АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение христианства

Читайте также:
  1. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  2. Введение в Древней Руси в конце Х в. христианства как государственной религии содействовало: укреплению государств/ развитию культуры
  3. Введение христианства на Руси (988г.).
  4. Вопрос.Зарождение психологии как науки.
  5. Гг — зарождение идеи ритмической гимнастики
  6. Главная цель – защита и обоснование Христианства
  7. Древняя христианская церковь. Принятие христианства в IV в.
  8. Зарождение абсолютизма
  9. Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков
  10. Зарождение европейского кино
  11. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
  12. Зарождение и особенности развития экономической мысли Древнего Востока

Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, одной из провинций Рима, находящихся под наиболее жестким гнетом, и возникло оно более всего как религия угнетенных и обездоленных людей, которые, ни на что не рассчитывая в этой жизни, надеются на воздаяние за свои страдания в загробном мире. Зародившись в том же регионе, что и иудейство, христианство восприняло многие его важнейшие положения. Иудеем был и сам Христос, основатель новой религии, в личности которого уже невозможно разделить исторические факты и веками нараставшие вымыслы.

Личность, подобная Христу, отвечала чаяниям людей о мессии, спасителе, сыне божьем, воплотившемся в человеке. Образ мессии в лице Христа (Христос — греч. помазанник) поначалу носил скорее абстрактный характер, но уже в конце I — начале II в. появились первые жизнеописания Христа — евангелия (греч. — благая весть). Первым появилось Евангелие от Марка, несколько позже — Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна. Они входят в Новый Завет, состоящий из 27 книг, написанных первоначально по-гречески. Сюда же входят «Деяния апостолов», тринадцать «Посланий Павла», три — Иоанна, два — Петра, два — Иакова, одно — Иуды, а также Апокалипсис (греч. Откровение), переданный Богом Иоанну Богослову и повествующий о конце света в подробностях, описанных с мрачной художественной силой. Там изображаются страшные катастрофы, происходящие по мере снятия, одна за другой, Семи печатей, столь ужасные, что «живые будут завидовать мертвым». Но и те будут вызваны на Страшный суд. Существует еще целый ряд евангелий и др. источников, не канонизированных, не признанных официально христианской церковью (т. н. Апокрифы — от греч. апокрифос, тайный).

Новый Завет возник как дополнение к Ветхому Завету. Личность и волеизъявления ветхозаветного бога и его договор с избранными людьми стали доступными для античной культуры еще в III в. до н. э., когда на греческий язык было переведено еврейское Пятикнижие, так называемая Септуагинта (от лат. семьдесят), перевод семидесяти толковников. Именно из Ветхого Завета был заимствован основной материал, послуживший первохристианам для построения жития Христа, сына Божьего как человека. В день его рождения засияла Вифлеемская звезда и на поклон поспешили цари и волхвы. Родившись от земной женщины Марии, непорочным зачатием, Иисус рано осознал свою миссию. Проповедуя смирение и любовь к ближнему, он собрал много последователей и учеников, хотя при этом понимал, что ему не избежать не только жестоких гонений, но и предательства со стороны ближайшего окружения. Предал его, как он и предсказывал, апостол Петр, выдал его за тридцать серебреников Иуда, потом из-за этого повесившийся. Представ перед судом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, Иисус (Иешуа) не стал отрекаться от своего учения даже для видимости, (что позволило бы ему избежать казни). Он смиренно пронес свой крест на Голгофу, подвергаясь осмеянию улюлюкающей толпы, издевательскому коронованию терновым венцом, и был распят на кресте рядом с двумя разбойниками. Христос принял эти муки от людей, но и ради людей, «смертию смерть поправ», позволив и жизнью своей, и смертью поверить в лучший удел тем, кто «крепок духом», дав силу тем, кто верует.

Христианство привлекало идеей равенства всех, богатых и бедных, пред небесами. Более того, оно обещало райское воздаяние угнетенным — «последние будут первыми, первые — последними». Утешало и то, что «легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Это же, однако, явилось причиной жестоких гонений против Христа и его последователей. По крайней мере, два века христиане с фанатичным мужеством, не сломленные чудовищными пытками и казнями (они продолжали петь молитвы даже оказавшись в клетке с голодными львами, могли саркастически шутить, как святой Леопольд, поджариваясь на раскаленной решетке) отстаивали новое учение, пока власть имущие не поняли и свою, вполне земную выгоду. Не надо было тратить усилия на принуждение рабов к труду, их подавление, жить в вечном страхе перед ними — рабский удел принимался теперь с просветленной надеждой. Вполне подошла идеология христианства и нарождающемуся феодализму. В 301 г. христианство впервые было принято как государственная религия в Армении — восточной провинции Римской империи, а в 313 г. император Константин Медиоланским (совр. Милан) эдиктом позволил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. В 325 г. он же созвал в г. Никее Первый Вселенский собор, принявший христианский Символ веры. Признанное равноправной религией, христианство вскоре повсеместно распространилось в Византии, наиболее могущественном европейском государстве средневековья, утвердившись и там в качестве государственной религии.

 

Вопросы и задания

1. Какие периоды выделяются в культурной истории Европы? Какое место в цепи культур занимает античность? Раскройте это понятие и расскажите о «духе античности».

2. Перечислите периоды античности и кратко их охарактеризуйте.

3. Какое место в античной культуре занимает мифология? Что вас в ней более всего привлекло? В каком смысле античную теогонию можно представить как космогонию?

4. Какие игры и празднества проводились в античности и каково их происхождение?

5. Какие важнейшие фигуры и идеи можно выделить на пути «от мифа к логосу»? Какие основные линии сформировались в античной философии? Остановитесь на философских системах Платона и Аристотеля.

6. Как можно охарактеризовать «философское отношение к жизни»? Связано ли оно с принципами «Пайдейи»? Расскажите об особенностях античного образования и воспитания, об общественном отношении к нему. Перечислите 7 «свободных искусств».

7. Расскажите об античном искусстве. Какие «чудеса света»добавились в античный период?

8. Каковы основные достижения античной науки и техники?

9. Каковы особенности культуры Древнего Рима по сравнению с древнегреческой? Чем они обусловлены?

10. Какое отношение Рим имел к зарождению христианства? Расскажите о первых его памятниках. В чем была привлекательность христианства?

 

Рекомендуемая литература

Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Античность как тип культуры. М., 1988.

Введение в культурологию. / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996.

Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М., 1964.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1964.

Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1964.

Культура Древнего Рима. М., 1991.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд. М., 2002.

Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Скляр В. В. Великие цивилизации древности. Краснодар. 2002.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)