|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К ВОПРОСУ О ДЕТДОМАХВопрос о том, чем должен быть детский дом,— очень большой вопрос. Вначале —в 1917—1918 гг.—мы говорили о необходимости воспитания, думали, что сумеем всем детям дать кров, пищу, одежду, знания, общественные навыки. Жизнь показала, что при данных условиях государству это непосильно, что это может быть лишь далекой целью, к которой ведет длинный путь. Сейчас у нас нет недостатка в ребятах, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании— вопрос крайне острый, а мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет средств — это само собой,— вопрос еще в том, что мы плохо еще обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем тут вопрос идет о будущем целой массы ребят. Чем должен быть детский дом? Он должен быть учреждением, дающим ребятам возможность всестороннего физического развития, дающим детям серьезный запас знаний, умение прилагать их к жизни, дающим привычку к труду, умение коллективно жить и работать, дающим понимание жизни и умение занять в ней место полезного члена общества. А на деле что мы видим? Возьмем вопрос о физическом воспитании. В детских домах оно обычно далеко не в блестящем положении. Ссылаются часто на бедность, на недостаток средств. Конечно, детские дома у нас очень бедны, но не в этом только дело. Беда в том, что у заведующих и руководительниц очень часто весьма смутные представления о том, что надо делать для физического укрепления ребят. Если большинство воспитателей сознают необходимость чистоты и стремятся добиться ее в детском доме, то гораздо хуже обстоит дело с пониманием роли свежего воздуха, движений, условий труда, сна и пр. Возьмем пример. Лето, прекрасная погода, а дети сидят на полу в комнате с закрытыми окнами и вяжут. При доме есть терраса, сад, но завода нет, чтобы дети на воздухе работали, занима-лись. Работать полагается в душном классе и в мастерской. Не потому, чтобы в мастерской были какие-либо машины и приспособления для работы,— единственный инструмент, например, которым дети пользуются в вязальной мастерской,— это вязальные спицы,—но все же не идут вязать на воздух, а сидят в духоте. Зимой, конечно, дело сложное — нет одежды, но можно, ведь, пользоваться одеждой по очереди. Открывание окон в спальнях, классных и пр. не так широко практикуется в детских домах, как можно было бы ожидать. Летом на воздухе, на балконе дети спят совершенно в исключительных случаях. Вопрос о движении. Старшие ребята занимаются спортом, но обычно это только старшие, а остальные ребята в этом отношении остаются беспризорными. Поражает, например, отсутствие прогулок. Я не говорю об отдаленных экскурсиях, их можно практиковать изредка, но прогулка в ближайший лес, на ближайшую горку. Ведь, налицо целый ряд домов, где дети никуда не выходят за пределы своего сада<...> И потом удивляет, какое малое внимание уделяется в детских домах игре, вольной игре на свежем воздухе. Я не говорю о городках и футболе, в которые играют часто до одурения, но о вольной занимательной игре, во время которой развивается инициатива ребят, коллективные навыки, работает фантазия. У нас в детдомах слишком мало играют в вольные игры — даже в дошкольных домах. Если бы в детдомах дети больше играли — жизнь детей была бы много радостнее... Конечно, надо научить ребят играть. Мало обращается внимания в детдомах на обтирания, купания. Купанье редко где организовано по-настоящему. Все это такие стороны жизни, которые лишь в незначительной мере зависят от средств <...> А сейчас там, в детдомах, начинают входить в обычай спектакли, посещение пионерских клубов и пр., дети начинают ложиться очень поздно и не высыпаться. На то, что у нас дети мало спят, обратила мое внимание как-то приезжая американка. Ей бросилось в глаза, что дети у нас ужасно мало спят. «У нас в Америке,— сказала она мне,— на сон обращается громадное внимание». Не обращается сплошь и рядом внимание на правильный отдых, на то, чтобы слабые дети лежали посредине дня, по возможности, с открытыми окнами. Иногда—летом, например, когда идет работа на огороде,— совершенно не обращается внимания на то, чтобы дети не уставали, не работали сверх сил. Что касается умственного развития, то тут дело стоит просто угрожающе. Часто дети в детдомах просто не учатся или учатся очень плохо. Никто не отвечает за то, что они знают. Это совершенно ненормально. Заведующий домом должен отвечать за подготовку ребят в области знаний. Самое естественное, когда дети ходят в общую школу, находящуюся поблизости. Это очень разгружает детский дом, да и детей выводит за стены дома. При таких условиях на детдоме лежит обязанность заниматься лишь с отставшими по тем или иным причинам от нормы ребятами да организовать самостоятельные занятия детей с книгой. Сейчас мы видим прямо ужасающее отсутствие книги в детдомах, отсутствие интереса к книге. Никто не заботится о пробуждении и укреплении этого интереса... Надо среди старших детей завести систематическое чтение газет. Газеты обычно совершенно не видать в детдоме. Не поставлена работа с нею. Отсутствие занятий, отсутствие книги и газеты в детдоме — кричащее, вопиющее зло. На него должно быть обращено самое серьезное внимание. Затем не менее важный вопрос — детский труд в детдоме. В очень многих детдомах единственный труд — самообслуживание, летом — огороды. Кроме того, каждый детский дом стремится завести у себя ремесленную мастерскую: швейную, сапожную, вязальную, столярную, переплетную. В громадном большинстве случаев эти мастерские — даже с ремесленной точки — жалкие примитивы. Конечно, и самообслуживание, и огороды, и умение обращаться с элементарными орудиями труда — необходимы. Правда, вся суть дела в том, как этот труд поставлен. Можно поставить его так, что дети будут тяготиться лишь всей этой трудовой учебой, а можно на этих элементах научить ребят коллективно работать, организовать свою работу по НОТу и т. д. Но даже, если самообслуживание, огород, сад, уход за животными, ремесло поставлены образцово, если эта работа дает много детям (что, впрочем, очень редко имет место), остается грозный вопрос: как подготовляет детдом ребят к жизни, к чему он их готовит, какой выход из детдома в жизнь? И чем лучше детдом, тем острее становится этот вопрос. Куда идти, что делать? Недавно я была в одном детском доме — ребята сплошь пионеры и комсомольцы. Замечательно хороший детдом: ребята очень развитые, очень живые, занятия в детдоме построены серьезно, дети сами ведут хозяйство, держат дом и себя в образцовой чистоте, столярничают, слесарничают, переплетают, шьют, шьют сандалии, обрабатывают сады и огороды, лепят, рисут, поют, а главное— педагогов в этой школе совсем незаметно, ребята прекрасно организованы, чувствуется у них какая-то внутренняя дисциплинированность— очень у них хорошо, но... какой выход у ребят зтих в жизнь? Какое место займут они в той суровой жизни, которая их окружает?.. Они, конечно, не кисейные барышни, они везде сумеют быть полезными, смотрят серьезно на жизнь, но... и чем милее, оживленнее, радостнее детские лица, тем навязчивее на- двигается вопрос: а дальше? Дальше каждая девушка, каждый юноша будет предоставлен своим силам — как сумеет — бороться за существование, будет приспосабливаться — и как сумеет приспособиться — аллах ведает. Думается мне, что надо бы иначе организовать труд старших детей. Сейчас жизнь предъявляет колоссальный спрос на интеллигентные силы. Может быть, сейчас не столько нужны вуз'овцы, как люди грамотные, разбирающиеся в жизни, знающие определенную область работы и умеющие делать ее культурно. На путях к новой школе.-*» 1924.—№ 6, 7.—G. 6-9. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875—1933) —деятель культуры и просвещения, первый народный комиссар просвещения РСФСР, Соч.: Просвещение в Советской России.— М., 1924; На новых путях (Новые задачи и пути народного образования).— Самара, 1924; О народном образовании.— М., 1958; Собр. соч.: В 8 т.— М., 1963—1964. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |