АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Культура России XVII века

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  3. I. Формирование системы военной психологии в России.
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Глава о духовной практике
  6. II.6.1. Античная культура и христианство
  7. III. Глава о необычных способностях.
  8. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  9. IV. Глава об Освобождении.
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница

 

«Изменение вещем»

Семнадцатый век оказался в значительной степени если не переломным, то переходным в российской истории. С одной стороны, он унаследовал культурные традиции, укрепившиеся в Московской Руси, сохранив при этом и господствующее положение Москвы. Не случайно во многих учебниках XVII век включается в один раздел с XIV—XVI вв., эпохой Московской Руси. В других учебниках он рассматривается как «Начало Нового времени», открывая соответствующий раздел. На это также имеется достаточно оснований. В оценке В. О. Ключевского, XVII век — «переходное время на рубеже двух смежных периодов, связанных с предшествующим своими причинами, а с последующим — своими следствиями». Вместе с тем этот век имел свое, вполне определенное лицо, о котором стоит отозваться отдельной главой.

Тот кризис средневековой системы ценностей, который вызвал в Европе Возрождение и Реформацию, в России не выделился в подобную же эпоху, воспринимаясь довольно болезненно и с ощущением растерянности. XVII век вошел в историю России как «бунташный». Массовые выступления сопровождали приход нового царя, а вот когда «народ безмолствовал» (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»), это было приговором власти. В начале XVII века появляются первые самозванцы, весь век Россию сотрясают бунты, заканчивается он знаменитым выступлением стрельцов. Кризис власти сопровождался и расколом церкви, хотя попытки ее реформирования ставили целью как раз упрочение веры и порядка в государстве. Происходило неизбежное обмирщение как повседневной жизни, так и духовной, что выразилось в религии, художественной культуре, образовании. В XVII веке установилось крепостное право (Соборное Уложение 1649 г.), появились первые мануфактуры, сложилась сословно-представительная монархия. В этом же веке произошло воссоединение России и Украины.

Изменения, происходившие в культурной и государственной жизни XVII века, воспринимались весьма неоднозначно. «Смотри, всяк православный, и внимай, что творится в нашей России: изменение порядка вещем и Бога и отец положенным», — писал в заточении протопоп Аввакум, который так и сохранил свою непримиримую позицию, поплатившись за это жизнью. С другой стороны, как заметил позже историк С. Т. Платонов, «Смута… выдвинула вперед простого дворянина и «лучшего» посадского человека. Они стали действительной силой в обществе на месте разбитого боярства». Субъектом истории становится народ. Прекрасно этот процесс описан в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». По наблюдению В. О. Ключевского, «русские люди сделали шаг вперед и потом остановились, чтобы подумать, что они сделали, не слишком ли далеко шагнули. Судорожное движение вперед и раздумье с пугливой оглядкой назад — так можно обозначить культурную походку русского общества в XVII веке».



 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.208 сек.)