АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постмодерн как мировоззрение XX века

Читайте также:
  1. Битва за Постмодерн
  2. В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?
  3. В эпоху постмодернизма
  4. Великие философы лишь формулировали свое мировоззрение
  5. Вопрос: Новоевропейское мировоззрение, основные характеристики.
  6. Глава 2. Миропонимание, мировоззрение: типы
  7. Дискуссия о современном состоянии постмодернизма
  8. Единый закономерный мировой процесс (ЕЗМП) и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
  9. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
  10. Загальна характеристика сучасної культури. Поняття «модерн» та «постмодерн».
  11. И ПОСТМОДЕРНИЗМОМ)
  12. И. А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод.

 

Каждая эпоха имеет свою культуру, специфика которой обозначается своеобразным именем, например, мы говорим о культуре Возрождения, Просвещения и т.д. XX век войдет в историю как век постмодернистической культуры. Несмотря на достижения разума, уже XIX век усомнился в его всесилии, XX век эту критику развил, породив новый тип мировоззрения – постмодерн.

Слово «постмодерн» употребил одним из первых Р. Панвиц в начале века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. Философ Скрутон полагал, что слово «постмодерн» вошло в употребление в процессе попыток написать историю настоящего.

Постмодерн – это новый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная с государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведения человека.

Мы уже говорили, что XIX век подверг сомнению всесилие разума. Продолжая эту критику, постмодернистское сознание отказывает разуму в праве господствовать во всех сферах деятельности человека, что проявилось в технократическом господстве человека над природой и социально-политическом господстве людей над людьми. Оставить всякие притязания на любое всеведение – философское, религиозное, научное – такова одна из главных установок постмодернизма.

В центре критики постмодерна все истины, которые были открыты разумом. Постмодернистское сознание отказывается от категориального аппарата рационального знания, заменяя их такими понятиями, как игра, случай, анархия, ирония, деконструкция, что позволяет интерпретировать различные явления совершенно произвольно, повышая интерес к иррациональному и субъективному. Постмодернизм отказывает любой картине мироздания на абсолютную истинность, признавая все возможные представления о мире одновременно.

Понятие «постмодернизм» близко понятию «демократия». Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и профанным, дозволенным и недозволенным, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры. В культуре постмодерна нет грани между гениями и толпой, для нее нет авторитетов, традиций, она иронично воспринимает историю и авторитеты.

Постмодерн отверг претензии ученых Нового времени просвещать и обучать всех остальных, не имеющих навыков рационального теоретического познания. Разум им представляется агрессивным, навязывающим людям всеобщие понятия и законы, объявляемые разумом истинными. Постмодерн призывает восстановить в правах обыденное мышление, оперирующее фактами повседневного опыта. Тема повседневности становится центральной в феноменологической социологии.

Критикуя культурно-рационалистический проект Возрождения и Просвещения, постмодернистская мысль ищет пути и способы возврата к магически-мистериальным истокам, против которых боролась культура законодательного разума. Какова же роль разума в культуре? Его главная функция интерпретировать, толковать мир, как толкуют любой текст. Эти разнообразные толкования по поводу мира и человека мирно сосуществуют, и ни одно толкование не может претендовать на истинность и императивность.

Разорвав связь времен своим иронично-негативным отношением к прошлому, постмодернистская мысль объявила новизну главной ценностью культуры. Новизна – это способ жить в забвении традиций и получать наслаждение от этого забвения. Только освобождение от власти, норм, правил традиционной культуры даст возможность достигнуть новизны. Метафизика новизны постмодернистского толка не совместима с такими основополагающими для человеческого бытия понятиями, как Бог, совесть, душа.

Поколебав доверие к законодательному разуму, постмодерн убрал все преграды для проникновения в интеллектуальную сферу мистики, иррационализма. Это позволило расцвести интеллектуальному плюрализму, когда все дозволено и оправдано. Постмодернистские веяния проникли и в науку. Она расширила арсенал средств понимания мира, признала силу и мудрость за архаическими представлениями о природе. Мы можем констатировать, что в конце XX века общественное сознание характеризуется сложностью и многоплановостью. В нем на равных уживается наука, мифология, воззрения Востока. Этот интеллектуальный плюрализм влечет несколько тенденций развития культуры. С одной стороны, эта ситуация активизирует свободу индивидуального начала в человеке, расширяет горизонт его творческих поисков. С другой стороны, это многообразие интерпретаций мира может привести ко всеобщему непониманию, что вовлечет культуру в хаос и разрушит ее или осуществиться синтез того, что предшествующим эпохам казалось несовместимым, и этот синтез будет означать смену культурной парадигмы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)