АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВОЗМУТИМЫЙ КОРОЛЬ

Читайте также:
  1. АНГЛОСАКСЫ: КОРОЛЬ АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ
  2. Бугимен, Король Алчности
  3. Гиляровский – король репортёров
  4. ИСТОРИЯ: КОРОЛЬ КАРЛ II
  5. К. С. Льюис. Король Нарнии
  6. Кабаэльза, Король Лени
  7. Канцлер Ги – Воздушный король
  8. КАРЛ IV, ІМПЕРАТОР ТА КОРОЛЬ БОГЕМІЇ, І КАЗИМИР ВЕЛИКИЙ, КОРОЛЬ ПОЛЬЩІ
  9. Король борцов
  10. Король в Нью-Йорке / A King in New York (1957)
  11. Король не отвечал, и маленький принц немного помедлил в нерешимости,
  12. Король репортеров

Для того чтобы шахматисты во время игры не только думали о красивых комбинациях, но и помнили о необходимости сохранять примерное материальное равенство, в шахматах существует правило, по которому игра заканчивается в слу­чае гибели одного из королей – белого или чер­ного, достаточно лишь сказать: «Шах и мат ко­ролю!»

Зачем надо постоянно поддерживать примерное материальное равенство? Затем, что если разменять побольше фигур, то даже одна лишняя пешка противника может пройти в ферзи и этим настолько увеличить его силы, что ваш король дожидаться слов «шах и мат» не станет, а сразу признает свое поражение.

Так как гибель короля означает конец игры, то короля надо защищать. Мы это хорошо знаем, всегда стараемся окружить его надежной охра­ной. Однако соперник, напротив, стремится сво­ими действиями раскрыть позицию нашего коро­ля, и в острой борьбе ему это часто удается. Что делать тогда?

В таких обстоятельствах помогает только од­но–хладнокровие, внимательный анализ основ­ных угроз, трезвая оценка самых невероятных вариантов. Этому за день-два не научишься, не­обходимо изучать классическую литературу, са­мостоятельно разбирать всевозможные позиции, моделировать опасные для королей ситуации. Помогает и опыт игры в открытых дебютах, точнее в дебютах гамбитного типа, где события часто развиваются хаотически и непредсказуемо.

MKKKKKKKKN
I?@?@/@?8J
I@#@?4#.?J
I?@?$?@?@J
I@?@?@?@!J
I?@?@+@?@J
I$!('@?2?J
I!@?&?@?@J
I6?@?@?.?J
PLLLLLLLLO

Ход чёрных

99. Есть ли со стороны белых угроза, которую надо немедленно отразить? Какими средствами можно это сделать наиболее рационально? Какие при этом варианты вам кажутся форсированны­ми, в чью пользу они заканчиваются?

На первый взгляд положение черных безна­дежное, так как три тяжелые фигуры белых за­хватили вертикаль «g» и ведут прицельный огонь по крепости черного короля. Впрочем, кре­постью это уже не назовешь: стены разрушены, видна лишь одна пешка, король сам по себе, фи­гур близко нет. Однако сейчас ход черных.

Справедливость шахматной игры в том, что на каждом ходу может пойти только одна фигу­ра, и это не так мало, как иногда кажется, ведь партнер тоже ответит ходом одной фигуры. Одна­ко искусство игры в шахматы заключается в умении найти такой ход, который создавал бы иллюзию, что одновременно ход сделали несколь­ко фигур, так как сильный ход одной фигуры всегда улучшает работоспособность и взаимодей­ствие нескольких других фигур.

Когда шахматисты ведут затяжную окопную войну в стиле большинства партий нынешних су­пертурниров, то находить такие ходы не трудно: угроз мало, события назревают медленно, всегда есть время улучшить позицию каждой фигуры Но в классической шахматной партии, где идет открытый бой, там нет времени на маневры и ча­сто даже не видно хорошего ближайшего хода. Поэтому, хотя мы и знаем, какой по своим каче­ствам ход надо искать, в позициях комбинацион­ного типа найти такой ход удается не всегда. Обычно шахматисты издали планируют свои дей­ствия в острых ситуациях, но издали можно не все увидеть, кроме того, партнер всегда может преподнести сюрприз. Говорят о борьбе стратегий, о столкновении планов, о форсированных вариантах, но при этом забывают о самом сущест­венном для игры в конкретных ситуациях – о борьбе одиночными ходами, из которых потом уже складываются те или иные планы. Таким образом, сейчас нам надо сделать ход.

В распоряжении белых есть сильная угроза: ход ладьей g7 с шахом, чтобы освободить поле g7 для ферзя. Грозит как Gg7 g8+, так и Gg7–h7+. Какими средствами располагают чер­ные для отражения атаки? Чтобы избрать ход, они должны понять, что можно защитить, а что нельзя. Например, поле h7 дополнительно под­крепить трудно, а поле g8 можно. Но после 1... If8 2.Ig5 придется играть 2... Gе6, тогда опять поле g8 будет защищено только один раз. Вот так, по крупицам собирая крохи информа­ции, продвигаются шахматисты к нужным знани­ям: оказывается, надо защитить не только поля g8 и h7, но в перспективе желательно прикрыть и поле h6. И сколько бы мы ни вертели, словно кубик Рубика, ходы и вытекающие из них вари­анты, решить задачу тройной защиты нам не удастся.

Что же делать в таких случаях? Прежде все­го сохранять самообладание. Поискав какое-то время пути защиты, посчитав варианты, мы по­нимаем: прямой защиты от шаха ладьей у чер­ных нет. Надо искать обходные пути. Обраща­емся за помощью к королю: какой из двух шахов кажется ему опасней–на g8 или на h7? Разу­меется, на h7, подсказывает нам король, в ответ на Gg7–g8+ появится поле h7 и можно туда уйти. Очень ценная информация! Если шах на g8 не означает немедленного окончания игры, то, быть может, эту угрозу можно игнорировать? Появляется надежда, что защиту найти удастся.

Да, но как быть с полем g7, которое ладья хоте­ла бы освободить для ферзя? Новая задача!

Конечно, хорошо играть в шахматы трудно, но если бы было легко, пользовались бы шахма­ты таким вниманием и симпатией? А задачу мы все еще так и не решили. Если б эту пробле­му нам предложили во время турнирной партии, когда каждая секунда на вес золота, то приш­лось бы все наши рассуждения прокручивать в мозгу на баснословных скоростях. Так оно и про­исходит на самом деле, поэтому в первую очередь надо изучать методы шахматного мышления: это резко сокращает поиск конкретных ходов, они находятся интуитивно... Если можно разрешить шах ладьей на g8, то надо найти ход, который взял бы под контроль поле g7, вернее, найти фи­гуру, которая защитит это поле. Такой ход есть– 1... If6!, и после 2.Gg8+ Kh7 атака отбита.

Неужели, чтобы найти такой простой ход, на­до было так долго рассматривать варианты? Опытный шахматист, без сомнения, сразу сы­грает 1... If6. Почему? Потому что «равноцен­ный» ход 1... If8 – пассивный, а ход 1... If6 – активный. Хорошо, конечно, если вы в силах найти вариант 1… If6 2.Gg8+ Kh7 3.Gg7+ Kh6 (100)

MKKKKKKKKN
I?@?@/@?@J
I@#@?@#.?J
I?@?$?4?8J
I@?@?@?@!J
I?@?@+@?@J
I$!('@?2?J
I!@?&?@?@J
I6?@?@?.?J
PLLLLLLLLO

4.Iе3+ Cf4, то есть догадаетесь, что у ко­роля черных есть убежище на поле h6. Но будем откровенны, этот вариант увидеть может только опытный и хладнокровный шахматист.

В сумятице борьбы мы забыли даже посмо­треть в тот угол, где притаился король белых. А ведь и ему не позавидуешь: нет ни одного хо­да, вокруг нависли черные кони, рядом враже­ская пешка Достаточно беглого взгляда, чтобы тотчас понять: стоит сыграть Cd3–b4, затем Cb4–с2+ и роли переменятся – атака перейдет к черным.

Человек при игре в шахматы обычно стремит­ся увидеть все-все, но это так трудно, что при­ходится всякий раз об этом напоминать. Напри­мер, после 1.. If6 2.Gg8+ Kh7 легко можно не заметить вариант 3.Ig7+ I:g7 4. G1:g7+ Kh6 5 G:е8, а заметив, вообще отказаться от хода 1… If6 Действительно, в исходной пози­ции у черных нет сильной угрозы, есть только опасный для белого короля маневр Cd3–b4–с2+, от которого легко защититься ходом ладьи на с1. Разбирая на винтики и болтики позицию, надо сохранять спокойствие, только тогда можно не пропустить такую деталь, как ход ладьей на g7, и вовремя понять, что с поля g7 ладья за один ход не сумеет попасть на с1. Значит, после 5.G:е8 ход 5... Cb4 (или 5... Ce1) сразу решает партию, защиты у белого короля нет.

Рассуждения по поводу одного хода всегда кажутся скучными. Но «Самоучитель» в какой-то степени учебник для начинающих шахмати­стов, а не «Роман-газета», и он не может весь состоять из забавных историй. Конечно, играть в шахматы можно и по-иному: ход, нажим на кнопку часов, ответный ход, снова ход, не за­быть про кнопку и т. д. Для разрядки после трудового дня годится и такая форма игры. Однако, для того чтобы иной раз получить истинное удовольствие от одного хорошо обосно­ванного хода, приходится долго изучать разные позиции, читать книги, слушать лекции профес­сионалов, заниматься самостоятельно. Никакие книжные примеры, сами по себе ничему научить не могут!

В разбираемой партии Лабурдоннэ–Мак-Доннель (матч, 1834) черные, конечно, видели ход 1… If6. Но каждое время диктует свои за­коны шахматной эстетики. Черные избрали эф­фектный вариант 1...Eg6! 2.hg Iе1+ 3.I:е1+ G:е1+ 4.G:е1 C:е1, и мат ходом Cе1–с2 неиз­бежен. Этот изумительный финал долгие годы поражал воображение любителей шахмат. И се­годня замысел А. Мак-Доннеля решить все про­блемы простым ходом слона производит сильное впечатление. Но впоследствии в своем учебни­ке шахматной игры И. Цукерторт указал, что ход 1... Eg6 мог привести к... проигрышу. Если бы белые не торопились, а хладнокровно на каж­дом ходу оценивали меняющуюся обстановку, то они могли бы заметить вариант 3.Cb1!! K:g7 4.gf+ I:g3 5.feC+! Kf8 6.G:g3 или 3...I:g3 4.Gh7+ Kg8 5.gf+ K:h7 6.Gh1+!! Kg7 7.feI. Скажите откровенно, разве мы с вами это виде­ли?

MKKKKKKKKN
I?@?@/@?8J
I@?@?@#.?J
I?@?@?@?@J
I$?@?@?2#J
I!@?@?"?@J
I@%@?@?@!J
I?@3@?@!6J
I@?@?4?@?J
PLLLLLLLLO

Ход чёрных

101. Определите силу взаимных угроз, най­дите защиту от каждой из них. Предложите ближайший ход за черных.

Позиция исключительно острая. В таких слу­чаях решающим фактором для оценки часто является надежность укрытии для королей. Мы видим, что король белых хорошо защищен пеш­ками, а черный король на открытом пространст­ве, ему помогают только... края доски. У черных сейчас ферзь против коня, но оба их ферзя дале­ки от своего лагеря. А при раскрытом короле материальные завоевания играют второстепенную роль, главное–возможность защитить короля. Черным прежде всего надо отразить угрозу Ig5-h6X.

Ход 1... Gе6 помогает мало: 2.Gg8+ и 3.Ig7X Играть 1... Ig6 как-то обидно: после 2.G:g6 fg черные теряют почти все пешки, и все равно король не имеет убежища. Тогда смотрим другие ходы, которые могут помочь в защите поля h6,– 1... Iе6 и 1... Iе6. Похоже, что и они не спасают: на 1... Iе6 есть ответ 2.Cd4!, а на 1... Ic6 столь же неприятна реплика 2.G:f7!, и черным вновь надо искать защиту, теперь уже от двух угроз–3.I:h5+ и 3. Ig7X.

Однако если мы на секунду-другую приза­думаемся, то защиту все-таки найдем – в стрес­совых ситуациях мозг шахматиста работает бы­стрее самой мощной ЭВМ: 1... Iе6 2.G:f7 Ig2+! 3.I:g2 Gе2 4.Gf8+ Kh7 5.Gf7+ Kh6 6.Gf6+ Kh7 7.Gf7+ Kh8, и ничья ввиду веч­ного шаха. А увидав этот вариант. тотчас сооб­разим, что зря не сыграли сразу 1...I:g2+!, форсируя ничью. Нет, отчего же ничью?! В пар­тии Унцикер–Бронштейн (Гётеборг, 1955) бе­лые после 2.I:g2 (если 2.K:g2, то 2...Gе2+ 3.Kf3 If2Х) 2... Gе2 сдались, так как в случае 3.Gg8+ Kh7 4.Gg7+ Kh6 (102)

MKKKKKKKKN
I?@?@?@?@J
I@?@?@#.?J
I?@?@?@?8J
I$?@?@?@#J
I!@?@?"?@J
I@%@?@?@!J
I?@?@/@16J
I@?@?4?@?J
PLLLLLLLLO

поле g6 охра­няет пешка.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)