру­жение: на семью и другие большие группы, а также на весь мир в целом. И тем не менее прежде всего мы воспринимаем душу как связанную с нашим телом. Она управляет его началом, его ростом, передачей через него жизни и некоторое время спус­тя — его смертью.

«Я»

- Однако по отношению к телу и оживляющей его душе мы воспринимаем себя еще и так, словно в нас есть некая середи­на, которая взаимодействует с ним и его душой. Серединой, которая соглашается с движениями тела и его души или проти­воречит им, которая либо возвышается над ними, либо послушно, а может быть, бессильно им подчиняется. Таким образом, в| этой середине мы воспринимаем себя по отношению к телу и| душе и свободными, и связанными. Эту середину мы называем] «Я». Но этим опытом «Я» мы обладаем лишь потому, что у тела] и оживляющей его души есть собственное сознание и собственная воля, которые как соглашаются с волей «Я», так и противо-1 стоят ей. Это взаимодействие либо идет телу на пользу, либо| подвергает его опасности. Опыт и наблюдение дают нам возможность распознать, когда оно ему служит, а когда вредит.

«Я» и тело

С «Я» мы, как правило, связываем сознание, рассудок, свободную волю, контроль и выполнение действий. Однако не все* желания «Я» разумны и свободны, поскольку «Я» тоже пови­нуется инстинкту и тоже часто пребывает в ослеплении. Вспом­ним, к примеру, о сорвиголовах, о людях легкомысленных, об аскетах, которые требуют от своего тела того, что вредит его здоровью. Тело сопротивляется этому, например, тем, что за­болевает или слабеет, повреждается или болит. Таким образом оно заставляет «Я» одуматься и образумиться. В этом случае тело и управляющая им душа оказываются более знающими и более мудрыми, чем «Я». Они заставляют «Я» вернуться в свои гра­ницы, и если «Я» их соблюдает, оно само становится знающим и мудрым.

В Библии есть одна притча. Когда пророк Валаам вопреки указанию Бога захотел отправиться к моавитянам, его ослица свернула с пути, ибо увидела перед собой Ангела Господня, сто­ящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Но Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. Потом они ехали по ущелью, и снова увидела перед собой ослица Ангела Гос­подня с обнаженным мечом в руке. Потому прижалась она к стене и прижала к стене Валаама, так что ему стало больно. И опять он стал ее бить, пока не пошла она дальше. И снова уви­дела ослица Ангела Господня с мечом и легла под Валаамом, отказываясь встать. И воспылал гнев Валаама, так что он был готов ее убить. Но тут повернула к нему ослица голову и прого­ворила: «Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил до сего дня? Разве отказывалась я когда-нибудь служить тебе?» Тогда посмот­рел Валаам вперед и тоже увидел Ангела Господня с обнажен­ным мечом в руке, стоящего у него на дороге.

Таким образом, существует некая «ослепленная» сторона «Я», которая требует от тела чего-то дурного и разрушительно­го. Поэтому поворот к лучшему для души и тела начинается с познанием «Я» своих границ, границ тела и его здоровья, а так­же пределов нашей жизни.

К этой мудрости «Я» нередко приходит только через болез­ни и страдания. Болезни и страдания очищают «Я» и через «Я», если оно стало благоразумным, целительным образом отража­ются на теле. Поэтому иногда болезнь должна завершить сна­чала свое очищающее и вразумляющее воздействие на «Я», прежде чем она сможет отступить и прекратиться.

И наоборот, «Я» тоже оказывает благотворное и целитель­ное воздействие на тело, прежде всего просвещенное и просвет­ленное «Я». Просвещенное в данном случае означает, что оно осознает как свои возможности, так и свои границы, и что оно по ту сторону своих инстинктивных желаний и страхов держит­ся исключительно воспринимаемой действительности. Про­светленное означает, что «Я» находится в согласии и гармонии

с душой, в значительной степени не осознаваемой им, но зна­ющей в намного более глубоком смысле, чем само «Я».

Просвещенному «Я» мы обязаны, например, естественно­научной медициной, знанием причин болезней, гигиеной, хи­рургией и эффективными медикаментами.

Но я думаю также о психологии и психотерапии с их знани­ями о неосознанных подоплеках поведения, приводящего к за­болеваниям, и об их методах влияния на подобное поведение, например, с помощью психоанализа, поведенческой терапии, гипнотерапии, нейролингвистического программирования. Таким образом, просвещенное «Я» берет под надзор как тело, так и душу, и развивает их возможности, выходя далеко за рам­ки физического здоровья.

И все же медицина и психотерапия, а вместе с ними и само­утверждающееся «Я» подходят к тем границам, которые уста­навливают им предел. Ибо спустя какое-то время каждый че­ловек становится больным и слабым и умирает. Душа соглаша­ется с движением к смерти. Ведь она восходит к обеим областям и в обеих, как кажется, продолжает свое существование.]
Она стремится назад, и она находится в согласии с этим движе­нием. *

Фрейд называл это стремление влечением к смерти. Но если с ним соединяется просветленное «Я», то это влечение является в высшей степени осознанным и деятельным движением. Ибо в глубине своей душа, а вместе с ней и тело стремится назад, к истоку, из которого жизнь приходит и в который она возвра­щается.

Семья и душа

Душа, однако, не только действует в границах тела, она, как наглядно показывает образ тела как темницы души, в нем еще и заключена. Она находится во взаимодействии с его окруже­нием, иначе не было бы ни обмена веществ, ни продолжения рода. К этому окружению прежде всего относится семья и род,

в котором мы получаем жизнь и в котором мы, если имеем на это право, передаем ее в свое время дальше.

Очевидно, что у семьи и рода общая душа и общая совесть. Они привязывают членов семьи друг к другу и управляют ими согласно порядкам, остающимся в значительной степени нео­сознанными, подобно тому, как душа соединяет члены и орга­ны тела и управляет ими. Таким образом, душа действует в се­мье и роду так, словно бы это было некое расширенное тело. И так же, как с помощью наблюдений и опыта мы шаг за шагом начинаем понимать порядки взаимодействия органов тела и обретаем возможность на них влиять, так же путем наблюде­ния и опыта мы можем шаг за шагом выявлять порядки взаи­модействия членов семьи.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что как у тела, так и у семьи и рода есть своя внешняя граница. Это зна­чит, что семейная душа привязывает друг к другу только опре­деленных членов семьи и только ими управляет общая совесть. Сообразно с этим, к семье и роду относятся братья и сестры, родители и их братья и сестры, бабушки и дедушки, иногда кто-то из прабабушек или прадедушек, это могут быть также и бо­лее далекие предки, если они были отмечены какой-то особой судьбой. Другие родственники, к примеру, двоюродные братья и сестры, в это число уже не входят.

Наряду с кровными родственниками к семье и роду при­числяются также те неродственники, чей уход или смерть при­несли какую-либо пользу другим членам семьи и рода. И преж­де всего это предыдущие партнеры родителей, а также дедушек и бабушек.

Есть, однако, и другие параллели между действием души в теле и действием души в семье и роде. Так же как в теле душа следит за его целостностью, так в семье и роде она следит за их полносоставностью. Поэтому потерю одного члена семьи душа пытается компенсировать тем, что заставляет другого члена се­мьи его замещать. Это одна из причин того, что одни члены семьи оказываются «переплетены» с судьбами других ее чле­нов. И так же как телу в случае необходимости приходится рас­ставаться с тем органом, который угрожает здоровью других его органов, так семья и род иногда бывают вынуждены расстаться со своим членом, если его присутствие подвергает опасности других членов семьи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)