|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КУЛЬТОВЫЕ ДОРОГИВ местах, где большие массы людей собирались для культовых шествий, торжественность проведения процессии требовала наличия ровного пути. Дороги и улицы для процессий — «священные пути» — зародились еще в глубокой древности из обозначения на местности маршрутов религиозных шествий при похоронах вождей. К Стоунхенджу — мегалитическому сооружению в юго-западной Англии (XIX—XVI вв. до н. э.), представляющему кольцо из массивных камней высотой от 6 до 7,2 м, вела дорога шириной 14 м, чуть-чуть приподнятая над уровнем земли и окаймленная невысокими валами. Следы ее хорошо различимы на аэрофотоснимках [36, с. 74]. При раскопках в причерноморских степях вблизи от г. Никополя Чертомлыкского кургана (IV в. до н. э.) был обнаружен путь к скифскому захоронению, ясно обозначенный на местности большими камнями. Крупность их уменьшалась по мере удаления от кургана. Жители расположенных поблизости деревень, много лет использовавшие эти камни для своих построек, указывали, что раньше ряды камней продолжались километра на полтора от кургана [16, с. 76].
Дороги для культовых процессий встречались и в изолированно развивавшихся обществах. Ими, вероятно, являются упоминаемые Р. Форбсом дороги из плоских камней на о-ве Фиджи, которые вели к удаленным от населенных пунктов погребениям [39, с. 76], а также дороги на о-ве Пасхи. Посетивший в 1872 г. о-в Пасхи французский писатель Пьер Лоти писал, что там «выложенные плитами дороги, такие, как были у римлян, спускаются, теряясь в океане» [21, с. 184]. Спустя почти сто лет экспедиция Тура Хейердала, также отмечавшего, что «во многих местах острова пролегали широкие мощеные дороги, уходившие прямо в море», установила, что дороги лишь доходили до кромки воды, не продолжаясь по дну моря, как считали ранее, предполагая, что остров есть часть опустившегося континента [35, с. 190]. Т. Хейердал высказал предположение, что они являлись подъездами к местам разгрузки судов или плотов из камыша, на которых доставлялись части каменных статуй вдоль побережья острова. Можно полагать также, что это были дороги для каких-то культовых шествий, участники которых подплывали на лодках1. Когда торжественные шествия и религиозные процессии становились регулярными и в них принимало участие много людей, неизбежно появлялась потребность в устройстве прочных ровных покрытий на участках дорог и улиц вблизи от храмов. Культовое значение первых городских улиц проявлялось и в том, что вдоль них совершались погребения и, например, позднее в Древнем Риме похороны около общественной дороги считались большой почестью [42, с. 55]. Вдоль Аппиевой дороги в Риме до сих пор сохранились развалины гробниц знатных римлян. Культовые, храмовые дороги существовали во многих странах. Геродот писал, что в Египте в городе Бубастис имелась «вымощенная камнем улица на протяжении почти трех стадий (630 м), которая проходит через городской рынок..., ширина ее около че- 1 По просьбе автора д-р Тур Хейердал любезно сообщил некоторые подробности о дорогах на о-ве Пасхи. Он пишет: «... Я согласен с Вами и нахожу вполне вероятным, что мощеные дороги, которые шли от берега моря в глубь острова Пасхи могли также использоваться для церемониальных процессий от лодок к храмам «аху». Камни, уложенные в покрытия, не были искусственно вырублены или каким-либо способом отесаны. Это были окатанные водой булыжники, уложенные прямо на грунт вплотную друг к другу. Мы не изучали специально эти дороги, но, насколько я помню, было бы невозможно назвать какой-либо определенный размер камней. Их подбирали случайно размером от ладони до каравая хлеба так, чтобы получалась ровная поверхность и они плотно соприкасались. Рутледж (S. Routlege. The Mystery Easter Island. London, 1919) упоминала об остатках дороги, построенной вокруг всего острова. Мы видели только короткие участки этого старого сооружения. То, что мы специально наблюдали, были короткие, широкие замощенные причальные рампы, которые шли от уреза воды до уровня берега. Длина их была разной, но мы никогда не видели, чтобы они значительно выходили за пределы каменистой береговой полосы. Или они кончались там, где начиналась поросшая травой грунтовая поверхность, или были покрыты наносным грунтом». тырехсот футов (128 м); по обеим сторонам улицы посажены высочайшие деревья; ведет она к храму Гермеса» [14, т. I, с. 190]. В Европе древнейшие культовые дороги были обнаружены на Крите при раскопках, проводившихся в течение 40 лет английским археологом Артуром Эвансом (A. Evans) [38]. Их постройка относится к среднеминойскому периоду (2600—2000 лет до н. э.). Дороги имели покрытие из плит мелкозернистого известняка толщиной 5—15 см (рис. 1.10). Перед укладкой плит поверхность грунта выравнивали на ширину 3,8—4,3 м, отрывая в нем корыто глубиной примерно 0,5 м, в которое укладывали основание из грубооколотых каменных плит или камней крупностью 5—20 см слоем около 20 см с заполнением промежутков глинистой массой. Сверху наносили выравнивающий слой из суглинка толщиной 5 см. Посередине дороги клали два ряда плит общей шириной 1,4 м. По бокам дороги были обочины шириной по 1,2 м из глинобетона на обломках известняка и мелкой гальке. На плитах отсутствуют следы проезда колес, достаточно частые на римских дорогах, что дает основание предполагать, что дорогой пользовались только пешеходы. Более известны культовые улицы в Ашшуре (столице Ассирии) и Вавилоне. Месопотамия, расположенная на осадочных грунтах долин рек Тигра и Евфрата, не имела каменных материалов. Для мощения дворов храмов и улиц использовали кирпичи, обожженные в печах при температурах 550—600° С. Эти слабые пористые кирпичи, которые могли выдерживать только проходы людей и неподкованных животных, укладывали на мастике, приготовленной из смеси природного битума, глины, песка и гравия. Битум добывали из месторождений на побережье Мертвого моря, в Латтакии (Сирия) и ряде других мест. На рис. 1.11, а показан поперечный профиль дороги для торжественных шествий к храму богини Иштар в Ашшуре (720 г. до н. э.). Одежда дороги состояла из двух слоев кирпичей размером 50X50X8,7 см, уложенных на толстом до 5—6 см слое асфальтовой мастики. Сверху положены квадратные плиты из слабого известняка со стороной 105 см и толщиной 35 см. В плитах высечены тщательно выравненные искусственные колеи глубиной 7—10 см для направления движения колес повозок, на которых везли изваяния богов. Существовало поверье, что «если лошадь в колеснице богов споткнется, страна потеряет разум» [37, с. 7]. Аналогичная конструкция на улице Айбуршабу, которая вела к храму бога Мардука в Вавилоне (VI век до н. э.), показана па рис. 1.11, б. На большей своей части эта дорога шириной 16 м и протяженностью 1700 м была окаймлена стеной высотой 7 м, украшенной изразцами. Дорожная одежда состояла из трех слоев
кирпича на битумной мастике. В покрытие были уложены известняковые плиты (Ю5Х 105X35 см), привезенные из Ливана. Бордюры размером 66X66X20 см были устроены из красного и белого слабого ракушечника. Много храмовых дорог было в Древней Греции. Из-за раздробленности страны, состоявшей из самоуправляющихся городов-государств, то враждовавших, то заключавших союзы, и отсутствия прочного центрального правительства не существовали политические и хозяйственные мотивы постройки дорог, соединяющих отдельные города-государства'. К тому же развитая береговая линия обеспечивала удобство мореплавания, а горный рельеф страны затруднял прокладку дорог. Имеются упоминания о коротких дорогах — подъездах, построенных в период подъема Микен в XIV в. до н. э., которые вели к Арголидскому и Коринфскому заливам. От них сохранились остатки мостов и насыпей из камня. В основном дорожное строительство в Древней Греции ограничивалось постройкой культовых дорог, которые вели из городов к расположенным поблизости храмам и священным местам. К храму Апполона в Дельфах к оракулу вела дорога из уложенных в ряд каменных плит, в которых были вырублены колеи шириной 20—22 см. 1 Древнегреческий историк Фукидид (460—400 гг. до н. э.) писал: «Эллины, жившие отдельно по городам, понимавшие друг друга и впоследствии названные всеобщим именем, до Троянской войны по слабости и отсутствию взаимного общения не совершили ничего сообща...» [34, с. 5]. Дорога была проложена малыми уклонами и приспособлена к местности очень небольшими насыпями и выемками. В ряде мест обнаружены спрямления этой дороги более крутыми пешеходными тропами [39]. Устраивались также дороги вспомогательного значения, которые вели к каменоломням, горным и лесным разработкам. Об одной такой дороге у Гомера (850—800 гг. до н. э.) говорится: «Гладкая скоро дорога представилась им, по которой в город дрова с окружающих гор доставлялись» [15, с. 461]. Поэт Пиндар (518—442 гг. до н. э.) упоминает о том, что народ, населявший город Кирину, «провел и камнем устлал гладкую, раздающуюся топотом коней дорогу, ведущую к святилищу Апполона для принесения жертв, избавляющих от бедствий» [24, с. 348]. Дорога имела покрытие из каменных плит, уложенных на известняковом щебне. Неоднократно упоминаются у Гомера двух- и четырехколесные повозки — «быстроколесные большие колесницы». Однако характерно, что изображения коней и возниц, частые на ранне-греческих вазах, становятся редкими примерно с 1000 г. до н. э. в период, когда Греция разделилась на ряд враждовавших государств. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |