АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековое отношение к античности

Читайте также:
  1. I. IIонятие, виды и соотношение источников МЧП.
  2. IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  3. А. Базовое системное соотношение.
  4. Б. Наследственное правоотношение
  5. Б. Наследственное правоотношение
  6. Б. Системное соотношение с измененным основным аргументом.
  7. В. Соотношение требований из неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав
  8. Век мудрецов – предфилософия античности.
  9. Вещь — свойство — отношение
  10. Вещь, свойство, отношение
  11. Взаимоотношение классов и задачи с.-д. на новом этапе революции
  12. Взаимоотношение материалистических и идеалистических взглядов между собой

Резкая смена ценностей чрезвычайно наглядно прослеживается в отношении средневековья к античной культуре. Особо неприемлемым в ней для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи «смертных грехов». «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». (Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758.).

Борьба с язычеством была наиболее удобным и убедительным предлогом для гонений на античность, которые принимали порой не менее жестокие формы, чем до этого — гонения на христиан. Была убита в 415 г. толпой христиан — фанатиков Ипатия, образованнейшая женщина своего времени, математик и философ. На официальном же уровне преобладал более тонкий подход. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — так сформулировал позицию церкви папа Григорий I (VI в.). В 529 г. император Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, просуществовавшую девять веков. Его же запрет выплачивать жалованье учителем риторики и грамматики привел к закрытию большинства школ афинского типа. Запрещены были, как языческие, Олимпийские игры. Закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. В этих условиях языческое сознание было обречено на отмирание.

Вместе с тем богатейшее культурное наследие античности не могло быть просто отброшено, и в действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформация античной культуры, ее адаптация к христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад (Новый год, Масленица). Такой процесс происходил и в духовной сфере: «Исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики». (Там же). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика (философия) была обращена в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия — для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Светские знания признавались второстепенными, подчиненными изучению Библии и христианской догматики. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего Средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью» (вспомним, что подобное отношение начало формироваться еще в римский период).

Иоанн Златоуст (354—407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа в том, что их главная цель — «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу». Аврелий Августин (354—430), признавая достижения античной образованности и принимая программу «семи искусств», предостерегал, что античная традиция образования «погрязла в вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Неоднозначно относились к античности и многие другие отцы церкви. Григорий Назианский (ок. 329—390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (?—215) изучал и интерпретировал идеи Платона, который был объявлен предшественником христианства. Философы Прокл, Порфирий, Ямвлих немало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и их христианскому переосмыслению. Василий Кесарийский (330—379) написал трактат с более чем характерным названием «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». (В позднем Средневековье в XII в., подобные же мысли обосновывал Пьер Абеляр). Архиепископ Мартин де Брага (VI в.) утверждал, что христианам есть чему поучиться у античных стоиков — благоразумию, осторожности и осмотрительности, мужеству, справедливости и воздержанию.

Весьма своеобразную трансформацию претерпела философия Аристотеля. Продолжая числить его Учителем, Средневековье какие-то его положения принимало, в какие-то вносило «исправления и дополнения», какие-то вовсе запретило.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)