АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ислам в современном мире

Читайте также:
  1. Алгебраїчна форма запису комплексних чисел та дії над комплексними числами, записаними у цій формі
  2. Арабы в 6-7веках. Мухаммед и начало Ислама.
  3. Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
  4. Арифметические операции над двоично-десятичными числами
  5. Билет 18 . Ислам и Халифат
  6. Биотехнология как наука может рассматриваться в двух временных и сущностных измерениях: современном и традиционном, классическом.
  7. В современном обществе
  8. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  9. Вопрос 2. Состояние транспортной инфраструктуры в современном мире.
  10. Вопрос.Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.
  11. Глава 1. Приход ислама в Индию.
  12. Глава 18. Суфизм и исламская традиция.

Опасные и разрушительные трансформации начались в XIV—XV вв., знаменуя конец арабского Возрождения. Серьезные проблемы связаны с исламским фанатизмом в сегодняшнем мире. В бывших центрах мусульманской учености, Багдаде (столице современного Ирака) и Тегеране (столице современного Ирана) стало набирать силу движение исламского фундаментализма. Требуя «возврата к основам» (фундаменту), оно включает сюда отказ от светского образования, права, светских форм общения и привычек (вплоть до телевидения), запрет на светскую форму одежды. Наиболее радикальные «фундаменталисты» открыто призывают к убийствам «неверных», массовому террору. Весь мир потрясла атака террористов, со множеством жертв, на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, захват чеченскими террористами, также с тяжелыми последствиями, развлекательного центра в Москве в октябре 2002 года. Более 10 лет вынужден скрываться от религиозных фанатиков индийский писатель Салман Рушди — его книга «Сатанинские стихи» была сочтена оскорбительной для ислама рядом его вождей, которые открыто пообещали за голову писателя миллион долларов. Погромы с жертвами начались в 2002 году в Нигерии, готовящейся провести конкурс «Мисс Мира», когда местная газета высказала мысль, что таких красавиц даже Мухаммед согласился бы взять себе в жены.

Карта исламского фундаментализма особенно цинично разыгрывается политиками там, где низок образовательный, общекультурный уровень населения. Так, плодами «революции», свергшей в 70-гг. ХХ в. иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, воспользовались религиозные мракобесы во главе со срочно вернувшимся в страну аятоллой Хомейни. Установив на долгие годы жесточайший режим, они еще и ввергли Иран в истощившую ее, бессмысленную семилетнюю войну с соседним Ираком. Ирак, в свою очередь, через несколько лет начал военную агрессию против другого своего соседа, столь же исламского Кувейта, с целью захвата его нефтяных месторождений.

Не ставя задачей специальный анализ этого вопроса, следует заметить, однако, прямую связь роста «фундаментализма», угрожающего всему миру, а также образу ислама и его подлинно культурным традициям, с плачевным экономическим состоянием и неизбежно сопутствующими ему тоталитарными режимами. Не случайно Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Пакистан числятся среди стран-«изгоев». Между тем наводившая когда-то ужас на всю Европу Турция делает сейчас все, чтобы влиться в мировую экономическую и культурную систему. Развивая туризм и промышленность, сдержанную внешнюю и внутреннюю политику ведут Египет, Йемен, Саудовская Аравия (страна исламских столиц, Мекки и Медины), Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (которых еще недавно не было на политической карте мира). В Кувейте даже допустили к профессии брокера женщин, представляя это как раз как успех исламского образования. Как бы то ни было, ситуация в сегодняшнем исламском мире лишний раз доказывает: будущее имеют те страны, которые делают упор не на террор и агрессию, а на культурное строительство.

 

Вопросы и задания

1. Где и в каких условиях сформировалась культура ислама? Расскажите об основателе ислама.

2. Что вы знаете об основных положениях Корана и священных преданий ислама? Каковы важнейшие требования ислама и предписания шариата?

3. В каких вопросах расходятся исламские богословы и какие это имеет последствия?

4. В чем вы видите особенности художественной культуры арабского Востока? Кого знаете из ее представителей, какие ее памятники наиболее известны?

5. Что вам известно о науке и образовании в странах ислама? Расскажите о центрах науки и образования в исламском мире.

6. Что такое исламский фундаментализм и как он сказывается в современном мире?

 

Рекомендуемая литература

Беджанов М. Б. Неоконченное путешествие (Ислам — путь к истине). Краснодар, 2001.

Климович Л. М. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

Максуд Рукайя. Религии мира. М., 1999.

Мир исламской культуры // Введение в культурологию. Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии мира. М., 1999.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)