|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учреждение российских академий и университетовНеобходимость систематического развития науки уже под государственным началом стала насущной необходимостью. В 1724 г. был издан Устав Академии наук, а в 1725 г., уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили также университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродливых), типография. Поначалу желающих учиться было мало, и их пришлось поощрять стипендиями, а где-то — принуждать. Первый академический выпуск российских ученых состоялся в 1753 г., дав России М. В. Ломоносова, географа и путешественника Крашенинникова, естествоиспытателя Румовского, будущих профессоров будущего Московского университета, нескольких переводчиков научной и художественной литературы. В 1731 г. в Петербурге открылось первое среднее учебное заведение для знати — Кадетский корпус, готовивший офицеров и государственных чиновников. Позже, в 1759 г., там же был учрежден Пажеский Корпус. В Петербурге была создана также Танцевальная школа (ныне — училище им. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств. Выдающимся событием российской культурной истории явилось открытие в 1755 г. Московского университета. Его инициаторами были фаворит Елизаветы Петровны, образованный красавец Иван Шувалов и Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), вся жизнь которого может служить наглядным выражением успехов Российского просвещения. Придя в Москву пешком из северного села Холмогоры, он сумел реализовать свое право на образование сочетанием исключительной природной одаренности и целеустремленности. Скрыв свое крестьянское происхождение, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу, к крупнейшим ученым. Жизненный путь Ломоносова сделал его не только великим ученым-энциклопедистом, но и выдающимся реформатором образования. Именно по его инициативе при только что созданном университете открылась и гимназия. Московский университет, имея три факультета — медицинский, юридический, философский, шел в ногу с Европой, но, в отличие от европейских, в нем уже не было богословского факультета. Московский университет заслуженно носит имя своего создателя. Величайший русский просветитель, М. Ломоносов сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен выходцам из разных сословий. Ломоносов утверждал идею светского, реального образования, которое, направляясь просвещенным «абсолютистским» государством, должно служить народу, способствовать возвышению отечества и укреплению национальной культуры. Продолжив демократизацию российского образования, великий ученый первым стал читать лекции на русском языке, обогатив его научными терминами. Ломоносов ввел в качестве обязательных предметов химию и астрономию, сам написал несколько учебников. Его «Российская грамматика» в течение полувека считалась лучшим руководством общеобразовательной школы. Вскоре Россия стала не только учиться у Европы, но и учить ее. Были сделаны шаги по привлечению европейских ученых, принявшему массовый характер уже при Екатерине II (1729—1796). В ее царствование в России трудились великие математики и физики — Леонард Эйлер и братья Бернулли. Формально на службе у российской короны состоял Иммануил Кант, который, живя в г. Кенигсберге (нынешний Калининград), подавал прошение о преподавании в местном университете Екатерине Второй.
«Просвещенный абсолютизм» в России Понятие «Просвещенный абсолютизм» пришло из Европы, подразумевая сочетание абсолютной власти с просвещенностью ее носителей и предпринимаемыми ими шагами по просвещению вверенного им народа. К России XVIII века это понятие оказалось особенно впору. Обладая абсолютной властью, ее властители были достаточно образованными, чтобы осознать необходимость Просвещения. Вступление России, вслед за Европой, в эпоху «Просвещенного абсолютизма», приобрело здесь весьма своеобразные черты, привнесенные как особенностями российской истории, так и незаурядной и противоречивой личностью императрицы. Екатерина II окружила себя не только выдающимися просветителями, но и фаворитами, одаряя тех богатством, поместьями, званиями. Сменив милость на гнев, она могла растоптать не только вчерашнего любимчика, но и дело, проводимое им. Таково же было ее отношение к просветителям, которым она покровительствовала — особенно когда приходилось выбирать между идеалами Просвещения и угрозой для власти, исходящей от них и их проводников (так, она, не колеблясь, отправила в ссылку А. Радищева, написавшего «Путешествие из Петербурга в Москву»), в заключение — И. Новикова. Как бы то ни было, российские просветители заняли достойное место в Европейском Просвещении. К просветителям в полной мере может быть отнесена и сама Екатерина. Автор знаменитого «Наказа» об образовании, написанного под влиянием «Духа законов» Монтескье, императрица состояла в переписке с Дидро, Вольтером, Гельвецием. По ее просьбе Д. Дидро составил «План Университета для России», сам долго находился у нее в гостях. «Проект», однако, был похоронен одной фразой императрицы, что «сие сочинение не годится для условий России». Для российской истории более характерно не французское Liberte (свобода), а «вольность», приобретавшая порой самые противоречивые выражения, чего не могла терпеть Екатерина. Российское Просвещение, в целом принимая идеалы свободного развития личности, все же делало упор не на «естественное», а общественное воспитание. Идеология Российского Просвещения подчиняла его идее великой России. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. К концу правления Екатерины была налажена также система массового школьного образования. Подводя итоги Российскому Просвещению, надо назвать их поразительными. Нельзя не отметить еще одно его достижение, даже поднимающее его над европейским — это успехи в просвещении женщин. Открытый при Екатерине Смольный институт (1746) оказался первым в Европе средним учебным заведением для девушек. Он выпустил несколько поколений светских красавиц, образованных, умных, тонких — «пушкинских женщин». При Екатерине президентом Российской Академии наук стала (на 13 лет!) женщина, Екатерина Дашкова (1744—1810). Исключительно просвещенная княгиня внесла значительный вклад в организацию как науки, так и образования. Дашковой принадлежит труд «О смысле слова «Воспитание». Заметим и то, что почти весь век Российского Просвещения на троне находились женщины (Елизавета и Екатерина). Кроме Петра, только Екатерина II была названа Великой. Достойной дочерью Петра Великого оказалась Елизавета Петровна (1709—1761/2). Она способствовала проникновению в Россию не только европейского образования и этикета, но и гуманистических веяний, отменила смертную казнь. В XVIII веке в ведении женщин-дворянок находились воспитание детей, мода, интерьер, их вкусы в большой степени определяли содержание и формы литературы и живописи. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям стимулировало собирание частных библиотек, женщины способствовали скорой европеизации одежды, быта, правил «высшего света».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |