|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИГУРMKKKKKKKKN Ход белых 103. Чей конь занимает более сильную позицию? Найдите «слабые» диагонали, проникнув на которые, можно усилить роль своих слонов. Какие пешки мешают слонам проявить свою силу? Предложите ход за белых. Позиция белых лучше, их ладьи захватили открытую вертикаль, а одна уже проникла на седьмую горизонталь. Удачно расположен и белый конь. Взять коня слоном черные не могут, так как тогда губительным образом скажется слабость черных полей. Ферзь, обе ладьи и белопольный слон черных занимают пассивные позиции, не создавая сопернику никаких угроз. Король черных спрятался в угол, но совсем не прикрыт по диагонали a1–h8. Единственная активная фигура черных–это конь на поле е4, но он там в одиночестве, к тому же всегда может быть обменен на слона g2. Если бы сейчас был ход черных, то полезным можно было бы считать маневр ферзем на h6, беря на прицел пешку «е». Однако ход за белыми. Во время игры шахматист не рассуждает так, как об этом он рассказывает после партии. Что-то он видит подсознательно, что-то совсем не видит, о чем-то догадывается, чего-то опасается... Кроме того, подспудно шахматист помнит «историю игры», что облегчает ему понимание психологии соперника в данный момент, дает знание тех факторов, на которые тот будет обращать внимание. Позиция эта возникла в 22-й партии матча Бронштейн–Ботвинник (Москва, 1951). Игра проходила в жестоком цейтноте. Молниеносная оценка позиции подсказывает, что единственная пассивная фигура в лагере белых–слон е1. Поэтому верным ходом будет 1.g4!, открывая дорогу слону на h4. Есть и побочный эффект: в случае ответа 1... fg белые могут разменом на е4 открыть своему ферзю диагональ b3–g8. Так что черным лучше не бить пешку. Но как же тогда им играть, ход делать надо, истекают последние секунды, флажок скоро зависнет, нет возможности заняться бессистемным перебором, который так любят сегодня гроссмейстеры. Перебор-то перебором, но ведь он возможен только в домашней обстановке, а во время напряженной партии, когда надо экономить время, все варианты рассматриваются урывками, по принципу «мне показалось, что...» или «кажется, тут что-то есть». Вероятно, наиболее логичным ответом для черных было 1... If6, не пуская слона на h4. Однако слон спешил не только на h4, его устраивала и позиция на g3. Поэтому вариант 1.g4 If6 2.E:e4 fe 3.Eg3! при более близком знакомстве тоже вряд ли мог черных успокоить: ладья а7 по-прежнему сковывает действия их фигур, а открывшаяся линия «f» может подсказать белым план с переводом ладей на эту вертикаль. Разве можно в цейтноте провести скоростной системный перебор вариантов, оценка которых всегда «в пользу белых», и невозможно определить, который из них обещает «максимальную устойчивость для черных»? Финал партии хорошо известен: 1.g4 fg 2.E:e4 de 3.Eh4 G:е5 4.de E:e5 5.Gf1 Ig8 (104) MKKKKKKKKN 6.Eg3 Eg7 7.Ig8+. Черные сдались. Разобрав по частям весь этот вариант, мы увидим, что почти все мотивы, которые мы видели при поисках лучшего ответа на 1.g4, присутствуют в реально сделанных ходах, иногда мы угадывали и сами ходы... Зачем черные пожертвовали качество ходом 3... G:е5? Чтобы избавиться от навязчивых ходов белого коня на поля с6, d7, f7 и g6. Если сыграть 3...G:а7, то после 4.G:а7 силовая линия белой ладьи достигла бы пешки h7, кроме того, уход ладьи с е7 позволял белому ферзю рассчитывать на ход Ib3–е6. Скажем, в случае 4... If5 белые могли продолжать атаку ходом 5.Eg3, а могли сыграть и более остро: 5.Gf7 E:f7 6.C:f7+ или сразу 5.Cf7+. MKKKKKKKKN Ход чёрных 105. Найдите сильные и слабые фигуры у обеих сторон. Определите слабые пешки. Какое значение для белых и черных ладей имеют открытые вертикали? Ведется ли какая-нибудь игровая борьба между ферзями? Чей король легче может быть атакован? Видите ли вы в позиции комбинационные мотивы, которые позволили бы. сделать нестандартный ход «с жертвой»? Позиция кажется примерно равной, в таких случаях очень многое зависит от очереди хода, особенно если у обеих сторон есть слабости. В лагере белых слабыми фигурами можно считать слона е2 и коня а3, в лагере черных–слона b7. Остальные фигуры в равной мере участвуют в игре. У черных имеется слабая пешка «b», которую белые, правда, пока не могут атаковать ни пешкой а2, ни ладьей: пешку тормозит конь, а линию для ладьи перекрывает слон. Черная ладья по линии «d» не имеет видимых целей. Борьбы между ферзями активной нет, хотя их интересы в одной точке и пересекаются: черный ферзь держит под наблюдением пешку «е», а ферзь белых пешку охраняет. Комбинационный мотив, если поискать, можно найти в любом положении. И в этой спокойной позиции, если пойти 1...Cd3 и заставить слона взять коня, то в варианте 2.E:d3 I:е3+ 3.Gf2 G:d3 4.Iе1 I:е1+ 5.G:е1 с5 6.Ed2 G:а3 черные выигрывают фигуру. Может быть, так и надо играть? Но если слон не возьмет коня? Ведь уход коня с поля с5 открывает диагональ b4–d6, и слон сможет взять черную ладью: вариант 2.E:d6 I:d6 3.E:d3 приведет к позиции, где у белых лишняя ладья! Нет-нет, надо искать стандартный ход, позиция для комбинационного решения еще не созрела... Для того чтобы принять решение жертвовать ладью d6, надо сохранять объективность в оценке положения всех фигур, а не только тех, которые активно играют в примерных вариантах. Если мы четко представим себе, что после 2.E:d6 остается без защиты белый ферзь, и вспомним ход Ih6:е3+, то молниеносно увидим вариант 1...Cd3 2.E:d6 I:е3+ 3.Gf2 I:f2+ 4.Kh1 I:е2, где лишняя фигура будет уже у черных. Однако зачем белым играть 3.Gf2? Не надо так играть, но это черные увидели! А увидев, что нельзя играть ладьей и что король должен уйти в угол, черные обязаны заметить, что расстояние между королем и конем d3 позволяет объявить шах с поля f2. Накопив так много информации, наш мозг начинает ее обрабатывать. Я не компетентен говорить о сложных проблемах медицины, тайну работы мозга изучают крупнейшие ученые мира, но на базе собственных ощущений и многолетних наблюдений представляю, каким образом информация о комбинационных элементах преобразуется в сознании в четкое видение комбинационного сложного варианта. Чтобы процесс этот был понятен, гроссмейстеры обычно переводят скоростные интуитивные решения, принятые не без помощи психологии, на доступный язык вариантов; при этом теряется вся многослойная структура сложной мысли. В нашем примере после очевидного 1... Cd3 белые не могут брать ладью–2.E:d6 из-за 2...I:е3+ 3.Kh1 Cf2+ 4. G:f2 I:с3. А в случае 4.Kg1 можно даже объявить шах и мат: 4...Ch3+ 5.Kh1 Ig1+ 6.G:g1 Cf2X! Шахматист опытный все это может рассчитать в уме, не глядя на доску, но для начинающих это совсем не легко. Для того чтобы научиться хорошо комбинировать, надо привыкнуть в уме разыгрывать комбинации самой различной длительности. Пример взят из партии Олафссон – Бронштейн (Москва, 1959). Комбинацию с жертвой коня черные подготовили, сыграв последовательно с7–с6, Gе6–d6, на что белые ответили ходами Cb5–а3 и Id2–с3. Ход ферзем показал, что белые видели ход Cс5–d3, но только после Id2–с1. События развернулись так: 1...Cd3 2.Cс2 с5 3.Eа3 е4 4. Gad1 C7e5 5.f4 Gg6 6.Ce1 Ih3 7.E:d3 (106) MKKKKKKKKN 7...I:е3+, и оборонительная линия белых оказалась сломлена. К сожалению, в сильном цейтноте черные, удивленные ходом 7.E:d3, в последнюю секунду отказались от очевидного 7...Cg4, так как в варианте 8.gh C:е3+ 9.Kh1 не увидели взятия 9...C:d1 (9...ed+ 10.Ef3). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |