АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные тенденции развития российской культуры XVIII века

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I Таможенное право Российской Федерации
  6. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  7. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  8. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  9. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  10. II региональный тур Всероссийской студенческой олимпиады
  11. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  12. II. Основные задачи и функции

 

Доминирующая тенденция развития культуры в России XVIII века была сходна с европейской: отделение науки от религиозно-мифологического мировоззрения. Создание новой картины мира и новых источников знания. Две проблемы вызывают наибольшие споры и разногласия. Во-первых, это оценка степени самостоятельности просветительского движения, во-вторых, - механизм Просвещения в России.

Проблема органичности культуры XVIII века в общем развитии национальной культуры была дискуссионной с самого начала. Следует признать значительную роль заимствований извне, с Запада. В результате в России возникает культурное многоголосье, культурный калейдоскоп. Для российского просвещения главной задачей было усвоение знаний, преодоление традиционности при помощи чужих рациональных знаний. Иначе говоря, приоритетным направлением было не развитие науки, а обучение; не написание новых книг, а их распространение. Поэтому период просветительской политики государства от Петра I до Александра I можно назвать периодом «вестернизации» России.

Начиная с петровской эпохи, новая русская культура создавалась в условиях активного усвоения западноевропейской культуры, ее программ и концептуальных схем. Новая русская культура строится как более или менее самобытный слепок с культуры Европы. Просветительство в России оказалось временем вдохновенного ученичества, усвоения идей европейского Просвещения в условиях слабой собственной светской интеллектуальной традиции.

Главная особенность русского просветительства – исключительно большая роль государства и Петра I. Просветителями сначала выступили люди, имевшие власть. Ни церковь, ни дворянство их не поддержали и даже сопротивлялись. Поэтому просветительская политика государства имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер.

Культура XVIII века занимает особое место в культуре Рос­сии, так как Петр I «прорубив окно в Европу», осуществил ги­гантские преобразования в культуре народа. Причем, эти преобра­зования, затронув в первую очередь элиту Российского общества, не оставили в стороне и низы. Так, при Петре I в России появил­ся картофель, помидоры, табак.

Для осуществления своих замыслов Петру I были необходимы грамотные, европейски образованные сподвижники. Уровень же об­разования российского дворянства был катастрофически мал. Поэ­тому в первую половину своего царствования Петр I насильствен­но отправлял молодых дворян учиться за границу, в первую очередь, морской службе. По указу Петра I с января 1703 года стала выхо­дить в Москве первая газета «Ведомости». В разгар шведской вой­ны Петр I выписал странствующую немецкую группу актеров Куншта и построил на Красной площади общедоступный театр.

Если до Петра I в России преобладала система гуманитарного образования, то Петр I заложил основы технического образования. Так, в 1701 году в Москве была открыта навигационная школа для детей дворян и прочих чинов, а в 1715 году – в Петербурге мирс­кая академия для детей знатного дворянства, 1711 году – инженер­ная школа. Развивая техническое, образование, Петр I не забыл и гуманитарное образование. В 1705 году была открыта гимназия Глю­ка. Гимназия отличается от других школ расширенной гуманитарной подготовкой, в частности языковой. В 1714 году вышел указ об обя­зательном обучении дворянства и открытии цифирных школ при монас­тырях для «молодых ребяток изо всяких чинов людей». В цифирных школах обучали письму, арифметике и части геометрии. Такова бы­ла программа начальных школ.

Разумеется, не стоит идеализировать школы времен Петра I. Из популярного фильма «Гардемарины, вперед» мы узнали, что обу­чение в навигационной школе даже при Елизавете было поставлено плохо. А при Петре I, в 1722 году из Московской навигационной школы бежало 127 школьников. И все же начало было положено.

Петр I резко изменил быт правящих классов. XVIII век можно по праву считать «золотым веком» русского дворянства. В петровские времена это сословие было теснейшим образом связано с троном, и «служба отечеству» стала синонимом «службы государю». До Петра I рос­сийское дворянство сидело по теремам, Петр I ввел ассамблеи. На ассамблеях гости говорили о делах, о новостях, пили, плясали.

В 1717 году была издана переводная книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Это был свод пра­вил для дворянства. «Молодой дворянин должен быть обучен языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в кни­гах начитан». Но это идеальный дворянин. А не идеальному дворянину было предписано «губ рукой не вытирать, за столом на стол не упираться, потом зубов не чистить, не чавкать, не проглотив куска не говорить и так далее».

Общий принцип всех сторон жизни нового петровского государства – регулярность. Человек в государстве жил как бы в двух измерениях: в государственном и частном пространстве. И чем ближе он был к власти, к государственной машине, тем правильнее становилась его жизнь. Человек нового времени в России оказался жестко закреплен в иерархии служебных отношений. Регламентация государственной службы предполагала создание слоя людей, связанных новой иерархией отношений: не по родовитости или связям, а по способностям и реальному вкладу в государственное дело. Эта идея воплотилась в «Табеле о рангах». Возникновение специального слоя бюрократии свидетельствовало о переходе на принципы управления, характерные для нового времени.

Венцом «регулярности» можно назвать военный облик государства и общества. При Петре начинала формироваться система орденов и воинских знаков. Получение ордена чиновником или военным было огромным жизненным успехом, так как орденская иерархия соответствовала иерархичности всей организации общества. В первой четверти XVIII века в России появились первые ме­дали. На лицевой стороне был выбит образ Петра, а на обратной стороне эпизод боя, в котором отличился награждаемый. В целом система титулов, мундиров и орденов составляла один из устоев царской государственной машины и диктовала культурную символику социальной структуры.

Лучшим памятником Петру I стал город его имени Петербург. Борясь с засильем боярства в Москве, Петр I решил перенести столицу в другой город, построив его по типу Западных столиц, из камня, с широкими улицами. Первоначально планировалось, что столицей Российского государства станет Таганрог. Поэтому Таган­рог стал первым городом в России, который строился по плану, но столицей не стал. Новой столицей России был объявлен Петербург в 1712 году. Город застраивался по проекту архитектора Еропкина. Первые постройки города – это 2 крепости, здание Адмиралтейства, магазины, верфи, здания 12 коллегий.

В быту сам царь был прост, его личный дом в Петербурге состоял из2-х этажей, по 7 комнат на каждом этаже. Любимым местом отдыха царя стал Петергоф – загородный дворец и сад царя. Для строительства Петергофа пригласили Леблона, кото­рый создал Версаль. Постройка осуществлена в строгом класси­ческом стиле, для которого характерны четкие геометрические фигуры. Дворец был украшен лестницами, а лестницы фонтанами. Фонтаны Петергофа - это истинные шедевры мирового искусства.

Развитие архитектуры стало стимулом для развития скульп­туры, русская церковь в 1719 году запретила круглую скульптуру, но скульптура развивалась в форме барельефов. При Петре I рус­ская знать начала вывоз скульптур из Западной Европы. 1719 году, обмен на кости Святой Бригитты, найденные в монастыре под Ревелем, была ввезена в Россию всемирно известная статуя Венеры Милосской.

В 1716 году в Россию прибыл самый известный скульптор XVIII века Карл Растрелли. Он оставил нам бронзовый бюст Петра и конную статую Петра, которая стала первой скульптурой русс­кого императора. Позднее в 30гг. Растрелли создал статую импе­ратрицы Анны Иоановны. Тяжелая, пирамидальная фигура императ­рицы, с пустыми, ничего не выражающими глазами, эта скульпту­ра блестяще передавала тяжесть царствования Анны.

Наряду с архитектурой и скульптурой развивается живопись. Крупнейшим художником XVIII века стал Иван Никитин. Он оставил нам несколько портретов Петра и его сподвижников. В живописи этого периода преобладала портретная живопись. Но Никитин оста­вил нам и два исторических полотна. Это изображение Куликовс­кой и Полтавской битв.

Таким образом, Петровская эпоха стала мощным стимулом для развития искусства. Образ жизни русской элиты был приближен к европейскому.

Вместе с тем, необходимо отметить, что европеизация России осуществлялась варварскими методами. В январе 1700 года было при­казано мужчинам одеть кафтаны венгерские, а в 1701 году новый указ: мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподнее, камзолы, штаны также сапоги, башмаки и шапки немецкие, женщинам шапки, кунтупи, юбки, башмаки немецкие. Петр насильно брил бороды и заставлял носить парики. У городских ворот были расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, которые штра­фовали нарушителей, а платья обрезали. Купцам за торговлю русс­ким платьем грозило битье кнутом, конфискация и каторга. Только духовенство и крестьянство получило право сохранить националь­ный костюм, в частности, в деревнях сохранился русский сарафан. Но было не верно утверждать, что реформы Петра оставили в сто­роне крестьянство. Выше уже отмечалось, что при Петре в Россию были завезены картофель, табак, томаты. Европеизация жизни дворянства вела к европеизации жизни крестьянства. Весь XVIII век в России сохранялось и расширялось крепостное право. Но приобщаясь к культуре, образованию, дворяне приобщали к ним часть своих крепостных. Позже, при преемниках Петра появятся художники, скульп­торы из крепостных и даже театры из крепостных. Участь людей, насильственно вырванных из своей социальной среды была, как пра­вило, печальна. Примером может служить трагическая судьба кре­постной актрисы П.Ковалевой-Жемчуговой, только перед смертью ставшей графиней Шереметьевой. И все же реформы Петра стали мощ­ным стимулом развития русской культуры.

Далеко не все преемники Петра могли сравниться с ним. Не­которые из них предпочитали повернуть историю вспять, вернуться к допетровской, Московской Руси. Но процесс, начатый Петром, продолжался несмотря ни на что. И даже Анна Иоановна, это под­черкнуто, русская царица невольно продолжала дело Петра. Петр активно приглашал на службу в Россию иностранных специалистов, а при Анне немцы «посыпались» в Россию.

О культуре при преемниках Петра написаны тома. Но я пред­лагаю рассмотреть изменения в культуре XVIII века на примере жизни русских императриц. Екатерина I правила Россией всего 2 года и не оставила серьезного следа в русской истории и культуре. Поэтому начнем с Анны.

Императорский престол достался Анне случайно, в результа­те дворцовых интриг, но прав её на престол никто не оспаривал. Она была племянницей Петра I, дочерью царя Ивана, внучкой Алек­сея Михайловича. И внешне и внутренне это была женщина старой Московской Руси. Внешне это была статная, крупная женщина. Ан­на была необразованна, как и подобало Московской боярыне. Но Петр упорно «прорубал окно в Европу» и отдал замуж свою племянницу за курляндского герцога. Анна вскоре овдовела и вла­чила жалкое существование в миттавской трущобе. Пока случай и безупречное боярское происхождение не вознесли её в 37 лет на российский престол. В ежедневном обиходе она возродила тради­ции старой Московской Руси, её ежедневно развлекали шутихи-трещотки. И все же двор Анны нельзя было спутать с двором ца­ря, её деда Алексея Михайловича. И дело не только в огромном количестве иностранцев, которые со всех сторон обступили рос­сийский престол. Двор Анны регулярно увеселялся блестящими празднествами. Скромные петровские ассамблеи переродились в пышные балы и маскарады. Но иностранцев эти празднества пора­жали роскошью и безвкусицей. Самым известным праздником тако­го рода стала свадьба шутов, для празднования которой соору­дили ледяной дворец. Эта свадьба дала название известному ро­ману Лажечникова «Ледяной дом». Двор Анны стал пародией на ев­ропейские дворы и увеселения.

Но культура не стояла на месте. На смену классицизму в 30 гг. XVIII века пришел стиль барокко. Для барокко характерно ши­рокое использование лепнины, в основном, в виде орнамента и скульптур, в виде атлантов и кариатид. Для этого стиля харак­терна монументальность, подчеркнутое богатство. Стиль барокко в России сочетался с элементами рококо. Рококо отличался от барокко лишь тем, что мастера, работая в стиле рококо, стара­лись передать радость, приподнятость настроения, веселость. В живописи во 2-ой четверти XVIII века окончательно утвердили парадный портрет, для которого характерна фигура, стоящая на фоне колоннад и пышных драпировок.

Век Анны был недолог, всего 10 лет продолжалось её мрач­ное царствование. В результате дворцового переворота, осенью 1741 года пришла к власти дочь Петра 1 Елизавета. Внучка Алек­сея Михайловича, она была очень религиозна. Строго соблюдала все посты, благоговейно чтила святыни и обряды русский церкви, до тонкости знала все гастрономические рецепты русской кухни. Дочь Петра I, она любила балы и маскарады, до страсти любила французские спектакли. Причем, в отличие от Анны у Елизаветы был вкус. Императрица лучше всех танцевала менуэт, прекрасно одевалась. После её смерти осталось 15 тысяч платьев, два сун­дука шелковых чулок. При Елизавете при дворе процветала музы­ка. Она выписывала для нужд двора и малороссийских певчих и итальянских певцов, те и другие совместно пели обедню и оперу. Если двор Анны был скорее пародией на европейскую светскую жизнь, то Елизавета была настоящей светской дамой. Но пустышкой она не была. При Елизавете был открыт Московский универ­ситет - первый университет о России. В 1755 году было начато строительство Зимнего дворца. При Елизавете достигает расцвета стиль барокко. Примером может служить ансамбль Смольного монастыря. Его Елизавета строила для себя, собираясь привести там последние дни. Центральная часть – собор, слева и справа - 2 здания. Все здания в одном стиле, что характерно для барокко. Собор венчает 5 глав, в центре - одна мощная и четыре тонкие рядом. Невесомость ансамбля создается за счет светлого цвета и колоннад. В период царствования Елизаветы развивается рус­ская литература. В одах М.В. Ломоносова было положено качало четырехстопному ямбу, без которого не мыслима поэзия Пушкина.

Таким образом, период правления Елизаветы Петровны стал периодом дальнейшего подъёма русской культуры.

Важной особенностью русской культуры в период царство­вания Елизаветы стала переориентация дворян на французский двор. При Елизавете была расширена система казенных и част­ных учебных заведений. Но большинство дворян образование по­лучало дома. И если до Елизаветы учителя, как правило, бы­ли немцами, то с царствования Елизаветы их заменили французы. С царствования Елизаветы русское дворянство заговорило на французском, стало копировать французскую моду и нравы.

Женщина времен Елизаветы уже не сидела дома, развлекаясь с шутихами. Идеальная дама времен Елизаветы – это вели­косветская дама, которая чувствовала себя везде хорошо, толь­ко не дома. Главными её достоинствами считались: умение хорошо одеться, говорить по-французски, флиртовать с мужчинами. Справедливости ради отметим, что русские барыни времен Елизаветы пристрастились и к чтению. Самым популярным чтением стали сентиментальные романы Сумарокова.

В 1762 году на престол взошла Екатерина II, 34 года ее царст­вования стали «золотым веком» русского дворянства и. его культуры. Немка по рождению, француженка по воспитанию, она попала и Россию в возрасте 15 лет. Чтобы выжить при русском дворе, ей пришлось выучить русский язык, освоить русскую культуру, редкостно соблю­дать православные обряды.

Двор Елизаветы был танцевальным и православным. Поэтому Екатерине при приезде дали учителей закона божия, русского языка и танцев. Но Екатерину такое высшее образование не удовлетворило. Поэтому она много занималась самообразованием и стала одной из самых образованных женщин своего времени. В результате самыми любимыми занятиями императрицы стали чтение книг и сочинительство. Она сочиняла пьесы, сказки, рассказы по истории. После нее осталось 12 томов сочинений. Разумеется, что такая императрица способство­вала развитию культуры. При Екатерине II было закончено строительство Зимнего дворца. Зимний дворец проектировал Варфоломей Растрел­ли. Здание построено в позднем классическом стиле, который становится главенствующим в архитектуре России в 60 гг. XVIII века.

Литература второй половины XVIII века переживает период расц­вета классицизма. Поэзия достигает своих вершин в творчестве Г.Р. Державина. Драматургия – в бессмертных комедиях Фонвизина. Однов­ременно с классицизмом зарождается сентиментализм, который дости­гает апогея в творчестве Радищева и Карамзина.

Но пожалуй, самым главном достижением екатерининской эпохи становится изменение культурного облика Российского дворянства. Указ о вольности дворянства от 11 февраля 1762 года позволил дворянству не служить.

Таким образом, в содержании культурного переворота, который начал совершаться при Петре I, можно выделить основные сущностные характеристики:

· сугубая ориентация на светскую книгу и книжное знание;

· особая ценность военно-имперской самореализации;

· стремление ко всеобщему регулированию, порядку, регламентации;

· выделение дворянства в качестве образованной элиты и носителя новой культуры;

· сильное влияние женского культурного начала.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)