|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткий экскурс в историю развития экономической социологииЛюбая наука имеет свою историю. Первые элементы экономико-социологического знания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время. Однако характер теории такое знание начало приобретать лишь в XVIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Шарля Луи Монтескье, Клода Гельвеция, экономистов и- философов Адама Смита, Томаса Роберта Мальтуса, Жана Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов Уильяма Годвина, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье. Уже в это период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболее яркий пример в этом плане — Роберт Оуэн. В XVIII в. заканчивается "философско-экономический" и начинается собственно "социологический" период в развитии экономической социологии. Огюст Конт (1798 — 1857) —французский философ и социолог. Многие исследователи считают его официальным основателем социологической науки, поскольку именно им был введен в употребление термин "социология", построены концепция и система социологии как науки. Являясь учеником А.Сен-Симона, О. Конт развил до уровня теории его идею индустриального общества и влияния промышленности на человека и культуру. Согласно его теории, инстинкт производителя и изобретателя создает прогресс. Развитие промышленности способно не только облегчать существование человека, но и искажать личность, разрушать социальный порядок. Новые формы организации труда постепенно приводят к росту "богатства для всех", что в конечном итоге должно смягчить противоречия между капиталом и наемным трудом, компенсировать их. Кроме того, само по себе данное противоречие — это скорее случайность, которая может быть разрешена с помощью научных подходов и взаимных договоренностей. Наиболее правильный исторический путь — это нечто среднее между социализмом и либеральной экономикой. О.Конт одним из первых отметил конкретную ограниченность политэкономических теорий, игнорировавших фактор человека, отрывавших экономические явление от социальной сферы. Определив эти теории как абстрактные, метафизические, он положил начало конфликту между теми, кого 20 называли социологами, и экономистами. Он критически относился к роли конъюнктурного обмена и конкуренции в прогрессе производства. Ученый отождествлял социологические и экономические критерии прогресса. Интересна его идея об экономическом взаимоотношении поколений (каждое новое поколение должно производить больше, нежели потребляет; передать как можно больше будущему поколению — это нравственно, экономично и т.д.). О.Конт считал обобществление собственности маловероятным. Поскольку на всех уровнях общества существует борьба за господство, в любом случае одни будут обладать большим, другие меньшим. Обобществление собственности не изменит этого факта. Другое дело, что владельцы собственности и соответственно управляющие должны правильно использовать свое господство в интересах всех. Социально-экономические различия неизбежны, но они не должны быть решающими по сравнении с социальными, духовными, нравственными, т.е. общество не должно придавать большого значения социально-экономическому неравенству. Одним из важных достижений индустриального общества О.Конт считал то, что люди в нем занимают социально-экономическое положение согласно не рождению, а способностям и труду. О.Конт считается идеалистом, так как видел решение всех проблем в научной организации индустриального общества. Ломбер Адольф Жак Кетле (1796-1874) - бельгийский ученый, классик социальной статистики. Одним из первых открыл и разработал концепцию социологии как точной математической науки, провозгласил идею перехода социально-экономической теории от гипотез к точным математическим описаниям и интерпретациям. Именно он активно употреблял термин "социальная физика". Описал не только общие "средние социальные характеристики", но и феномен "среднего человека". Впервые разработал методику опросов личности и населения, которая получила большой резонанс в научных обществах, а сами опросы стали популярными. Во многом благодаря его влиянию стали проводиться конкретные исследования образа жизни и психологии классов, условий труда, социального климата на фабриках, господствующих нравов и экологии в отдельных городах. На основе идеи конкретизации социологии стали возникать такие направления, как социальная арифметика, социальная гигиена, моральная статистика, социография и т.д. Несмотря на свои явные "математические интересы" в науке, А.Кетле высказал немало новых, неортодоксальных идей как теоретический социолог. Герберт Спенсер (1820 — 1903) — английский философ и социолог, в своих работах акцентировал внимание на вопросах социального развития и социальной эволюции. Одни из ярких пропагандистов социал-дарвинизма. Многие его идеи о роли социальной борьбы и соперничества были заимствованы и учтены позднее "чисто экономическими" теориями конкуренции. Социальные борьба и соперничество — это решающие факторы и развития, и разрушения, и регуляции. Они же являются важнейшим источником социально-экономических различий в обществе. Согласно Спенсеру, победители образуют класс собственников, побежденные — наемных работников и т.д.; побежденными рано или поздно овладевает чувство гордости, что имеет несколько вариантов последствий. В силу склонности человеческих общностей к бюрократизации и милитаризации невозможно существование "чистой конкуренции", которая даст человеку настоящую трудовую и экономическую свободу. Идеальный тип человека и субъекта хозяйства — в пропорциональном сочетании социального коллективизма и индивидуализма. Интересные идеи были сформулированы Г. Спенсером в результате анализа исторических этапов и особенностей социально-экономического строя. По характеру организации общественного производства и распределения им выделены и проанализированы "военный" и "промышленный" типы общества. Важнейшее, пожалуй, достижение ученого — органическая теория, положившая начало специальному и подробному изучению проблем социальной организации. С самых неожиданных позиций им были проанализированы сходства и различия между биологическими организмами и организованными человеческими общностями, исследованы основные факторы, влияющие на организованность, естественность и неестественность в организованности, особенность добровольных и принудительных связей между людьми, необходимость организации для каждого человека и проблема свободы в организации. Крайне важной и плодотворной для будущего оказалась методологическая схема деления социально организованных систем на регулятивную, производительную и распределительную подсистемы. 22 Карл Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ и экономист. Социологический смысл его теорий настолько значителен, что вся социальная мысль XIX в. проявлялась либо как развитие, либо как оппозиция марксизму. Согласно Марксу, существуют объективные законы поведения и отношений людей, в том числе и в социально-экономической сфере. Люди могут познать эти законы, следовать им, использовать их. Объективное сильнее субъективного, но субъективное может изменить объективное. Экономика — настолько сильный фактор в обществе, что он определяет идеологию и психологию людей. Господствующий тип личности отражает экономическую систему. Человек не может быть свободен от общества, поэтому наиболее реальный путь решения социальных проблем — не в освобождении человека от общества, а в совершенствовании отношений между ними, в том числе и экономических. Если социальные группы объединяются на основании сходных социально-экономических положений и интересов людей, то это самые существенные группы в обществе — классы. Взаимоотношения между этими группами — важнейший объект социологической и социально-экономической теорий. В обществе существуют два доминирующих класса — владельцы капитала (буржуазия) и наемные рабочие (пролетариат), их интересы несовместимы, эта несовместимость в конечном итоге приведет к распаду самой экономической системы. Смена частной собственности общественной упразднит глобальное противостояние интересов, основу социальных конфликтов; в обществе будут социальные группы, а не враждебные и конкурирующие классы. Согласно К.Марксу, закон развития общества таков, что оно неизбежно движется от индивидуалистических к коллективным формам организации жизни. Новые производительные силы, новые знания, опыт и способности людей обязательно приводят и к новым производственным и человеческим отношениям. Отношения собственности — более важный фактор в общественном развитии, нежели промышленный прогресс. Без урегулирования этих отношений невозможен прогресс и благосостояние человека. Основу общественного сознания, по мнению ученого, составляет идеология. Разные идеологии отражают интересы разных социальных и экономических классов. Одна идеология может быть прогрессивнее другой, поскольку отражает интересы более прогрессивного класса. Важнейшим социологическим аргументом против марк- сизма было, пожалуй, то, что он абсолютизировал феномен объективных законов и недооценивал феномен человека. Если соединить экономический объективизм К.Маркса и социально-психологический субъективизм З.Фрейда, то получится правильная социально-экономическая теория (популярная идея "фрейдо-марксизма"). К.Маркс особенно критиковался современниками за идеализацию национализации собственности (общественная собственность, по их мнению, — также причина социальных классов, конфликтов, неравенства и несправедливости). Объектом критики стала и его теория "справедливой социальной борьбы и революции" (за действительно или якобы деструктивный экономический смысл самой идеи). Пьер Жозеф Прудон (1809 — 1865) — французский экономист и социолог. Наиболее яркий представитель антимарксизма, современного К.Марксу. Развил идеи анархизма У.Годвина до уровня научной теории. По Прудону, чем свободнее субъекты социально-экономических отношений, тем вероятнее социально-экономический порядок. Основной источник противоречий он усматривал не в частной собственности и свободе экономической деятельности людей, а в государстве, которое необходимо ликвидировать. Ученый предпочитал мелкую частную собственность крупной. По его мысли, мелкая частная собственность экономически более эффективна, она лучше решает социальную проблему раздела богатств в обществе. Мелкие производители более свободны, следовательно, у людей меньше поводов для конфликтов. Прудон был сторонником классового социального сотрудничества и партнерства, прежде всего поддержки и оказания помощи мелкому производителю. Он считал, что мелкобуржуазный строй может и должен быть основан на трудовом принципе, т.е. доходы людей могут и должны быть именно трудовыми. Для этого можно пойти на любые меры гарантий и контроля, включая упразднение денег, которые и создают нетрудовую прибыль. Несмотря на свою антиреволюционность (в марксистском понимании этого слова), Прудон был критически мыслящим экономистом и социологом, представлял собой классический пример идеолога социального реформизма. С экономико-социологической точки зрения весьма интересна его реформистская теория "хороших и дурных сторон". Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) — французский социолог, автор социологической теории разделения труда. В историческом и современном плане описал социально-профессиональную структуру общества, основные механизмы социальной дифференциации, соотношение между разделением труда и социальной дифференциацией. Важные функции в его теории "выполняет" категория социальной солидарности, особенно в отношении социально-профессиональных групп и организованных общностей. Огромную социальную роль в жизни людей он приписывал профессиональным корпорациям, считая их наряду с семьей важнейшим институтом общения, фактором развития, полноценности и защищенности личности. Важнейшее условие развития производства и хозяйства -прогресс человека, повышение его культуры и знаний. I \с может быть развития социально-экономической сферы пне воспитания. Особенно подчеркивал Э.Дюркгейм важ-жкть н социальном и производственном отношении такой проблемы, как соответствие труда способностям, склонностям и потребностям человека. Впервые, основываясь на комплексном социально-экономическом и социально-психологическом анализе, Э.Дюркгейм рассмотрел такую форму отчуждения человека в индустриальном обществе, как самоубийство, обратил внимание на некоторые глобальные социальные проблемы, связанные с ростом народонаселения, техническим прогрессом. Как и многие другие французские социологи, в социально-экономическом прогрессе решающую роль он отводил не частной собственности, конкуренции и свободному предпринимательству, а солидарности и сплоченности людей, культуре социальных отношений, социальной организации труда на микро- и макроуровнях. Торстейн Веблен (1857 — 1929) — американский экономист и социолог. Он впервые обратил внимание на социокультурные факторы в экономике и считал, что основное противоречие прогресса производства — это отставание культуры и психологии людей от требований современной техники, новейших форм организации. Важное противоречие — и наличие так называемого праздного класса. В социально-экономической системе существуют две основные социальные группы — промышленники и бизнесмены. По его мнению, бизнесмены —это лишние люди, всю власть в экономике надо передать промышленникам как организаторам производства. Основными чертами капитализма и капиталистической действительности Т. Веблен считал конкуренцию денег и показное потребление, которые и определяют психологию и поведение человека. Впервые создал подробный социальный портрет предпринимателя. Особенность социально-экономической теории Т. Веблена —анализ социально-экономических институтов, пропаганда самой идеи и метода институционализма. Он рассматривал экономическую социологию не как социальную статистику связанных с экономикой явлений, а как науку о мотивах поведения, сознании, человеческих отношениях в экономике. Несмотря на свою критическую теорию праздного класса и эксплуатации, а также социально-технократические взгляды, Веблен не был социалистом и не считал себя таковым. Джон Р.Коммонс (1862 — 1945) — американский экономист и социолог, также представитель институционализма. Свой социологический анализ строил на категориях мотивов, поведения, отношений, сознания. Его исследования отличаются высокой конкретностью, направленностью на "частные случаи". Социально-экономические факты Коммонс предлагал изучать в трех плоскостях: предпринимательская сделка (рынок) — администрирование — распределительные отношения, что стало важной и плодотворной методологической схемой для дальнейшего развития экономической социологии. Особенность учения Коммонса — анализ групповой природы человека и отношений, распространяющихся не только на сферу труда, но и на такие социально-экономические явления, как корпорации, профсоюзы, ассоциации и т.д. Он сформулировал конкретные социальные принципы экономического поведения, т.е. от общего популярного понятия перешел к точной типологизации. Несмотря на явную склонность к социально-психологическому анализу экономики, ученый создал фундаментальные труды по истории рабочего класса в США, промышленного общества. Георг Зиммель (1858 — 1918) — немецкий философ, экономист, социолог, официально признан классиком именно в области экономической социологии. Особенностью научного творчества Г.Зиммеля является то, что он одновременно и равно исследовал социальные проблемы как труда, так и имущественных отношений. Как экономический социолог, Г.Зиммель изучал вопросы рабочей силы, различий между умственным и физическим трудом, господства и подчинения, лидерства и аутсайдерства, социальных групп в экономической жизни. Ученым дана соци-26 ологическая характеристика меновой и потребительной стоимостей. В противоположность некоторым теориям творческий, сложный труд Г.Зиммель квалифицировал как труд более высокой стоимости по сравнению с простым, физическим трудом. Всесторонне обосновав эту идею, он создал новую теорию взаимоотношений между рабочим классом и другими классами в обществе. В своем основном труде "Психология денег" ("Философия денег") ученый дал глубокий социально-психологический анализ роли денег в жизни общества и человека, влияния денег на человеческие отношения и личность, социальный порядок и культуру. Вернер Зомоарт (1863—1941) — немецкий экономист и социолог. В экономической науке известен как теоретик "организованного капитализма". Многое сделано В.Зомбар-том в плане исследования психологии экономического поведения и образа жизни основных классов общества. Для экономической социологии особенно ценен труд ученого, посвященный взаимоотношениям социологии и экономики. Макс Вебер (1864 — 1920) — немецкий социолог, одна из наиболее влиятельных фигур в социологии XIX в. (наряду с К.Марксом). В его научном творчестве особое развитие получила теория социальных организаций. Ученый обосновал рациональный тип организации, на которой и должно основываться современное производство, показал механизмы контроля и стимулов в отношениях и деятельности индивидов и группы, что стало важной методологической основой для дальнейшего развития прикладной социологии. В рамках теории организаций им описано явление бюрократии, даны конкретные методологические рекомендации по социальному и экономическому совершенствованию бюрократической системы. Будучи разносторонним социологом, М.Вебер в то же время главным в социологии считал анализ хозяйственной жизни (наиболее крупная работа — "Хозяйство и общество"). В изучении социально-экономической жизни он основывался на категории поведения и являлся пропагандистом поведенческого подхода. Особенность экономико-социологических взглядов ученого — признание значимости социокультурных факторов. Он пропагандировал роль христианства в развитии капитализма, в формировании таких качеств человека, работника, собственника, как честность, трудолюбие, бережливость. (Такой подход стал особенно актуален на фоне противоположных взглядов, рассматривающих религию как первичную идейную основу социализма.) К значительным достижениям М.Вебера может быть отнесен анализ социальных конфликтов с точки зрения экономики. Экономическое поведение рассматривается им как наиболее рациональный тип социального поведения. В подходе к изучению социально-экономической системы он предложил три критерия: особенности разделения труда — отчуждение или причастность человека к продукту труда — администрирование, бюрократическая власть в трудовой и экономической организации. Ученый проводил крупные эмпирические исследования промышленности, внес заметный вклад в развитие методики таких исследований. Морис Хальбвакс (1877 — 1945). Работал над многими теоретическими и прикладными проблемами социологии, глубоко изучал индустриальную сферу. Он известен как пропагандист эмпирических социологических исследований и активный практик. Главное достижение его научного творчества — анализ социально-экономических групп, классов, качества жизни и потребления, имущественных отношений и доходов. К первой половине XX в. относится научное творчество целой плеяды исследователей, немало сделавших в области прикладной социологии труда и трудовых отношений. Наиболее значительные имена — Элтон Мэйо.(1880—1949), Йозеф А.Шумпетер (1883 -1950), Жорж Фридман (1902-1977), Питер Дракер (род. 1909). Их идеи и разработки стимулировали к прикладной социологической работе значительное число профессиональных психологов и практиков. Популярность прикладной социологии не исключала развития теоретической экономической социологии. Приблизительно к середине XX в. в рамках немецкой общественно-философской науки возникает так называемая "франкфуртская школа". Ее представители — Макс Хорк-хаймер (1895-1973), Герберт Маркузе (1898 -1979), Эрих Фромм (1900 — 1980). Они "возвратились" ко многим социально-экономическим проблемам классического пе«г риода науки, однако в их анализе применяются уже новые, более современные подходы. Новый виток развитие теоретической экономической социологии получает во Франции под влиянием научных работ Раймона Арона (1905-1983) и Жана Фурастье (род. 1907). Замечательный период переживает экономическая со-28 циология и в США. Здесь возникает множество научных школ вокруг идей и теорий Толкотта Парсонса (1902 — 1979), Роберта Мертона (род. 1910), Питера Микаэла Блау (род. 1918), Даниела Белла (род. 1919). В послевоенное время экономическая социология активно развивается и в нашей стране. Многими учеными-энтузиастами проводились замечательные исследования по частным вопросам социально-экономической жизни, однако условия этих исследований были трудными. Практическая запрещенность науки как независимых профессиональных исследований, отсутствие соответствующих дисциплин в системе образования, ограниченность и политическая направленность всякой социальной информации в советский период истории в конечном итоге привели к "потере темпа" развития отечественной социологии, дефициту фундаментальных теоретических трудов и программ, несоответствию имеющихся на сегодняшний день достижений потребностям общества, практики. Реабилитация социологической науки и ее активизация сегодня наглядно показывает, что общество рано или поздно начинает заниматься глубоким и откровенным самопознанием, иначе оно не может стабильно и полноценно существовать, достигать каких-либо успехов в своих внутренних и внешних делах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |