|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б) система; г) функция
13. Кто из мыслителей утверждал, что «Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра»: а) Л. Мэмфорд; в) Й. Хейзинга; б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе.
14. Родоначальником философской герменевтики принято считать: а) Г.-Г. Гадамера; в) Ч. Морриса; б) Ю. Лотмана; г) Г. Шпета.
15. Что из предложенного относится к знаковым системам записи: а) ноты; в) крест; б) герб; г) рисунок, изображающий зверя.
16. Как называется процесс, который сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами культуры, что нередко приводит к распаду культуры: а) культурное изменение; в) культурная динамика; б) культурный кризис; г) культурный обвал.
17. Устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано, оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано: а) нормы; в) традиции; б) ценности; г) запреты.
18. Для постмодерна характерно следующее отношение к прошлой традиции: а) принятие; в) агрессивное отторжение; б) наследование; г) частичное принятие.
19. Контркультура возникает: а) в XX веке; в) существовала всегда; б) в XIX веке; г) в XVII веке.
20. Византийскую и русскую духовность роднит: а) представление о мессианской роли государства; б) близость к античной культуре; в) представление о тождестве власти и носителя власти; г) направленность на внешнее преобразование мира.
Вариант № 8.
1. Какие исследования могут быть отнесены к собственно культурологическим: а) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей; б) исследования религиозного аспекта культуры; в) культурологические аспекты лингвистики, семиотики, искусствоведения и эстетики; г) в которых культура представлена как целостный объект познания.
2. Какой подход к исследованию культуры заключен в высказывании Б. Малиновского: «В любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляющую собой необходимую часть внутри действующего целого»: а) функционалистский; в) эволюционистский; б) психологический; г) социологический.
3. Стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений определяется: а) коммуникативной функцией культуры б) эстетической функцией культуры; в) духовно-охранительной функцией культуры; г) нормативной функцией культуры;
4. Кто из ученых полагал, что культура является универсальной категорией в исследовании общества: а) Ф. Ницше; в) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; г) Р. Арон.
5. Как называется уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу: а) интеллектуальная культура; в) интеллектуальное развитие; б) интеллектуальные достижения; г) интеллектуальный уровень.
6. Хозяйственно-практический аспект взаимодействия природы и культуры предполагает: а) зависимость образа жизни человека от природных условий; б) экологическое равновесие, охрану природы; в) проблему здорового образа жизни; г) экологически чистые технологии.
7. К. Ясперс отстаивает мысль о том, что: а) в культуре решающим является экономический фактор; б) в культуре решающим является духовный фактор; в) в культуре решающим является политический фактор; г) в культуре решающим является социальный фактор.
8. Основоположником теории общественно-исторических формаций является: а) К. Маркс; в) К. Ясперс; б) М. Вебер; г) Б. Малиновский.
9. Западная культура стремится к: а) сохранению традиций; б) признает принцип «чем древнее, тем вернее»; в) вообще отрицает традиции; г) признает доминирование новаций над традицией.
10. Фрейд считает, что жизнью человека руководит: а) «Я»; в) «Оно»; б) «Сверх-Я»; г) Бог.
11. Кто из исследователей первобытной культуры выделил три основные, взаимосвязанные ступени, которые прошло человечество – дикость, варварство, цивилизация: а) Л. Морган; в) О. Шпенглер; б) Э. Тайлор; г) Б. Малиновский.
12. Назовите направление в культурологии, которое своей основной задачей считало разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними: а) эволюционизм; в) психологическое направление; б) функционализм; г) семиотическое.
13. Кто из писателей осмыслял проблемы игры в книге «Игра в бисер»: а) Л. Мэмфорд; в) Й. Хейзинга; б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе.
14. Что из ниже перечисленного относится к искусственным языкам: а) балет; в) древнегреческий язык; б) поэзия; г) азбука Морзе.
15. К какому типу знаков следует отнести крест, свастику: а) знаки – копии; в) знаки – символы; б) знаки – признаки; г) знаки – имен.
16. Как принято называть культурный процесс, для которого характерно устранение прежде устойчивых норм и идеалов, упрощение культурной жизни: а) упадок и деградация культуры; в) консерватизм; б) стабильность; г) застой.
17. Ученый, который полагал, что все явления культуры, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудой предметов, которые изучаются естественными, а не гуманитарными науками: а) Сорокин; в) Клакхон; б) Лотман; г) Пирс.
18. Постмодерн провозглашает отказ в культуре от: а) игры; в) иронии; б) норм и традиций; г) деконструкции.
19. Чем можно объяснить появление массовой культуры: а) активизацией нигилистического отношения к классическому наследству; б) кризисом элитарной культуры; в) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества; г) удешевлением предметов культуры.
20. Славянофилы считали, что наиболее перспективной для экономики России является: а) частная собственность; в) общинная собственность; б) государственная собственность; г) мелкая частная собственность.
Вариант № 9
1. Предметом культурологии является: а) происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни; б) разрешение проблем социокультурной динамики; в) исследование культурных кодов и коммуникаций; г) выделение типов связей между элементами культуры.
2. Преставление о культуре как мере восхождения человечества к нравственному идеалу разрабатывалось в рамках: а) аксеологического подхода; в) деятельностного подхода; б) семиотического подхода; г) гуманистического подхода.
3. Рекреативная функция культуры проявляется: а) в создании способов и учреждений, где человек может восстановить свои духовные силы; б) в стремлении человека к красоте природы и человеческих отношений; в) в передаче информации от поколения к поколению; г) в накоплении социального опыта и его регулировании.
4. Кто из американских социологов и видных ученых в области истории культуры полагал, что «культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством обобществления»: а) Д. Белл; в) Г. Беккер; б) Н. Смелсер; г) У. Самнер.
5. Как называется концепция, утверждающая, что человек приближает к себе мир благодаря не познанию, но переживанию его: а) марксистская; в) феноменологическая; б) этнологическая; г) благоговения перед жизнью.
6. Экологический аспект взаимодействия природы и культуры предполагает: а) зависимость образа жизни человека от природных условий; б) экологическое равновесие, охрану природы; в) проблему здорового образа жизни; г) любовь к природе.
7. Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что: а) существуют определенные и самостоятельные «культурно-исторические типы»; б) развитие человеческого рода есть единый культурно-исторический процесс; в) нет поступательного развития культуры с его закономерностями; г) существует особый путь развития культуры.
8. Суть формационного подхода состоит в следующем: а) существуют определенные и самостоятельные «культурно-исторические типы»; б) это идеал прогрессивного развития общества в целом; в) это характеристика конкретного общества как социокультурного образования. г) развитие человеческого рода есть единый культурно-исторический процесс.
9. Особенностью образа жизни западного человека является: а) познание внешнего мира и активное воздействие на него; б) самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; в) созерцательное отношение к миру; г) пассивное подчинение человека жизненной силе природы.
10. Все первичные влечения человека (сексуальное желание, влечение к смерти) сосредоточены в: а) «Оно»; в) «Сверх-Я»; б) «Я»; г) в разуме.
11. От какого принципа исследования культур отказались неоэволюционисты, полемизируя с классическим эволюционизмом: а) историзм; в) понятия прогресса; б) цикличность; г) повторяемость.
12. «Традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания». Какому исследователю принадлежит данный тезис: а) Б. Малиновский; в) О. Шпенглер; б) З. Фрейд; г) Э. Тейлор.
13. В книге «Игра в бисер» игра: а) противопоставляется культуре; в) эти понятия не сопоставимы; б) тождественна культуре; г) игра возникает раньше культуры.
14. Для искусственного языка характерно: а) смысл зависит от интонации; б) в толковании можно уловить двусмысленность; в) практически не подлежат изменению; г) однозначность, лаконичность и ясность.
15. Кто является автором книги «Семиосфера»: а) Г.-Г. Гадамер; в) Ч. Моррис; б) Ю. Лотман; г) Г. Шпет.
16. Как принято называть ситуацию или тенденцию разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества: а) упадок культуры; в) культурный застой; б) кризис культуры; г) культурный шок.
17. Культурная система, где преобладают такие ценности как Бог и вера (по П. Сорокину): а) идеалистическая; в) материальная; б) чувственная; г) идеациональная.
18. Назовите основных представителей постмодернизма: а) К. Ясперс, М. Хайдеггер; в) А. Камю, Ж.-П. Сартр б) К. Моне, О. Ренуар; г) Ж. Деррида, Ж. Делез.
19. Какую основную проблему исследует в своей работе «Восстание масс» Х. Ортега-и-Гассет: а) народную культуру; в) формирование субкультур; б) массовую культуру; г) городскую культуру.
20. Славянофилы считали, что наиболее перспективной для экономики России является: а) частная собственность; в) общинная собственность; б) государственная собственность; г) мелкая частная собственность.
Вариант № 10
1. Одной из задач культурологии как науки является: а) поиск новых методов социализации и инкультурации человеческой личности; б) прогнозирование и регулирование актуальных культурных процессов; в) разработка социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики; г) управление и охрана культуры.
2. В своем современном значении понятие «культура» вошло в оборот европейской социальной мысли: а) в 16 в.; в) в 20 в.; б) в 18 в.; г) в 13 в..
3. В культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов – это: а) эстетическая функция культуры; б) символическая функция культуры; в) информационная функция культуры; г) духовно-охранительная функция культуры.
4. Каким термином в культурологии обозначают любые трансформации внутри культуры, которые со временем происходят в мышлении и образе жизни людей, в структуре их социальных связей: а) прогресс культурный; в) плюрализм культурный; б) изменения культурные; г) подвижки культурные.
5. Как называется в культуре общения своеобразная манера дозволенных слов и поступков, которую устанавливает человек сам для себя: а) этикет; в) такт; б) мораль; г) этика.
6. Медико-гигиенический аспект взаимодействия природы и культуры предполагает: а) зависимость образа жизни человека от природных условий; б) экологическое равновесие, охрану природы; в) проблему здорового образа жизни; г) любовь к природе.
7. Сколько типов культур выделяет О.Шпенглер: а) 12; в) 24; б) 10; г) 8.
8. Переход от одной общественно-исторической формации к другой совершается в процессе: а) социальной революции; в) захвата власти; г) социальной реформы; г) политических столкновений.
9. Особенностью жизни восточного человека является: а) познание внешнего мира и активное воздействие на него; б) пассивное подчинение человека жизненной силе природы; в) ускоренный темп жизни; г) отрицание традиций.
10. Сублимация – это: а) ощущение своей принадлежности к той или иной социальной группе; б) новое направление в психологии и медицине; в) совершенствование человека как нравственного субъекта культуры; г) использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры.
11. Какая проблема находится в центре исследований современного неоэволюционизма: а) модернизация; в) инкультурация; б) аккультурация; г) прогресс.
12. Назовите видного представителя структурализма: а) К. Леви-Стросс; в) Э. Тейлор; б) З. Фрейд; г) К. Юнг.
13. Кем написана книга, посвященная проблемам «смеховой культуры» и игры, «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»: а) Бахтин; в) Лотман; б) Библер; г) Шпет.
14. Каким философом сказано, что «язык – дом бытия»: а) М. Хайдеггер; в) К. Ясперс; б) Бергсон; г) Ж.-П. Сартр.
15. Что из ниже перечисленного не является текстом культуры: а) генетический код; в) икона; б) картина; г) книга.
16. Как принято называть фактор культурной динамики, когда изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому: а) кризис; в) инверсия; б) шок; г) застой.
17. К какому типу культуры принадлежит с точки зрения П.Сорокина европейская культура Нового времени: а) идеалистические; в) материальные; б) чувственные; г) идеациональные.
18. Назовите представителей постмодернизма: а) А. Камю, Ж.-П. Сартр; в) К. Писсаро, А. Сислей; б) Ж. Лакан, К. Барт; г) П. Гоген.
19. Решающей чертой этой культуры является рыночное умонастроение, которое трактует искусство (науку, религию, политику) как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания: а) массовая; в) контркультура; б) элитарная; г) народная.
20. Этот мыслитель в своей работе «Русская идея» характеризует русский народ как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия: а) С. Булгаков; в) Н. Бердяев; б) С. Франк; г) В. Соловьев.
Вариант № 11.
1. Структуру культурологического знания составляют: а) научные подходы; б) историко-культурологические исследования; в) методология культуры; г) комплекс научных дисциплин.
2. Представление греков о культуре заключалось в: а) преданности; в) воспитанности; б) терпении; г) учености.
3. С помощью какой функции культуры отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера: а) духовно-охранительной; в) эстетической; б) информационной; г) аккумулирующей.
4. Как называется механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов? а) традиция культурная; в) традиция национальная; б) традиция социальная; г) традиция народная.
5. Какое из ниже перечисленных суждений наиболее полно отражает содержание понятия «культурные инновации»: а) процесс появления субкультуре в традиционных обществах; б) культурные феномены, институты и т.п., впервые появившиеся в данной культуре; в) процесс распространения свойств данной культуры на другие; г) культурные традиции, заимствованные из других культур.
6. Противоречие между природой и культурой преодолевается: а) через взаимодействие; в) через технику; б) через категорию деятельности; г) через общение.
7. Противопоставляя понятия «культура» и «жизнь», Шпенглер понимает под культурой: а) внешнее проявление внутреннего строя души народа, ее стремление к самовыражению; б) освоение и преобразование окружающей действительности; в) стремление человека к красоте природы и человеческих отношений; г) связь с культурной традицией и укладом жизни народа.
8. Сколько общественно-экономических формаций выделил Маркс: а) 11; в) 5; б) 8; г) 6.
9. Одной из причин отличия динамики социально-экономического развития западных обществ является: а) затрудненность торгово-экономических связей за счет обширных территорий; б) длительное существование больших имперских систем; в) существование многих государств на относительно небольшой территории; г) динамика социально-экономического развития востока и запада существенно не различается.
10. З. Фрейд считает, что культура: а) выражает систему общественных норм и всегда стоит над человеком; б) это способ приспособиться к объективным условиям жизни; в) это психическая энергия человека; г) это влечение к познанию, искусству, высокому идеалу.
11. Как называется книга Фрезера: а) «Золотая ветвь»; в) «Первобытное общество»; б) «Первобытная культура»; г) «Тотем и табу».
12. Что отличало теорию А. Радклифф-Брауна от концепции Б. Малиновского: а) не отрицал и исторического изучения культур; б) отказался от изучения функций различных институтов культуры; в) отказ от представления о культуре как о целостном организме; г) отказ от исторического изучения культур.
13. Кто из критиков массовой культуры противопоставил игру обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия: а) Х. Ортега-и-Гассет; в) Ф. Ницше; б) Й. Хейзинга; г) А. Шопенгауэр.
14. В чем суть концепции Сепира – Уорфа: а) структура языка, является основой картины мира для ее носителя; б) язык, на котором говорит человек, не влияет на систему его мышления; в) все люди воспринимают мир одинаково; г) язык не может определять систему хозяйственной и пр. деятельности.
15. Кто из отечественных культурологов предложил типологию культур на основе смены средств коммуникации (дописьменная, письменная, экранная): а) М. Бахтин; в) Ю. Лотман; б) В. Библер; г) М. Петров.
16. Как называют фактор культурной динамики, при котором распространение культуры идет путем взаимопроникновения: а) диффузия; в) аккультурация; б) инкультурация; г) ассимиляция.
17. К какому типу культуры принадлежит с точки зрения П.Сорокина Средневековая западноевропейская культура: а) идеалистическому; в) материальному; б) чувственному; г) идеациональному.
18. С точки зрения постмодерна роль разума в культуре сводится к: а) изучению законов природы; в) интерпретации мира; б) изучению социальных законов; г) навязыванию миру своих законов.
19. Представители какого из теоретических направлений пришли к выводу, что демократизация и вторжение в культуру масс ведут к ее профанации и примитивизации: а) элитарных теорий культуры; б) неоэволюционных теорий культуры; в) теории культурного отставания; Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.035 сек.) |