АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовая и элитарная культура как два пласта культуры XX века

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  4. V3: Советская культура 1930-х гг.
  5. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  6. Адхократическая культура
  7. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  8. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  9. Американская культура XIX в,
  10. Андроновская культура
  11. Антикультура, контркультура, субкультура.
  12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

Особенностью культуры XX века является то, что она породила новые типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств (кино), фундаментальные научные теории, преображающие философские методы и художественное мышление, также культуру в целом. Культура начинает существовать как бы в двух измерениях, распадаясь на две составляющие: элитарную и массовую культуру, причем во второй половине XX века господствующей становится массовая культура.

Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушение сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом национальной культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологи, является высший привилегированный слой общества – элита. Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. В философии и культурологи получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными особенностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита – это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.

Различают политические и духовные элиты, последние гораздо менее изучены. Элиты духовные творчески вырабатывают собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции, выходящие за рамки собственно социальных и политических требований, нередко сопровождаемые демонстративным уходом от политики и социальных институтов и смысловым противостоянием этим явлениям как внекультурным. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими». Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом, а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и норм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными.

Историческое происхождение элитарной культуры таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Культура изотерическая – для избранных – формировалась еще в древнейшие времена, как и экзотерическая для тех, кто был равным среди многих. Об этом писал еще Аристотель. В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без которого в культуре невозможны исторический прогресс, содержательное обогащение и накопление формального совершенства.

Основными чертами элитарной культуры являются: принадлежность к наиболее одаренным слоям общества, локальность, тяготение к эксперименту, интерес к новым формам, содержательная и смысловая сложность, требующая специальной подготовки, формирование ее в сословиях, классах, имеющих благоприятные условия для духовного производства, новаторство, нестандартность, стремление к самовыражению, узкий круг потребителей, представляющих духовную элиту общества. Элита пополняется достойными выходцами из различных слоев общества. Можно привести множество примеров, когда простолюдины входили в национальную или общекультурную элиту: Ломоносов, Руссо и т.д. Взаимоотношения элиты и народных масс в действительности часто неоднозначны и противоречивы. Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в низком интеллектуальном потенциале, неразвитости эстетических вкусов и идеалов, косности традиций. Она является группой избранных, весьма часто входит в конфликт с официальной идеологией, которая, как правило, выступает в качестве сдерживающего начала. Подлинная элита является непривилегированной группой или кастой. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, несоответствующее официальному высоко оцениваемому соцреализму.

Понятие культурной элиты отличается многосоставностью. Существует концепция множественности элит: художественных, научных, политических, экономических, военных, религиозных. Так или иначе, элита – явление естественное, необходимое и закономерное в любом обществе.

Элитарная культура расцветает особенно продуктивно на сломе культурных эпох, при смене культурных парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры. Элитарные тенденции в идеологии и культуре облекаются в целостные социологические и эстетические теории, суть которых – разделение людей на толпу и элиту. Теоретиками элитизма выступают Ф.Ницше, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, А.Шопенгауэр, Адорно, Э. Неизвестному.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 г., А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т.е. способных к эстетическому созерцанию и художественной творческой деятельности) и «людей пользы» (т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 г. выходит в свет самое известное сочинение «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам развития старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, т.е. оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века.

Элита – по Ортеге – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)