АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет культурологии

Читайте также:
  1. I. Предмет и метод теоретической экономики
  2. I. Что изучает экономика. Предмет и метод экономики.
  3. I.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
  4. III. Предмет, метод и функции философии.
  5. Адміністративна відповідальність і предмет адміністративного права.
  6. Базовые понятия предметного поля социальной информатики
  7. Билет 1(Эволюция взглядов на предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.)
  8. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  9. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  10. Билеты к экзамену по предмету «История»
  11. Бытие как предмет онтологии. Метафизическое и физическое (натуралистическое) понимания бытия.
  12. Введение в предмет.

 

Наука возникает тогда, когда есть некое явление, иными словами, предмет, целесообразность изучения которого обусловлена общественной потребностью, значимостью его функциональных свойств. Таково условие и мотивационная основа научного интереса.

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Вместе взятые они особым образом интегрированы в систему так называемого культурологического знания. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX веке появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену. Культурологии как самостоятельной науки в прошлом не было. Примечательно, что не сложился и свой научный инструментарий. Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л.Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 г., который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникационных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Трудности становления культурологии вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтологического» феномена. Она является междисциплинарной областью научного знания, носящего интегративный и полифункциональный характер.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

1. культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

2. культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру.

3. культурология как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Культурология как методология наук о культуре формирует категориальный аппарат, необходимый для анализа ее проблематики. О нем следует сказать особо, так как теоретически он на сегодняшний день разработан недостаточно. Такое положение дел вполне объяснимо тем, что культурология как наука практически только складывается – определяет свой предмет, его рамки и содержательное наполнение.

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах культурологии как научной дисциплины. В настоящее время культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. Как предмет культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)