АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И естественноисторический характер их изменений

Читайте также:
  1. B) Характер труда
  2. B. Департаменты и управления функционального характера.
  3. I. Схема характеристики.
  4. III. Характерные черты экономического развития страны
  5. III.2. Преступление: общая характеристика
  6. IX. Оральный характер
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. VII. Анализ характера
  9. VIII. Формирование и структура характера
  10. X. Мазохистский характер - 1
  11. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  12. XI. Мазохистский характер - 2

Нельзя не заметить, что многие социальные предписания и запреты по содержанию сходны с теми, которые сформировались в форме заповедей в мировых религиях, как нельзя не заметить и сходства между заповедями в религиях иудаизма, христианства, ислама. Это обусловлено не только тем, что указанные религии возникли, хотя и в разное время, в географически близких регионах, но и тем, что сами социальные регулятивы формировались естественноисторическим образом (вспомним это ключевое понятие К. Маркса), затем уже получая религиозное закрепление. Естественным образом происходили и другие важнейшие шаги в социокультурной истории — в любых регионах. Так, общими в различные эпохи (и здесь вспомним О. Шпенглера — «одинаковые эпохи в различные времена») оказались объективные предпосылки общественного разделения труда. Пока малочисленным еще древнейшим племенам хватало того, что им давали земля, охота и рыболовство, необходимости в новых формах труда не было, к тому же совместный образ жизни в тех условиях наиболее надежным образом обеспечивал защиту. По мере истощения земли и оскудения живности, пригодной для еды, приходилось менять формы организации общественной жизни — возникли земледелие и скотоводство, началось разделение производственных функций. Одновременно с развитием агрокультуры и ремесел происходило совершенствование орудий труда и охоты, создание крупных поселений. Возникла членораздельная речь, необходимая в новых условиях общественной жизни, позже развились зачатки абстрактного мышления, появились простейшие счет и письменность.

С разделением труда стал происходить переход от матриархата к патриархату; беспорядочные половые отношения, естественные в стадном образе жизни, сменились неким прообразом семьи, в чем огромную роль сыграли экономические факторы. С появлением частной собственности, неизбежного следствия разделения труда, семья приобретает значение экономической ячейки общества, сохраняющееся и по сей день. Если на ранних стадиях первобытного общества общественное управление могло находиться в руках старейшин, то теперь появляется потребность в структурах, предвосхищавших государство. Разделение труда тем самым происходило и в общественном управлении, а это означало дополнение морали как общественного регулятива и правовыми установлениями, закрепляемыми в письменной форме. Ф. Энгельс (1820—1895) ставит в один ряд «Происхождение семьи, частной собственности и государства» — так называется один из его наиболее значительных трудов.

Новые формы общественной жизни потребовали закрепления трудовых и социальных навыков в воспитании и образовании. «Поскольку мир первобытного человека сосредоточен в настоящем», у него почти нет сознания прошлого и будущего, его воспитание есть лишь непрогрессирующее приспособление к среде» (П. Монро) — воспитание в первобытную эпоху сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. «В первобытном обществе ребенок обучался в процессе повседневной жизни. Он не готовился к жизни, как это стало значительно позже, а прямо включался в нее» (Джуринский А. Н. история зарубежной педагогики. М., 1998. С. 6). По существу, в первобытном воспитании уже содержалось повседневное знание: это и производственные навыки, приобретаемые с самого раннего детства, и социальные установки, усваиваемые в форме предписаний и запретов. С развитием общественных отношений накопление и передача знаний, выходя далеко за пределы простого приспособления к среде, приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Это уже начало образования, которое отстоит от нас на несколько тысячелетий. Появляются организованные формы образования и воспитания, определенные дидактические приемы, появляются и «учителя» — члены общины, выполняющие вполне конкретные функции в разделении труда, обладающие соответствующими этим функциям правами и обязанностями. Важную роль в первобытном воспитании и образовании играет семья. Единое для общины воспитание все более приобретает сословно-имущественный характер: по-разному обучались дети вождей, воинов, ремесленников, так как, как правило, дети наследовали образ деятельности («профессию») отца.

 

Первобытные культуры в современном мире

В силу различных исторических, географических и прочих обстоятельств в различных регионах нашей планеты сохранились места, где достаточно отчетливо проглядывают черты и традиции первобытно-общинного, родоплеменного общества. Такие островки первобытной культуры есть и сейчас в джунглях Амазонки — там все еще обнаруживают племена, ни разу не видевшие белых людей и, как правило, относящиеся к ним очень агрессивно, как к чужакам (что вполне характерно для любых традиционных обществ). В значительной степени черты первобытных родовых отношений и древней культуры (включая шаманство, различные ритуалы) сохранились у коренных жителей Аляски, эскимосов, чукчей, эвенков. В свое время и советская власть, и правительство США совершили в их отношении одну и ту же ошибку, сравнимую с преступлением. И там, и тут решили ускорить их приобщение к цивилизации, построили коттеджи и стали принуждать к смене кочевой жизни на оседлую. Это имело очень тяжелые последствия — болезни, депрессию — для людей, привыкших к оленеводству и промыслу китов и тюленей. Пришлось оставить их в покое (а в США и Канаде — построить резервации для желающих сохранить такой образ жизни). Более того, хотя международная конвенция запрещает китовый промысел, для этих этносов он был разрешен — в тех квотах, которые необходимы для выживания и тех и других. «Приобщение к цивилизации» имело еще и такое неожиданное последствие. Организм коренных жителей Крайнего Севера устроен так, что не переносит алкоголя. Много людей спилось и продолжает спиваться там и сейчас, когда водка служит своеобразной условной единицей оплаты и обмена. В свое время испанские конкистадоры в обмен на «огненную воду» выманили у индейцев несметные сокровища — в виде золота и ювелирных украшений.

В конце XIX века французский художник Поль Гоген, разочаровавшись в европейской цивилизации, уехал сперва на о. Мартиник, а затем и вовсе на о. Таити. В числе многих картин, созданных им там (тотемы и духи, обряды, быт местных жителей) есть замечательное полотно «Плоды» (Нью-Йорк, Музей Современного искусства) — таитянская девушка несет на подносе тропические плоды, а с ними соприкасаются ее обнаженные груди — плоды естественного образа жизни, свежего воздуха и воды, отсутствия условностей. Гоген даже женился на таитянской девушке. Оказалось, однако, что художник идеализировал эту жизнь — он заболел неизлечимым тогда сифилисом: до него там уже успели побывать носители цивилизации — моряки и миссионеры, колониальные чиновники.

Как бы то ни было, черты первобытной культуры сохранились хотя бы в достаточной для изучения степени в Астралии и на островах Океании, в государствах Черной Африки.

Почти нетронутый общинный строй уцелел у аборигенов, оттесненных в пустынные районы Австралии. Для них решающее значение продолжает играть система родства, тщательно запоминается до десяти колен родовое дерево, соблюдается сложная классификация степени родства, которая исключает слишком кровосмесительные браки. Так, племя урабунна делится на две группы — матури и киравава. Мужчина из группы матури, имеющий тотем страуса эму, может жениться только на такой женщине из группы киравава, тотем которой — крыса, динго — на водяной курице, сверчок — на вороне, чирок — на змее. То, что племена имеют тотемами животных или носят их названия, является характерным архетипом самых различных первобытных культур. Не случайно названиями животных (обезьяны, крокодила и т. д.) наделяются и участники популярного телевизионного шоу «Последний герой», которые, по условиям игры, помещаются на необитаемом острове в типично первобытные условия. Происхождение и в современных первобытных племенах считается по матери, в самых различных племенах (у австралийцев, чукчей, индейцев) сохранился обычай обмениваться женами, отдавать их во временное пользование, предлагать гостям как элемент угощения (сомнительное удовольствие, с учетом гигиенических особенностей жизни таких племен).

Среди австралийских аборигенов, как и тысячелетия назад, строго регламентированы добыча и распределение пищи, обучение детей, подготовка к браку. Ребенок обучается, просто участвуя в повседневной жизни общины. Более или менее формализованное обучение начинается только в период инициации: сложные и длительные обряды и испытания, связанные с серьезными психологическими потрясениями, позволяют воспитывать качества, необходимые для взрослого мужчины. Девушки же, как правило, не проходят предварительного обучения, их инициация — это обряды, связанные с наступлением половой зрелости.

У коренных жителей Австралии и Океании в классическом виде сохранились тотемизм, магия, шаманство. Считается, например, что есть люди, обладающие особым даром убить или наслать порчу даже без специально выполненных ритуалов. При этом есть разница между ведуньями, чародеями и служителями культа — знахарями, гадателями, жрецами. Ведуны и колдуны занимаются неконтролируемым вторжением нечеловеческого в человеческий мир, в отличие от тех, у кого это входит в общественную и обществом же контролируемую обязанность.

Важным условием жизни является неизменность того, что установилось испокон веков. Власть у аборигенов слабо организована и имеет неофициальный характер, также установившийся в течение столетий. Разрешение конфликтов производится старейшиной или советом племени, часто на основе таких церемоний, как «суд испытанием» или «урегулирование единоборством».

Весьма необычным является австралийский бог Байяме — тем, что в нем буквально перемешаны божественные и дьявольские качества, в отличие от религий, где Богу прямо противостоит Дьявол. В целом австралийская мифология чрезвычайно антропоморфна. Тот же самое можно сказать о культурах ОкеанииПолинезии, Микронезии и Меланезии, включающих в себя тихоокеанские острова: Новая Зеландия, Фиджи, Гавайи, Новая Гвинея, Самоа, Тонга, Каролинские и Марианские, о. Пасхи. В мифологии всех этих этносов есть «культурные герои», создатели мира, часто братья-близнецы или брат и сестра (это характерно для многих других мифологий — китайской, японской, шумерской). Во всех этих мифологиях описывается отделение неба от земли, создание людей, света и тьмы, моря и леса, а в островных мифологиях — обязательно происхождение островов, например, благодаря песку, набрасываемому в океан. Звезды считаются детьми богов или животными, поднявшимися в небо, Млечный путь — тело измученного разделением неба и земли угря. Люди возникают из ветвей мирового дерева, глаз и рук божества или даже сгустка крови или волдыря на его теле (Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 321). В мифологии народов Австралии и Океании могут прослеживаться и отголоски древних преданий, например, о борьбе ханау-еепе (тощих-длинноруких) и ханау-момоко (тучных-короткоруких)на о. Пасхи. (Там же).

Во всех перечисленных мифологиях люди и животные могут превращаться друг в друга, предполагается наличие особой жизненной силы — у людей, животных, предметов. Считается, что такой силой обладают предки, в общении с духами которых следует соблюдать особую осторожность. Вообще культ предков, как и культ смерти, стоит на особом месте в любой из традиционных культур.

Весьма специфично искусство Австралии и Океании. Оно буквально неотделимо от других областей деятельности. Так, татуировка на различных частях тела имеет не только эстетическое, но еще и символическое и религиозное значение, является своеобразной маркировкой социального статуса (для сравнения — подобную же роль играют в некоторых племенах Африки удлиняемые с детства шеи женщин с нанизанными на них металлическими кольцами). Столь же символично у аборигенов любое искусство. Нельзя понять их рисунки, просто рассматривая, нельзя понять песни, буквально воспринимая каждое слово. Более того, их смысл далеко не всегда понятен и далеко не всегда открывается даже участникам музыкальных представлений.

Не менее интересны во всех указанных отношениях культуры Черной Африки, сохранившиеся у племен йоруба, догонов, бамбара, масаи, ашанти, бушменов, проживающих на территории Мали, Танзании, Руанды, Бурунди, Дагомеи, Судана, Уганды, Кот д’Ивуар, Буркина Фасо, Нигерии, ЮАР и др. государств. Основным стержнем, упорядочивающим знания и отношения в таких культурах, является миф, который в «бесписьменных культурах выполняет ту же роль, что догмат в религиях письменных культур» (Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997. С. 175)

Различные традиционные религии Черной Африки — анимистические, полидемонические, политеистические — обладают рядом сходных архетипических особенностей. Здесь также важнейшую роль играют табу и тотемы, фетиши, также племена носят имена животных, также верят в магию и используют ее, особая сила и способности и функции приписываются различного рода колдунам, особое значение имеют культ предков и обряды инициации. Важное значение имеет культ Бигу — «ушедших и вернувшихся».

Религиозные представления играют столь огромную роль, что могут даже приводить к длительным кровопролитным столкновениям. Так, межэтнические конфликты продолжались, с огромными жертвами, потребовав вмешательства миротворческих сил ООН, даже после того, как маленькое африканское государство Руанда — Урунди разделилось на Руанду и Бурунди. До этого оно было известно чуть ли не только филателистам благодаря красивым почтовым маркам с изображениями экзотических животных. Исследователи религий первобытных культур Африки отмечают, что развитие образа Омана в Руанде, Бурунди, Танзании могло бы привести к превращению подобных ему «великих духов» с их воинством из младших духов в богов политеистических религий, если бы они не были вытеснены распространением христианства и ислама. Замечено также перенесение пантеистических религий йоруба, эдо и др. этносов Бенинского залива африканцами-рабами на восточный берег Южной Америки — в Бразилию, Гвиану, Антильские острова.

Весьма показательным результатом синтеза традиционных африканских верований с христианством (уже в ХХ в.) является кимбангизм, где традиции фетишизма и анимизма дополняются христианскими крестом и исповедью. Подобным же образом произошел синтез верований банту и ислама.

В последние годы интерес к мифам африканских этносов особенно возрос в связи с сенсационными исследованиями, в которых доказывается, что догоны, например, обладают астрономическими знаниями, которые немыслимы при том первобытном состоянии, в котором они находятся. Делаются даже выводы, что это можно объяснить только посещением этих районов Африки космическими пришельцами тысячелетия назад. Страсти подогревают и обнаруженные во многих регионах Центральной Африки зон с радиацией, значительно превышающей обычные ее значения. Мало того, что это не отражается на здоровье проживающих там людей, но еще и представляется как подтверждение довольно популярной в научных кругах гипотезы о том, что возникновение человечества было обеспечено умеренными мутациями в результате как раз таких доз радиации.

Чрезвычайно интересно и искусство догонов, и не только их. Так, во многих музеях мира хранятся маски Баконго, восхищавшие Пикассо и других европейских художников и скульпторов ХХ в., керамические портреты культуры Нок, пластика Ифе. Город Ифе в Нигерии называют иногда Черными Афинами. Прекрасны бронза Ифе, терракотовые портреты, мужская и женская головы с классическими чертами удлиненных лиц и диадемами из жемчуга, обнаруженные в дворцовых раскопках. Высоко ценятся изделия из слоновой кости и бронзы. Литейные изделия из бронзы, изготовленные в Бенине, ажурны и тонки — не более 2 мм. Единственными в своем роде являются дагомейские статуи божеств, отлитые из металла. Наконец, в традиционном искусстве Черной Африки обнаруживаются истоки джазовой музыки. Осталось добавить, что искусство в традиционных культурах Африки — дело только мужчин, женщины к нему не допускаются.

Вопросы и задания

1. Что можно сказать о соотношении хронологических и типологических принципов изложения культурной истории?

2. Можно ли утверждать, что человек — и творец культуры, и ее творение? В каком смысле генезис культуры является антропосоциогенезом?

3. Какие периоды (эпохи) принято выделять в истории первобытной культуры?

4. Каковы были жилища и погребения первобытной эпохи?

5. Чем можно объяснить антропоморфность мифов? Как она выражалась?

6. Как возникали анимизм, тотетизм, фетишизм, магия, табу?

7. Какие функции выполняло первобытное искусство и какие формы оно принимало?

8. Каковы были формы организации общественной жизни, каковы механизмы их изменений?

9. Какие особенности характерны для первобытного воспитания?

10. Что вы можете сказать об архаичных культурах в современном мире?

 

Рекомендуемая литература

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. Изд. 2-е. М., 2001.

Маркарьян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1997.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Свасьян К. А. Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. № 6.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1968.

Традиционные и синкретические религии тропической Африки. М., 1986.

Фейнберг л. А. У истоков социогенеза. М., 1980.

Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980, 1983.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)