|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культуры индейцев Северной АмерикиАнтропологические, лингвистические, географические данные говорят о том, что индейцы Северной Америки перебрались сюда из Азии по перешейку, который существовал еще 29-30 тысяч лет назад. И сейчас Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску, можно преодолеть на обычной рыбацкой лодке. Индейцы Северной Америки, особенно ее арктической зоны — алеуты и эскимосы (от «эскимантвик» — поедающий сырое мясо) этнически очень близки алтайским, финно-угорским, сино-тибетским народам. К арктической группе примыкают также жители канадского лесного Севера и Северо-Западного побережья Тихого океана — атапаски, тлинкины, хайда. Хотя культуры арктической зоны — наиболее древние на американском континенте, их уровень большей частью остался близким к первобытному, значительно уступая культурам Центральной и Южной Америки. Слишком жестким оказался вызов суровой природы, сделав жизнь постоянной борьбой за существование. Главной деталью природного ландшафта у индейцев Крайнего Севера был снег, для различных состояний которого у эскимосов насчитывается до тридцати наименований. Летом пейзаж оживляли островки мха — ягеля, которым питались олени. Северные индейцы добавляли мясо и жир из оленей, китов и других морских животных, утеплялись двухслойными одеялами из меха, запрягали в сани-нарты неприхотливых, выносливых северных собак-лаек, собирали водоросли, ягоды, коренья и травы, были отменными рыбаками. От холода их защищали иглу — дома из льда с пологами из шкуры, а алгонкинов — вигвамы. Даже в таких суровых условиях они не утратили способности ценить красоту, дар художественного творчества. Почти в первозданном виде и сейчас можно наблюдать удивительно красивые танцы индейцев Севера, восхищают их резьба по дереву, камню и рогу, ожерелья и браслеты, узоры на одежде, изобретательность в татуировке. Во многих музеях мира хранятся щиты и шлемы, шаманские жезлы, тотемные маски и столбы. Умельцами в изготовлении изделий из меди были тлинкины. Все художественное творчество индейцев (и не только арктической зоны) проникнуто любовью к природе, порождено органичной вращенностью в нее. Южнее Великих озер (на границе современных США и Канады), вплоть до реки Миссисипи жили племена ирокезов, делавэров, могикан — эти названия знакомы нам с детства по романам Фенимора Купера. Эти племена, в силу более благоприятных географических условий, вели оседлый образ жизни, выращивая маис (кукурузу), бобовые, подсолнечник, арбузы, тыквы. Любимым лакомством были патока и сахар из кленового сока. Кленовый лист украшает сегодня государственный флаг Канады. Жители этих областей ткали ткани из крапивы, древесной коры, индюшачьих перьев, из бересты изготовляли лодки-каноэ, емкости для жидкости и своеобразную бумагу, на которую наносились пиктографические рисунки. Сохранилась запись делавэров «Валам олум» — «Правдивая живопись». Отважные и дисциплинированные воины, ирокезы и делавэры отличались в то же время щедростью и гостеприимством, высоко ценили женщину-мать, оскорбление которой означало тяжкое преступление — оскорбление природы. Общественное устройство ирокезов, «людей длинного дома», как они себя называли, предлагал в качестве модели для конституции США Бенджамин Франклин. Хорошо знакомы нам также названия индейцев прерий — апачей, навахо, команчей. Они предстают нам с топорами-томагавками в руках, увешанные скальпами беззащитных европейцев, наводящими ужас своими дикими воплями и воинственными танцами у костра. Все это было, когда индейцы ступали на тропу войны, но у них же был обычай раскуривать трубку мира, хорошо известно и выражение «зарыть топор», Ношение скальпов имело ритуальный характер, считалось, что в них сосредоточена духовная энергия, способствующая здоровью и плодородию. Индейцы прерий действительно умели издавать протяжные, пронзительные вопли, буквально парализующие бизонов. Еще одну группу индейцев Северной Америки составляют жители Юго-запада США — зуни, хохокамы, хопи, больше известные под объединяющим их названием пуэбло (буквально — поселение, народ, в переводе с испанского). Типичные пуэбло — внутрискальные, многосемейные жилища, имеющие вид замкнутых построек, часто опирающиеся на стены каньонов. Индейцы пуэбло — хорошие земледельцы, скотоводы, строители и ремесленники — гончары и ткачи. Самая примитивная группа коренного населения Северной Америки — калифорнийские индейцы. Они не умели ткать и в условиях теплого климата ограничивались набедренными повязками из кожи оленя у мужчин и короткими лубочными юбками у женщин; вожди носили плащи из перьев птиц. Неотъемлемой частью их стоянок были бани и парилки, они умели плести столь плотные сосуды, что те не пропускали воду. Кидая в них раскаленные камни, калифорнийские индейцы готовили пищу — за это их называли камневарами. Несмотря на этническое родство североамериканских индейцев, существуют различия в их мировоззрении, обрядах и ритуалах — сказались разбросанность по обширной территории, различия в образе жизни и социальной организации. Так, в охотничьих племенах поиск защиты и помощи у сверхъестественных сил происходил, как правило, в одиночку — как и охота, у земледельческих племен более характерны коллективные ритуалы. В любом случае, образ жизни и мировоззрение индейцев определялись тесной связью с матерью-природой. Это сказывалось в их одеянии (из птичьих перьев и шкур животных), украшениях, танцах (имитирующих движения животных), образах, тотемах. Каждый род выбирал себе покровителя в виде животного или птицы (Бобра, Бизона, Ястреба), поклоняясь ему. Особое место в поверьях принадлежало Великому Ворону, мудрому и справедливому. Связь с природой доходила до такой степени, что многие ритуалы предполагали использование дурмана, за которым в пустыню или лес ежегодно отправлялись целые экспедиции, проходя при этом предварительное очищение (пост, баня, изнурительные танцы), в таком «измененном состоянии» можно было надеяться на встречу духа-покровителя, который, явившись в человеческом или зверином обличии, обучит «песне силы» и «танцу силы». Значительную роль в исполнении ритуальных обрядов (да и в повседневной жизни) играли шаманы, обладающие способностями вводить людей в состояние транса. Наилучшим образом мировоззрение, проникнутое глубоким почитанием природы, выражается в мифах и легендах Северной Америки, многие из которых традиция донесла до наших дней. Их язык удивительно богат, полон поэтических образов и метафор. Не случайно он вдохновлял американских поэтов и писателей уже в XIX-XX веках — назовем прежде всего «Песнь о Гайявате» Г. Лонгфелло, философские труды Дж. Сантаяны («религия как поэзия общественного бытия»). В мифологии индейцев Северной Америки есть общее представление о Мировом Древе (характерное, как мы заметили, для большого множества самых разнообразных древних культур). Мировое древо корнями уходит в преисподнюю, ствол соединяет корни и крону (достающую небо), содержа мир людей. Все этажи древа находятся в ведении различных духов, а над ними стоит единственный сверхбог — праотец. Он сотворил природу и людей, ежегодно обновляя мир. Существуют и боги пониже рангом, с действием которых приходится сталкиваться гораздо чаще — Отец — Солнце, Мать — Луна и Мать — Земля, боги Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Духи находятся в горах и источниках, в лесах и предгорьях, среди них есть добрые и злые. Рядом с индейцем всегда находятся тени умерших. Общим для индейцев Северной Америки является Миф о происхождении. Он рассказывает, как из тумана еще не сформировавшегося мира появился Отец — Небо (или Отец — Солнце), от сожительства которого с Матерью — Землей была зачата жизнь на земле — животные, птицы, люди, имевшие общих предков. Для североамериканских мифов характерна их моральная составляющая. Важнейшим достоинством в них являются доброта, щедрость, готовность прийти на помощь, а наибольшее презрение вызывают алчность, страсть к наживе. В этих мифах («Морской змей», «Чародейка из Стэнли-Парка», «Семь белых лебедей») жадность уподобляется скользкой, липкой змее, жестокие, злые, алчные люди превращаются в камни, а любовь и доброта, верность живут даже тогда, когда перестало биться сердце. Среди ирокезов считалось зазорным иметь в доме еду, когда ее не было у соседа. За свое простодушие и чистосердечность индейцы, увы, жестоко поплатились. Те, что уцелели, смогли сохранить привычный образ жизни только в специально отведенных резервациях, все более растворяясь в поглотившей их цивилизации. В последнее десятилетие в США и Канаде поднялась своеобразная мода на индейцев. Многие жители американских мегаполисов на целое лето (а некоторые — навсегда) уезжают в уединенные места, строят вигвамы и бунгало, добывают себе пропитание охотой и рыболовством. «Мода на индейцев» проникает в среду самих индейцев, для которых так и осталась чуждой навязанная им западная шкала ценностей, с ее духом наживы, условностями, искусственными, порабощающими человека стремлениями. К быту и обычаям индейцев присматриваются представители различных областей науки. Так, широко известны в мире исследования Карлоса Кастанеды (1896—1958), который делал упор на несовместимости психологии и мировоззрения «людей природы» и «интеллектуалов». Он пишет: «Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Кастанеда ставил эксперименты по изучению состояний, достигаемых использованием психотропных средств (вытяжек из мухомора, кактусов и т.д.). в 70—80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно популярна была в Северной Америке (особенно Калифорнии) так называемая психоделическая рок-музыка.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |