|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мифологическая картина мира. Мировоззрение древних греков
Античная культура считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от III тыс. до н. э. и до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В истории античной культуры выделяют следующие периоды: 1. крито-микенский (эгейский) – III-II тыс. до н.э. – период расцвета относительно обособленной культуры на острове Крит. 2. гомеровский – XI-VIII вв. до н.э. – эпоха становления греческой культуры. Создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея» – доказательство возникновения новой культуры. 3. архаический – VII-VI вв. до н.э. – оформление греческих городов в организацию, близкую к государству. Изменение мировоззрения: мифологическое изложение, не содержащее аргументации и обоснований, уже не устраивало греков. Поиск причины и принципа существования природы, мира приобрел рациональный характер. Совершается переход «от мифа к логосу». 4. классический – V-IV вв. до н.э. – расцвет греческой культуры. 5. эллинистический – к. IV – I вв. до н. э. В правление Александра Македонского распадается система греческих полисов; взаимодействие культур Греции и Востока; изменилось отношение к человеку и его внутреннему миру. Центр эллинистического мира – Римская империя, утвержденная в 27 г. до н.э. 6. период Римской империи – I-V вв. н.э. – величие и расцвет римской культуры. Период Римской империи, объединив греческие и римские культурные традиции, завершает историю античной культуры, которая легла в основу современной европейской цивилизации. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили свой путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, - это Запад, это Европа», – писал А. Герцен. Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства она и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом. Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое. Для античности характерна система развитого политеизма (от греч. «poly» – много и «theos» – Бог), т. е. вера во множество богов, каждый из которых имеет свой конкретный облик, имя, культ. Государственной формой религии, обязательной для всех, в Греции был культ Богов. За неисполнение обрядов, за проявление неуважения к Богу грозило суровое наказание. Среди богов были общеэллинские и местные божества, общинный характер имел древнеродовой культ героев. Формирование общегреческого пантеона богов восходит к крито-микенской эпохе, некоторые олимпийские Боги обязаны своим существованием древним эгейским божествам. Греческая мифология заслуживает особого внимания, т.к. она стала основой религиозных представлений греков. Согласно этим представлениям, изложенным Гесиодом в «Теогонии», жизнь началась с чего-то неопределенного, смутного, непонятного и потому страшного. В мире царил Хаос (chasco – зевать, широко раскрывать рот). Из его бездонной пасти появились бесформенные Никта, Эреб и Эрос. Потом возникла Земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны и титаниды, младшим из которых был Кронос (Время). Уран возненавидел свое потомство и стал низвергать безобразных чудовищ обратно в Землю. Отяжелевшая от непосильной ноши Земля пожаловалась детям. Тогда Кронос убил Урана. Из его крови, пролитой в море и смешавшейся с пеной, появились на свет гиганты и «пенорожденная» Афродита. На земле наступило царство Кроноса, который женился на своей сестре Рее, но его жизнь омрачилась предсказанием о том, что он погибнет от руки одного из своих сыновей. Чтобы избегнуть этой участи, Кронос пожирал своих детей, а когда родился последний из них – Зевс, Рея подсунула мужу вместо младенца камень, укрыв самого Зевса на Крите. Зевс вырос и, наученный своей бабкой Геей, приготовил для Кроноса зелье, выпив которое, титан исторгнул сначала камень, а потом и всех детей: Гестию (богиню домашнего очага), Деметру (богиню плодородия), Аида (бога подземного царства и скрытых в земле богатств) и Посейдона (бога моря), Геру (богиню семьи и брака). По преданию, Зевс и окружающие его Боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Боги воспринимались греками как одна семья, имеющая «отца Богов и людей» Зевса, который женился на Метиде (metis – мысль). Однако для обладания всей мудростью Зевсу было мало женитьбы. Тогда он отправил Метиду в свое чрево, а из священной головы многомудрого Зевса родилась Афина (богиня мудрости и справедливых войн). Во второй раз Зевс женился на Фемиде (богиня правосудия). У них родились Орры (богини времен года) и три Мойры (богини судьбы). Третьей женой Зевса стала Гера. Молодым богам, среди которых был Арес (бог войны), Апполон (покровитель искусств), Артемида (богиня охоты и покровительница живой природы), Гермес (покровитель торговли и путешественников), Дионис (бог виноградарства и растительности), Гефест (бог огня и кузнечного ремесла) и его супруга Афродита (богиня любви), Гелиос (бог солнца), поселившимся на горе Олимп, предстояли две большие битвы с безобразными порождениями Геи и Урана – титанами и гигантами. По их окончании Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой власть. Помимо мифов о богах, видное место в мифологии занимали мифы о культурном герое. Среди последних ярче и выразительнее других образ Прометея, одарившего человеческие существа разумом и знаниями, помогавшего людям во многих промыслах и ремеслах. За самый ценный свой подарок – огонь, приносящий тепло и свет, Прометей был подвергнут Зевсом казни, продлившейся тысячу лет. Наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др. Античная мифология, преимущественно состоящая из мифов греческого происхождения, восхищает художественностью образов, тонкой психологической обрисовкой персонажей. Эти черты греческой мифологии объясняются тем, что мифы дошли до нас не в первоначальной народной трактовке, а уже обработанными греческими поэтами и трагиками. Поэтому иногда трудно провести грань между мифом и литературным произведением или историческим повествованием. Мифы тесно связаны с религией и религиозными обрядами. Некоторые из древних обрядов представляют собой инсценировку того или иного мифа, который служит формой осмысления религиозного культа. Греки произносили молитву громко, вслух, стоя. Она состояла из трех частей – призыва, «санкции» и просьбы. Так же мифы объединяли социальную действительность, с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. В мифологии выражалась потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. Космогонические мифы (мифы о сотворении мира) составляли значительную часть античной мифологии, а идея о создании богами мира или человека вообще была чужда античности. Если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Закон предписывал художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мир, гармония. Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, какой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется отношением античного грека к земной жизни, ее преимуществу над смертью. Это составляет смысл античного мировоззрения. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает стремление к наглядности, образности, определяемое как телесный характер, культ тела. Принцип телесности, рассмотрение всякого факта как физического тела, заложен в основу мировоззрения, религии, организации общественной деятельности, науки и художественной культуры. Из всего телесного мира самым совершенным признано человеческое тело. Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, а красота телосложения достигалась физическими упражнениями. Нагота не вызывала чувства стыдливости. Ярчайшей чертой античности является ее агональность (состязательность), она характеризует все стороны жизни и становится структурообразующим элементом общественной жизни. Соревнования, излюбленная форма деятельности греков, устраивались среди атлетов, гимнастов, бегунов. Популярны были также конкурсы трагедий, поэзии, певцов и даже конкурсы красоты. Дух состязательности очень древний, он запечатлен в мифах, в том числе в легенде о Парисе, который должен был присудить яблоко красивейшей, или об Арахне, состязавшейся с Афиной в искусстве прядения. Греческий агон (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин. Его личные заслуги ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в играх и спортивных состязаниях. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. на мраморной доске было впервые записано имя победителя в беге. Этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Сюда съезжались не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы и ученые выступали с речами и произведениями перед зрителями. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала – праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия – роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов – бег с факелами. Позднее к Олимпийским играм прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Апполону, Истмийские – в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «аретэ» и моральное право властвовать над людьми. Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну ее черту – греческая культура празднична, красочна и зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. В праздник обязательно включались факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, жертвоприношение животных. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) – венком из священной оливы и амфорой с оливковым маслом. Широкую известность получают Дионисии – праздник в честь бога Диониса. Дионисии праздновались пять дней, сопровождаясь яркими шествиями, культовыми песнопениями, танцами и драматическими представлениями. На этой основе возникает одно из самых замечательных достижений древнегреческой культуры – театр. Исполнители обрядовых песен – дифирамбов - в честь Диониса были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово «трагедия», т. е. «песнь козлов» («трагос» - по греч. «козел», «оде» - «песня»). Ряд песен в честь Диониса носили веселый, озорной характер. Они положили начало комедии. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно, корифей (запевала) и артисты стояли на возвышении. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Греческий театр всегда был под открытым небом, вмещал до 25 тыс. зрителей. И женские, и мужские роли исполнялись только мужчинами. Актеры пользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. У каждого персонажа были свои атрибуты, и зрители знали, что означает любой предмет (например, путешественник держал в руке посох, царь – скипетр, герой – оливковую ветвь). Театр был школой воспитания, в пьесах разбирались вопросы морали, политики идеологии. Неимущим гражданам выдавались деньг на посещение театра. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Еврипид и Эсхил. В агоне и из агона рождается греческая философия. Классическими примерами могут служить диалектика, которая первоначально воспринималась и трактовалась как «искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях», а также философские диалоги. Диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. Параллельно развивается риторика. В сфере быта агон проявляется в виде коллективных развлечений. Большой популярностью на пирах пользуются всевозможные состязания в остроумии, шарады, загадки. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, являвшихся источником культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости, знание ради знания, - формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства – мастерства – «техне» и приобретали значимость теории. В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), там возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611-546 гг. до н.э.) – первоматерию с ее противоположными началами. Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) считал первоосновой всего числа и числовые отношения. Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.) сформулировал принцип тождества мышления и бытия. Стремление к обобщениям результатов наблюдений за природой и деятельностью людей, нашли завершение в трудах Гераклита Эфесского (ок. 544-483 гг. до н.э.). Он пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическое понимание мира в Греции достигло у Демокрита. Основная особенность его учения – соединение атомизма с идей диалектического развития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ (470-399 гг. до н.э.), он был занят поиском критерия истины. Сократ считал, что истина рождается в споре. Его ученик – Платон – разработал теорию идеального государства. В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (460 г. до н.э.), который ввел понятие атомов – неделимых частиц материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении – объяснять надо только изменения, а это возможно и без веры в богов. Говоря о возникновении научных знаний в античном мире, следует помнить, что речь идет о зарождении европейской науки. Замечательна широта проблем, занимающих умы греческих ученых: это объяснение причины солнечного затмения и определение из какой материи состоит мир, критика мифологии и исследование раковины моллюсков, математика и биология, вопросы физики и морали. Важнейшим достижением греческой культуры являлось создание алфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были годы упорного труда. Произошла демократизация системы образования, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых. Одной из первых наук, получивших развитие в античной культуре, была историография, а первым из историков – Геродот (ок. 484-422 гг. до н.э.), который при описании событий ссылается на волю богов. Но его ближайшие последователи историки Фукидид (455-400 гг. до н.э.) и Ксенофонт (435- 355 гг. до н.э.) в своем историческом повествовании основываются на строгих фактах. Среди естественных наук первенствовала медицина. К школе рациональной медицины принадлежит Гиппократ (460-375 гг. до н.э.) со своими учениками. Необходима была астрономия – в ней нуждались и моряки, и земледельцы. Восхищения достойна математическая наука и инженерия античности, где бесспорно первенство Архимеда (287-212 гг. до н.э.). Он был не только блестящим математиком, предвидевшим метод интегрального исчисления (которым стали пользоваться через 12 столетий), но и механиком, открывшим закон гидростатики, создавшим теорию «простых механизмов». Литературное творчество существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и т. д., что подготовило появление гомеровской «Илиады» и «Одиссеи». К VIII в. до н.э. относится творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». В литературе ведущая роль от эпоса переходит к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру характерно для творчества Архилоха (2п. VIII в. до н.э.), Сафо (ок. 610-ок.580 гг. до н.э.), Эзопа (VI в. до н.э.). Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 гг. до н.э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, с ним связано и применение декораций. Один из основных мотивов творчества Эсхила – прославление гражданских добродетелей, патриотизма. Особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила – идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея» Тема неотвратимой судьбы занимает особое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика – Софокла (ок. 496-406 гг. до н.э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть». Еврипид (485/484 или 480-406 гг. до н.э.) был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Искусство античности связано с историческими условиями, уровнем художественной жизни общества, с другими формами общественного сознания: с религией, правом, моралью, наукой, философией. Специфическая черта искусства как способа освоения мира – в стремлении воссоздать с помощью художественных образов целостность человеческой жизни. Его цель – создание иллюзорного мира художественных образов, в который человек должен окунуться как в реальную жизнь. Для античности главенствующую роль в искусстве занимает скульптура. Именно в ней проявляется характерная черта для всей античной культуры – телесность, сосредоточенность на человеческом образе. Истинных высот достигает греческая скульптура в классический период. Излюбленный материал – бронза. Статуи приобретают динамичный характер за счет легкости и пластичности бронзы, скульпторы пытаются передать красоту и пластику движущегося тела. Из известных нам ранее скульптур – «Дискобол» знаменитого Мирона (V в. до н.э.), дошедшая до нас только в копии. Величайший ваятель Поликлет (V в. до н.э.) передает впечатление непрерывного и постоянного движения. Таков его бронзовый «Копьеносец» (Дорифор). Вершина греческого скульптурного искусства классической эпохи – творения Фидия (Vв. до н.э.). Как одно из чудес света была воспринята его современниками статуя Зевса, предназначенная для храма Зевса в Олимпии. Тело статуи было набрано из пластинок слоновой кости, устойчивость обеспечивалась деревянным остовом изнутри. Волосы, борода, плащ, сандалии были из золота. Зрачки глаз инкрустированы драгоценными камнями. Из многочисленных скульптур и рельефов Парфенона, созданных Фидием и его учениками до нашего времени дошла лишь малая часть. В создании мраморных скульптур проявляет себя талант Праксителя (IV в. до н.э.). Это первый скульптор, воспевший красоту обнаженного женского тела. Им создан образ Афродиты, готовящейся войти в воду. Из всех видов искусства архитектура дает наиболее точную характеристику эпохе, отражает художественный вкус и тенденции не отдельного человека, а целого народа. Первые греческие храмы относятся к гомеровской эпохе. Основным типом храма этой эпохи был периптер – прямоугольное, окруженное со всех сторон колоннами, здание. Особое внимание уделялось пропорциональности и ритмичности храма. Определенным образом рассчитывалось количество колонн. Вся система соотношения несомых и несущих частей храма, сложившаяся в греческой архитектуре, получила название ордера (от лат. «ordo» – порядок, строй). Важная характеристика ордера – самостоятельность его архитектурных элементов, расчлененность, контраст между отдельными частями. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются сохранившиеся до нашего времени на Афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. Парфенон был посвящен богине Афине. Эрехтейон (421-404 гг. до н.э.) стоит против Парфенона. Его колонны стройны, а кариатиды – изваяния девушек – поддерживают крышу. Живопись была широко распространена в Древней Греции, но почти не сохранилась до нашего времени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни. Определенные представления о греческой живописи дает нам греческая керамика. Около 700 г до н.э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурированная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой деталей. Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, не возможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Недаром мы называем время расцвета древнегреческой культуры «золотым веком» человечества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |