АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОСТЫ НА ДОРОГАХ ИНКОВ

Читайте также:
  1. XXV. Как спасать жизни на дорогах
  2. Б) ринковій моделі.
  3. Взаємодія попиту і пропозиції. Ринкова рівновага
  4. Взаємодія попиту і пропозиції. Ринкова рівновага
  5. Визначення ринкової рівноваги.
  6. Воєнно-економічна політика України в умовах формування ринкових відносин та конверсії ОПК.
  7. Глава III. Предание о пяти дорогах в «Ночном видении Фингена»
  8. Гроші як інструмент ринкової економіки
  9. Держава як суб’єкт ринкового господарства.недоліки ринку .
  10. Динамічна модель ринкової рівноваги.
  11. ДОРОГИ ГОСУДАРСТВА ИНКОВ
  12. Еволюція соціально-економічних моделей: класична ринкова, командно-адміністративна, змішана, «соціально-ринкова».

Для перехода через водотоки инки устраивали мосты, паромы и наплавные переправы.

Деревянных мостов инки не строили как из-за отсутствия во многих районах страны подходящих пород леса, так и из-за несовер­шенства деревянных конструкций, поскольку инки «сколько бы дере­ва они ни использовали в своих зданиях, все оно было увязано кана­тами из дрока, а не сбито гвоздями» [82, с. 136].

Каменные мосты на дорогах встречались редко и имели малые пролеты, поскольку инки не умели воздвигать своды. Гарсиласо де ла Вега пишет, что при строительстве крепостей инки «по мере того как строились стены, оставляли на них выемки для торца балок из камня, на которые вместо балок укладывались длинные камни, обработанные со всех шести сторон, очень точно подогнанные друг к другу, которые перекрывали помещение с одной стороны до дру­гой» [82, с. 495].

На второстепенных дорогах устраивали паромные переправы через реки. Из растущего в провинции Киту дерева, «тонкого, как ляшка, легкого, как смоковница» [82, с. 178], строили плоты из пяти или семи бревен. Среднее бревно было самым длинным, осталь­ные были тем более короткими, чем ближе располагались к краю плота.

Нос и корма имели одинаковую форму. К плотам привязывали длинные веревки, за которые их перетягивали с одного берега на другой.

 


Там, где сильное течение не давало возможности устроить паром­ную переправу или наплавной мост, сооружали канатную переправу. Через реку протягивали привязанный к толстым деревьям или боль­шим крепким утесам толстый канат, сплетенный из тростника. «По тросу ходит плетеная корзина с деревянным ушком, толстым, как рука; она выдерживает трех или четырех человек. Корзина имеет две веревки, привязанные одна к одному берегу реки, другая к другому, за которые тянут находящиеся в корзине, чтобы перепра­вить ее с одного берега на другой. А так как трос бывает таким длин­ным, он вытягивается и провисает в середине; необходимо передви­гаться, мало-помалу отпуская корзину до середины троса, ибо он свисает весьма отвесно, а дальше ее тянут вверх силой рук. Для этой службы имеются индейцы, которых в порядке очереди выделяют соседние провинции» [82, с. 179].

Процесс строительства наплавного моста через р. Десагуа-деро Гарсиласо де ла Вега описал очень детально: «Во всем Перу выра­щивается длинная трава, мягкая и упругая, которую индейцы назы­вают ичу и которой они покрывают свои дома... Кроме этой хорошей травы, на берегах Титикака выращивается в огромнейшем количе­стве хунсиа («кипарисная трава») и шпажник, который иначе назы­вают эпеа (камыш). В нужное время индейцы провинций, которые обязаны строить мост, срезают огромное количество камыша и хун-сии, чтобы они высохли, когда нужно будет возводить мост. Из соло­мы, о которой мы говорили, они делают четыре каната, каждый толщиною с ногу; два из них бросают на воду, затем переправляют с одного берега реки на другой... На канаты, заменяющие лодки, накладывают огромные связки хунсии и камыша толщиною с вола, крепко связывая их одни с другими и с канатами; затем на связки хунсии и камыша бросают два других каната и крепко привязывают их к связкам, чтобы соединить и укрепить одно с другим. На эти канаты, чтобы они не так быстро ломались бы от топота животных, накладывают другое множество камыша в тонких связках размером с руку или ногу, которые в нужном порядке сшиваются одни с дру­гими и с канатами... Мост в ширину имеет тринадцать или четырна­дцать футов (4,2—4,5 м) и более вары (83,5 см) в высоту и более ста пятидесяти шагов в длину. И следует указать, что они обновляют его каждые шесть месяцев,— я хочу сказать, что строят его заново, ибо материалы, которые они употребляли, были такими слабыми, как солома, камыш и хунсия, что их нельзя было снова употреблять... Концы больших канатов, которые являлись основанием моста, вка­пывались в землю, а не крепились на каменных подставках, к кото­рым их привязывали» [82, с. 175].

Наиболее оригинальными были висячие мосты через большие реки (рис. 3.5 и 3.6). Их несущие элементы — сплетенные вручную несущие кабели толщиной в тело человека. Концы их заделывали в высокие каменные пилоны. Многократно был описан мост через р. Апуримак на дороге из Куско в Кито, построенный примерно в 1350 г. (рис. 3.6, б). По глазомерной оценке разных авторов,

3 - 6735 65


 


осматривавших мост в середине прошлого века, его длина состав­ляла от 45 до 97 м. Он возвышался над рекой на 36 м. Мост просуще­ствовал до 1890 г., более 500 лет, пока рост перевозок по дороге не потребовал перехода от вьючных мулов к колесным повозкам. Каж­дый год кабели моста заменяли но­выми. Это являлось обязанностью жителей близлежащих деревень, которые передавали свое искусст­во из поколения в поколение.

По описаниям Гарсиласа де ла Вега и Гутьереса де Санта Клара (Gutieres de Santa Clara), солда­та-метиса, уроженца Мексики, ка­бели, длина которых почти в пол­тора раза превышала длину моста, сплетали на одном берегу из зе­леных тонких и жестких побегов' местного сорта ивы. Из трех по­бегов ивы сплетали жилу. Три жилы объединяли в прядь, из трех прядей делали более толстую и так

продолжали до тех пор, пока «они не становятся такими толстыми, как тело человека, а то и толще» [82, с. 154]. Один конец кабеля закрепляли на пилоне, другой конец перетягивали веревкой на дру­гой берег и, по возможности натягивая, закрепляли на другом пи­лоне.

С одной стороны моста через р. Апуримак кабели были закреп­лены в скале, через которую был прорублен тоннель длиной 230 м. С другой стороны реки кабели закрепляли в пилоне, сложенном в виде массивных стен из крупных тесаных камней на известковом растворе, более крупных в нижней части (рис. 3.7). В их толстых бо­ковых стенах длиной 8,5—11 м и высотой 4—6 м имелись отверстия, в которые вставлены «пять или шесть поперечных балок таких тол­стых, как быки, расставленных в своем порядке и соразмерности, как ручная лестница; индейцы накручивают на каждую из этих балок каждую из толстых плетенок из ивовой лозы (кабель), чтобы мост был натянут и не ослабевал под своей собственной тяжестью, которая была огромной» [82, с. 154].

Основой проезжей части мостов, имевшей ширину 1,7 м, служили три толстых каната. На них укладывали, переплетая в виде плетня, косые жерди толщиной в руку и прочно привязывали их к канатам. По жердям настилали связанные пучки веток, так чтобы не скользили ноги животных. Два крайних каната, натянутых выше, служили пе­рилами. Нижние канаты были соединены с верхними «множеством


очень крепко привязанных ветвей и тонких деревьев, которые обра-tyior стенку вдоль всего моста, и он становится таким крепким, что

...... 1сму переходят люди и животные». Хотя при постройке и стара-

пись натянуть кабели моста как можно сильнее, они всегда сильно прокисали и «при любом несколько более сильном ветре он (мост) начинает раскачиваться» [82, с. 154]. Висячие мосты «подновлялись


каждый год; на работы приходили соседние провинции, между кото­рыми в зависимости от их близости к сооружению, от количества и возможностей индейцев каждой провинции были распределены изго­товление и доставка материалов» [82, с. 155].

Про другой большой мост через р. Альчипичи (Alchipichi) длиной 60—75 м, возвышавшийся над водой на 40—50 м, путешествовавшие по Перу Хорхе Хуан (Jorge Juan) и Антонио де Ульоа (Antonio de Ulloa) писали, что его вид достаточен для того, «чтобы с одного взгляда вызвать ужас» и что «мост состоит из канатов, сплетенных из лиан и ремней из коровьей кожи, составленных из многих волокон толщиной от шести до восьми дюймов, и натянут с одного берега на другой с некоторым уклоном» [90, с. 48].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)