|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-экономические группы с точки зрения категорий общественного мненияСуществует сложная социальная психология внешнего и взаимного восприятия социально-экономических групп. В свою очередь групповое восприятие социально-экономической ситуации также имеет свои особенности. Для разных групп характерно "свое" мнение по социально-экономическим вопросам. Одним словом, социально-экономическая структура не только объективно существует, но и субъективно проявляется, осознается, переживается. Рассмотрим некоторые конкретные категории общественного мнения, отражающие социально-экономическую структуру. 1. Имидж групп в сознании общества. Как отдельные индивиды, так и целые социально-экономические группы подвергаются так называемому социальному восприятию со стороны окружающей среды. О любой группе в обще- стве более или менее активно формируются соответствую В реальности имидж определенной социально-экономической группы в общественном мнении нестабилен, изменчив. Кроме того, всегда существует несколько различных, альтернативных структур представлений о ней. Так, в частности, предприниматели воспринимаются либо как самая активная и интеллектуальная социальная категория общества, либо как самая беспринципная, нетрудовая и т.д.; крестьяне — либо как самый отсталый и дискриминированный отряд рабочего населения, либо как счастливые обладатели частных домов и земель, ведущие здоровый образ жизни на природе; руководители — либо как лица, наделенные неограниченными правами и возможностями в обращении с людьми, либо как несущие особую ответственность за благополучие людей, выполняющие особенно тяжелые и неблагодарные функции. Работники торговли представляются либо как люди с нормальной профессией и нормальной заработной платой и особенно трудными условиями труда, связанными с материальной ответственностью при обслуживании капризных покупателей, либо как привилегированный класс, имеющий возможность бесплатного присвоения результатов труда "трудящихся", накапливающий капитал путем обмана "трудящихся" при расчетных операциях. Во многих случаях имидж группы — это явление, обладающее конкретными значениями. Во-первых, негативный либо позитивный имидж группы определяет ее негативное либо позитивное социальное самочувствие. Во-вторых, общественное мнение способно повлиять и ~на отношение к данной группе со стороны управленческо-бю-рократических структур, что имеет реальные последствия. В-третьих, в соответствии с имиджем данной группы или ее представителей с ними строят отношения другие группы и их представители; объективный или необъективный имидж группы способен соответственно упрощать или усложнять ее отношения с окружающими. Таким образом, изучая общественное мнение в социально-экономической сфере, мы изучаем мнение людей об определенных группах и реальное влияние этого мнения на положение и условия жизнедеятельности этих групп. 64 2. Групповая солидарность. Солидарность — это состояние, в котором члены группы осознают себя как единое целое, что превращает группу "из класса в себе" в "класс для себя". Вместе с тем члены группы отличают себя как целое от других групп. На основе группового самосознания возникают пассивные и активные формы солидарности. В первом случае благодаря осознаваемому сходству социально-экономичес-, ких признаков устанавливается моральная сплоченность внутри группы, во втором данная сплоченность развивается в ассоциативные связи и реальные взаимодействия. Проявляя солидарность, люди создают кассы взаимопомощи, обмениваются средствами производства, совместно принимают решения по оценке ситуации и общим проблемам, совместно протестуют, объединяют свои социальные связи и возможности и т.д. Каждый отдельный индивид включен одновременно в несколько "кругов" солидарности. Например, индивид А солидарен с индивидом Б (работает с ним в одной организации); с индивидом В (у них одинаковая профессия, хотя они и не работают в одной организации); с индивидом Г (у них одинаковый доход при всех других существенных различиях). Круги солидарности конкурируют между собой, в каждый данный момент для человека какой-то круг солидарности более значим, чем другой. Если в одних кругах солидарности ее активные формы проще, доступнее, то в других — сложнее. Существуют гипотезы, согласно которым уровень самосознания и, следовательно, солидарности группы зависит от объективных особенностей ее положения. Например, занятые коллективным трудом более способны к солидарности, нежели занятые индивидуальным трудом; имеющие образование, занятые сложным интеллектуальным трудом также более склонны к индивидуальному, а не к групповому самосознанию. Особый фактор сплоченности возникает у тех, кто несет большую материальную и социальную ответственность. К тому же солидарность сильнее проявляется у бедных и богатых, чем у средних слоев, у которых объективная основа солидарности относительно слаба. Имеют значение и субъективные факторы, способность людей осознавать свое сходство, а также важность своей общности. Поэтому в рамках одной и той же социально-экономической группы одни больше стремятся к солидарности, другие меньше. -> Зак 5430 65 Кроме того, важными факторами солидарности в социально-экономической сфере являются: идеологическая информация (она может как "подсказать" классу мотив и смысл его сплочения в данной ситуации, так и дезинтегрировать его многими способами); социальное пространство (значительный дефицит солидарности по причине территориальной разделенное™ испытывают, например, крестьяне — в рамках региона, фермеры — в отношении всех крестьян данного хозяйства, рабочие разных предприятий — в одном и том же городе и т.д.); лидерство (состояние солидарности иногда зависит от людей и инстанций, принимающих на себя все тяготы "объединительной работы", обладающих умением объяснять и убеждать); социальная ситуация (наличие "общей проблемы", в качестве которой может неожиданно выступить кто угодно — другой класс, администрация, работник). Обратим внимание на такие явления, как актуальная и потенциальная солидарность. В первом случае основу солидарности составляет реальное, уже сегодня существующее сходство между людьми по социально-экономическим признакам. Во втором солидарность возникает вследствие того, что такое сходство ожидается, возможно, в будущем. Например, какая-то совокупность индивидов считает, что именно она а) потеряет работу в случае сокращения; б) улучшит свое положение в случае инноваций; в) максимально пострадает от повышения цен, обмена денег, децентрализации управления. Одним словом, солидарности способствует именно возможная общая потеря или общая выгода. Групповые случаи солидарности в социально-экономической сфере могут выполнять очень важные функции, иметь многие последствия — способствовать силе и. активности группы, развитию ее сознания и общественного мнения, организации конфликтов и трудовых споров и т.д. 3. Экономическая идеология групп. Любой группе свойственно восприятие мира с точки зрения своих внутренних особенностей. Так же воспринимают и оценивают экономическую жизнь, судят о ней с точки зрения своих интересов и условий жизнедеятельности социально-экономические группы. Такое явление группового сознания получило название экономической идеологии групп. 66 Средствами идеологии определенная социально-экономическая группа достигает следующих типичных целей: объясняет свои притязания как справедливые, правомерные; пропагандирует себя, свою роль, методы и результаты своей деятельности; указывает на приемлемые для себя способы поведения, утверждает такие принципы отношений и деятельности в экономической сфере, которые соответствуют собствен* ным возможностям и способностям. Через идеологию социально-экономические группы не только самоутверждаются, но и дискредитируют экономические притязания, роль, результаты деятельности, спосо4 бы поведения и принципиальные идеалы других социальных групп, что в большей или меньшей мере естественно для социальной и экономической конкуренции. При этом не следует думать; что идеологическое экономическое сознание — это удел только каких-то особых, элитных, интеллектуальных и предельно враждебных группировок в экономической жизни. Такое сознание свойственно большим массам людей, не способных к теоретическим обобщениям. Даже во взаимоотношениях работников или коллективов предприятий есть моменты конкуренции или сотрудничества, которые имеют именно идейные формы. Приведем несколько наиболее простых примеров экономической идеологии групп. Огромное количество людей категорически против строительства АЭС или химического комбината в их городе; они начинают убеждать себя и других в полной экономической несостоятельности и непродуманности этой идеи, с удовольствием воспринимают, одобряют и повторяют суждения ученых о том, что такие производства вообще не нужны людям. Работники и управленческий аппарат сокращаемой или идущей к банкротству отрасли на доступном для себя уровне и разными способами начинают активно разрабатывать и "транслировать" концепцию, согласно которой именно данная отрасль выгодна в затратном отношении, необходима в национальном масштабе, т.е. даст конкурентоспособную продукцию в будущем, обеспечит поступление валюты и т.д. Некоторые производители считают, что они обременены непомерными налогами, которые подрывают стимулы к труду и несправедливы, поскольку речь идет о социально значимой продукции. Налоги действительно могут дестимулировать и быть несправедливыми, однако такая точка зрения рождает и множество вариантов спекуляции, что уже является идеологией. Управляющие и управляемые объективно поставлены в такие отношения, что они по-разному, а иногда и противоположно оценивают сам институт управления. Если управляющим свойственно завышать оценку роли руководства, широко понимать и преувеличивать его задачи и права, то управляемым больше нравится "теория минимизации управления". И в том, и в другом случае мы имеем дело с мировоззрением, отражающим специфические интересы управляющих и управляемых как социально-экономических групп. Одни социальные группы общества отражают психологию обывателя, односторонне сориентированы на распределение, считают, что доходы должны быть высокими в любом случае, несмотря на состояние производства. Одним словом, они — сторонники потребительского общества. Другие, по разным причинам реально ответственные за социальное благополучие, являются сторонниками организованного трудового общества, поскольку понимают, что вне организации и труда оно не может быть достигнуто. Работники успешного работающего предприятия осознают выгоду для себя его приватизации, вследствие же кризиса и краха предприятия они готовы к опеке и дотациям государства, конъюнктурно меняя свои прежние "рыночные" взгляды и убеждения на "социалистические". 4. Группы мнений. Общественное мнение людей по социально-экономическим вопросам многообразно. Тем не менее важно иметь в виду какие-то его основные типы. С точки зрения труда и трудовых отношений актуальна следующая типологизация: элитаризм (стремление к образованию элит, установка на вхождение в элиты, пассивное согласие с существованием элит); эгалитаризм (стремление к равенству, неприятие неравенства, пассивное согласие с равенством); этатизм (стремление к административному регулированию, доверие к нему как к самому эффективному и справедливому, неприязнь к стихийным имущественным отношениям между людьми, ожидания наведения порядка сильной рукой вождя, симпатия к государственным подходам в распределении благ и ценностей, пассивное принятие любых форм административного регулирования); либерализм(стремление к свободным распределительным отношениям между людьми на основе игры или договора, неприятие вмешательства "сверху" в личные имущественные вопросы, пассивное согласие со свободой и стихийностью в решении вопросов материального благосостояния); патернализм (стремление к поддержанию слабых, бедных, обоснованное и необоснованное ожидание помощи, принятие насильственных форм перераспределения, готовность подчиняться какому-то господству и быть при этом защищенным, пассивное согласие с иждивенческими ролью и положением); индивидуализм (ориентация на принцип "каждый сам за себя" в имущественных отношениях, принятие самых острых форм борьбы за материальные блага, симпатия к идее полной ответственности за себя). Общественное мнение по социально-экономическим вопросам, будучи массовым и обыденным сознанием, может различаться с точки зрения таких характеристик; как мозаичность, открытость или закрытость, стабиль^-ность или нестабильность, инерционность, компетентность, категоричность, информационность, активность, принципиальность, политический конформизм, формализм. Проблема экономической идеологии групп и групп мнений актуальна в связи с тем, что последние способны часто влиять на жизнь, ситуацию и принятие решений более сильно, чем это делают наука, элитарная культура и отдельные администраторы. Роль общественного мнения в социально-экономической жизни значительна не только в условиях масштабных конфликтов между классами, но и во многих обыденных ситуациях, взаимоотношениях управляющих и управляемых, поведении самих людей как работников. Некий средний уровень мышления здесь часто "побеждает" уровень мышления интеллектуалов-одиночек (независимых экспертов, опытных руководителей, особенно сознательных членов коллектива). 5. Социальная идентификация. Данное понятие в социологии означает отнесенность индивида или совокупности индивидов к конкретной социальной группе. Различаются а) самоидентификация (сами люди относят себя к определенной группе); б) взаимная идентификация (люди относят друг друга к каким-то группам); в) объективная идентификация (кто-то внешний по объективным причинам относит людей к определенным группам). Социологические исследования свидетельствуют о том, что объективная, взаимная и самоидентификация 'часто не совпадают. Наиболее наглядно социальная идентификация проявляется в тех случаях, когда речь идет об имущественно-доходных отношениях. При проведении исследований, например, замечено следующее. Во-первых, по разным причинам люди относят себя к более или менее обеспеченным, нежели это есть на самом деле, т.е. преувеличивают или преуменьшают свои доходы из соображений самоутверждения или скромности, особых притязаний. Так же люди оценивают и доходы друг друга: преуменьшают с целью собственного самоутверждения; преувеличивают с целью дискредитации, нагнетания собственных требований. Во-вторых, в своей имущественно-доходной социальной идентификации люди склонны ориентироваться на некую среднюю позицию, причислять себя к среднему классу, поскольку такая позиция нейтральна и наиболее удобна. Особенно это характерно для общества, где средний класс по критерию доходов очень престижен. В-третьих, люди не только идентифицируют себя с какой-то группой по критерию доходов, но и как-то "переживают" эту идентификацию, по-разному реагируя на данную группу. Зарубежные исследования устанавливают два типа психологии в этом плане: а) люди болезненно переживают свой низкий имущест б) люди безразлично относятся к имущественному ста В социальной идентификации возможны ошибки не только по имущественному, но и по многим сугубо трудовым критериям. Иногда люди относят себя "не к тем" производственным, квалификационным и стажевым категориям работников; считают себя специалистами, хотя являются рабочими, и, наоборот, дают своим видам труда максимально привлекательные определения, искажая при этом собственную профессиональную принадлежность; неправомерно квалифицируют свою деятельность как предпринимательство, бюрократию или исключительно исполнительскую работу, несправедливо и незаслуженно приписывают себе меньшие или большие статусы и роли. Эти случаи ошибок в социальной идентификации — не только игра, они отражают серьезную конфликтность между людьми по поводу занятости, распределения, ответственности, престижа, авторитета. 70 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |