|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики
Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы почти 70 лет бессменно находились у власти в Швеции — стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан. Мюрдаль был приверженцем социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, теории социального государства и социального партнерства. Подчеркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения. По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» — это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства — для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства: обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается; создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами; создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.; обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики; обеспечение экологической безопасности членов общества; защита граждан от преступных посягательств; защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства; защита от политического преследования и административного произвола; обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления; создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга; обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по оценке Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю». В заключение отметим, что успехи Германии и Швеции в 50— 60-х гг. объяснялись многими причинами, и прежде всего, как уже отмечалось, правильным выбором модели общественного развития. В настоящее время, как известно, в мире действуют 2 модели общественного развития с различными их модификациями: так называемая неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства; социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль. Одним из главных пороков прежней авторитарно-бюрократической системы, господствовавшей в России, заключался в отсутствии учета растущей роли социальных факторов, связи процессов производственного и социального развития. Социальная направленность экономики оказалась крайне слабой. Интересы номенклатуры фактически заняли доминирующее положение; они выдавались за интересы государства, общества в целом, нивелировали интересы различных социальных групп, коллективов, личности. В центре административных интересов было производство, а не человек. В рамках административно-бюрократической системы фактически отсутствовал необходимый для эффективного социального развития механизм представительства интересов различных социальных субъектов. В настоящее время в России социальные факторы также находятся, мягко говоря, не в почете. Так, ни в одной программе вывода страны из кризиса не были учтены социально-культурные факторы, что и явилось причиной краха всех этих программ. Без учета социально-культурных факторов, как показывает опыт всех стран, чисто экономические меры не дают никакого эффекта. Стремление к формированию социальноориентированной экономики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально ориентированного рыночного хозяйства — за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны. Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |