|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Художественная культура XIX вПротиворечия XIX в. нашли свое отражение и в художественной культуре. Это относится не только к содержанию художественных произведений, но и к форме, к стилю. В одном столетии уместились такие стили, как классицизм, романтизм, реализм, доходящий до натурализма, конец XIX в. породил символизм, импрессионизм и постимпрессионизм. Надо сказать, что не всегда художественные стили XIХ в. выражались в отчетливой форме, часто происходило их переплетение. В наиболее наглядной форме особенности и противоречия этого сложного века оказались выраженными в литературе. В начале XIX века в литературе, как и в других видах искусства, произошел сильный и продолжительный романтический всплеск. Романтизм ввел моду на художественные кружки. Их участники, объединенные романтическими, благородными порывами, дружескими отношениями и общностью вкусов, собирались в доме у лидера кружка для обсуждения волнующих их художественных и социальных проблем. Наиболее известными были французские кружки Нодье, Гюго, Делеклюза. Из кружка Делеклюза вышли манифесты романтизма 1820-х гг., под их влиянием написан ряд произведений Стендаля и Мериме. Кружки возникали также в Германии и Англии, и не только в области литературы. Так, образованный в 1848 г. в Англии кружок художеников- прерафаэлитов (взявших за образцы искусство Возрождения) напоминал сплоченностью своих членов коммуну. В наибольшей степени романтизм оказался присущ немецкой литературе, отражая разочарование в рационализме классической науки, буржуазном просвещении, безжизненном, академическом классицизме. Романтизм поднимал свой этический и эстетический пафос на утверждение достоинства и самоценности человека, его жизни и духовных устремлений. Романтическое искусство воспевало незаурядных, мятущихся людей, готовых к самопожертвованию. Однако романтическая личность склонна к эгоцентризму, а юность пролетает очень быстро. Именно поэтому среди романтических героев так много разочаровавшихся — в любви, дружбе, в своих кумирах. Выдающаяся фигура романтической литературы Германии — Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832), чья долгая и насыщенная жизнь разделилась поровну между XVIII и XIX веками. Рядом с Гете часто упоминается имя Фридриха Шиллера (1759—1805). Их объединяла многолетняя романтическая дружба, долгие годы они жили (в г. Веймаре) буквально по соседству. В какой-то степени начальный период их творчества можно отнести и к классицизму (о чем уже говорилось в предыдущей главе). Герои Гете и Шиллера проходят длинный, трудный и яркий поиск не только себя, смысла своей жизни, но и жизни как таковой, смысла истории, предназначения человечества. Они ищут счастья не только для себя, но и всего человечества. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них стремится в бой», — эти слова Гете могли бы служить манифестом романтизма. Немецкие романтики, зажигая людей духом свободы, борьбы против всего отжившего, все же не были сторонниками насилия. Так, приветствуя идеалы французской революции, Шиллер порицал ее за жестокость. Весьма сдержанно принял он и присвоение ему Конвентом звания Гражданин Французской республики (за пьесу «Разбойники»). Близок по духу Гете и Шиллеру их младший современник Генрих Гейне (1797—1856). В «Зимней сказке» поэт обличал отживший феодально-патриархальный мир, призвал к борьбе за единую Германию. В цикле «Современные стихотворения» особое внимание привлекают «Ткачи», где выражается идея исторической миссии пролетариата. Крупным представителем немецкого романтизма был Генрих фон Клейст (1777—1811), автор драм «Амфитрион», «Шентезилея». Его творчество предвосхищает особенности уже конца XIX в. — для героев Клейста мир непостижим, они мечутся между страхом смерти и влечением к ней. Сам писатель прожил весьма короткую жизнь. Для романтической литературы характерно своеобразное двоемирие, противоположение идеала и действительности: «искусство есть не изображение реальной действительности, а искание идеала правды» (Ж. Санд). Не случайно, что косной реальности романтики (писатели, художники, композиторы) часто противопоставляли чудесное, сказочное, фантастическое. Особенно характерно в этом плане творчество немецкого писателя Эрнста Теодора Амадеуса Гофмана (1776—1822). Гофман был также музыкантом и художником-карикатуристом, в его творчестве переплетены фантастика и реальность, гротеск и лирика, драматизм и сарказм («Золотой горшок», «Эликсир дьявола», «Крошка Цахес», «Записки кота Мурра»). В сказке «Крошка Цахес» Гофман обличает роль золота в обывательском обществе, в «Записках кота Мурра» (1821—22) Мурру, представителю затхлого обывательского мира, противостоит музыкант Крейслер. Образ музыканта, мечтателя-романтика, благородного энтузиаста, наивного и непрактичного в быту, проходит через все творчество Гофмана. Его сюжетами навеяны многие выдающиеся музыкальные произведения, в том числе фортепианный цикл «Крейслериана» Ф. Шумана, балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Сам Гофман — автор романтической оперы «Ундина». Романтиками в английской литературе были Джордж Гордон Байрон (1766—1824), Джон Китс (1795—1821), Перси Биши Шелли (1792—1892). Поэма Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда» в романтическом плане изображает революционера-бунтаря. Разочаровавшиеся герои Байрона стремятся на Восток, где еще сохранились яркие чувства. Второй любовью Байрона осталась Греция, он сам боролся за ее свободу от турецких захватчиков. Дж. Китс известен прежде всего как лирический певец природы, где он ищет отдушину от пуританского ханжества («Эндимион», «Гиперион», «Психея», «Огонь»). Пороки современного ему общества обличал П. Б. Шелли, воспевая борьбу за свободу. Он призывал к насильственному свержению тирании и деспотии («Освобожденный Прометей», «Ченчи» «Королева Маб», «Воспитание ислама»). Немало романтических порывов присуще было и французской литературе. Они могли быть представлены и в форме республиканского классицизма, как у братьев Шенье. М. Ж. Шенье (1764—1811) — автор гимнов революционно-патриотической трагедии «Кай Гракх», пьесы «Карл IX, или урок королям». Яркая лирика была присуща его брату Андре Шенье (1762—1794). Воспевая революцию, ею же он был гильотинирован. Наиболее значительная фигура французского литературного романтизма первой половины XIX в. — Рене де Шатобриан (1768—1848). Его романтизм вдохновлялся однако, не идеями Просвещения, а как раз борьбой против них, «красотой религии». На позициях консервативного романтизма находился Альфред де Виньи (1797—1863). В романе «Сен-Мар» описан заговор дворян против кардинала Ришелье, а все симпатии автора — на стороне героя, презирающего толпу. Иначе проводила принципы романтизма Жермена де Сталь (1766—1817), окрашивая его защитой прав женщин на свободу чувств и выражения своих взглядов. За защиту политических свобод она была выслана из Парижа Наполеоном. Важное место во французском романтизме занимает Альфред де Мюссе (1810—1857). Роман «Исповедь века» посвящен поколению 30-х гг., разочарованному прозаической действительностью. Писатель замечает, однако и то, что романтические герои, вместе с тем, не в состоянии порвать со столь не удовлетворяющей их действительностью. Выражением изменившихся тенденций романтизма середины XIX века, наполнения его реализмом, более всего может служить творчество Виктора Гюго (1802—1885). В анналы мировой литературы входят его романы «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Отверженные», «Девяносто третий год». Обличая пороки буржуазного общества, острую социальную несправедливость, Гюго, тем не менее, верит в величие человеческого духа, любви и дружбы. Нарицательными стали образы Жана Вальжана, Гавроша, Квазимодо. Гюго считается представителем прогрессивного романтизма. К этому течению часто причисляют и писательницу Аврору Дюдеван (1804—1856), известную под псевдонимом Жорж Санд. Известна она и тем, что в течение долгих лет была подругой композитора Ф. Шопена, сыграв, судя по всему, весьма неоднозначную роль в его судьбе. В своих ранних романах Ж. Санд поднимала вопрос о положении женщины в обществе и семье, выступая за ее независимость, свободу поведения, даже если она может показаться вызовом обществу. Ее волновала и судьба искусства в буржуазном обществе. «Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу», — писала она. Многие произведения Ж. Санд автобиографичны, самые значительные из них — романы «Консуэло» и «Орас» («Horace»). Для литературы середины и второй половины XIX в. все более характерной становится тяга к реалистическому изображении действительности. И здесь особое место принадлежит французской литературе — в лице Беранже, Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Мопассана, Золя. Поэт Пьер Жан Беранже (1780—1857) снискал популярность еще в эпоху Наполеона, осуждая его военные и внутриполитические авантюры. Еще большей известности он достиг своими политическими песнями в период Реставрации, высмеивая преуспевающих мещан и продажных политиков. Представителем критического реализма был Стендаль (Анри Бейль, 1783—1842), автор «Итальянских хроник», романов «Парижская обитель», «Красное и черное». Его творчество наполнено симпатией к сильным, активным, увлеченным людям. Остры в них и социальные мотивы. Герой романа «Красное и черное» (1830) Жюльен Сорель, страстный романтик, человек тонкий и возвышенный, оказался отвергнутым обществом и в связи с его взглядами, и в связи с плебейским происхождением. Обречен и герой «Пармской обители». Если творчество Стендаля не лишено сентиментальности, то его современник Оноре де Бальзак (1799—1850) достигает вершин подлинного реализма. Всю свою жизнь, полную невзгод и болезней, глубокой, возвышенной любви (к польской графине Валевской) и ее страданий, Бальзак писал «Человеческую комедию», которая должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества и связанных сквозной линией повествования и даже персонажами. Великий писатель успел создать 90 романов и новелл из этого грандиозного цикла. Шедеврами мировой литературы являются «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Неведомый шедевр», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии». Его произведения драматичны в такой же степени, сколь и реалистичны, его герои (также ставшие нарицательными) наделены сильным умом и характером, яркими эмоциями, которые, однако, в конечном стоге, подчинены власти «денежного мешка». Проспер Мериме (1803—1870), выдающийся мастер новеллы, сделал достоянием всего человечества историю яркой, но трагической любви гордой красавицы-цыганки, работницы табачной фабрики, Кармен. Фабрика, где работала женщина, ставшая прототипом Кармен, считается культурным достоянием Испании, на сюжет Мериме не менее знаменитую оперу написал Жорж Бизе (а ее инструментальное переложение сделал русский композитор ХХ в. Родион Щедрин). «Кармен» столь известна, что буквально заслонила собой другие замечательные произведения Мериме — новеллы «Коломба», «Фальконе», пьесу «Жакерия» (о крестьянском восстании XIV в.), роман «Хроника времен Карла IX». Романтические герои Мериме представлены как живые люди, в реалистических условиях жизни. Вовсе реалистической становится литература Франции в последней трети XIX в. Такой реализм был присущ даже Гюставу Фоберу (1821—1880), который видел выход в том, чтобы «удалиться в башню из слоновой кости». Чрезвычайно насыщен образ его «Госпожи Бовари», которая, будучи воспитана романтической литературой, решается во имя внезапно вспыхнувшей любви бросить вызов мещанской, пошлой действительности и погибает. Моральное ничтожество буржуазии, да еще провинциальной, неспособность даже молодых ее представителей на глубокие, искренние чувства и поступки изображены в романе «Воспитание чувств». Еще более острая социальная направленность характеризует творчество Ги де Мопассана (1850—1883), мастера новеллы, автора произведений «Милый друг», «Пьер и Жан». Нарицательной стала его «Пышка». До натурализма, то есть совершенно неприкрашенного, выставленного напоказ изображения наиболее мерзких сторон жизни, доходит в своем реализме Эмиль Золя (1840—1902), автор романов «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Западня», «Разгром». Так, он в подробностях описывает шокировавшую читателей сцену, как замужняя женщина держит свою сопротивляющуюся сестру-девственницу, чтобы ее смог изнасиловать собственный же похотливый муж — и мужу угодить, и сестру унизить, и собственные страсти распалить. Представителями натурализма в литературе считаются также братья Гонкуры, Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1876). Эдмон Гонкур основал Гонкуровскую академию, которая, начиная с 1903 г., присуждает премии за лучший роман года во Франции. К представителям натурализма относят также немцев Герхарта Гауптмана и Арно Хольца (1863—1929), который был еще и теоретиком этого течения. Натурализм к концу XIX в. проникает и в живопись, особенно отчетливо у француза Анри де Тулуз Лотрека, калеки от рождения, завсегдатая парижских публичных домов. Описывая их быт и обитательниц с откровенным натурализмом, он смог вместе с тем увидеть в них черты прежде всего человеческие, изобразить их как жертв общества и создаваемых им обстоятельств, вызвать к ним сочувствие, а порой даже симпатию. С жестким сарказмом зато изображены посетители этих заведений. Выдающееся место в литературе XIX в. принадлежит Англии. Классик английской литературы Вальтер Скотт сочетал в своем творчестве романтизм (в тяге к средневековью, подвигам рыцарей) и реализм — в обращении к жанру исторического романа. В романах «Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго», «Пуритане» изображена не только хроника исторических событий, но даже костюмы и нравы тех времен. Основоположник и ярчайший представитель критического реализма в английской литературе — Чарльз Диккенс (1812—1870). В творчестве этого удивительного писателя сочетаются острая наблюдательность, трезвый взгляд на жизнь, но и оптимизм, сострадание к людям и подлинно английский юмор (вот, например, характеристика одного из персонажей: «Ее отличал мертвенно-желтый цвет лица, что впрочем, компенсировалось багровым носом»). «Записки Пикквикского клуба» изображают, пожалуй, с некоторой грустью, уходящую, патриархальную, старомодно-джентльменскую Англию, ее чудаковатых героев. «Приключения Оливера Твиста» приводят к тому, что мальчик не позволяет засосать себя трущобам капиталистического города. Он встречает на своем пути людей и злых, и добрых, и смешных, но — живых, подлинных, какими они бывают в жизни — очень непростой и очень интересной. Один из первых мюзиклов — в 60-х гг. ХХ в. был экранизирован именно на сюжет бессмертного романа Диккенса — оказавшись достойным носить его название. Нарицательными фигурами стали диккенсовские герои — Домби, Урия Гип (Uria Heep — это имя взяла себе и популярная рок-группа), Дэвид Копперфилд (а его имя использовал знаменитый мастер трюков). Не менее ярко, сочно, образно изобразил жизнь буржуазной Англии Уильям Теккерей (1811—1863), в чьей «Ярмарке тщеславия» есть только обманщики и обманутые, выписанные с острым психологизмом. Явлением, характерным для конца XIX века, была изысканная, утонченная проза Оскара Уайльда (1854—1900), автора «Портрета Дориана Грея», «идеального мужа», остроумных афоризмов — и столь же изысканные иллюстрации к его «Саломее» Обри Бердслея (1872—1898). «Саломея» была написала на французском языке с расчетом на блистательную Сару Бернар. Самый известный из его афоризмов: «Лучший способ бороться с искушением — поддаться ему». Весьма своеобразным явлением художественной культуры XIX в. стала также литература скандинавских стран, достаточно мрачная по колориту, глубоко психологичная. К лучшим произведениям мировой драматургии относятся пьесы норвежца Генрика Ибсена (1848—1906), направленные против лицемерия буржуазной морали — «Кукольный дом» («Нора»), «Враг народа», «Привидения». Одним из первых лауреатов Нобелевской премии по литературе стал другой норвежский писатель, Бьернстерне Бьернсон (1832—1910) — «Банкротство», «Свыше наших сил». Нобелевская премия была присуждена (уже в 1920 г.) еще одному норвежцу, Кнуту Гамсуну (1859—1952). За свою почти столетнюю жизнь Гамсун изображал, порой с налетом мистики (вообще характерной для рубежа XIX—XX вв.) невероятные, тягостные глубины души, особенно женской — в романах «Голод», «Виктория», «Мистерии»; в ряде пьес Гамсун проводит линию бунта личности против засасывающего ее болота обывательщины. Подобно тому, как многие писатели России увидели единственный выход из такого болота в революции, Гамсун увлекся идеями нацизма и даже был осужден после войны. В конце XIX в. большую популярность приобрел еще один скандинав, швед Август Стриндберг (1843—1912), автор глубоко психологичных, сложных, изматывающих зрителя пьес. То ли дело — добрые, жизнеутверждающие сказки датского писателя Ганса-Христиана Андерсена (1805—1885). В литературе конца XIX в. преобладали настроения декаданса, разочарования, бегства от действительности, страха перед будущим. В значительной степени проводником этих настроений стал символизм, охвативший также живопись и музыку. Представители символизма в литературе — французские поэты Стефан Малларме (1842—1898), Поль Верлен (1844—1896), автор «Галантных празднеств» (вспомним художника А. Ватто), «Романсов без слов», Артюр Рембо (1854—1891), написавший «Озарения» и «Сквозь ад», с характерными для символизма и декаданса алогичностью, разорванностью мыслей, пророческим пафосом. К символизму относят немецкого писателя Стефана Георге (1868—1933), австрийских — Гуго Гофмансталя (1874—1923) и Райнера Мария Рильке (1875—1926), бельгийца Мориса Метерлинка (1862—1949),лауреата Нобелевской премии 1911 г., автора знаменитых пьес «Пеллеас и Мелисанда» и «Синяя птица». Различные стили литературы XIX века прошли и через историю театра. В начале XIX в. наибольшим влиянием пользовался французский театр. Он прошел ступени и революционного классицизма, и сентиментализма, жанров мелодрамы и водевиля, дав таких выдающихся актеров, как Жан Тальма (1763—1826), Элиза Рашель (1821—1858). Особенно она запомнилась исполнением «Марсельезы» в революционные дни 1848 г. В конце XIX века заблистала великая Сара Бернар (1844—1923). В этот период на подмостках европейских театров с большим успехом исполнялись также произведения русских писателей — Гоголя, Тургенева (много лет прожившего в Италии), Л. Толстого. Ту же эволюцию стилей, что литература, прошло также изобразительное искусство XIX в. — живопись и скульптура. Классицизм сохранялся в живописи в течение первой трети XIX в., перейдя в него из века восемнадцатого (как и его представители) но, по мере разочарования в людях и событиях, вдохновляющих его, выродился в безжизненный, даже неуместный академизм. В XIX веке продолжал творить Ж.-Л. Давид (1748—1825), один из виднейших представителей классицизма. Молодой Давид был признан художником, «чей гений приблизил революцию», а картина «Консул Брут, осудивший на смерть своих сыновей» производила впечатление «Взятия Бастилии в живописи». После поражения революции Давид создал ей своеобразный памятник — «Смерть Марата». Однако вскоре у него намечается переход к реализму — «Зеленщица», «Старик в черной шляпе». Мастером реалистического портрета, воспитанным на классических образцах, был ученик Давида, Жан Огюст Энгр (1780—1867). Один из лучших рисовальщиков в мировой живописи, Энгр мог проявить свой незаурядный талант и в сюжетах о турецкой бане, с поразительным мастерством изображая прелесть обнаженной натуры. Но даже в этих сюжетах он выступал еще и тонким психологом. Вершины психологической проницательности Энгра — портреты мадемуазель Ривьер, гравера Демаре, графа Н. Д. Гурьева. Отдал дань и классическим сюжетам. Переплетение романтизма с реализмом представляет собой творчество французских художников Теодора Жерико (1791—1824) и Эжена Делакруа (1798—1863). В своей наиболее знаменитой картине, «Плот «Медузы»», Жерико находит и вдохновение, и изобразительные средства для того, чтобы передать героизм обычных людей, своих современников, не помещая их в ситуацию классических коллизий. Люди, потерпевшие кораблекрушение, изображены с помощью интенсивной светотени, напряженной композиции, ломаного рисунка. Это уже — изобразительные средства конца XIX века. Жерико создал также цикл портретов душевнобольных людей, пронзающих своей художественной силой, достоверностью, болью и состраданием. Кто знает, каких бы еще вершин он достиг, если бы не умер в 33 года. Его современник Э. Делакруа вначале был вдохновлен романтикой революции, повстанческих и народно-освободительных движений (Свобода на баррикадах» — 1830, «Резня на Хиосе»). К лучшим его работам относятся также «Алжирские женщины», Делакруа был также мастером исторических картин, портретов и натюрмортов, блестящим рисовальщиком. Отдельно следует сказать об еще одном современнике Делакруа — Оноре Домье (1808—1879). Он сочетал в одном лице и романтика, и реалиста, и карикатуриста. В числе наиболее известных его картин — «Дон Кихот», «Вагон III класса», «Прачка», «Законодательное чрево». Реализм в сочетании с романтизмом, не доходящим, однако, до сентиментальности, присущ французскому художнику Жану-Франсуа Милле (1814—1875), певцу простых людней, сельского быта, автору замечательных картин «Анжелюс» («Вечерний звон»), «Снопы». Блестящим реалистом был Гюстав Курбе (1819—1875), кстати, впервые применивший термин «реализм». Подлинными шедеврами его кисти являются «Похороны в Орнане», «Портрет Шопена», «Портрет ирландки Джо», а также поражающие своей экспрессией, внутренней напряженностью, своеобразной монументальностью пейзажи. От Курбе напрямую прослеживается линия к совершенно новому явлению в изобразительном искусстве — импрессионизму. Предтечами импрессионизма можно назвать также Камиля Коро (1796—1875) и художников- барбизонцев (от названия местечка Барбизон, где они писали свои пейзажи) — Шарля Добиньи, Жюля Дюпре, Констана Тройона, Нарсиса Диаз де ла Пенья. К. Коро — мастер пейзажа и портрета в равной мере, часто портреты изображались им с тонким лиризмом, на фоне столь же лирического пейзажа. Любил изображать он и богинь («Обнаженная Диана») — но не в академически-классической манере, а заставляя любоваться их красотой, молодостью, романтической дымкой и утонченностью пейзажа. Коро приближал импрессионизм как упоением жизнью, так и изобразительными приемами. То же можно сказать о барбизонцах, чьи пейзажи насыщены светом, воздухом, жизнью. Явлением, весьма характерным для художественной культуры уже конца XIX — начала ХХ вв. стал импрессионизм. Это течение стало выразителем духа поисков, вообще свойственного рубежу XIX—XX вв. Сказалось и то, что с изобретением и распространением фотоискусства стало вовсе неоправданным стремление к «фотографической» точности изображения, которое не было присуще подлинной живописи и до изобретения фотографии. Целью импрессионистов было передать дух, настроение, впечатление (impression — фр.) — именно так называлась картина, написанная в 1872 г. Клодом Монэ (1840—1926) и давшая название целому течению («Восход солнца на Сене. Впечатление»). Это произведение было еще далеко от художественного совершенства, так как впервые использовало новое изобразительное средство — чистые, неразбавленные и неразмешанные краски. Сочетание цветов, рассматриваемое с достаточного расстояния, и создавало общий колорит, общее настроение, точно так же подобный эффект достигался позже пуантилистами (от «пуант» — точка) — Жоржем Сера, Полем Синьяком. Картина Монэ, с какого бы расстояния ее ни рассматривали воспитанные в академических традициях критики, была названа ими «мазней, пачкотней, бредом». Она эпатировала и критику, и публику не меньше, чем выполненные с исключительным мастерством картины его современника, также часто причисляемого к импрессионистам, Эдуарда Манэ (1832—1883) — «Олимпия» (совершенно обнаженная —1872 г.) и «Завтрак на траве» (1863), который проводит компания из двух изысканно одетых мужчин и одной грациозно сидящей совершенно обнаженной и спокойно смотрящей на нас женщины. Общую картину смятения и возмущения дополнила сооруженная примерно в то же время (к Парижской всемирной выставке 1889 г.) Эйфелева башня. Это сейчас она неотъемлема от облика Парижа, а тогда Э. Золя отправлялся обедать в ресторан на башне, чтобы… ее не видеть. Доведенная до совершенства техника импрессионизма позволяла удивительным образом передать свет, солнце, свободу, открытость природы и человека. К шедеврам импрессионизма относятся пейзажи и портреты К. Монэ циклы «Руанский собор» и «Стога сена» — в разные часы, «Поле маков», «Море в Сен-Тропезе», «Портрет супруги», Э. Ман э (добавим к его наиболее знаменитым картинам также выдающиеся по мастерству «В лодке», «Терраса в Сен-Аддрессе»), Огюста Рен уара (1841—1919) — блестящие портреты, «Купальщицы», «Качели», «Мулен де ла Галетт», «Завтрак гребцов», «Зонтики». Выдающимися импрессионистами были Эдгар Дега (1834—1917) с его «Танцовщицами», Камил Писарро (1830—1903) — «Бульвар Монмартр», «Авеню Опера», англичанин Альфред Сислей (1839—1899), работавший во Франции — «Наводнение в Марли», «Снег в Лувесьенне», а также Берта Моризо, Гюстав Кайботт, Анри Гийомен. Импрессионизм как таковой просуществовал недолго — от первой его выставки 1874 года до восьмой 1886 года, но открыл путь постимпрессионизму, в том числе в таких выражениях, как экспрессионизм, фовизм (от fauve — дикий) и др. Наиболее выдающиеся представители постимпрессионизма в XIX в. — Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Поль Сезанн (1839—1906) достиг особого мастерства в объемности, буквально скульптурной рельефности, лаконичности живописи в картинах «Пьеро и Арлекин», «Игроки в карты», великолепных натюрмортах и пейзажах юга Франции. Гениальнейший художник, голландец Винсент Ван Гог (1853—1890), проживший короткую, трагическую, полную лишений и душевных терзаний жизнь, начал заниматься живописью лишь в 27 лет, создав за 9—10 лет свыше 800 шедевров, из которых при жизни сумел продать, за бесценок, лишь один. Не имея средств на натурщиков, он создал целый цикл потрясающих автопортретов, портретов простых людей («Едоки картофеля», «Ткачи»). Поразителен по силе «Портрет доктора Гаше», врача лечебницы, куда художник был помещен после того, как в смятении чувств отрезал себе ухо. Сколько в его взгляде доброты, муки, любви к людям. О картине Ван Гога «Ночное кафе в Арле» говорят, что от его вида, действительно, можно сойти с ума или застрелиться. И все же Ван Гог — певец жизни, певец природы, изображаемой с исключительной экспрессией — «Яблони в цвету. Памяти Антона Мауве» (учителя Ван Гога), «Звездная ночь», «После дождя». Другое дело, что все его пейзажи полны драматизма, тревоги, обостренности чувств. Совершенно своеобразна живопись Поля Гогена (1848—1902), художника, какое-то время связанного дружбой с Ван Гогом. Его манеру, декоративную, насыщенную цветом, глубоко символичную, невозможно спутать ни с чьей другой. Начав с великолепных картин, близких к импрессионизму («Бонжур, мсье Гоген», «Лодки в океане»), Гоген стал отдаляться от буржуазной цивилизации и в сюжетах («Борьба Иакова с ангелом»), и географически — на о. Мартиник, а затем вовсе на Таити. Там созданы наиболее знаменитые его картины — «Кто мы, откуда мы, куда мы идем?», «Дух предков», «Плоды», «А, ты ревнуешь?» Но и бегство не позволило ему оказаться в райской идиллии, вопреки его надеждам. Французская живопись конца XIX в., как и немецкая, оказалась насыщена символизмом. Наиболее значительные художники-символисты во Франции — Одилон Редон (1840—1916), Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн (1824—1898), мастер монументальных, чеканных фигур, в Германии — Арнольд Беклин (1827—1901), автор знаменитых «Острова мертвых» и «Всадников войны». Художественные поиски привели также к такому течению, как примитивизм, наиболее ярким представителем которого был Анри Руссо (Таможенник Руссо, 1844—1910). Говоря о художественных школах живописи XIX века, нельзя обойти вниманием и Англию. Наиболее выдающиеся английские живописцы XIX века творили в основном в его первой половине. Это — пейзажисты — Джон Констебл (1776-1837) и Уильям Маллорд Тёрнер (1775—1851). Тёрнер тоже может быть назван в числе предтеч импрессионизма. Оскар Уайлд даже шутил, что знаменитые лондонские туманы рождены его живописью. Что касается скульптуры, то наиболее значительные ее произведения в XIX веке были созданы в его начале и конце. В жанре классицизма творили немец И. Г. Шадов (1764—1850), автор знаменитой квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине, выдающийся итальянский скульптор Антонио Канова (1757—1822), датчанин Бертель Торвалдсен (1768—1844). Выдающимся скульптором-импрессионистом был француз Огюст Роден (1840—1917), автор знаменитейших «Весны», «Поцелуя», «Мыслителя», «Граждан Кале». Роден воспевал юность, стремление к счастью и полноте жизни, мужество. Рядом с ним можно назвать имя еще одного французского скульптора — Аристида Майоля (Мaillol, 1861—1944), творившего также и в ХХ в. (как, впрочем, и Роден). Интересные поиски в конце XIX в. происходили в области прикладного искусства, интерьера, мебели. Здесь тон задавали Франция и Германия. Возникший в Австрии стиль бидермайер через Германию и Австрию распространился по всей Европе. В его основу лег открытый Мишелем Тонетом способ гнуть, под воздействием пара, деревянные трубки и фанеру, что позволяло создавать легкую, изящную и практичную мебель. Стиль бидермайер ввел в практику также содержание гостевой комнаты. Свое лицо, хотя и неоднозначное, имела в XIX веке и архитектура. Уже в начале века бурно развивается, особенно в Англии, промышленная архитектура. Если на рубеже XVIII—XIX вв. наиболее характерным для английской архитектуры был уютный, аккуратный викторианский стиль, то уже в 30-40-ые гг. строились фабрики, вокзалы, мосты, транспортные артерии, проспекты чрезвычайно повысившие возможности производства и коммуникации. При этом применялись технические решения, заглядывавшие далеко вперед. Происходила перепланировка крупных городов — Берлина, Лондона, Парижа. В 1853 г. Париж, задыхавшийся от нечистот, канализационных и промышленных стоков, смог снова вздохнуть полной грудью — благодаря смелым архитектурным и техническим решениям. В середине XIX века было построено великолепное, строгое и легкое здание лондонского Парламента, органически вписавшееся в комплекс готических зданий и мостов. Замечательные правительственные и жилые здания строились в Мадриде, Барселоне, Стокгольме, Будапеште. К концу XIX века наиболее тяжелой проблемой для городов века грядущего специальная комиссия назвала опасность того, что их улицы будут завалены навозом. Вскоре после этого, однако, изобрели автомобиль, появились и лихачи, оштрафованные за передвижение на них со скоростью свыше 12 миль в час. Атрибутом городской жизни стало чтение газет, посещение салонов и выставок. В 1861 году был построен, ко Всемирной вставке, Хрустальный дворец из стекла и железа в Лондоне, в 1889 году — Эйфелева башня. По проекту Гюстава Эйфеля были сооружены Статуя Свободы, подаренная Нью-Йорку, и Аничков мост, подаренный Петербургу в ответ на мост Александра III в Париже. Наконец, важнейший пласт художественной культуры XIX в. заключала в себе музыка. Великим романтиком, сохраняя верность классицизму, был Л. ван Бетховен (1770—1827) — несмотря на тяжелейшие удары судьбы. Вершина романтизма в музыке — его фортепианные сонаты, циклы песен, произведения для струнных. Романтические оперы («Вольный стрелок», «Оберон»), блестящие произведения для фортепиано и кларнета вышли из-под пера немецкого композитора Карла Мария Вебера (1786—1826). Короткую жизнь, полную лишений, страдая от тяжелой болезни, прожил младший современник Бетховена и Вебера, австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828). Он успел написать несколько симфоний, прекрасные циклы песен, а его струнные квартеты, особенно «Смерть и девушка», относятся к вершинам мировой музыки. Всем известен «Свадебный марш» немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди (1810—1847) из сюиты «Сон в летнюю ночь», а любители музыки знают и ценят его «Песни без слов» для фортепиано, великолепный скрипичный концерт — один из самых красивых и романтичных в мировой музыке. Романтиком, преданным одному инструменту — фортепиано и одной женщине — Жорж Санд, был великий польский композитор Фредерик Шопен (1810—1849). Неповторимой лирической грустью наполнены выросшие из национальных корней вальсы, полонезы, баллады, мазурки, скерцо, прелюдии, этюды Шопена, его фортепианные концерты. Предпочтение фортепиано отдавал также немецкий композитор Роберт Шуман (1810—1856). Им созданы превосходные циклы «Крейслериана», «Фантастические пьесы», «Карнавал», замечательные фортепианный и виолончельные концерты. К романтикам можно отнести также немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813—1883), но его творчество столь грандиозно, столь наполнено симфоническим новаторством, что его никак нельзя уместить в какие-то рамки. В специально построенном Байрейтском театре шли оперы Вагнера «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Риенци», «Тангейзер», «Лоэнгрин», тетралогия на темы немецкого эпоса «Кольцо Нибелунгов» (включившая «Золото Рейна», «Валькирии», «Зигфрид», «Гибель богов»). Мощь музыки Вагнера производила впечатление не только на подлинных ценителей музыки, но, позже, и на фашистов, увидевших в ней «сотрясение прогнивших костей», возвеличение Германии. В этом смысле ее судьба в фашистском рейхе сходна с судьбой философии Ницше. Ницше восхищался музыкой Вагнера, длительное время они близко дружили, но затем резко разошлись как в эстетическом плане, так и в человеческом, и Ницше переживал это крайне болезненно. Конец XIX века прошел под знаком непримиримой борьбы «вагнерианцев» и «браминов» — сторонников творчества другого великого немецкого композитора — Иоганесса Брамса (1833—1897), автора замечательных скрипичного и фортепианных концертов, «Венгерских танцев», камерных циклов. В значительной степени борьба эстетических принципов Вагнера и Брамса отразилась в музыке величайших венгерского и чешского композиторов — Ференца Листа (1811—1886) и Антонина Дворжака (1841—1904). Выросшее из национальных корней, их самобытнейшее творчество в то же время вобрало в себя все достижения западноевропейской музыки. Ференц Лист — автор замечательных фортепианных концертов, «Венгерских рапсодий», «Фауст — симфонии», «Прелюдов» для симфонического оркестра, симфонических поэм, среди которых — «Прометей». Дворжаком написаны замечательные камерные произведения — квартеты, квинтеты, 9 симфоний, в том числе «Из Нового Света», а также один из самых великолепных виолончельных концертов в мировой музыке. Один из последних романтиков XIX века — норвежский композитор Эдвард Григ (1843—1907), композитор глубоко национальный и удивительно лиричный. Его концерт для фортепиано с оркестром сравнивают с плеском форели в горных ручьях, с пением соловьев, бликами северного солнца в фьордах. Чрезвычайно популярна его сюита «Пер-Гюнт» на мотивы национального эпоса, со знаменитым «танцем Анитры». Выдающееся место занимает в мировой музыке французская музыка XIX века, в первую очередь, симфоническая, прежде всего, в лице Гектора Берлиоза (1803—1869). Совершенно уникальным произведением трагического романтизма является его «Фантастическая симфония» — музыкальное изображение мук ревности и неразделенной любви, он же — автор потрясающего «Реквиема». Важное место в мировом оперном искусстве принадлежит операм «Кармен» Жоржа Бизе (1838—1875) и «Фауст» Шарля Гуно (1818—1883). Свой вклад внесла Франция XIX века также в жанр комической оперы и оперетты. Прежде всего это опера Д. Ф. Обера (1782—1871) «Фра Дьяболо» и оперетты Жана Оффенбаха (1819—1881). Блестящие оперетты написал австрийский композитор Иоганн Штраус-сын (1825—1849) — «Летучая мышь», «Цыганский барон», он же — «король вальсов» («На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»). Значительное развитие в XIX веке получил балет. Особенно известны балеты «Коппелия» Лео Делиба (1836—1891) и «Жизель» А. Адана (1803—1856), очень популярным был балет в Италии. В 1813 году при знаменитом оперном театре «Ла Скала» была открыта и балетная школа. Наиболее значительный вклад Италии в музыку XIX века имел место в жанре оперы. Достаточно просто перечислить: Дж. Россини (1792—1868) — «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Шелковая лестница», «Вильгельм Телль» — блистательные оперы буквально затмили незаурядное камерное творчество этого композитора; Виченцо Беллини (1801—1835) — «Норма», «Пуритане»; Гаэтано Доницетти (1797—1848) — «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале», «Любовный напиток». Во второй половине XIX века творил Джузеппе Верди (1813—1901), автор грандиозного «Реквиема», опер «Аида», «Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Сила судьбы», «Отелло», перу Руджеро Леонкавалло (1857—1919) принадлежит опера «Паяцы», Джакомо Пуччини (1858—1924) — «Чио-чио-сан», «Богема», «Тоска». И конечно, говоря об итальянской музыке XIX века, нельзя забыть Никколо Паганини (1782—1841), гения скрипки. В конце XIX в. интереснейшие события происходили в музыке Франции. Клод Ашиль Дебюсси (1862—1918) и испанец по национальности, Морис Равель (1875—1937) стали основателями импрессионизма в музыке. Дебюсси создал замечательные симфонические зарисовки «Море», «Ноктюрны» (Облака, Празднества, Сирены), «Послеполуденный отдых фавна» (на мотивы творчества Ст. Малларме), цикл «Песен Билитис», оперу «Пеллеас и Мелисанда» (на текст М. Метерлинка), тематические Прелюдии для фортепиано («Девушка с волосами цвета льна», «Ворота Альгамбры», «Что видел западный ветер»…). М. Равель (1875—1937) написал потрясающий симфонический танец «Болеро», «Сказки матушки гусыни», блестящий фортепианный концерт, замечательные фортепианные циклы, сделал великолепное, импрессионистки-сочное переложение для оркестра «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Творчество Дебюсси и Равеля в большей степени принадлежит уже ХХ веку. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте противоречия XIX века и пути, которые предлагались для их разрешения. Какие поучительные уроки дала европейская история XIX века? 2. Какие технические изобретения и научные открытия были сделаны в XIX в.? В чем обнаружилась ограниченность классического естествознания и к каким это привело последствиям? 3. Расскажите о выдающихся философах XIX века и их взглядах. Можно ли считать философию Маркса «диалектическим отрицанием» немецкой классической философии? Раскройте понятие естественноисторического процесса. Кто и в каком смысле говорил о «смерти Бога»? 4. Расскажите о европейском образовании XIX в., классиках педагогики и философских основаниях их концепций. Какие еще мыслители и с каких позиций развивали философию образования? 5. Обрисуйте «типические характеры в типических обстоятельствах» Европы XIX в. 6. Как общественная жизнь XIX века отражалась в литературе и театре, живописи и скульптуре, архитектуре, музыке? Какие сохранились художественные стили и жанры, какие возникли новые? Чем можно объяснить их появление?
Рекомендуемая литература Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд. М., 2001. Культурология. Философия, теория и история мировой культуры / Автор сост. Третьякова Е. Ю. Краснодар. 1999. гл. 3, 4. Мир философии. В 2-х т. М., 1990. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. М., 1988. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. Т. 2. М., 1993. Ревалд Дж. История импрессионизма (любое издание). Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. Гл. 9. М., 2003. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания. Гл. 7. М., 2002.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |