|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировоззрение человека эпохи Ренессанса
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому времени. Ренессанс (от фр. renaissance – возрождение) зародился в Италии, а потом распространился в другие страны. Хронология этапов развития эпохи Возрождения: · проторенессанс (предвозрождение) – XIII в. (двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые годы – треченто); · раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); · высокое Возрождение – 80-е гг. XVI в. (чинквиченто); · позднее Возрождение – до к.XVI в. (новоченто) Первое, что бросается в глаза при рассмотрении культуры Ренессанса – сравнительно короткое время существования как по отношению к средневековью, так и по отношению к последовавшим 3-4 векам буржуазной культуры. Объясняется это тем, что Возрождение – это эпоха переоценки ценностей, причем старые ценности – уже обнаружившие свою несостоятельность – еще сильны, тогда как нарождающиеся еще слабы. Поэтому Возрождение следует рассматривать как образец культуры маргинального, т. е. неустойчивого переходного типа. В этом его слабость и его сила. Сам термин «Возрождение» означает возвращение к жизни античных достижений культуры. Если к этому понятию подходить строго логически, то Возрождением можно назвать только культурный взлет в Италии, т. к. только там существовала античная культура, которая, собственно и «возрождалась». Тот факт, что Возрождение – феномен общеевропейский, свидетельствует о том, что непосредственным наследником античности стала вся европейская культура. В целом можно утверждать следующее: Возрождение – это синтез христианства и античности, примирение этих культур долгое время, с самого появления христианства, находившихся в антагонизме. В социально-экономическом развитии европейского общества наблюдаются существенные сдвиги. Прежде всего, нужно отметить, что в области материальной культуры развивается военное ремесло: появляются пушка, мушкеты, другое огнестрельное оружие, которое вытесняет, делая ненужными, луки и арбалеты. Тяжелые рыцарские латы становятся бесполезными, и рыцарство как военное сословие быстро исчезает. Основной военной силой в Европе становятся отряды наемников. Гребные суда, галеры в океане становятся беспомощными и заменяются эффективными и быстроходными парусными судами. Наиболее быстрое развитие кораблестроения наблюдается в странах, имевших выход в океан (Испания, Португалия, Нидерланды, Англия). Точная навигация требует новых приборов, поэтому закономерно появление компаса, часов с минутной стрелкой. Новые суда позволили европейцам начать эпоху Великих географических открытий. В к.XV в. португальцы открывают морской путь в Индию, в 1492 г. Христофор Колумб открывает новый континент – Америку, в 1513 г. П. Кабрал открывает Тихий океан, а с 1519 по 1521 гг. продолжалось первое кругосветное путешествие Магеллана, доказывая тем самым шарообразность Земли. Горизонт мировоззрения европейцев многократно раздвигается. В области науки происходят колоссальные изменения. Польский ученый, астроном и мыслитель Николай Коперник (1473-1543) в 1542 г. восстановил в своем основном труде «О вращениях небесных тел» совершенно забытую идею гелиоцентризма Аристарха Самосского (III в. до н.э.). Н. Коперник отверг геоцентризм, получивший теоретическое обоснование в учениях Птоломея, разрушив тем самым религиозно-теологические представления о космосе и месте человека в нем. Издание труда Коперника было реальным революционным актом, положившим начало процессу освобождения естествознания от догматов теологии. Гениальная идея вращения Земли вокруг Солнца и своей оси стала основанием для дальнейшего развития астрономии и физики. Астрономы впервые получили возможность определять действительные планетарные расстояния. Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон в основание своих трудов положили гелиоцентрическую идею. Революционную роль сыграло в европейской духовной жизни изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом. В нач. XV века за рукописную книгу платили цену, равную стоимости крестьянского двора со всем инвентарем. Первые печатные книги были достаточно дорогими, но все же стоили в 5-10 раз дешевле рукописных. За 40 лет (с 1469 по 1500 гг.) было издано книг, тиражом до 20 млн. экземпляров. В городах Европы к 1500 году было открыто свыше 200 типографий. Книга перестает быть достоянием узкой элиты и становится доступной всему грамотному населению. В области экономики происходит первоначальное накопление капитала. При отсутствии крупной промышленности на первых ролях оказывается торговый и ростовщический капитал. На этом этапе выгодно не произвести какую-то вещь, а достать ее где-либо и продать в другом месте, где ее цена будет в сотни раз выше. Торговая буржуазия мирно уживается с феодальным строем, со всякими запретами и ограничениями. Купцы составляют отдельное сословие, довольствуясь своей политической властью в масштабах отдельных городских республик, в целом не рвутся к политической власти. Купец. Торговец становится центральной фигурой общественной жизни. Хотя его деятельность граничит зачастую с грабежом и разбоем, торговля полезными вещами (напр. сукном) считается благородным занятием. Богатого купца во Флоренции, например, называют «сеньором»,т.е. обращаются к нему как к дворянину. Главный противник феодального строя – буржуа-промышленник, который самостоятельно организует производство товара на своем предприятии. Но в рассматриваемую эпоху он еще слаб. Первая форма капиталистического производства – мануфактура – только появляется. В области политики в эти века совершается переход от феодальной раздробленности и сословных монархий к централизованно-абсолютистским государствам. Происходит слом внутригосударственных границ и формирование общенационального рынка. Складываются современные европейские нации, национальные культуры и языки. В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры и другим эпохам. Деятели Ренессанса обращались к античному наследию, это особенность культуры Ренессанса. В этот период возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным. Художников, поэтов и скульпторов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние – греческий и латинский языки. Именно с изучения языков началось восстановление античного наследия. Латынь стала языком эпохи Возрождения, даже дети знали этот язык. Активно составлялись коллекции древностей, восстанавливались забытые труды греческих и римских авторов, устанавливалась подлинность текстов. Важно отметить, что античные рукописи и памятники не были мертвыми вещами, они были учителями, помогали открыть самого себя. Большой интерес проявлялся к античной философии. В середине XV в. во Флоренции основывается Платоновская академия. Почитание Платона было превращено почти в религиозный культ. Из философских учений античности платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возрожденцев. Неоплатонизм, истолкованный средневековыми мыслителями, был им знаком. Ренессанс очистил его от догматического средневекового влияния и переосмыслил античное содержание. Возрожденческий неоплатонизм старался возвысить и утвердить материальный мир и возвести культ универсальной и самостоятельной личности. В результате мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем индивидуализме. Таким образом, преемственность античности и Возрождения очевидна. Но деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской грубой манерой». Это можно понять и объяснить, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии, церкви и ее служителям. Ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. В средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека. Однако вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. А.Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано Средневековью и преувеличивать значение античности». Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха сложнейших переплетений старого и нового, разнообразия культурных элементов. Отрицание церкви еще не означало отрицания религии. Утопические теории контрастировали с религиозными объяснениями общественной, земной жизни и загробного, потустороннего мира. Они выражали абсолютные формы гуманизма, вечный социальный идеал, который никогда не осуществим. Практическая жизнь оставалась несовершенной и противоречивой, с насилием и несвободой. Но высокий дух и оптимизм гуманистических устремлений оживил духовную жизнь общества, способствовал утверждению нерелигиозного объяснения общества и человека. Некоторые из деятелей Ренессанса хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам первоначального христианства. Другие пытались создать некую новую, единую религию, свободную от национальных, этнических, культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить религию, но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной культурой, многие его деятели были верующими людьми и даже духовными лицами католической церкви. Хотя в античной культуре человек являлся одной из высших ценностей, но он всегда был частью целого, элементом космоса и социальной системой, подчиняющимся законам природа и социума. Как писал знаменитый Софокл: «В мире много сил великих, но сильнее человек нет в природе ничего... Но и царь непобедимый, если нет, в нем правды вечной, на погибель обречен...» Христианство «вырвало» человека из природы; подняло его над ней, объявило ее царем, В христианском средневековье человек при всей его сложности, двойственности, противоречивости - единственный образ и подобие Бoгa. Он, действительно, высшее существо в иерархии тварного мира, но только до тех пор, пока он сохраняет связь с Богом. Гуманисты Ренессанса поднимают человека на одну ступень выше: характерное для средневековья убеждение в греховности человека постепенно ослабевает, и в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. К числу верующих идеологов гуманизма следует отнести Николо Макиавелли (1469-1527), который мечтал о воссоединении разрозненной тогда Италии. Этой цели он подчинил трактат «Государь». В этом произведении Макиавелли выступает как зачинатель новой науки – политологии. В историческом процессе у мыслителя нет места Богу, история подчинена необходимости. Религия – форма общественного сознания, обеспечивающая единство народа и государя. Самой лучшей формой правления Н. Макиавелли считал республику. Необходимыми условиями существования сильного государства: внутренний порядок, стремление распространять влияние на другие народы, ответственность каждого гражданина за судьбу страны. Высшим проявлением человеческого духа является государство, служение которому Макиавелли считал самым достойным смыслом человеческой жизни. Н. Макиавелли стремился положить водораздел между политикой и религией. Политика определяется не Богом, а человеческой деятельностью, свободной волей, практикой, условиями жизни людей и судьбой. Судьба образует, возвышает и губит государства. Половиной человеческой жизни распоряжается судьба, но другую половину человек определяет сам. Человек по своей природе зол, считает Макиавелли, но воспитывать его должна не церковь. А государство. Он отделяет государственную политику не только от церкви, но и от морали. Государь должен «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаружилось, прежде всего, в темах, сюжетах. Немалая часть их предназначалась для церквей, написана на библейские и религиозные сюжеты, имела культовое значение. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности. Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковывающие» человека средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая, казалось бы, не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, которые стали центрами культурной и экономической жизни. Рождение города имело огромное значение для централизации культуры. Городская жизнь явилась необходимым условием достижения экономической зрелости, позволившей вывести общество за рамки феодального строя. Городская культура стала катализатором возрожденческих процессов. В городе стремительно росли состояния граждан, что сразу меняло статус обогатившихся людей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения преуспевающих собственников. Расцвет итальянских городов связан не только с развитием той или иной отрасли производства, а с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов выступило одной из причин раздробленности Италии. Большое значение приобретают городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения и нацеливались на частное предпринимательство, на эксплуатацию наемной рабочей силы с целью получения новых доходов. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей и представлений являлись служащие в различных торговых и промышленных фирмах, чиновники государственных и городских органов управления, учителя, врачи, юристы, художники, скульпторы, поэты и др. Именно городская культура создала новых людей, люди по-новому взглянули на себя. Если в средневековой теологии центральным понятием выступал Бог, то в центре культуры Возрождения оказывается человек. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуре в целом, на первый план выдвигаются идеи гуманизма (от лат. – человечность). Цицерон (I в. до н.э.) называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Гуманизм развивается как идейное движение и характеризуется, прежде всего, новым представлением о человеке. Если раньше он рассматривался как греховное существо, носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению «первородного греха», то теперь человек – это свободная личность, обладающая «естественным» правом на счастье. Человек превозносится и трактуется как главное, любимое творение Бога, поскольку Бог передал ему свою высшую способность – способность творить. Именно своей творческой деятельностью человек выделяется среди прочих «тварей» земных. Поэтому человек-творец, человек-художник становится вровень с Богом. Возникает принципиально новая модель мира, в которой главным событием становится человек. Эта модель и лежит в основе процесса формирования нового типа культуры – креативного. Гуманисты ставили перед собой задачу раскрепостить человека, дать ему возможность неограниченно беспрепятственно развиваться, наслаждаться земными радостями. Полнокровная, насыщенная духовными и плотскими удовольствиями жизнь признавалась единственно достойной человека. Происходит реабилитация, восстановление в правах человеческих чувств. Отсюда пристальное внимание к внутреннему миру человека, интерес к его телу, к анатомии. Не боясь преследований со стороны церкви, художники изучают строение человеческого тела по трупам. Если в античности скульпторы и художники ограничивались делением тела человека на 6-7 частей, то теперь на своих чертежах художники делят его на 600 и даже 1800 частей. Гуманисты стоят на позициях резко отрицательного отношения к церкви. Традиционный католицизм считал и считает церковь воплощением божественной благодати, без которой и помимо которой человек не может спастись. Гуманисты, напротив, видят в церкви основное препятствие для саморазвития человека и полагают, что человек имеет полное право общаться с Богом напрямую, без посредников в лице попов и монахов, которые ограничивают его ум и силы, и извлекают из этого материальную выгоду. Человек, находящийся в лоне церкви, скован предрассудками и ограничениями, он не в состоянии развивать в полной мере свои творческие возможности и, следовательно, отдален от Бога. Естественно, что именно в эту эпоху появляются переводы Библии на живые европейские языки. Христианская вера сочетается, таким образом, с антиклерикализмом. Гуманисты выступают против всякой цензуры, а особенно церковной. Гуманисты полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек – только выразитель интересов сословия. Они выражают требование исторической ситуации – формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение тут ни при чем. Человек живет по собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Возрождение – время появления светской интеллигенции, т. е. людей умственного труда, не находящихся у церкви на службе, а живущих на доходы от профессиональной деятельности, получаемые от богатых и знатных людей. Именно эта интеллигенция была носительницей гуманистического движения, а от кружков гуманистов берет начало западная интеллигенция вообще как особая общественная прослойка. В гуманистических кругах формируется особое представление о художнике-творце. Здесь ценятся техническое мастерство и профессионализм; профессиональная самостоятельность, умение создать живое оригинальное произведение; разнообразность дарований, отсутствие узкой специализации; способность удовлетворить потребность человека, потребителя данного произведения, в наслаждении. В жизни общества, выходившего из недр средневековья, гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей, своеволием и жестокостью. Знаменитый флорентийский правитель Лоренцо Медичи (1449-1492) отбирал приданное у девушек, казнил и вешал, не пренебрегал интригами и сопутствующими им ядом и кинжалом. Цезарь Борджиа (1475-1507) обладал не только политическим даром, последовательностью и энергией, но и беспощадностью: он убил собственного брата, отравил кузена. Да и сами титаны Возрождения были далеко не идеальными: они бранились и дрались на дуэлях, соперничали друг с другом, полемика их пересыпана невероятными оскорблениями и обвинениями. Еще один факт, редко связываемый в сознании с Ренессансом, – инквизиция. Это судебно-политическая организация католической церкви по борьбе с еретиками, официально функционировала в Испании с 1480 г., в Италии – с 1542 г. За 150 лет в Испании, Германии, Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тыс. человек. Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории, но в эпоху Возрождения люди, совершая самые дикие преступления, не каялись и поступали так по тому, что судью они видели не в Боге, а в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светская этика, отвергавшая страх перед Богом. Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было воспринято как свобода от нравственности, свобода для сил зла. Гуманисты не предполагали, что, избавившись от средневековых регламентов, личность объявит «войну против всех». Они думали, что человек обязательно предпочтет добро злу, свободу – зависимости. Гуманисты не хотели, чтобы гармоничность, свобода, универсализм вырождались в индивидуализм. Свобода личности обернулась произволом. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута, и безудержные страсти владели отдельными личностями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |