|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Андерсен Дюфрень
Берлин, 1852 1.е4 е5 2. Cf3 Cc6 3. Eс4 Eс5 4. b4 E:b4 5. с3 Eа5 6.d4 ed 7. 0–0 d3 8. Ib3 If6 9. e5 Ig6 10. Gе1 Cge7 11. Eа3 b5 12.I:b5 Gb8 13. Iа4 Eb6 14. Cbd2 Eb7 15.Ce4 If5 16. E:d3 Ih5 17. Cf6+ gf 18. ef Gg8 19. Gad1 I:f3. MKKKKKKKKN Кудесник шахматной комбинации А. Андерсен мог легко выиграть партию, просто нападая на черного ферзя легкими фигурами, но чувство художника взяло верх над соображениями практицизма. В результате партнеры подарили миру красивый финал: 20. G:е7+ C:е7 21.I:d7+ K:d7 22.Ef5++, и теперь два варианта–22... Kс6 23.Ed7X! или, как было сыграно в партии, 22... Kе8 23.Ed7+ Kf8 24.E:e7X! Читатели запомнят, конечно, этот пример. И завяжут узелок на память: ладьи надо располагать на открытых вертикалях. В королевском гамбите оба партнера имеют возможность сразу ввязаться в острую полемику: что важней–быстрое и гармоничное развитие своих фигур или складирование чужих пешек, которые потенциально могут помешать нашим пешкам пройти в ферзи? Но эндшпиль еще когда будет и в ферзи пешкам не так-то скоро двигаться, а потеря времени может дорого обойтись королю. Мы уже разбирали несколько партий, начатых этим симпатичным дебютом. Казалось бы, все тут ясно: кто быстрее выводит фигуры, тот получает атаку. Но в шахматах из-за правила «от шаха надо защищаться немедленно» бывают ситуации, когда элементарные понятия мало помогают, необходимо конкретно оценивать каждую позицию. Возможно, потому-то так трудно бывает провести в жизнь задуманный план – по дороге встречается слишком много случайностей. Впрочем, есть шахматисты, которые считают, что эти «случайности» и есть суть шахматной игры, а правила годятся только для весьма общих рекомендаций. Не будем спешить с выводами. Рассмотрим один из вариантов контргамбита Фалькбеера: 1.е4 е5 2.f4 d5 3.ed e4 4.d3 Cf6 5.de C:e4 – по общей оценке позиция черных лучше, их конь в центре. Смотрим дальше: 6.Cf3 Ec5 7.Iе2 MKKKKKKKKN ход чёрных – теперь уж безусловно позиция белых слабее, ферзь перекрыл дорогу слону, рокировать им трудно, к тому же черные выиграли битву за важный пункт f2 и сейчас могут даже объявить белому королю шах с этого поля. Рассуждения наши безупречны, и в любом другом случае они звучали бы столь же логично. Однако надо вспомнить о пешке белых, которая пробралась за экватор. После 7...Ef2+ 8. Kd1 I:d5+ 9.Cfd2 неожиданно вступает в действие связка и в трудной позиции оказывается черный конь. Приходится играть 9...f5, но после 10.Cс3 Id4 11.C:e4 fe 12.c3 Iе3 13.Ih5+ атака белых неотразима. Наиболее логичным ходом для черных в позиции 19 является короткая рокировка, но все ли готовы так сразу жертвовать фигуру? Коня взять надо: 7...0–0 8.I:е4 Gе8 9.Cе5 Cd7 10.Ed3 g6 11.b4 Ed6 12.Eb2 f6. Начинающим шахматистам полезно самим разобрать всевозможные вариации после хода 7... 0–0, потому что только так можно прогрессировать в изучении тонкостей игры; а ход этот правильный, разумный, и сила его зависит от вашего умения. Однажды мне довелось сыграть такую партию (Бронштейн – Таль, Рига, 1968): 7...Ef5 8.Cс3 Iе7 9.Eе3 C:с3 10.E:с5 C:е2 11.E:е7 C:f4 12.Eа3. Пока все по теории, вариант можно найти в книге С. Тартаковера «Ультрасовременная шахматная партия»... Таль избрал продолжение 12... Cd7 13.0–0–0 Eе4 14.Cg5 E:d5 MKKKKKKKKN ход белых и, вероятно, был удивлен ходом 15.g3–белые предлагают обмен пассивной ладьи на коня и борются за пункт с4 для слона. Бесспорно, ход пешкой не сильнейший, зато дает простор игре. Чтобы развить способность молниеносно определять степень опасности, угрожающую шахматному королю, очень полезно уметь отклоняться от стереотипных рекомендаций. Возьмем для примера известный вариант итальянской партии. В позиции после 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Eс5 4.с3 Cf6 5.d4 ed 6.cd Eb4+ есть несколько обоснованных ходов, и не пожалейте времени на их самостоятельную проверку. Продолжение 7.Kf1 выглядит необычно, но заставляет черных проявить повышенное внимание к неприятельскому центру из двух пешек. Ход 7.Ed2 сегодня самый модный, хотя при нем черные легко отбивают атаку после 7...E:d2+ 8.Cb:d2 d5 9.ed C:d5. Старинная атака 7.Cс3 MKKKKKKKKN ход чёрных является самым логичным продолжением, и не надо опасаться потери пешки: в случае 7...C:е4 8.0–0 белые первыми успевают увести короля из центра, а черным для рокировки надо еще найти ход. Задача белых – отвлекать партнера разнообразными угрозами и незаметно создать атаку на застрявшего в центре короля. Если черные сыграют 8...Cf6, то после 9.d5 Ce7 10.Eg5 рокировать плохо из-за 11.E:f6 gf–королевский фланг разрушен, белые фигуры легко проникнут в покои короля, слова «шах и мат» неизбежны. В то же время вариант 8... C:с3 9.bc E:c3 10.Ib3 E:a1 11.E:f7+ Kf8 12.Eg5 Ce7 13.G:а1 для черных неудовлетворителен. Что же черным предпринять? Неужели согласиться на 8...E:с3, отдавая слона за коня? Еще один пример того, что в шахматах ходы очень конкретны, в то время как рекомендации всегда расплывчаты. Но если мы вспомним, что черный конь в центре расположен хорошо (к тому же он пусть временно, но все-таки охраняет короля от угроз по вертикали «е»), то легко сделаем ход 8... E:с3. Тут уж черед белых принимать решение: бить слона пешкой или нет? Каждый ход, если это не ход с шахом, неизбежно является уступкой – ведь ход переходит к партнеру. В случае 9.bс d5 белому слону придется уйти, после чего черные совершат желанную рокировку и отобьют атаку. Что же предпринять? В течение долгих лет шахматные романтики увлекались ходом 9.d5, но оказалось, что после 9...Ef6 10. Gе1 О–О 11.G:е4 Cе7 позиция черных защитима. А быть может, стоит пожертвовать слона и не разрешить черному королю так легко убежать из центра? Попробуем испытать свои силы в варианте 9.bс d5 10.Eа3 dc MKKKKKKKKN ход белых 11.Gе1 f5 12. Cd2. Если теперь 12...Id5, то неплохо выглядит 13.Ih5+, а при 12...Eе6 13.C:е4 fe 14.G:е4 в атаку включается ладья. Или пойти по совсем новому пути: 11.Iе2 f5 12.I:с4–позиция черных ослаблена, рокировка затруднена, что еще требуется? Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой, кроме момента рокировки, когда ход делают сразу две фигуры – король и ладья, и взятия, когда партнер играет как бы и за себя–активно, и за партнера–пассивно. Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки. Вероятно, несколько примеров на эту тему будут полезны. 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Cf6 4.Cg5 d5 5.ed Cа5 6.d3 h6 7.Cf3 e4. Черные опередили соперника в развитии и начали атаковать фигуры белых. Но после 8.de C:c4 9.Id4 Cb6 10.c4 инициативу перехватили белые пешки, организовав заслон для ферзя. 1.d4 Cc6 2.d5 Cb4 3.Id4? C:c2+! Здесь белая пешка сама подтолкнула коня на активную позицию, но ошибку совершил ферзь–забыл о пешке с2. 1.d4 Cf6 2.Cd2 e5 3.de Cg4 4.h3? Ce3! 5.fe Ih4+! Прыжок белого коня отнял ходы сразу у короля, ферзя и слона, а ферзевая пешка просто пожадничала. Затем ладейная пешка не поняла хода черных, в котором скрывалась красивая ловушка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |