АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЛОВУШКИ

Читайте также:
  1. Глава 29. Шестая раса, обнуление, обещанный переход и его ловушки
  2. ДР-1. Элементарные методы построения графиков, точки разрыва, пределы.
  3. КР-1. Элементарные свойства функций. Числовые последовательности.
  4. Ловушки языка: слова-разрушители, слова-кандалы, слова-крылья
  5. ПРОИГНОРИРОВАННОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ И ЛЕКАРСТВО ОТ ЛОВУШКИ ВЫСОКОМЕРИЯ
  6. Противопоказания и элементарные навыки
  7. Элементарные ландшафты, их классификация
  8. Элементарные навыки
  9. Элементарные преобразования не меняют решение системы уравнений
  10. Элементарные события.
  11. Элементарные функции

Ловушки в дебюте надо придумывать самим, исходя из своих знаний и умения их применять в игре. Сильный шахматист ловушку заметит, но и он когда-то был начинающим и не раз с огорчением качал головой: как же это так, не заметил такой простой ход? Значит, не был ход совсем простым. Ловушка рассчитана на то, что внимание партнера будет отвлечено какими-то другими заботами, которые в данный момент покажутся ему более важными.

Ошибочно думать, что ловушку легко обой­ти. На ближайшем ходу–да, а если ловушка на два, три, семь ходов? Неужели надо рассчи­тывать все варианты до абсолютно ясной пози­ции? Да и как определить, где именно уже все ясно? Существует мнение, что сильные шахма­тисты рассчитывают очень далеко, но это в по­зициях, где играют две-три фигуры, а осталь­ные как бы театральные декорации. В сложной позиции трудно угадать даже ближайший ход партнера. Рассмотрим две ловушки, которые знать надо обязательно.

1.d4 d5 2.c4 e5 3.de d4 4.e3 Eb4+ 5.Ed2 de 6.E:b4? ef+! 7.Ke2 fgC+! 8.G:g1 Eg4+.

1.d4 d5 2.c4 dc 3.e3 b5 4.a4 c6 5.ab cb? 6.If3!

В первом случае белые теряют ферзя, во вто­ром одну из фигур по выбору–ладью, слона или коня.

А сейчас мы рассмотрим пример, который можно было бы назвать «ловушкой доктора Тарраша». Встречаясь с Г. Марко (Дрезден, 1882), знаменитый немецкий гроссмейстер начал игру ходом е2–е4! Партнеры разыграли модный то­гда вариант испанской партии: 1.е4 e5 2.Cf3 Cc6 3.Eb5 d6 4.d4 Ed7 5.0–0 Cf6 6.Cс3 Eе7, но здесь вместо стандартного хода 7.Eg5 3. Тарраш сыграл 7.Gе1.

MKKKKKKKKN
I/@?47@?0J
I$#$+,#$#J
I?@'$?(?@J
I@)@?$?@?J
I?@?"!@?@J
I@?&?@%@?J
I!"!@?"!"J
I.?*1.?6?J
PLLLLLLLLO

ход чёрных

Молодой шахматист не разгадал смысл маневра ладьей и сделал це­лесообразный с его точки зрения ход – 7... 0–0. Конечно, ход, которым король уводится в безопасное место, нельзя назвать плохим. На стадии изучения основ шахматной стратегии такой ход надо считать хорошим, просто в дан­ной конкретной ситуации он ведет к потере пеш­ки. Так ли страшно, если проигрывается одна пешка? Нет, конечно. За то время, которое партнер потратит на ее взятие, всегда можно что-нибудь придумать.

В разбираемой партии черные долго цепля­лись за пешку, и в конечном счете вышло вот что: 8.E:с6 E:с6 9.de de 10.I:d8 Ga:d8 11.C:е5 E:е4 12.C:е4 C:е4

MKKKKKKKKN
I?@?0?07@J
I$#$?,#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?&?@?J
I?@?@'@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!@?"!"J
I.?*?.?6?J
PLLLLLLLLO

ход белых

13.Cd3 f5 14.f3 Ec5+ 15.C:с5 C:с5 16.Eg5 Gd5 17.Eе7, и после 17... Gе8 18.с4 под боем оказалась вторая ладья, а уйти она не может, так как тогда без защиты останется конь. Такой длинный вариант увидеть в игре трудно, поэтому-то ловушка Тарраша оказалась успешной.

Таких ловушек в разных дебютах несчетное количество, но знать их все наизусть не обяза­тельно. Если вы будете относиться с уважени­ем и вниманием к ходам партнера, то всегда вовремя заметите подвох. А если хотите сами кого-то поймать в ловушку–придумывайте, фантазируйте, ищите, как доктор Тарраш!

ЗНАКОМСТВО С ДЕБЮТНЫМИ ПЛАНАМИ

Иллюзия легкого постижения шахматной игры базируется на том ошибочном мнении, что в шахматах борьбу ведут пешки и фигуры, так что умному человеку (а кто к таковым себя не причисляет?) не стоит никакого труда, заучив элементарные правила, с успехом продвигаться по пути скорого усовершенствования. Так рас­суждает каждый шахматист, независимо от возраста–от шести до ста лет! (и игры всякие видели, и по своей профессии решаем задачи куда более сложные). Если бы все в шахматах было на виду, зависело только от расположе­ния фигур, то такие самоуверенные высказыва­ния были бы верны.

Однако в шахматах на первом плане всегда находится мысль, а потом уже ход фигуры или пешки. Мыслят все люди по-разному, и не толь­ко в силу образования или возраста, но и из-за индивидуальных оттенков характера, устояв­шихся привычек, вкусов, не говоря уже о раз­ности психологических типов личности. Важны также практический опыт и чисто шахматные знания. Как же находят шахматисты ход?

В очень обобщенном виде можно высказать такую гипотезу: сперва создается оценка, потом появляется решение, затем план; а уже после плана находят ходы, ищут порядок ходов и лишь тогда делают ход.

Однако такой метод имеет пробелы, часто полностью сводящие наши поиски к нулю. В оценку надо включать все помехи плану. Усо­вершенствованный метод будет выглядеть при­мерно так: найдя ходы, надо рассмотреть пози­цию с другой стороны и найти ходы, которые являются помехами. В разных комбинациях включайте их в свой план. Появится новая оцен­ка, и тогда вы либо начнете проводить уточнен­ный план с прежними надеждами, либо измени­те первоначальные намерения. Отсюда понятно, почему легче играть с равным соперником: яс­нее понимание замыслов друг друга.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ИСПАНСКОЙ ПАРТИИ

Вечнозеленая испанская партия! Начальные хо­ды 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eb5

MKKKKKKKKN
I/@+47,?0J
I$#$#@#$#J
I?@'@?@?@J
I@)@?$?@?J
I?@?@!@?@J
I@?@?@%@?J
I!"!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO

Ход чёрных

хорошо знако­мы каждому шахматисту, так были начаты мил­лионы поединков… Обычно испанскую партию избирают шахматисты не очень молодые, в юно­сти гораздо заманчивей атакующие построения «итальянского» типа, не говоря уже о романтике королевского гамбита.

Основная сила хода 3.Eb5 – появление про­стой угрозы Eb5:с6, заставляющей черных при­нять решение: бить слона ферзевой пешкой или коневой? Пешкой всегда желательно бить к центру, но взятие пешкой «d» открывает вер­тикаль ферзю и диагональ слону, есть над чем задуматься. И шахматисты думают. Вот уже 400 лет!

Интересно проследить за историей появле­ния хода 3.Eb5 в арсенале лучших шахматистов мира. В период господства традиций итальян­ской школы, в годы всеобщего увлечения атакой пункта f7 кажется невероятным появление де­бюта, в котором белопольный слон белых прямо с f1 выходит на b5, «на скорости» проскакивая пункт с4.

История гласит, что испанский священник Рюи Лопес де Сегура в 1561 году упомянул ход 3.Eb5 в своем трактате о шахматной игре. Лю­бопытно, что этот ход Лопес привел в качества отрицательного примера шахматного хода, со­проводив его примечанием, что такое развитие слона не приносит атакующему никаких вы­год. Авторитет испанского теоретика был велик, и шахматисты не тропились опровергать мне­ние Лопеса. И по-прежнему в дружеских по­единках господствовали дебюты романтической школы – итальянская партия и королевский гамбит.

Но когда и в этих агрессивных дебютах шах­матные экспериментаторы нашли несколько хо­роших систем защиты для черных, борьба пе­рестала заканчиваться разгромом в дебюте, а стала принимать порой затяжные позицион­ные формы, вот тут-то и вспомнили о ходе 3.Eb5 с идеей атаковать не слабую пешку f7, а выдви­нутого на передовые рубежи коня соперника, тем самым косвенно усиливая атаку на пеш­ку е5.

Естественно, что, встретившись впервые с та­ким странным методом игры, черные терпели одно поражение за другим (игру за белых вели искусные в атаке мастера), и это укрепило ин­терес к ходу 3.Eb5.

Надо и нам с вами взглянуть на позицию глазами наших предков и подумать, чем мог пленить ход 3.Eb5 шахматистов острокомбинационного стиля? При внимательном изучении позиции хорошо видно, что пешке е5 грозит опасность. Если черные не примут мер против взятия 4.E:с6, то после размена слона на коня без защиты останется пешка е5, которую смо­жет побить конь f3. Этой угрозы не было, пока слон выходил на с4, создавая атаку на пешку f7, но не беспокоя сильного коня с6. Таким об­разом, белые вынуждали партнера уже на треть­ем ходу думать о конкретной защите опреде­ленного пункта, а это, в свою очередь, помогало им предвидеть вероятностные ответы черных.

В соответствии с вкусами того времени отве­тов было не очень-то и много. Таким образом, можно признать, что испанская партия открыла новую главу в истории шахматной стратегии – эпоху позиционного планирования атаки. Это отличало ее от итальянской школы, которая спо­собствовала расцвету импровизационного ком­бинационного творчества, указала с этой точки зрения наиболее уязвимые места для атакующих фигур и нашла конкретные, наиболее опасные для соперника ходы.

Широкое распространение испанская партия получила в XIX веке, когда лучшие мастера сде­лали этот дебют самым сильным в открытых играх. Так как одновременно начался расцвет ферзевого гамбита, то оба эти дебюта развива­лись параллельно, обогащая друг друга пози­ционными методами игры на длительную ди­станцию, и в конечном счете помогли выработ­ке современного ясного взгляда на многие элементы стратегии, например на роль и значе­ние пешечных цепей, укрепленных фигур (фор­постов) за линией шахматного экватора, надеж­ного убежища для короля, разрушить которое противнику теперь стало намного сложней.

Несмотря на свою внешнюю простоту, ста­ринный ход 3.Eb5 до сих пор вызывает горячие споры, дискуссии среди теоретиков. Испанская партия напоминает нам о разнообразии средств защиты в шахматах, утверждает наличие боль­шого числа технических методов игры.

Можно играть по аналогии, и в ответ на угро­зу пешке е5 ответить угрозой пешке е4 – играть 3...Cf6! Вполне допустимо, вспомнив об «италь­янских» мотивах, развить слона – 3...Eс5. Любители королевского гамбита за белых имеют возможность сыграть гамбит «во второй руке» – 3... f5. Уже эти три столь разных метода могли бы привлечь внимание к ходу 3.Eb5, но позд­нейшие исследования показали, что у черных есть и такие ходы, как 3... Cd4, 3... Eb4, 3... g6, 3... If6, 3... Cge7. Конечно, не все они оди­наково хорошо помогают пешке е5, да и всем остальным фигурам и пешкам черных. Нынеш­нее поколение шахматистов в основном предпо­читает сразу выяснять позицию белого слона ходом 3...а6, но еще не так давно в моде был спокойный ход 3...d6, наиболее естественным способом защищая пешку е5.

Непременно надо сказать и о том, что глав­ным козырем стратегии белых в испанской пар­тии является свободный путь для рокировки белого короля, в то время как черные должны найти время для ходов слоном f8 и конем g8. А это два заранее известных для белых хода соперника! Застряв королем в центре, черные должны быть осмотрительны с выигрышем пеш­ки е4. К примеру, в варианте 3...Cf6 4.0–0 C:е4 5.d4! черным рискованно играть 5...ed, а после 5.Gе1! приходится отступать конем, и в обоих случаях белые могут легко отыграть пеш­ку, сохраняя атаку при заметном перевесе в развитии. То же можно сказать о варианте 3...а6 4.Eа4 Cf6 5.0–0 C:е4 6.d4 с многочис­ленными разветвлениями.

Если суммировать всю информацию о дебют­ных ходах черных в испанской партии, то их можно разбить на три знакомые нам группы: активные, нейтральные и пассивные. Активные ходы типа 3...f5, 3...Cf6, 3...Cd4 приводят к быстрым пешечно-фигурным столкновениям и кроме хорошего знания вариантов требуют комбинационного мастерства, способностей к точ­ной оценке быстро меняющихся вариантов, уме­ния разгадывать замыслы партнера.

Ходы пассивные– это те ходы, которыми черные не стараются затруднить белым атаку: просто развивающие ходы, а иногда, как в слу­чае с 3...Iе7, 3...If6 или 3...Cge7, даже за­трудняющие игру других фигур и пешек. К пас­сивно-наблюдательным ходам можно отнести ходы 3...Eс5, 3...Eb4, 3...Cb8 (4.C:е5 Ig5) и 3...g6.

К ходам нейтрального типа принадлежит ход 3... а6 и, возможно, 3... d6. Ходом ладейной пешки черные не мешают плану белых обменять слона на коня, а ход ферзевой пешки, хотя и защищает пешку е5, но ослабляет позицию коня с6, усиливая слона b5.

Было бы хорошо, если б удалось доказать, что простой метод–нападение на слона пеш­ками–мог решить проблему испанской партии: 3...а6 4.Eа4 b5 5.Eb3 Cа5,

MKKKKKKKKN
I/@+47,'0J
I@?$#@#$#J
I#@?@?@?@J
I(#@?$?@?J
I?@?@!@?@J
I@)@?@%@?J
I!"!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO

ход белых

но после 6.0–0 перед черными по-прежнему те же проблемы – найти время для рокировки. Кстати, белые мо­гут играть здесь и в гамбитном стиле итальянской партии: 6.C:е5 Ig5 7 E:f7+ Ke7 8. 0–0 I:е5 9.d4 с сильной атакой Если черные в этом варианте сыграют 6…C:b3, то, проявив немно­го фантазии, можно предложить сопернику ва­риант 7.cb Iе7 (7... Ig5 8. Cf3 I:g2 9. Gg1 Ih3 10.d4, и белые получают большой перевес в раз­витии) 8. d4 d6 9.Iс2 Eb7 10.Cс6!, в котором черным отыграть пешку не удается (не то, что при 7. ab?).

Что задача защиты в испанской партии не из простых, лучше всего можно увидеть на приме­ре цельной партии, сыгранной в каком-либо от­ветственном международном состязании


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)