АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древние культуры Южной Америки

Читайте также:
  1. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) —
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  9. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  10. Ботанические и биологические особенности культуры
  11. Бытовых возможностей зрителя элемент культуры театрального обслуживания.
  12. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

На примере Южной Америки можно проследить все стадии культурной эволюции, в некоторых случаях — даже одновременно: ведь в джунглях Амазонки и сейчас обитают первобытные племена, но в Южной Америке же развивалась великая культура инков. Наряду с ней (и до нее) в Южной Америке существовал еще целый ряд культур разного уровня — Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако, Чаму, Чибчи.

Как свидетельствуют научные исследования, люди стали проникать на территорию Южной Америки через Панамский перешеек в XI—X тысячелетиях до н.э., а к VIII тысячелетию, расселяясь по всей ее территории, достигли Магелланова пролива, куда доносится холодное дыхание Антарктики. Рельеф Южной Америки, ее климат более благоприятны для проживания на возвышенностях, где жгучее солнце не иссушает почву и реки. Там и оседали люди, порой поднимаясь до высоты 3-4 тысячи метров над уровнем моря. Так, крупнейший город современной Боливии, Ла-Пас, находится в Андах на высоте 3660 м.

Некоторые из южноамериканских культур исчерпали себя задолго до конкисты, но высочайшую из них, культуру инков, погубило нашествие конкистадоров во главе с Ф. Писарро в 1531 г. Позже на территории Южной Америки возник целый ряд государств, существующих и поныне — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла.

Племена, осевшие в неблагоприятных регионах — в джунглях, на полупустынных равнинах, в районе Огненной Земли так и не сумели выйти из первобытной стадии. Сыграло роль и то, что они были изолированы высокими горами, полноводными и стремительными реками, непроходимой сельвой. А вот в районе Центральных Аид и зоне между ними и Мезоамерикой расцвели разнообразные и самобытные культуры.

Первой из них по времени (1100 до н.э. — 300 до н.э.) была культура Чавин — «Сыновья ягуара с копьями». Город Чавин находился радом с вечными льдами, возникнув как культовый центр, и жили там высшие священнослужители. К нему вела дорога, прорытая через туннель на высоте 4.100 м. Знаменитый архитектурный ансамбль Чавина, располагаясь на террасах и ритуальных площадках, венчался четырехэтажным храмом в виде ступенчатой пирамиды, со множеством подземных коридоров, уходящих на дно реки. Центром храмового комплекса была четырехугольная Большая площадь с обелиском «Божество на острие копья» — существа с лицом ягуара, человеческим телом и волосами-змеями. В другом комплексе, Серро-сечин, обнаружены 90 грубо отесанных фигур воинов с оскалом ягуара, во главе с военачальником, на поясе которого висят отрубленные головы врагов.

Судя по культу ягуара (его могла заменять уже и пума, более характерная для Южной Америки), культура Чавин произошла от ольмеков. Эта культура приручила собаку и ламу, занимались земледелием. Исчезла она внезапно, впрочем, как и появилась.

Другая современная ей культура, Сан-Агустин (1000 до н.э. — 0) привлекает внимание высокими курганами и водопроводами, прорубленными в утесах, но еще более — странными скульптурами с двумя головами, одна из которых — голова животного. Предполагают, что вторая голова изображает второе «я» человека — нагуаль.

После исчезновения Чавина на южном побережье Перу возникла культура Паракас (букв. «Песчаный дождь», 700—200 до н.э.). В своеобразном городе мертвых обнаружено множество мумий, завернутых в несколько плащей — по мере знатности усопшего. Богато расписанные, паракасские плащи считаются лучшими текстильными изделиями Древнего мира.

Там же, на южном побережье современного государства Перу, возникла недолго просуществовавшая (100—500 н.э.), но оставившая интереснейшие следы культура Наска. Речь идет о рисунках, которые можно разглядеть только с высоты птичьего полета — из-за огромной протяженности (до 200 м) фигур животных (в том числе фантастических), геометрических орнаментов. Ими испещрена долина Пампа-де-Наска, на территории 70 км в длину и 2 км в ширину. Обнаруженные только в 30-х гг. ХХ в., эти рисунки дали повод говорить о посещении долины инопланетянами, о фигурах Наска много рассказывается в вызвавшем фурор научно-популярном фильме Даннекена с многозначительным названием «Воспоминания о будущем». Назначение этих рисунков — календарь, послание богам, космодром (?!) — до сих пор неясно, но очевидно, что для их создания требовались специальные инструменты и единицы измерения. Точность изображений особенно поразительна потому, что в долине Наска нет даже холмов, с которых строители-художники могли бы наблюдать результаты своей деятельности. На фоне этого достижения культуры Наска отходят на второй план — в действительности замечательные — красочные ткани и керамика, созданные ею.

Еще одной значительной культурой на территории Перу была Мочика (400—800 гг. до н.э.). Земля Мочика, регулярно затопляясь водами рек, прорезавших пустыню, давала два урожая в год. Успехи в земледелии были достигнуты еще и благодаря глубоким агрономическим и инженерным знаниям мочика. Они строили оросительные системы протяженностью до 150 км., использовали удобрения, разводили лам и морских свинок. Мочики были хорошими металлургами, умели чеканить, ковать, паять. Наибольших успехов они достигли в искусстве керамики, характерной религиозными сюжетами. Мочика сохранили культ ягуара, но он вытеснялся культом Луны. Величайшим божеством почитался Аи Апэкатот, кто творит. Ему посвящено одно из наиболее грандиозных сооружений на территории Перу — «Перамида Солнца», с площадью основания 342х159 м и высотой 48 м, рядом с которой стоит «Пирамида Луны», вдвое меньше по высоте.

На территории Верхнего Перу значительного уровня еще позже (500—1100 н.э.) достигла культура Тиауанако. Город, давший ей название, расположен на высоте 4 000 м, близ крупнейшего в мире из высокогорных озер, Титикака. Название Тиуанако (бук, Мертвый город) дали инки, ранее он назывался Виньяймарка — Вечный город. Сегодня он занесен в число памятников всемирного значения.

Город занимал территорию в 450 км2. В центре его находится пирамида Аксапана высотой 15 м и длиной основания 250 м, с искусственным озером на вершине. Эта пирамида, как и многие другие сооружения Тиауанако, возведена из 100 тонных блоков из песчаника. Другие знаменитые сооружения — загадочный «Полупогруженный храм» и огромный (128х118 м) дворец Каласасайя, комплекс которого украшен золотом, из золота сделаны даже гвозди, крепившие золотую фольгу. Не менее знамениты монументальные скульптуры Тиауанако, самые большие в доколумбовой Америке — Монолит Понсе Санхинеса и Монолит Беннета (7 м). Строители добились впечатления, будто из глаз этой скульптуры текут слезы. Привлекают туристов и ученых также Ворота Солнца, высеченные из единой глыбы андезита 3х4 м.

Высшее божество — Кон-Тики Виракоча — творец мира (в честь него, Кон-Тики, назвал свой плот знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал). Когда сотворенные им люди разгневали его, Виракоча превратил их в камни и наслал потоп, продлившийся 60 дней. Уже после этого он сотворил «небесные диски» и вновь людей, а затем и животных. Эти люди научились обрабатывать металлы, создали замечательные фарфоровые сосуды. Там же придумали и сегодня распространенный в Южной Америке вид плащей, надеваемых через голову — пончо.

Ювелирными изделиями прославилась культура Тайрон (600—1100). Еще одна культура, наследница мочика и Тиауанако, получила название Чиму (1200-1476). Это было самое могущественное государство в Южной Америке, простиравшееся на тысячи километров. Мертвые города Чиму сохранились, и наиболее знаменитый из них бело-зеленый Чан-Чан, обнесенный двумя мощными оборонительными стенами. Там же находится неприступная крепость Парамонга в виде ступенчатой пирамиды. Там же извивается змеей Великая Перуанская стена длиной 100 км, шириной 5 м и высотой 3 м. Жизнь государства Чиму проходила под знаком «Си» — Луны: Солнце было в пустыне врагом, а Луна управляла реками и морями, дающими жизнь. Не случайно чиму отдавали предпочтение не золоту, а серебру. В 1476 г. их последний верховный правитель Чимо Капак потерпел поражение от инков, которые присоединили территорию государства Чиму к своей.

Еще одна из поздних культур Южной Америки — Чибчи (1200—1500). Чибчи занимались земледелием и охотой, торговлей — они построили даже Дорогу соли, которая была главным предметом экспорта. Большие торги регулярно проходили в самих городах. Чибчи были единственными в доколумбовой Америке, кто выплавлял монеты из золота — при том, что своего золота у них не было. Поклонялись они Солнцу и Луне, практиковали обильные человеческие жертвоприношения.

На вершине культур Южной Америки оказались инки (1200-1572), ставшие преемниками или завоевателями предшествующих им — пока сами не пали под ударами конкистадоров. Страна инков в период своего расцвета простиралась на тысячи километров, насчитывая 15 миллионов жителей. Инки вытесняли жителей завоеванных ими государств во внутренние области своего государства, что имело географические причины. Сложные условия жизни (большая высота, скудность земли) отражены в мифе о происхождении инков. Бог Солнца Инти, наблюдая тяжелую жизнь поклонявшихся ему людей, сжалился над ними: дав посох из чистого золота, он наказал им обосноваться там, где он без труда войдет в землю. Произошло это в долине Куско, где «Дети Солнца» основали город с таким же названием. Они назвали свое государство Тауантисуйю, что на языке кечуа означает Земля четырех частей. Четыре провинции государства делились на округа, управляемые чиновниками, которых назначал верховный правитель — Инка.

Занимаясь земледелием и животноводством, жители государства инков были достаточно обеспечены — во многом благодаря четкой государственной организации обмена (вместо купли-продажи) между различными климатическими зонами, а также продуманному политико-административному устройству.

Властитель инка так же, как и у майя, был недоступен взглядам простых людей, принимая посетителей из-за занавеса, не ел из одной посуды, доступ к нему имели лишь пятьдесят из 8 тысяч слуг из знатных родов, сменявшиеся каждые 7—8 дней. Социальная организация общества строилась по пятеричной системе: одно звено насчитывало 5 семей, следующее — 10, третье — 50 и т.д., во главе каждого из них находился ежегодно переизбираемый руководитель. Армия инков была самой организованной и многочисленной (четыре соединения по 40 000 человек) в доколумбовой Америке. Существовала всеобщая воинская повинность, начинавшаяся с 10 лет, в армии царила строжайшая дисциплина, была принята форменная одежда. Законом было установлено 10 возрастных категорий, причем при достижении зрелости человек получал новое имя. Например, при рождении девушка могла получить имя Оклью (невинная, чистая), а вот в зрелом возрасте имя выражало уже сформировавшиеся качества. Четким образом регламентировались суд и законодательство (хотя и неписаное). Суровые законы обеспечивали крайне низкую преступность.

Благонадежность граждан обеспечивалась также религией. Верховным Творцом вселенной и других богов был уже известный нам Кон-тики Виракоча, а посредником — исполнителем его воли был земной властелин, Инка. в государстве Тауантисуйю был принят культ Солнца (Инти), которому приносили в жертву белых лам, а также рослых, красивых детей до 10 лет. Вторым по значению божеством была Мама Килья — покровительница женщин и рожениц, затем Ильяпа — бог Грома и Молнии и богиня Утренней звезды. Жертвы посвящались также многочисленным духам. Религия предписывала отбирать по всей стране тысячи Невест Солнца — девочек 4-5 лет, которые воспитывались в монастырях главных городов, возводясь затем (в 10-13 лет) в ранг Матерей — прислужниц Инти. Все ритуалы находились в ведении жрецов, причем главный из них приходился Инке братом или дядей.

Столица государства — город Куско был окружен легендами еще до прихода жадных до золота испанцев. В XVI в. Он насчитывал 200 тысяч жителей. Находясь на высоте 3 тысячи метров, Куско обладал водопроводом и канализацией. 25 тысяч домов города, напоминавшего своими очертаниями тело пумы, украшали золото, яшма, мрамор. Площадь Радости, находившаяся в центре Куско, была опоясана золотой цепью длиной в 350 шагов — самой большой в истории человечества. Золотыми пластинами покрывали и стены Храма Солнца, а внутри него находился алтарь с огромным диском Солнца с расходящимися от него лучами. На золотых тронах внутри храма восседали мумии покойных правителей. Находящийся рядом Храм Луны был облицован серебром, там находились мумии жен правителей. Напротив находились святилища Грома, Молнии и Радуги, а рядом с ними — Золотой сад Куско: вода в него поступала по золотым желобам, а в центре сада стоял золотой фонтан, украшенный золотыми фигурками зверей, птиц, бабочек, растений и цветов в натуральную величину. Было от чего терять голову испанцам. Захватив последнего Инку — Атауальпу(1532—1572), они все это получили в качестве выкупа за его жизнь. После этого испанцы все равно убили его.

В 120 км от Куско, высоко в Андах, находится еще одно чудо культуры инков — цитадель Мачу-Пикчу (ок. 1500 г.). Ее заостренные зубы кажутся частью горы, а каменные террасы повторяют изгибы скал. В центре города-крепости расположена обсерватория — «Место, где привязано Солнце», а рядом с ней — Храмы Солнца, Трех Окон и дворец Верховного жреца. В Королевском квартале находятся Дворец Инки и Дворец Принцессы, а уже далее — покрытые соломой хижины простых жителей.

Империя инков, находясь высоко в горах, не смогла бы достичь такого могущества без четко продуманной системы великолепных дорог, пересекающих горные склоны, густые джунгли, болота, бешеные реки, через которые перебрасывались мосты из волокон агавы. Главная из этих дорог (с севера на юг, через всю страну) достигала 5 250 км. Вдоль дорог через каждые 25 км стояли постоялые дворы, на которых дежурили курьеры почтовой службы.

Еще одно изобретение инков — кипу, узелковое письмо, состоявшее из шнурков различной длины и различных цветов, с различным количеством узелков. Предполагают, что инки располагали и обычным письмом, не распознанным европейцами. Известно о существовании религиозных и светских гимнов, молитв, баллад, стихов и басен. Инки любили музыку и танцы. Пользуясь только пятью звуками гаммы, они играли на многочисленных инструментах, в том числе таких экзотических, как сосуды с водой, горлышко которых обтягивалось кожей, глиняные свирели. Подобные инструменты и сейчас звучат в Андах.

Высокого уровня достигла у инков наука, особенно в области математики и астрономии, медицины, географии и картографии, истории. Существовал титул историка империи, который избирался из родственников Великого инки. По всей территории нынешнего Перу были разбросаны обсерватории. Все это рухнуло в течение нескольких лет.

 

Вопросы и задания.

1. Как были открыты культуры коренных жителей Американского контингента? Что привело к их гибели?

2. Что известно о происхождении и этническом составе индейцев Северной Америки? Что препятствовало их развитию?

3. Расскажите об их образе жизни, искусстве, обычаях и верованиях, современном состоянии.

4. Какие культуры относятся к мезоамериканским, когда и где они возникли?

5. Что было общим для разнообразных культур Мезоамерики?

6. Расскажите об образе жизни, социальной организации, мифологии и религии, ритуалах, памятниках культуры жителей Мезоамерики. Подробнее остановитесь на культурах майя и ацтеков.

7. Какие культуры существовали на территории Южной Америки? Когда и как они возникли?

8. Расскажите об образе жизни, социальной организации, мифологии и религии, ритуалах, культурных памятниках коренных жителей Южной Америки.

 

Рекомендуемая литература

Бейклесс Дж. Америка глазами первооткрывателей. М., 1969.

Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.

Гуляев В. И. Америка и Старый Свет в доколумбовую эпоху. М., 1968.

Керам К. В. Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи. М., 1979.

Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962.

Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру. М., 1963.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Мифы народов мира. В 2х т. М., 1980—1981.

От Аляски до Огненной Земли. М., 1987.

Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1984.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)