| Запад
| Восток
|
Особенности образа жизни
| Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, природа рассматривается в контексте европейской культуры как объект, а человеку как субъекту приписывается активно-преобразовательное отношение к ней, ускоренный темп жизни
| Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь, созерцательное отношение к миру, познание природы, общества и человека мыслится возможным лишь через самопознание; пассивное подчинение человека жизненной силе природы
|
Отношение к человеку
| Государство западных цивилизаций обслуживает интересы собственника
| Государство восточных цивилизаций полностью подчиняет индивида, В восточных обществах человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека почти всецело определяется принадлежностью к социальной группе, за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия. Личностное общение между социальными группами резко ограничено
|
Философия
| Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное – владение даром слова
| Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером
|
Наука
| Развитие науки, как практической, так и теоретической
| Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина и пр.)
|
Искусство
| Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля
| неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается
|
Этика
| Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций
| Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов
|
Политическая жизнь
| динамизм
| инерционность
|
Экономика
| экономическую основу западных цивилизаций составляет частная собственность.
| экономическую основу восточных цивилизаций составляет власть-собственность. Власть-собственность – это не только собственность, сколько власть, поскольку отношение к собственности опосредовано отношением к власти
|
Причины, обусловившие особенности восточной и западной культуры, связаны главным образом с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах.