АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественная культура. Наука

Читайте также:
  1. I.1.6. Философия и наука
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. IX.1. Что такое наука?
  4. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  5. IX.9.Наука и религия
  6. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  7. Александрийская наука
  8. Американская наука в ХХ веке
  9. Андрагогика – наука обучения взрослых
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Античная наука
  12. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА

Огромное значение для китайской культуры имело раннее создание письменности. Уже к XV в. до н.э. было создано до 2 000 иероглифов. Поначалу их писали на шелке натуральными красками, однако на рубеже нашей эры в Китае были изобретены бумага (из тряпья и коры) и тушь, что дало новый импульс развитию письменности. Во II в. н.э. количество иероглифов достигало уже 10 тысяч, а в III — 18 000. Тогда же было введено единообразное письмо, составлены словари, при императорских дворцах создавались богатые библиотеки. Самые ранние памятники китайской письменности относятся к I в. до н.э. — это «Книга перемен», уже упоминавшаяся, и «Книга песен», включавшая до 300 стихов. Основоположником китайской поэзии считается Цюй Юань (IV—III вв. до н.э.). Значительным событием в китайской поэзии было рождение (II в. н.э.) пятисловного стиха, фу, который пришел на смену четырехсловному и значительно приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он и вышел. Начало профессиональной поэзии положили в Китае «Семь мудрых из бамбуковой рощи». Поэты не боялись возмущаться общественной несправедливостью, что стоило им порой заточения в тюрьму или даже смерти. В IV в. создана «Поэзия таинственных речений», стихов на темы философии даосизма, а V век — пора расцвета пейзажной лирикиСтихи о горах и водах»).

Любование природой составляет основу всей китайской художественной культуры. Даже письменность трепетно-красива и утонченна, само произношение иероглифов предполагает особую мелодию, интонацию, в зависимости от которой одни и те же иероглифы могут иметь весьма различный смысл (что порой приводило к курьезным и даже конфузным ситуациям, когда иностранцы, желающие угодить китайцам, заучивали и механически воспроизводили те или иные слова). Каллиграфический знак в китайской культуре заключает в себе одновременно эстетическое и этическое значение. Каллиграфию даже сравнивают в Китае с искусством танца. Заметим, что китайская бумага, в силу технологических причин, особо гигроскопична: она мгновенно впитывает краску (тушь), так что никакие поправки невозможны.

Наиболее наглядным образом воспевание красоты мира и гармонии природы выражено в живописи. Китай считается родиной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых», которая зародилась в IX в. Единое — мир выражается через единственное — дерево, цветок, каждое из которых что-то символизирует — богатство, благородство (феникс, зимородок), праздность или уединение (сосна, бамбук, хризантемы, гуси). (См. Виноградов А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. С. 136). Четыре благородных растения — это орхидея, дикая слива мэйхуа, бамбук и хризантема. Цветы — такие же живые, со своим характером, как люди, у них есть своя иерархия и свои особенные сочетания. Главное для китайского художника — не то, что изображено, явлено, а то, что скрыто за видимым, «на китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Поэтому картины не принято вывешивать, отсюда и форма картины — горизонтальный или вертикальный свиток» (Культурология. / Под ред. А. И. Марковой. 2-е изд. М., 2001. С. 290). Традиционная китайская живопись объединяет живописные и графические приемы, с включением каллиграфических надписей. Строго регламентированы набор и сочетание цветов, по которым можно определить как эпоху, так и характер изображенного события.

Чрезвычайно утонченным является китайское прикладное искусство — вышивка по шелку, резьба по кости, яшме, нефриту, бронзовые изделия, художественная керамика, особенно из фарфора, изобретенного в Китае в IV в. до н.э., лаковые покрытия. Символическое значение здесь придается и по сей день нефриту.

Особо выделяется в художественной культуре музыка, которая издавна считалась в Китае делом особой государственной важности. Она сопровождала любые ритуалы, праздничные и грустные, особым образом заключая в себе природные символы. Музыка называлась Юэ, что означало нечто культивированное, организованное, регламентированное. Она была включена в число конфуцианских экзаменов, использовалась и для лечения болезней. Уже во II тысячелетии до н.э. в Китае существовало более двух десятков музыкальных инструментов — барабан, бубен, дудка, колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука и глины. В эпоху Чжоу была создана «тигровая коробка» — полый деревянный брус в форме тигра с зазубренной спиной, который издавал звуки при малейшем прикосновении. На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке. В наиболее известном из них, «Юэ-цзы», отдельные тона отождествлялись с первоэлементами мира, цветами, голосами животных и птиц. Нисхождения тона в звукоряды символизировали общественную иерархию, начиная с правителя.

Музыка была непременным атрибутом театральных представлений, которые восходят к глубокой древности. Китайский театр объединял музыку, пение, танец, акробатику, декламацию. Чрезвычайно популярны были куклы, приводимые в движение водой (I в. н.э.). В первые века нашей эры в Китае возник и театр теней, черпающий сюжеты из легенд и популярных исторических сочинений. Декорации в китайском театре отсутствовали, любая ситуация могла быть выражена символом. Так, символом счастья была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия этих понятий. Пять летучих мышей означали пять счастливых благ: богатство, здоровье, благонравие, долголетие и естественную смерть.

Визитной карточкой китайской культуры является архитектура. Как и в Индии, в Китае строились грандиозные монастырские комплексы, вырубленные в скалах, деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, которые отличались особой строгостью и гармонией. Самая знаменитая из них — пагода Диких Гусей (652 г.). Уже в III в. до н.э. в Китае было построено более 7 000 императорских дворцов. В зале самого большого из них помещалось 10 тысяч человек.

В эпоху Мин, когда Китай освободился от монгольского владычества, за короткое время были построены императорские дворцы в северной столице — Пекине и южной — Нанкине, а в их пригородах — грандиозные погребальные комплексы для императоров. Была обновлена и облицована камнем Великая китайская стена, а в Пекине построен дворцовый комплекс площадью 17 км2 — «Запретный город», доступ в который открылся лишь в конце ХХ века. Главный пекинский Храм Неба (1420—1530) включил древние символы — земли, воды, неба. В XV—XVII вв. строились Аллеи духов со скульптурами воинов, чиновников, реальных и мифических животных (в том числе цилиня, символизирующего покой и благоденствие).

Пантеистическое (букв. обожествляющее природу) мировосприятие китайцев выразилось в архитектуре «фэн-шуй» («ветер-вода»), с особой ориентацией и планировкой городов, зданий, парков — соответственно расположению светил, гор, рек, направлению воздушных потоков. Китайским изобретением являются сады камней, позже распространившиеся и в Японии. Они выражают идею единства естественного и искусственного, их гармоничного слияния.

Китайское искусство, предполагающее неторопливое любование, открывание смыслов всегда выполняло огромные воспитательные и образовательные задачи. В силу особенностей китайской культуры проникновению в мир в ней в значительно большей степени служит искусство, нежели наука.

Что касается науки, на нее, как и в Индии, наложило отпечаток созерцательное отношение к природе, одинаково присущее индийским и китайским культурным традициям. Длительное время это было поводом для пренебрежительного отношения европейцев. Успехи китайской науки скорее связаны не с экспериментальным расчленением природы и ее рациональным описанием, а с практическими нуждами, возникшими в древности: в Китае были изобретены шелк, бумага, фарфор, порох, спички, компас, позже были созданы «волшебные зеркала» (оправдывая репутацию этой страны) — лучи солнца проникали их насквозь, позволяя видеть узоры на обратной стороне; их тайну разгадали только в ХХ веке. В Китае был создан первый в мире сейсмограф. Китайские математики открыли способ измерения физических тел на расстоянии, астрономы установили, что «Земля имеет форму, а небо лишено тела», создали календарь, уже в IV в. до н.э. в Китае был составлен звездный каталог на 800 светил. Китайская медицина дала миру иглоукалывание и уникальные методы диагностики болезней.

Вопросы и задания

1. Обрисуйте географические и временные границы китайской культуры. Какие эпохи выделяются в китайской культурной истории?

2. Какие философско-религиозные учения легли в основу культуры Китая? Каковы их основные положения? Разъясните смысл понятия Дао.

3. Расскажите о роли традиций, принципе «у-вэй», отношении к старшим — по возрасту и должности.

4. Каковы особенности китайского образования?

5. Каковы особенности китайской мифологии и ее героев?

6. Каково в китайской культуре отношение к природе и как это выразилось в искусстве? Расскажите об особенностях, направлениях и достижениях художественной культуры Китая

7. Как китайское отношение к природе сказалось на развитии науки?

 

Рекомендуемая литература

Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982.

Григорьева Т. П. Дао и Логос. М., 1995.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм. Воронеж. 1995.

Конфуцианско-даосистский тип культуры // Введение в культурологию. /отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1982.

Нидем Дж. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1983.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)