|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура русских земель XII—XIII ввНа первых порах отделение русских княжеств от Киева имело и положительные стороны. Происходил бурный рост городов, большого разнообразия достигли художественные стили, обретая уже собственное лицо. Выдающиеся памятники архитектуры возникли, прежде всего, на Владимирских и Смоленских землях и в Новгороде. Андрей Боголюбский, стремившийся объединить Русь теперь уже под началом «владимирских самовластцев», приказал в 1164 г. добавить к окружающей Владимир мощной крепостной стене Золотые ворота, не уступающие киевским. Вся арочная перемычка у них была обшита покрытыми золотом листами. Как и в Киеве, был возведен собор, наделенный князем Андреем десятой долей его доходов, а также большими земельными владениями. Назван он был Успенским. Успение в нем нашла в 1238 г. и вся семья князя Юрия Всеволодовича вместе с епископом, когда татары подожгли собор, завалив его предварительно деревом. Сам собор, однако, устоял. При князе Всеволоде III (Всеволод Большое гнездо), в 1194—1197 гг. был возведен Дмитриевский собор, «церковь дивная», с изумительным резным убором на внешних стенах, с фигурой библейского пророка и псалмопевца, легендарного царя Давида. Вместе с тем рельефы, окружающие его, в основном носят явственно языческий отпечаток, изображая растения, птиц и зверей, а также батальные сцены. Замечательные памятники Владимирского зодчества — Боголюбский замок (резиденция князя Владимира) и расположенный рядом, на реке Нерли, храм Покрова Богородицы, известный всему миру как храм Покрова на Нерли и внесенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (насчитывающий всего 385 объектов). Это при том, что от храма, воздвигаемого в период с 1158 по 1165 г., сохранилась лишь часть. Стройный и изящный храм сравнивают с березкой, с юной девушкой-красавицей. «Лебединой песней» Владимирской школы зодчества стали Рождественский собор в Суздале (1222—1225) и Георгиевский собор и Юрьеве-Польском (1230—1234). В их строительстве использован редчайший на Руси материал — пористый туф, а архитектурные детали фасадов выполнены из белого камня, что позволило сравнивать Георгиевский собор с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Выдающиеся произведения архитектуры продолжали создаваться в Новгороде. Они сохраняют строгий стиль, простоту форм, сдержанность в декоративных украшениях. Архитектурный ансамбль Новгорода составляли Детинец, укрепление на высоком Кремлевском холме, Ярославово дворище, центр торговли и место вечевых собраний, Антониев монастырь на р. Волхов, Юрьев монастырь в устье реки при впадении в озеро Ильмень, церковь Спаса на Нередице и Городище, постоянная резиденция князей с церковью Благовещения. Храмы украшали прекрасные фрески и мозаики, многие из которых погибли от татаро-монгольского нашествия и во времена Великой Отечественной войны 1941—45 гг. — Новгород оказался в центре обстрела с обеих сторон. Самобытным стилем обладало и смоленское зодчество. По количеству памятников домонгольской поры Смоленск уступает только Киеву и Новгороду. Удивительный сплав архитектурных традиций Византии, романского и балканского стилей был достигнут в XII веке в церкви Архангела Михаила в Смоленске. Ее устремленность ввысь выражена пучковыми пилястрами — столбами с выступами, сменившими здесь массивные колонны. Еще один из трех уцелевших памятников смоленской архитектуры XII в. — церковь Петра и Павла, воздвигнутая приглашенными из Чернигова мастерами. Расцвет зодчества в Смоленске был прямо связан с его политическим расцветом. Прекрасные архитектурные сооружения возводились в Чернигове, где больше всех сохранились киевские традиции: шестистолпный храм Бориса и Глеба, Благовещенский собор, церковь Параскевы Пятницы. Свое лицо имело и Галицко-Волынское зодчество, сумевшее вплести в русскую архитектуру элементы ранней готики. В XIV в. Галицко-Волынские земли потеряли независимость и были поглощены польско-литовским государством. Еще раньше на русские земли вторглись татаро-монголы, разорившие их. При них каменное строительство прекратилось по крайней мере на сто лет. Несмотря на пожары и разрушения, до нас дошли также многие произведения изобразительного искусства XII—XIII вв., прежде всего иконы, которые, в отличие от фресок, можно было вывезти. Из XII века это, прежде всего, удивительный «Ангел Златые Власы» (Архангел Гавриил) и Святой Георгий из Новгорода, «Деисусный чин» и «Спас Нерукотворный» из Успенского собора в Москве. XIII в. дошел до нас в ярославских иконах «Спас Нерукотворный» и «Спас Вседержитель» и новгородском Николае Чудотворце, образ которого и по сей день — один из самых почитаемых на Руси. В XIII веке появились также образы «Пророка Ильи», представляя уже тип житийных икон. Икона в русском храме, безусловно, преобладала над фреской и мозаикой. Иконостас отделял «корабль спасения» — место сбора верующих — от алтаря, куда могли вступить лишь священники, совершавшие обряды таинства. Наиболее ценные иконы украшают сейчас Третьяковскую галерею в Москве и Русский музей в Петербурге, многие оставлены в храмах. Конечно, продолжало развиваться и прикладное искусство, но оно больше всего и стало жертвой грабежей. Сохранилось кое-что из скани и резьбы, геральдические эмблемы. На гербе Суздаля изображен сокол, Владимира — лев, Ростова — олень, Ярославля — медведь. Важное значение для сохранения русской культуры, укрепления национального самосознания, патриотического духа во времена феодальных распрей и разорительного татаро-монгольского ига имели летописи, для которых как раз XII—XIII века стали порой расцвета. Чаще всего они объединялись в летописные своды. Самый известный из них составлен в 1198 г. в Киеве игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Из него можно узнать о событиях, происходивших не только в Киевской и других русских землях, но даже о походах Фридриха Барбароссы. Известны также летописные своды из Владимира (1177 г.), Новгорода, Галицкая летопись XIII века. Среди памятников художественной литературы XII века особое место занимает «Слово о полку Игореве», которое содержал в себе сборник, обнаруженный в 1792 г. в Ярославле и сгоревший в дни московского пожара 1812 г. К счастью, сохранилась типографская копия. «Слово», написанное предположительно в 1185 г. в Киеве, является свежим откликом на разгром войска князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в том же году. Проникнутое глубоким патриотизмом, скорбью по неспособности князей объединиться даже перед угрозой гибели всей земли русской, «Слово» является еще и шедевром литературы, образцом ритмической прозы и метафоры. Особенно известен из него «Плач Ярославны», имевший собирательный, символический смысл. Самые различные стороны повседневного быта изображены в «Слове Даниила Заточника» (1197) и «Молении Даниила Заточника». После батыева нашествия ведущей в русской литературе стала патриотическая тема. Ей посвящены «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237) и «Слово о погибели Русской земли» (1238—1246). «Слово о погибели» — отрывок из не дошедшего до нас целиком вступления к «Сказанию о житии Александра Невского».
Вопросы и задания 1. Когда, почему и каким образом возникла российская государственность? 2. Почему в качестве государственной религии было избрано православие? 3. Какую роль сыграло создание славянской письменности? 4. Расскажите о первых образовательных книгах и учреждениях Киевской Руси. 5. Какова роль монастырей и монашества в русской культуре? 6. Расскажите об архитектурных и литературных памятниках Древней Руси, музыке и ремеслах, «смеховой» культуре. 7. Когда и почему произошел распад Киевской Руси? К каким это привело последствиям? 8. Как обретение вольности сказалось на художественной культуре русских земель в XII—XIII вв.?
Рекомендуемая литература Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7, 9. Древнерусская литература. Книга для чтения. М., 1993. История культуры России. М., 1993. Культурология. История культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2002. Очерки русской культуры XIII—XIV вв. М., 1969—1970. Русь белокаменная. Альбом. / Ред. А. Н. Тырса. Л., 1969. Русь священная. Альбом. М., 1998. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. Византия и Русь. М., 1989. Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. № 6. С. 90—104. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |