АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные черты римской культуры

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. III. Характерные черты экономического развития страны
  9. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  10. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  11. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  12. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма

 

Культура эллинизма ярко отражала идеи, волновавшие людей той эпохи, и стала основой развития культуры в различных областях Средиземноморья. С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура. Культура Рима связана с завершением истории античного общества, она выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событии, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами, хотя споры о самостоятельности культуры Рима занимают большое место в историографии.

Культура и история Древнего Рима, возникновение которой относится к 753 г. до н.э., когда древнейшие поселения латинян и сабинов слились в единый город, которым управляли высшие должностные лица – рексы и басилеи – совет старейшин, включает следующие периоды:

1. культура раннего Рима и Италии – VIII-VI вв. до н.э.

2. культура ранней Римской республики – V-IV вв. до н.э.

3. культура расцвета Римской республики – III-I вв. до н.э.

4. культура Рима эпохи ранней Империи – 27 г. до н.э.-II в. н.э.

5. культура времени упадка Римской Империи – III-V вв. н.э.Культура Древнего Рима формировалась двумя путями, Первый путь состоял в созидательной деятельности племен, населявших территорию современной Италии, в том числе острова Сицилия, Сардиния и др. Аппенинский полуостров Италии назвали греки, но населяли его многочисленные племена, одним из которых были этруски. Второй путь формирования культуры Древнего Рима – присоединение древнегреческих городов-полисов и других территорий. В ходе подчинения перенималась и культура, использована была и полисная система государственно-политического устройства. Особенно много древние римляне переняли от греков в сфере духовной культуры: философию, научные знания, искусство, поэтику. Особенно это влияние усилилось с начала II в. до н.э. Отражением этого были строки римского поэта Горация:

…Греция, взятая в плен, победителей диких пленила,

В Лаций суровый искусства внеся…

 

Политеистические верования, воспринятые от древних греков, получили своеобразную обработку. Римский пантеон имел сложный состав, поскольку в него входили боги – покровители многих племен и народов, влившихся в разное время в Римское государство. В связи с этим различали «старых» и «пришлых» богов. Древнеримские боги: «Бог Богов», знающий прошлое и будущее – Янус, верховный Бог - Юпитер, бог войны – Марс, богиня домашнего очага – Веста, богиня деторождения – Юнона, бог моря – Нептун, бог огня – Вулкан, и др. Среди «пришлых» наиболее популярны боги италийского (Диана, Венера, Фортуна, Геркулес) и греческого (Апполон, Цецера, Меркурий) происхождения. Римский пантеон включал в себя категорию так называемых «мгновенных богов». Они выполняли узкую функцию, к ним римляне обращались в определенные моменты своей жизни. Один из таких богов помогал новорожденному издать первый крик, и на этом его покровительство заканчивалось; другой помогал ребенку начать говорить; третий – ходить; четвертый следил за ростом мышечной массы; пятый – за ростом скелета и т. д. В каждое мгновение своей жизни римлянин мог рассчитывать на помощь определенного божества. Боги получали сферы «ответственности», религиозность приобретала анимистический характер. Божествам лесов, полей, долин воздвигались святилища. Почитались абстрактные божества (идеи): боги Свободы, Доблести, согласия и др.

Но главным для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности. Древний Рим не знал материнского начала: женщины были похищены в ходе войны, и легендарных основателей Рима, сыновей Марса – Ромула и Рема, воспитала капитолийская волчица. Ромул стал основателем политических установлений Рима.

Систему ценностей древних римлян определяли патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Для того, чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин должен обладать мужеством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, власти закона и обычаям предков в мирное время, вести умеренный образ жизни.

Поддерживалась сословная структура римского общества. Еще в VI в. до н.э. царь раннего Рима Сервий Туллий провел реформу, положившую начало классово-сословному делению общества. Было введено шесть имущественных разрядов и определены их «полномочия». Бедняки, не имевшие никакого имущества, не включались ни в одно из сословий и были названы пролетариями (от «proles» - потомство). Они имели только детей.

Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права. Она увязывалась с особенностями имущественно-сословной структуры общества, а так же с переходом от республиканского к монархическому (имперскому) правлению. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения. В праве были разработаны нормы, регулирующие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установлены правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы наследования имущества. Частное право относилось к «пользе отдельных лиц», а публичное касалось «состояния Римского государства». Именно в Риме появилась доктрина, согласно которой воля императора – закон для всех граждан. В императорскую эпоху большое значение получила законодательная деятельность императоров: они издавали эдикты, декреты, рескрипты и мандаты, объединявшиеся общим названием «конституция».

Римская культура ассоциируется с такими именами, как Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит: «Жребий брошен», и начинает гражданскую войну; император Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, чье имя стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами о том, что «деньги не пахнут»; благородный Тит, который, если не сделал за день ничего доброго, говорил: «Друзья, я потерял день».

Распространение рабства, достигшего в Риме наивысшего развития, привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считал для себя зазорным, если его подозревали в «рабских пороках» (ложь, лесть) или «рабских занятиях», включавших, в отличие от Греции, не только ремесло, но и литераторство, искусство, игру на сцене. Делами, достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода, признавались только политика и война.

Греки втайне презирали римлян, считая их дикими варварами. Наиболее дальновидные римские политики, среди которых ведущую роль играли Сципионы и их окружение, понимали, что такая репутация подрывает авторитет римлян. Они стали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали образованных греков-рабов для обучения своих детей. Богачи посылали своих детей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Римская знать начала писать для греков и по-гречески историю Рима, чтобы доказать добродетели римлян, их родство с греческим миром. В свою очередь греки, примирившись с владычеством Рима, доказывали общность греческих и римских обычаев и культов.

По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (III-II вв. до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, обычно помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Комедии вольноотпущенника Теренция (II в. до н.э.), написанные изысканным языком, широкой публике казались скучными. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею». Поэт Луцилий писал сатиры, высмеивая страсть к роскоши и погоню за богатством. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87-53 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь. Римский театр не стал частью внутреннего мира, как у древних греков.

Историческая проза достигла своего совершенства в произведениях Гая Юлия Цезаря и Гая Саллюстия Криспа. Богатое наследие оставил оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), от которого до нас дошло более 50 полностью сохранившихся речей, а также сочинения по теории риторики (искусства красноречия). Владение ораторским искусством было важнейшим и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. В сочинениях Цицерона выдвигался идеал всесторонне образованного философа-оратора и государственного деятеля. Цицерону принадлежит мысль о том, что любой области деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл жизни. Для Цицерона понятия «человек» и «гражданин» сливаются воедино. Гражданин должен чувствовать себя частью целого – римской общины и жить ради общего блага.

В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам – Вергилию, Горацию, и Овидию. Вергилий (70-19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он начал прославлять Августа, «Георгики» – поэма, посвященная сельскому хозяйству. Славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65-8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину, прославлял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э.-17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов. Сослан Августом за поэму «Искусство любви», поучавшую как найти любовницу и обмануть мужа.

Эти тревожные тенденции, появившиеся в римском обществе, нельзя объяснить только влиянием греческой культуры. К этому приводило само развитие Рима, разложение устоев общинной жизни и патриархальной семьи. Упадок нравов коснулся и верхов, и низов общества. Гражданские добродетели, которыми некогда славились римляне, уступали место раболепству перед императором, стремление к подвигам ради общего блага вырождалось в карьеризм, целомудрие считалось чуть ли не признаком уродства и осмеивалось.

В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ-материалист Лукреций Кар (ок. 98-54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», в которой с блестящим мастерством сумел изложить стихами в доступной форме сложные философские проблемы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры, прежде всего ордерной системы. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Эта мощь построек являлась своеобразной тенденцией к возвеличиванию власти императоров, военной мощи империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты и ложный пафос громадных сооружений. Но римляне обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора. Так же они ввели в архитектуру арку и свод, которые позволяли перекрывать пролеты значительно большие по размерам, выдерживали большую нагрузку. Арочная конструкция, позволявшая экономить строительный материал, использовалась римлянами при сооружении водопроводов – акведуков. Один из крупнейших – акведук Клавдия, построенный в I в. н.э и названный в честь правящего императора. Его длина составляла 60 км, но в техническом плане он сложен, т. к. включал мосты и тоннели.

С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба – клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению практически необходимых построек. В Риме строились общественные бани – термы, имевшие постоянную подачу чистой воды, бассейны с теплой и холодной водой.

Шедевры римской архитектуры поражали своими масштабами и доминированием отчужденных и замкнутых форм. Даже площади в Риме обносились высокими стенами и устраивались в низинах. Но особенно этот принцип выразился в скульптуре. Совершенно очевидно, что отношение римлян к человеку принципиально иное, чем у греков. Это объясняет ориентация в римской модели мира на событие империи. Лучшим в на следи римской культуры был портрет, прослеживающийся как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявили реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин – Катон, человек практического склада ума, хранитель строгих нравов, сумевший стать консулом. Примером подобного образца служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым ассиметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост – статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора.

В пору кризиса античного мировоззрения в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубленность и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри. В III в. портрет достигает расцвета, освобождается от традиционных идеалов. Поздний период развития портрета отмечен внешним огрубением облика и повышенной духовной экспрессией.

В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Первоначально расписывались все архитектурные детали стены: пилястры, карнизы, цоколь. На фоне величественных пейзажей развертывались многофигурные композиции на сюжеты древнегреческой мифологии. В более поздний период пейзажи оформлялись в виде фриза или отдельной картины. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо – круга. Живопись II в. н.э. – это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов в Риме), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» - время затишья классовой борьбы в период правления Августа (27 г. до н.э.-24 г н.э.) – стимулировал высокий расцвет искусства. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. Правление внучатого племянника и приемного сына Юлия Цезаря – Гая Октавия, получившего титул Августа, называли принципатом, а самого Августа – принцепсом, т. е. первым человеком в республике.

Конец I – начало II вв. н.э. – время создания грандиозных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Рядом с древним республиканским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Для Рима это был форум Романум. Здесь размещались основные общественные здания – суд, сенат, архив, здесь было отведено место для трибун ораторов, были вывешены медные доски с вырезанными на них законами для римских граждан, стояло огромное количество статуй прославленных граждан Рима. Центром города сделалась возвышенность с отвесным обрывом – Капитолий, где были воздвигнуты различные храмы. У его подножия на ровном месте располагалось римское ополчение. По имени божества войны эта местность получила название Марсово поле. Строились многоэтажные дома. Крыши домов стали покрывать черепицей. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были Триумфальные сооружения, прославляющие военные победы. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-19 гг. н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками.

Так как древнеримская духовная культура сформировалась как зрелищно-площадная, то самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – Колизей было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей построен в I в. н.э. из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Название, вероятно, получено от латинского слова «колоссеум» - колоссальный. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в духовно-развлекательной жизни римлян. Гладиаторские бои берут начало от ритуала жертвоприношений на могилах павших героев. Первый бой гладиаторов, зафиксированный историческими источниками, произошел в Риме в 264 г. до н.э. До конца 2 в. до н.э. бои устраивались исключительно при погребальных церемониях, т.е. имели преимущественно религиозно-обрядовый характер. Позже гладиаторские игры получают признание государства. С превращением гладиаторских боев в развлечение растет потребность в профессионалах. Гладиаторы рекрутируются из военнопленных, осужденных преступников, рабов и нанятых свободных граждан. В период империи появилась практика присуждать преступников «к мечу» или «к диким зверям». Осужденные могли сражаться друг с другом на арене или просто уничтожаться гладиаторами или зверями, не имея при этом оружия. Казни превращались в драматические представления, производя мучительную смерть того или иного легендарного героя. Особенно ценились среди гладиаторов бойцы-добровольцы. На этот путь часто вступали социально отверженные, нуждающиеся, но могли быть и искатели приключений. Для обучения гладиаторов были созданы специальные школы, больше походившие на тюрьмы. Многие императоры, будучи страстными поклонниками гладиаторских игр, иногда сами принимали в них участие.

Бои гладиаторов ускоряли процесс деградации общества. Правительство и интеллектуальная элита оправдывала гладиаторские игры, рассматривая их как часть военной подготовки: «лучший урок мужества против боли и смерти» (Цицерон). Показательно, что уважение к чужой жизни не свойственно римской античности: только римлянин, будучи господином, мог претендовать на статус «человека», остальные – бесправная часть общества, варвары и дикари. Их страдания и смерть воспринимались римским обывателем как нечто совершенно естественное.

Празднествам отводилось 180 дней в году, т. к. толпа требовала «хлеба и зрелищ». Строгое выполнение этого лозунга порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться. При императоре Августе число иждивенцев, получавших даровой хлеб, составляло 200 тыс. человек при полутаромиллионном населении римского государства.

В цирках и амфитеатрах постоянно устраивались состязания, травля зверей, даже смертные казни превращались в театральное представление: осужденный исполнял роль злодея или героя и погибал по-настоящему. Колизей выполнял функцию именно зрелищного сооружения. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Места разделялись согласно общественному рангу зрителей.

Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту. Представления могли посещать все без исключения, как свободные, так и рабы. Женщинам и детям разрешалось смотреть практически любые постановки. Римский гражданин не мог стать профессиональным актером. Свободные римляне, рискнувшие выйти на сцену, не принимались на воинскую службу, могли потерять гражданские права и быть исключены из своей трибы.

По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, «храм всех богов». При строительстве Пантеона широко применялся бетон – еще одно достижение римлян в области строительства и архитектуры. Внешняя архитектура достаточно скромна, но гармоничное сочетание геометрических форм, составляющих здание – цилиндрический объем, покрытый полусферой и параллелепипед портика, создает впечатление величественной мощи и красоты. Но главное в Пантеоне – монолитное внутреннее пространство, равномерно замкнутое высокой двухъярусной стеной, украшенной пилястрами из цветного мрамора.

Римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Кризис, охвативший ее в конце существования, не мог не затронуть и систему ценностей: все дальше отступало римское общество от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Изменился состав жителей Рима: в их числе все больше оказывалось варваров.

В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство, провозглашавшее свободу выбора между добром и злом, равенство всех людей перед лицом единого Бога, обещавшее вечное блаженство в загробном мире. Но в результате жесткой внутренней борьбы за власть, а также изменений в социально-экономических и политических условиях жизни народов Европы, Римская империя и ее культура приходят в упадок. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима. При императоре Константине I возведена Латеранская церковь. Идеи христианства оказались созвучными новой эпохе – феодализму.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Восточная Римская империя, получившая название Византия, просуществовала еще тысячу лет. Разрушенный и ограбленный варварами в IV-VII вв., Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Античная культура явилась колыбелью, наиболее глубокой основой формирования последующих культур европейских и многих других народов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)