|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПРИНЯТОГО ФЕРЗЕВОГО ГАМБИТАВ течение целого столетия самым солидным дебютным вариантом признавались ходы 1. d4 d5 2. с4 dc. MKKKKKKKKN ход белых Фундаментом для такой оценки была стройная сеть разветвляющихся вариантов и систем, в которых взятие белой пешки с4 на том или ином ходу непременно сопровождалось краткой фразой: «с незначительным перевесом белых». Такая академическая оценка ферзевого гамбита объяснялась просто: ход 1 d4! был главным спортивным оружием сторонников позиционной школы Стейница, которые отказались вести диалог за шахматной доской, соревнуясь по принципу «атака–защита», и предлагали шахматистам экзамен по строительству укрепленных защитных линий. Естественно, что шахматисты позиционного стиля создавали свою отдельную теорию игры, в которой каждая комбинация, основанная на интуиции и вдохновении, обязательно считалась некорректной, поскольку в шахматах должны быть только подготовленные позиционной стратегией выигрышные комбинации. Однако самыми красивыми в шахматах были и остаются неожиданные, интуитивные комбинации, которые демонстрируют силу творческой активности человеческой мысли, а не только способность рассчитывать «по чертежам» предшественников. Шахматисты острого, комбинационного стиля, то ли обидевшись, то ли из простого упрямства, не хотели тратить свои силы на анализ хода 1.d4. Так, знаменитый М. Чигорин проиграл оба матча на первенство мира В. Стейницу только из-за полного пренебрежения к ферзевому гамбиту. Читатели уже знают, что вариант 1.d4 d5 2.с4 dc 3.е3 b5? 4.a4 c6? 5.ab! cb?? 6. If3 позволяет белым уже в ранней стадии игры добиться материального перевеса, достаточного для победы. Поэтому в течение многих лет взятие пешки «с» в ферзевом гамбите не привлекало внимания профессиональных шахматистов, мало изучали ход d5:c4 с последующим непременным b7–b5 и теоретики. Объяснить такое отношение к принятию гамбита легко: в каждом учебнике утверждалось, что в ферзевом гамбите («гамбит только по наименованию») пешка тут же отыгрывается с преимуществом белых, а черные, сыграв d5:c4, теряют контроль над важным пунктом у линии экватора – полем е4. Зачем черным контроль над полем е4? Во-первых, не будет опасности появления белой фигуры на этом поле, во-вторых. белые не смогут образовать пешечный центр из пешек d4 и е4. Никто из шахматистов не хотел «за одну пешку на фланге» уходить в глухую защиту, понимая, что, даже отразив атаку белых, максимум, чего он сумеет добиться, это ничьей (если белые своевременно откажутся от амбиций и отыграют пешку, соглашаясь на ничейные размены). Но меняются времена, появляются новые таланты, улучшается техника защиты, улетучиваются страхи перед «неотразимой атакой», рождаются новые критерии для оценки сложных ситуаций. Усвоив накопленную старшими поколениями информацию, молодые гроссмейстеры наново пересмотрели целый ряд «стандартно слабых защитных схем» и, обратив внимание на некоторые малозаметные детали, нашли методы кардинального улучшения защитных конструкций при игре на удержание гамбитной пешки. В связи с такими ультрамодернистскими взглядами на проблему «атака–защита» в современных турнирах встречаются гроссмейстерские поединки, где с первых ходов соперники ведут серьезный теоретический диспут вокруг пешки с4. Крайним выражением такого теоретического взгляда на шахматы явились две партии Каспарова в чемпионате страны 1981 года, повторившиеся до 30-го хода! Между этими крайними пунктами (вариант 3. е3 b5? и марафоны Каспарова) лежит большой пласт неисследованных позиций, в которых огромный простор для импровизации, выдумки, фантазии, но есть возможности и для ясного, математически выверенного, архитектурно стройного теоретического разбора. Почему эти позиции привлекли вновь к себе внимание? Только из-за того двойственного состояния, в котором сегодня находятся турнирные шахматы (то ли спорт, то ли искусство?), когда просто ничейный результат в любой момент турнира считается хорошим результатом. Иначе не объяснить, зачем черным брать пешку в расчете максимум на ничью. Для ничейной стратегии есть варианты не столь трудоемкие и менее громоздкие. Здесь выражена только одна позиция, взгляд на проблему только со стороны белых, играющих 1.d4! Но можно посмотреть на дело и глазами черных, которым трудно вести защиту при постоянном пешечном напряжении в центре. Может быть, поэтому черные вспомнили о старом ходе d5:с4, но не в обычной классической редакции – 1. d4 Cf6 2. с4 е6 3.g3 d5 4. Eg2 dc 5.Cf3 и теперь 5… а6, 5… с5 или 5… Eе7 (5… Eb4+ 6. Ed2 Eе7), а по старинке–включив ход 5...b5. Обычное продолжение 6. Cе5 Cd5 7 а4 с6 8. 0–0 показало, что позиция черных прочней, чем это считалось. Конечно, классическое продолжение 9. b3 гарантирует белым за пешку пространственный перевес, но не более того. Поэтому вполне естественно, что шахматисты пошли на поклон к великому итальянскому маэстро Джоакино Греко, который более 400 лет назад предложил белым для ускорения атаки жертвовать ферзевую ладью. Взяв за эталон шахматной микромысли вариант итальянской партии 1. е4 е5 2. Cf3 Cc6 3. Eс4 Eс5 4.с3 Cf6 5.d4 ed 6.cd Eb4+ 7.Cc3 C:e4 8.0–0 C:с3 9.bc E:с3 и т. д., гроссмейстеры наших с вами дней открыли возможность хода 8.Cс3 с таким развитием игры – 8...Eb4 9.0–0 MKKKKKKKKN ход чёрных 9 … C:с3 10. bс E.с3 11.Gа3 b4 12. G:с3 bс 13.Ea3 или 11.ab E:a1 12.Ea3 E:d4 13. C:с6. Грамотная игра белых вынудила черных отказаться от «новых веяний». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |