|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные тенденции развития культуры XX века
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к концу XX века. XX век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, которая складывается в единстве национальных культур. Культура XX века является итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. Тем не менее, мы можем выстроить ту иерархию ценностей, которую воспринял XX век, проведя соответствующий отбор временем. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Так, гуманистический идеал, который в предшествующие эпохи носил элитарный характер, в XX веке обретает характер универсальной человеческой ценности. Гуманизм в XX веке – это признание абсолютной ценности человеческой жизни, права человека на свободу и благосостояние. Современное общество оценивает себя по единой шкале, в основе которой лежат гуманистические принципы. Право, экономика, искусство обретают в обществе XX века легитимность лишь в том случае, если они утверждают ценность человеческой жизни. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм. Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных «мирах» современного общества – экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система – наука. Еще в XIX веке появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Изменения в культуре, которые характерны для XX века, тесно связаны с развитием науки. Наука и техника изменили облик планеты, вывели человека из производственной сферы, уничтожили различия между городом и деревней, навязав последней урбанистические ценности. Мировая научная целостность положила начало экономическому объединению мира, сформировав принципиально новую роль средств массовой информации и коммуникации. Но в то же самое время развитие науки и промышленности поставило человека перед проблемой исчерпания природных ресурсов, ибо воздействие цивилизации на природу сопоставимо с самыми грозными природными катаклизмами. Все это не может не вызвать обратную реакцию на развитие научно-технического прогресса, порождая антисциентистские воззрения, суть которых состоит в том, что наука переоценила свои возможности, создав экологический, экономический, национальный кризис. С другой стороны, успехи науки не могут не вызвать оптимистических настроений, которые выливаются в уникальное явление культуры XX века – космизм. Работы В.Вернадского, А.Чижевского, Т. де Шардена пронизаны верой в человека, в ответственность за космическую эволюцию. Человеческий разум и наука должны стать, по мнению космистов, мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоничное будущее людей. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX веке, положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Техногенное отношение к природе – как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX века одной из ведущих тенденций в развитии культуры. Оптимистической миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX века ощущения космичности своего бытия. Космизм – уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только на пороге третьего тысячелетия. Его основными идеями являются: идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. И второе, рассматривая землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. В.И. Вернадский в своем труде «Научная мысль как планетарное явление» пришел к выводу, что человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах даст блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления. В результате в культуре XX века развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентической и антисциентической. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способны решить все проблемы, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д. Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждают: в науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако, не все в мире – наука. Существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает, что «наука – чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч.П. Сноу: «…На одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и как яркие представители этой группы физики. Их разделяет стена непонимания…» Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми. В XX веке человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся: · преодоление экологического кризиса; · редотвращение войны с применением оружия массового поражения; · преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; · нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры привели к тому, что в 60-70-е годы возникло множество центров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология. В самом широком смысле – это совокупность человеческих знаний, представление о будущем человеческого рода. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основанный в 1968 г. Основная проблематика исследований Римского клуба – это глобальное моделирование. Причем глобальное моделирование берется во взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социального, политического, нравственного, культурного, экономического. Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX веке и пытаясь осознать те потрясающие перемены, которые вводят нас в XXI век, показал, что знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и капиталистический. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы идее творческого саморазвития. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |