АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Картина мира (индивидуальные различия)

Читайте также:
  1. V. Клиническая картина.
  2. В слайде должно быть: появляется картина, а потом по щелчку название к ней. и таких слайдов – 5 штук. описания не надо. мы их раздадим в распечатке.
  3. Восьмая картина
  4. Вторая картина
  5. Действие второе, картина 3
  6. Десятая картина
  7. Живая картина
  8. Картина 1
  9. Картина 1-я
  10. Картина 1. Базилика Святой Урсулы.
  11. Картина 2
  12. Картина 2-я

Представления шестилетнего ребенка об окружающей его дей­ствительности зависят от комплекса социальных условий. Каки­ми сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи или взрослых, заменив­ших семью; национальных традиций ближайшего окружения; ме­ста жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов.

Сегодня в условиях общественного воспитания нашего социа­листического государства у ребенка дошкольного возраста фор­мируют материалистически обоснованную целостную картину ми­ра. Однако не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о нашей планете и Галактике, о реальном и фантастиче­ском. Не все дети имеют развитых, культурных наставников. Есть дети, на формирование картины мира которых оказывают влия­ние люди, далекие от современных научных знаний о мире, с суе-


верным сознанием, зависимым от предрассудков и верований. Есть дети, родители которых недостойны носить почетное имя «мама* и «папа». Но все взрослые, причастные к судьбе ребенка, вольно или невольно влияют на его представление об этом мире.

Приведем лишь три картины мира шестилетних — Кымею, Ан­тона и Гены — мальчиков, стоящих у порога школы.

Кымею и его пятилетняя сестренка Неуку живут с дедушкой и бабушкой на Чукотке, далеко от столицы нашей <...> Ро­дины. Добраться до их поселка нелегко. Из Москвы надо лететь восемь с половиной часов на лайнере ИЛ-62 до Анадыря — само­го северо-восточного города СССР. Там следует пересесть на ма­ленький АН-24, и если погода позволит добраться до поселка Лав­рентия, потом лететь на вертолете дальше на Север. Погода здесь капризная — зависимость от нее большая. Но и это не все, По­том нужно лететь вертолетом, плыть на вельботе, если лето, если погода благоприятствует и если много других «если» содействуют путешествию. Одним словом, добраться туда, где живет Кымею со своей сестренкой, очень и очень непросто.

Поселок, где родились эти дети, с севера омывает Чукотское море, а с юга подступает бесконечная тундра. Люди уже давно не живут в ярангах. Кымею и Неуку никогда не видели ярангу. Они живут в теплом доме, в котором телевизор транслирует «В ми­ре животных», «Клуб кинопутешественников», «Спокойной ночи, малыши» и другие передачи, интересные для маленьких детей. В каждом доме телефон, современная мебель. Это современный поселок. Здесь есть детский сад, начальная школа, больница, клуб, библиотека, почта, магазины. Сюда приходят летом большие па­роходы, которые привозят «генгруз»— все, что нужно современ­ному человеку для жизни здесь, на Севере. Одежда, мебель, мо­педы, «Бураны» (мотосани) поступают в промтоварный магазин. Мука, сахар, бакалейные и кондитерские изделия, овощи и фрук­ты поступают в продуктовый магазин. Налажен быт. Вся моло­дежь оканчивает среднюю школу, много сельской интеллигенции и представителей исконных профессий — охотников и оленеводов.

Кымею уже знаком с тундрой и морем. Особенно ему нравит­ся выходить с охотниками в море, когда на море тихо и солнеч­но. Если дед решает, что наверняка можно взять с собой маль­чонку, Кымею, ликуя, забирается в вельбот и с замиранием серд­ца ждет начала охоты... Кымею всегда берет в обе руки весло и гребет вместе со всеми, стараясь попасть в ритм. Никто не при­нуждает его грести, но никто и не запрещает. Просто быть вклю­ченным в общий трудовой ритм — величайшая радость физиче­ского напряжения и непередаваемого чувства «мы». Кымею — весь внимание. Он знает, что следует делать в каждый новый мо­мент охоты, помогает, где и когда это можно. Он — мальчик, бу­дущий мужчина, будущий охотник. Кымею не сомневается в том, что, когда вырастет, будет, как его дед, бригадиром морзверопро-мысловой бригады... На обратном пути утомленный физическим трудом мальчик падает на сброшенную одежду и засыпает. Он


спит много часов подряд — ведь нагрузка сегодняшнего дня для этого шестилетнего ребенка сверхсильная.

Кымею, как истинный северянин, любит традиционную чукот­скую еду. На Севере едят много мяса лахтака, нерпы, моржа и других морских животных. Эту пищу приправляют тундровыми травами и кореньями. Дети любят и экзотические для них ябло­ки, персики, сливы, виноград.

Кымею осенью пойдет в школу. Что он знает о мире, в кото­ром живет? Он знает, что море кормит. Что морского зверя надо охранять: не убивать больше, чем нужно для жизни; не пугать зверя напрасно; охранять лежбища. Родовые традиции, связан­ные с охраной жизни моря и тундры, крепко-накрепко усвоены им с малых лет. В то же время мир Кымею наполнен невидимы­ми, но действующими духами, тотемными предметами, которые могут охранять и вредить ему и его близким. Едва начав пони­мать речь, мальчик узнал от бабушки о множестве духов, с ко­торыми нужно уметь ладить — уметь задобрить.

Кымею, конечно, слышал, что есть теплые страны, но он плохо представляет себе, что значит «теплые страны». Ему понятен снег, лед, холодный северный ветер с моря.

Картина мира в сознании этого ребенка определена родом за­нятий его близких, особенностями окружающей его поселок при­роды и тех фантастических образов, которые были достоянием мифической картины мира его предков. Бабушка и дедушка Кы­мею— то последнее поколение, которое в детстве было приобще­но к верованиям, свойственным родовой культуре. Тундра и мо­ре были населены духами, от настроения которых зависела судь­ба северянина. Обряды составляли сложную практику поведения человека. И если дедушка не позволяет себе влиять на мальчика со стороны предрассудков, то бабушка, из лучших побуждений, приобщает ребенка к обрядам и верованиям, чтобы оградить его от злых духов.

В результате опыта всей своей жизни Кымею знает, кем он будет, когда вырастет. Он имеет реалистические представления о тундровой и морской флоре и фауне, с которыми — увы!—ужи­ваются в его сознании фантастические опасные духи, ограничи­вающие его отношение к познанию.

Антон — житель большого города. Он живет с мамой и папой, которые уделяют мальчику много времени. Благодаря неустан­ному вниманию родителей Антон имеет вполне реалистическое представление о своей Родине, о земном шаре, о жизни Солнеч­ной системы и космосе. Он знает о многих профессиях, и каждая занимает его воображение.

У Антона есть глобус, географическая карта мира и карта звездного неба. Он знает материки и океаны. Может показать на карте многие страны, города, реки. Он хорошо понимает, что зна­чит Ye суши, и гордится тем, что он гражданин такой большой страны. Антон уже побывал на Финском заливе и в городе на Не­ве, он играл в песке на Днепре и ходил по крутым улицам- Кие-


ва. Все эти места он легко находит на карте. Его цепкая память фиксирует все суждения взрослых, задерживает всякую инфор­мацию. Его развивающийся ум постоянно в активной работе. Что? Как? Почему? Зачем? Познавательные проблемы терзают его и держат в состоянии трепетного волнения первооткрывателя, по­стигающего истину бытия.

Антон — обыкновенный ребенок. Поэтому он с детской лег­костью распоряжается своими знаниями. Он готов рассуждать о многих постигаемых им явлениях.

Антон рассуждает о земле и мироздании. *»" А почему солнце начало излучать энергию?

— Почему в горах снег даже летом не тает, ведь горы к солнцу ближе,
чем земля?

— Так долго живу на Земле — всю жизнь. Я к этой планете уже привык.
Антон рассматривает и читает зоогеографическую карту мира.

— А все-таки на Земле много коралловых островов. Особенно около Австра­
лии.,. Интересно, а куда девается вода с земли? Или она вся остается? Сна­
чала испаряется, а потом падает дождем. А еще она просачивается в землю.
Наверное, она может просочиться с другой стороны земного шара. Как ты
думаешь?

«— Думаю, что нет.

— Ах да! Там огонь. Вода просачивается до подземных рек. Как все ин­
тересно на свете!

Антон рассуждает о времени и о себе.

— Дни строятся в недели. Неделя из семи дней. Недели в месяцы. Сколь­
ко дней в месяце? Я не знаю пока. Месяцы—в год. В году двенадцать меся­
цев. Это я знаю...

— А той сосне, которая у нашего окна растет, сколько лет?

— Лет десять.

— Значит, на самом деле ей пять лет.
•— Я же тебе говорю, что десять.

— Но зимой же она не растет! Значит, в каждом году по полгода про­
падает. Значит, я прав — ей всего пять лет.

Антон размышляет о реальном и фантастическом.

Он любит разговаривать с гномами. Когда никого рядом нет, он обра­щается ко всей компании с вопросами о жизни в подземном царстве. Сам се­бе отвечает. Очень доволен при этом. Гномы— его тайные друзья и покрови­тели. В трудных для себя случаях, когда прав, он заявляет: «Вот пойду к гномикам и все им о вас расскажу!»

Антон хочет дознаться до истины, но его привлекает и фантастическое. Он почти верит в реальность гномов и Дюймовочки. Временами он просто убежден в том, что Дюймовочка жила в цветах на окне маминой комнаты. (Мама не раз показывала ему и его сверстникам куколку Дюймовочку в цвет­ке филлокактуса, издали, тихо и таинственно.)

Соседский мальчик спрашивает Антошкину маму:

— Правда, что у вас дома в тюльпанах жила Дюймовочка?

Антоша говорит, что она жила очень долго и что он ее много раз видел. Антоша так убедительно говорит о Дюймовочке, что заставил почти поверить в нее сверстника.

31 декабря. Звонок в дверь.

— Кто бы это мог быть? Может быть, Дед Мороз?
Антон. Ты думаешь? Пойди открой.

«- Он, наверное, к тебе. Дед Мороз приходит к детям. Антон. Вместе давай! Чего он там за дверью стоит? Сейчас еще уйдет. Пошли.

Открывает дверь. Действительно, Дед Мороз. Дед Мороз здоровается со всеми, проходит в комнату к елке. Спрашивает, как дела. Дед Мороз ведет


шутливый разговор, дарит подарки и спешит уйти — ведь ему предстоит на­вестить многих детей.

Едва закрылась дверь за Дедом Морозом, Антоша спрашивает:

— А он настоящий?

— Конечно. Разговаривал с тобой. Подарки подарил. Подарки настоящие.
Антоша. Нет! Я не об этом. Он — просто человек или он Дед Мороз?

 

— А как называются, которые много богов имели? Самая-самая старая
вера такая?

— Язычество.

— Они в зверей верили. Думали, что они умнее людей. На самом деле
оказалось, что люди умнее.

Знания, которые Антон успел получить об это мире, перепол­няют его воображение. Он хочет быть летчиком, космонавтом, садовником и волшебником. Он с замиранием сердца соединяет правду и вымысел, уже хорошо зная, когда его втягивают в игру, а когда говорят серьезно.

Гена живет в небольшом городке. Его семья определена как неблагополучная. Ближайшее семейное окружение: мать, бабуш­ка, старший брат, злоупотребляющий алкоголем, ведет амораль­ный образ жизни. Об отце можно сказать, что был в заключении, освобожден и его настоящее местопребывание неизвестно. Стар­ший брат тоже был судим. Средний имеет приводы в милицию.

Недавно суд вынес заключение о лишении матери родитель­ских прав. На виду у ребенка она устраивала пьяные застолья, скандалы, драки, сопровождаемые нецензурной бранью. Воспи­татели детского дома, куда попал Гена, считают его трудным ре­бенком. Его характеризует неровное настроение, он часто агрес-сивен, если что-то не получается, Гена быстро возбуждается, кри­чит и бранится нецензурными словами. Такое поведение назы­вают аффективным. У мальчика обнаружилась склонность при­бирать к рукам чужое. При этом он знает, что такое свое, и ни с кем никогда не делится. Упрям... В то же время Гена явно тянет­ся к общению, весь светлеет, когда его хвалят. Он наблюдателен, имеет хорошую память. Любит слушать, когда читают рассказы, но смеется и злится, когда рассказывают сказки. «Враки все это! Замолчите!»—кричит он, готовый заплакать.

Что знает Гена об этой жизни? Какова картина мира в его сознании?

Мальчик обращает внимание на то, как одеты окружающие его люди. Красивая, с его точки зрения, одежда вызывает у него чувство уважения к владельцу. Он хвастает, что старший брат подарил ему часы. Часы поднимают Гену в своих собственных глазах.

Мир воображения Гены — его двор и улица, где бы он желал утвердиться как сильный. Он хочет, чтобы его «боялись и слу­шали». Он боится каждого милиционера и испытывает к нему не­ясные, недобрые чувства. Недавно он сказал воспитательнице, сделавшей ему замечание: «Обижаешь, начальник! Это Люська сделала, а ты на меня...» Но при этом сам, когда не видят взрос­лые, яростно бранится, бьет детей в лицо кулаками.


Картина мира, сформировавшаяся в сознании этого мальчи­ка, бедна и малопривлекательна. Его мир полон зла и агрессии. Он хочет быть сильным, чтобы защищаться или, быть может, уже для того, чтобы подавить слабого. Его мир «кричит» всем взрос­лым, которые должны быть в ответе за искалеченную, но еще жаж­дущую тепла и просвещения душу.

Итак, мы видим, что у каждого ребенка свое детство. За пер­вые шесть лет благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется осо­бенное представление о мире. Это представление, конечно же, еще не целостно: оно сформировано в виде мозаики, дополняю­щих и противоречащих образов, знаний, эмоций. Картина мира строится в детском сознании прежде всего под влиянием тех по­зиций, которые свойственны взрослым, влияющим на сознание ре­бенка <...>

Шестилетние дети по-разному переживают свое психологиче­ское время. В нормальных условиях малыш живет сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для него в целом абстрактно, хотя, когда мы рисуем радужную картину его буду­щих успехов, он сияет от удовольствия. Его намерения быть силь­ным, умным, добрым— похвальные, намерения, которые мы всег­да в нем поддерживаем.

И все-таки разные судьбы детей, проживших на свете уже по шесть лет, по-разному определяют структуру самосознания ре­бенка.

Ребенок, потерявший родителей — ведь жизнь порой сурово обходится и с малышами,— это особый, по-настоящему трагиче­ский мир. Потребность иметь маму и папу — одна из сильнейших потребностей ребенка. Если она не удовлетворена, то ребенок по­стоянно находится под ее влиянием: когда он играет, смеется, когда слушает рассказ своего учителя, его гложет неутомимое же­лание иметь свою любимую, единственную маму и также незаме­нимого папу. Вот именно в этом случае у ребенка появляется об­ращенность к своему прошлому. «Когда были живы мои мама и папа, мы...», и дальше начинается рассказ об истории, которую, возможно, и не держит память малыша, а она сотворена в его воображении. «Я помню...», «Когда я был маленьким, мы с ма­мой и папой...», «У меня было...», «Мне дарили...». Одним сло­вом, меня любили мои родители... прежде, а теперь я совсем один.

Учитель и воспитатель, если они действительно выбрали свою профессию по велению сердца, не должны оставлять малыша в этом тяжелом для его психики одиноком прошлом. Сочувствуя его горю и поддерживая его любовь к родителям, которых он помнит и любит, и к родителям, которых у него вовсе не.было (если его просто-напросто бросили в детдоме), взрослый должен дать опору малышу в сегодняшнем дне и в будущем. Сейчас его, именно его, конечно же, любит учительница, воспитательница, ня­ня. Он должен услышать это признание и убедиться в нем. Отда-


вая свою любовь, мы сами становимся красивее и богаче. И это принесет нам удовлетворение в нашей жизни. Но мы должны по­дарить ему и будущее.

«Когда, малыш, ты вырастишь большим, у тебя будет замеча­тельная семья. Ты будешь носить цветы в дом и много-много сладостей твоим детям. Вы будете ходить в парк и там кататься на каруселях. Вы будете все любить друг друга. Вы будете сча­стливы— ты и твоя семья». Воображение, устремленное в буду­щее, принесет.ребенку утешение, и он поищет в себе силы и му­жество жить в сегодняшнем дне.

В самосознании шестилетнего ребенка должно найти место его представление себя в прошлом, настоящем и будущем. Все три времени его жизни помогут ощутить перспективу жизни. У каждого ребенка при этом индивидуально его прошлое, настоя­щее и будущее. Взрослый может помочь тому, у кого трагическое прошлое, сместив вместе с ним эмоциональный акцент на другое время. Взрослый может организовать индивидуальное настоящее для каждого ребенка в зависимости от его способностей, склон­ностей, физического и психического развития. Взрослый, любя каждого своего шестилетнего малыша, поможет представить ре­бенку свое будущее, по возможности в лучшем варианте. У ре­бенка должна быть полноценная жизненная перспектива.

Осознание себя во времени углубляет дальше структуру са­мосознания ребенка. «Я ПЕТЯ —ХОРОШИЙ —МАЛЬЧИК — БЫЛ, ЕСТЬ, БУДУ» укрепляет ребенка в жизни.

Мухина В. С. Шестилетний ре­бенок в школе.— М., 1986.—• С. 5—11, 61—62.

ПРИХОЖАН Анна Михайловна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологической службы в школе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Соч.: Публикации в периодической печати.

ТОЛСТЫХ Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологической службы в школе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Соч.: Публикации в периодической печати.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)