|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурные особенности Средних вековСама Византия получила такое название по той причине, что ставший столицей Восточной Римской империи и основанный в 324 г. императором Константином город находился на месте древней греческой колонии Византин. После падения Западной Римской империи Византия стала ее преемницей, а Константинополь — столицей всего христианского мира. Удачно расположенный в проливе Босфор, Константинополь уже в VI веке стал крупнейшим торгово-ремесленным центром с населением в 400 тысяч человек. Население всей Византии достигло 35 млн., состоя из греков, армян, коптов, сирийцев, евреев, грузин. Государственным языком Византии с VII века стал греческий, сместив латинский. В Византии развивалось производство ювелирных изделий, шерстяных и шелковых тканей. Через Византию шли торговые пути — «шелковый» (морской и сухопутный) в Китай, «путь благовоний» — через Аравию в Персию и Индию. Более интенсивными стали экономические и политические связи на территории Европы. Все это дает повод говорить о становлении в эпоху средневековья исторически второй (после античной) торгово-экономической оси. В течение Средних веков происходит «великое переселение народов», формирование новоевропейских языков и европейской государственности, становление крестьянско-феодальной агрокультуры, формирование системы нового типа городов и ремесел. В Византии было мало рабов, рабство начинало себя изживать, и поэтому социально-экономическим базисом средневековья становится феодализм. Феодализм и христианская идеология в равной мере способствовали формированию типа человека, резко отличавшегося от античного: если античность возвышала, воспевала человека, то средние века выдвигают тип человека покорного, знающего свое место, «не высовывающегося». Сказанное относится даже к феодалам и королям. Характерна в этом смысле надпись, выбитая на ключе от ворот испанской Севильи: «Господь откроет, король войдет».
«Символ веры» и раскол церкви Какое-то время столица дряхлеющей римской империи пыталась сохранить свое былое значение уже и в христианском мире. Так, в раннем христианстве поддерживалась версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Павел, и, начиная с V века, римский епископ стал именоваться папой (от греч. pappas — отец). Значительную роль в утверждении и распространении христианства сыграли Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых был принят так называемый Символ веры в 12 пунктах, обязательный для всех христиан. Никейский собор принял, а Константинопольский утвердил догмат о троичности Бога: «Сын божий есть истинный Бог, рожденный от Бога отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог отец. Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». Христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, и цель его — очищение от греха, уже заложенного в человеке при его рождении. Подобное очищение могло достигаться путем отказа от всего бренного, земного во имя любви к Создателю и ближнему, по примеру Иисуса Христа. Человек слаб, и нуждаясь в надежной опоре на этом тернистом пути, может и должен рассчитывать на помощь церкви. В XII в. католическая церковь додумалась даже о продаже индульгенций (от лат. милость), то есть платном отпущении грехов. Поводом для раскола церкви на православную и католическую послужило различие в толкования Троицы. Уже в VII в. западнохристианская церковь добавила к «Символу веры» положение о «филиокве» (букве. «от сына») — исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от сына. С течением столетий разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. Греко-католическая (католикос — всеобщий) и римско-католическая церковь провозгласили полную независимость друг от друга. Римско-католическая церковь, которая стала называться просто католической, в отличие от православной, добавила также положение о непорочном зачатии Девы Марии и ее вознесении, непогрешимости папы, резком разграничении между клиром и мирянами, о целибате (обете безбрачия для духовенства). Разрыв церквей в значительной мере был следствием цивилизационных различий, которые обозначились еще более явственно в дальнейшей культурной истории Западной Европы и православных государств. Важнейшей причиной раскола церкви все же была, в конечном счете, борьба за власть. Это подтверждается и смещением в течение веков направленности Крестовых походов. Если первые из них, объявив своей целью освобождение гроба Господня от неверных, направлялись в Иерусалим, то уже четвертый поход ударил по Константинополю. Захват Константинополя крестоносцами в 1248 году привел к распаду Византийской империи и ее последовательному закату. В каждом из походов крестоносцы грабили те земли (христианские), через которые пролегал их путь. Идея единого происхождения человеческого рода, заложенная в христианском символе веры, отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств: так возникли Вестготское королевство, королевства франков, бургундов, империя Карла Великого в VIII—IX вв. Когда франки победили лангобардов, до этого 200 лет хозяйничавших в Италии, папа Стефан III венчал их предводителя Пипина Короткого царской короной, а тот в ответ пожаловал папе Рим со всеми окрестностями. Даже тогда это требовало юридического закрепления, и папская курия (канцелярия) обнародовала грамоту, которой якобы Константин Великий даровал власть над Римом папе. Лишь 700 лет спустя Лоренцо Валла, один из образованнейших людей Возрождения, доказал, что язык текста «грамоты» соответствует не IV, а VIII веку, разоблачив фальшивку. Различия католических и православных государств в значительной степени были связаны со статусом церкви. Уже в V в. византийские императоры сумели подчинить церковь своей власти. Даже решение о созыве соборов, высшего органа власти греко-католической церкви, принимал византийский император. В Западной Европе, между тем, папа не только не подчинялся государственной власти, но обладал властью в решении как внутренних, так и политических вопросов. Власть папы принимала все более угрожающие размеры, которые удалось ограничить лишь на короткое время (X—XI в.), когда в результате междоусобиц папский престол попал в подчинение к германским императорам. Однако уже в XII в. папа Иннокентий III (находился на престоле в 1198—1216 гг.), сумел добиться не только независимости от государства, но и признания некоторых монархов вассалами Ватикана. По Иннокентию, подобно тому, как Луна освещается Солнцем, так и королевская власть получала свой блеск от папской власти. Был в истории католичества и период (1309—1377 гг.), когда папа вынужден был перенести свою резиденцию в г. Авиньон на юге Франции, но католическая церковь устояла. В Византии, между тем, происходило неуклонное укрепление власти императора, поначалу не слишком прочной. Хотя и считаясь подобием Отца Небесного, император должен был помнить о том, что он всего лишь — смертный человек. Это подчеркивалось и особенностями дворцового ритуала: трон находился на возвышении, но был двухместным; на место, оставляемое для Христа, в праздничные и воскресные дни возлагали его символ, крест. Однако вовсе не царь Небесный угрожал власти царя земного. Власть императоров Византии поначалу была весьма шаткой из-за того, что длительное время она не передавалась по наследству, и неугодных императоров смещали, многие из них даже были убиты. Формально император избирался армией и народом, а вступление на престол провозглашалось на ипподроме. С Х века, однако, положение изменилось: императора венчали как Божьего избранника в главном Храме — Св. Софии, он нарекался василевсом (базилевсом), то есть царем и автократом (самодержцем). Церковь же формально стала подчиняться в Византии императорам, которые даже патриархов назначали сами. Тем не менее и здесь влияние церкви было весьма значительным. И там, и тут христианская церковь, через утверждаемую ею религию, обладала полной властью над душами людей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |