|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Художественная культура Арабского ВостокаУважение к слову было присуще арабской культуре уже в доисламский период. В устной народной традиции сохранились протяжные стихи-песни кочевников-бедуинов. Не случайно, что и Коран, священная книга мусульман, также написан в стихотворной форме. С другой стороны, создание Корана породило новый импульс для поэтического творчества. Искусство рифмования становится в городах придворным ремеслом. Благодаря такому отношению, а также созданию в VIII—IX вв. арабской грамматики, удалось, в течение VIII—X вв. записать многие произведения устной доисламской поэзии. В IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), включившие более 500 стихотворений доисламских поэтов. В Х в. писатель, музыкант, ученый Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани собрал многотомную антологию «Китаб аль-Агани» («Книга песен»), где к произведениям поэтов прилагались также биографические сведения о них, а также об исполнителях-музыкантах. Тем не менее, о личностях поэтов той поры дошло мало сведений. Дело не только в прошедших с тех пор веках. При всем восхищении поэзией считалось, что вдохновение внушается шайтанами: подслушав разговоры ангелов, они передают их поэтам, которым остается это уловить и записать, с той или иной степенью мастерства. В конце концов и Коран был сообщен пророку архангелом. Более или менее достоверные сведения сохранились о таких поэтах раннеисламского периода, как Абу Нувас, Аль-Мутанабби, в большей степени известно о жизни великого поэта рубежа Х—XI вв. Абу-ль-Ала аль Маари (973—1057/8) из Сирии. Его творчество, представляющее синтез всей предшествующей арабо-мусульманской поэзии, долгое время служило образцом для всего Востока, целую поэму о нем написал классик армянской поэзии Аветик Исаакян. В четырехлетнем возрасте Аль Маари, заболев оспой, ослеп, но все же сумел изучить Коран, древнюю и современную ему поэзию. Он знал юриспруденцию, греческую философию, математику, астрономию, путешествовал с караванами купцов. В лирических книгах «Обязательность необязательного», «Послание о прошении», «Послание об ангелах» он с горечью писал о краткости жизни, которая при этом полна зла и страданий. Начиная с Х в. в течение пяти веков складывался знаменитый сборник народных сказок «Тысяча и одна но чь». Столько ночей, ублажая своего владыку, красавица Шехерезада рассказывала ему арабские, персидские, индийские, греческие волшебные истории, перенося их сюжеты в арабскую среду. Из этого сборника мы узнаем о волшебной лампе Алладина, свирепых джиннах и людях, сумевших их перехитрить, о Синдбаде-мореходе, Али-бабе и сорока разбойниках, султанах, купцах, бедуинах. «Тысяча и одна ночь» не просто увлекательна, ей присущ еще простоватый, подлинно народный юмор, который является одной из изюминок арабской литературы вообще. Непревзойденный образец в этом плане — рассказы о хитроумном ходже (молле) Насреддине, которого считают именно своим буквально все народы Востока. Халифы и султаны действительно оказывали покровительство поэтам и ученым, прежде всего из соображений престижа и прославления собственной персоны — ведь прекрасные стихи сразу становились достоянием базара — центра культурной жизни того времени. Придворным поэтом был перс, писавший на арабском языке, Абулькасим Фирдоуси (934—1034). В своей эпопее «Шах-намэ» («Книга царей») он воспевал деяния царей, но таким образом, что в центре героических событий оказывается Рустам, выходец из народа. Ему же принадлежит «Речь в защиту разума»: «Пусть разум твои наполняет дела И душу твою не допустит до зла… Какую б науку твой ум не постиг, Покоя в ученье не знай ни на миг. Но ветви увидев, поймешь все равно, Что знанью до корня дойти не дано». Вершиной арабской поэзии считается творчество другого великого перса, Омара Хайама (1048—1122), поэта-философа и ученого. Его знаменитые рубаи воспевают жизнь, любовь, добрую пирушку с друзьями:
«Нежным женским лицом и зеленой травой Буду я наслаждаться, покуда живой Пил вино, пью вино и, наверное, буду Пить вино до минуты своей роковой»
Он же пишет:
«Чтоб мудро жизнь прожить — знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала. Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Темы жизни и смерти, любви и страданий проходят через все творчество Джами (1414—1492), как бы доводящего до логического завершения линию его предшественников:
«В огне страстей я сердце сжег Искал я тщетно, сердце не берег».
Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Странствующие певцы доносили стихи до самых окраин восточного мира, сопровождая их музыкой, в характерной для Востока надрывной манере. Даже Суллы Корана читаются нараспев, в такой же манере. Арабская музыка обогатила мир такими инструментами, как дарабукка, кеманча, даф, уд, рабаб, замар. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, вместе с исключительными сложностями, создавали и огромные творческие стимулы для исполнителей — музыкантов, певцов, танцоров. Коран запрещал изображения людей и святых, даже животных, поэтому в арабской культуре отсутствуют живопись и скульптура в обычном понимании. Живописное мастерство проявлялось в основном в области орнамента. Знаменитая арабская вязь, арабеска, построенная по принципу бесконечного повторения затейливых узоров, украшает книжные миниатюры, стены и полы мечетей. Простор для творческого воображения давало также ковроткачество. Здесь мастер проявлял себя не только в технике, но и в подборе цветов, красок, который при этом обязательно рассудочен и подчинен исламской символике. Значительного развития достигла архитектура. Простой люд в арабском мире жил в глинобитных хижинах, а вот мечети являются подлинными произведениями искусства. Храм Кааба со знаменитым черным камнем (вероятно, метеоритного происхождения) в нише был святилищем уже в доисламский период и, в некотором смысле, ислам присвоил его. Однако уже в VII в., при жизни пророка, были возведены такие известные сооружения, как мечеть Амра в Фустате, соборная мечеть в Куфе, храм «Купол скалы» в Дамаске (Сирия), мечети в Багдаде, Каире. За пределами собственно арабского мира всемирную известность приобрели памятники исламской архитектуры в Средней Азии — Бухаре и Самарканде, особенно площадь Эль-Регистан (XV—XVII вв.) с ансамблем трех медресе с богатейшим мозаичным и резным керамическим и мраморным полом, мавзолей Тадж-Махал (XVII в.) в Индии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |