АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История Мусы и Каруна (Кораха)

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  4. VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  5. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994
  6. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  7. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  8. Билеты к экзамену по предмету «История»
  9. БРЕШЬ И ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
  10. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537-543.
  11. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537–543.
  12. Вопрос 60. Краткая история сурдопедагогики

Всемогущий Аллах говорит, что Карун «...был из общины Мусы, но он гордился собой и своим имуществом и, обуреваемый гордыней, превознесся над ней. Аллах наделил его большими сокровищами, ключи от которых было тяжело нести группе силачей. Но он слишком превознесся, гордясь уделом и благоволением Аллаха к нему. И вот его народ начал давать ему советы, говоря ему: «Не гордись, не превозносись и не ликуй! Пусть твое богатство не обольщает тебя. И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнательных!» Назидание из этой притчи: неверные, которые не уверили в Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — также гордились своим имуществом и своими деньгами, и Аллах здесь показал, что их богатство по сравнению с богатством Каруна —ничто. Жертвуй часть удела и блага, которые тебе даровал Аллах, ради Аллаха и будущей жизни. Не забывай своего удела в этом мире и не запрещай себе разрешенные услады и блага! Делай добро рабам Аллаха подобно тому, как Аллах даровал тебе благо. Не распространяй нечестия на земле, преступая пределы Аллаха. Поистине, Аллах — хвала Ему Всевышнему! — не любит /224/ бесчинствующих нечестивцев! Карун пренебрег советом своей общины, сказав: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю», и забыл благоволение Аллаха к нему, и не разумел, как много поколений, превосходящих его мощью, способностью и опытом в приобретении богатства и в разных способах помещения денег, погубил Аллах. Ведь грешников не спрашивают о злодеяниях, ибо Аллах об этом ведает, и они войдут в ад. Вопрос, заданный им, —лишь только упрек. Карун все–таки не принял во внимание совета своего народа и вышел к ним в полном украшении и великолепии, обольстив ими тех, которые любят услады земной жизни и жаждут иметь богатство и счастье в этом мире, подобно дарованному Каруну, так что они сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну (Кораху)! Воистину, он обладает великой долей». Те, которым Аллах даровал полезное знание, не увлеклись украшениями и богатством Каруна и стали советовать тем, кого обольстило великолепие Каруна: «Не стремитесь к этому и не оставляйте веры и своей религии. Поистине, награда Аллаха и сады благоденствия гораздо лучше для тех, кто уверовал в Аллаха и творил добрые деяния. Это настоящий совет, который принимают и слушают только терпеливые, которые борются против своих страстей и повинуются Аллаху». По Нашему повелению земля поглотила Каруна и его жилище со всеми украшениями и богатством. У него не было сторонников, которые могли бы спасти его от наказания Аллаха, а он сам не смог бы спастись и помочь себе. Те, которые только недавно мечтали быть в этом мире такими же, как Карун, стали повторять слова, выражающие жалость и раскаяние, уразумев то, что с ним случилось, и сказали: «Поистине, Аллах щедро дарует большой удел тому, кому Он пожелает из Своих верующих и неверующих рабов, и Он дарует удел умеренно тому, кому Он пожелает». И они добавили: «Если бы Аллах не был милостив к нам и не направил бы нас к вере, отведя нас от заблуждения, то Он испытал бы нас, ответив на наши мечты и послав нам, что мы желаем, и Он подверг бы нас тому, чему подверг Каруна (земля бы поглотила нас)». Поистине, неверные, не благодарные за благоволение Аллаху, не сумеют спастись от наказания Аллаха. Это последнее жилище, о котором и об описании которого ты (о пророк!) слышал — сады благоденствия (рай). Мы даруем его смиренно повинующимся верующим, которые не превозносятся, желая высокого положения и стремясь к власти в земном мире, не совершают грехов и не распространяют нечестия и распутства. Добрый конец — только искренним, богобоязненным, сердца которых охватывает смиренный страх перед Аллахом и которые вершат то, чем Он будет доволен». (28:76–83)

Ибн ‘Аббас и многие другие утверждают, что Корах (Карун) был двоюродным братом Мусы. Катада говорил, что у Каруна был очень приятный голос, когда он читал Тору, но он был лицемером, как и ас–Самири (самаритянин, который сделал золотого тельца). Поскольку он был очень богатым человеком, он перешел черту, в результате чего его постигло наказание. Шахр ибн Хавшаб указывает, что велел удлинить свои одежды и выступал в них, покачиваясь от гордости и чванства. Ибн Касир говорит: Аллах упоминает, что Корах обладал неизмеримым богатством и сокровищами так, что /225/ ключи от них были бы непомерным грузом даже для сильного человека. Аллах говорит, что Карун «...был из общины Мусы, но он гордился собой и своим имуществом и, обуреваемый гордыней, превознесся над ней. Аллах наделил его большими сокровищами, ключи от которых было тяжело нести группе силачей. Но он слишком превознесся, гордясь уделом и благоволением Аллаха к нему. И вот его народ начал давать ему советы, говоря ему: «Не гордись, не превозносись и не ликуй! Пусть твое богатство не обольщает тебя. И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнательных!»» Достойные доверия советчики из числа его народа советовали ему не хвастаться в гордыне своей тем, что было послано ему Аллахом. Они также советовали ему, чтобы он подумал о том, как заслужить награду в Лучшем мире, которая значительно лучше и гораздо более длительна. Они говорили ему, что он не должен забывать о той доле полагающейся ему по закону пищи, питья, домов, одежды и жен в этом мире. Потому что человек должен соблюдать определенные права, а именно, права Аллаха, собственные права и права своей жены. Они также просили, чтобы Корах был столь же добр по отношению к творениям Аллаха, как Аллах был добр к нему. Они также советовали ему, чтобы он не совершал нечестия в своей земле и не обижал творений Аллаха, чтобы Аллах не обрушил на него кару и не лишил его того, что Он ему даровал, ибо Аллах не любит тех, кто творит нечестие.

Корах так ответил тем из своего народа, кто давал ему добрые советы и стремился направить его к добру: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Он хотел сказать, что ему не нужно выслушивать их советы, ибо Аллах даровал ему богатство потому, что Он знал, что он его заслуживает, и если бы Он не любил его, то Он не послал бы ему такого богатства. Аллах так комментирует ответ и доводы Коры: «Карун пренебрег советом своей общины и забыл благоволение Аллаха к нему, и не разумел, как много поколений, превосходящих его мощью, способностью и опытом в приобретении богатства и в разных способах помещения денег, погубил Аллах. Ведь грешников не спрашивают о злодеяниях, ибо Аллах об этом ведает, и они войдут в ад. Вопрос, заданный им, —лишь только упрек». Аллах истребил многие жившие прежде народы из–за совершенных ими грехов и заблуждений, хотя они превосходили Кораха и в силе, и в богатстве, и в потомстве. Таким образом, если бы то, что он сказал, было правильным, Аллах не истребил бы их.

В другом айате Аллах говорит: «Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем преимуществом, которое бы приблизило вас к Нам. Но тем, у кого твердая вера и добрые деяния — им будет воздано двойным награждением за то, что они творили, и будут они в высших райских покоях в безопасности». (34:37) Он, хвала Ему, также говорит: «Неужели эти неповинующиеся воображают, поскольку Мы оставляем их наслаждаться теми благами, которые Мы им даровали, из имущества и сыновей, что Мы довольны ими и спешим одарить их обильными благами? Они, как скот, не чувствуют, не понимают и не хотят уразуметь, что Я не доволен ими». (23:56)

Толкователи Корана сообщают, что Корах появлялся на людях, кичась своим суетным богатством, в том числе ослепительно сияющими украшениями, одеждой, повозками и слугами. Видя такое, те, у кого целью жизни был этот мир и кого привлекало его ослепительное сияние, желали, чтобы у них было то, что было у Коры. Тогда же, когда люди, которым было даровано истинное знание, услышали об их желании, они сказали им, что награда, которую Аллах даст Своим богобоязненным слугам в Лучшем мире, будет лучше, чем то, к чему они стремятся. Они добавили: «Поистине, награда Аллаха и сады благоденствия гораздо лучше для тех, кто уверовал в Аллаха и творил добрые деяния». Ас–Судди поясняет, что этот айат означает, что никто не обретет Рай, кроме тех, кто последовательны в совершении добрых деяний. Вот что сказали те, кому, как утверждает Ибн Касир, было дано знание. Ибн Джарир высказывает предположение о том, что смысл этого отрывка заключается в следующем: никто не последует такому совету, кроме тех, кто последователен в совершении добрых дел. Поэтому он полагает, что эти слова были сказаны Аллахом.

После этого Аллах сделал так, чтобы земля поглотила его и его дом. Сказано, что его постигла кара, потому что об этом просил Аллаха Муса. Ибн ‘Аббас и Ас–Судди сообщают, что Кора дал некой блуднице из потомков Израиля некоторую сумму денег, чтобы она публично обвинила Мусу в том, что у него была незаконная связь с ней, тогда, когда Муса будет читать им Книгу Аллаха. Когда она сделала это, Муса задрожал от страха /227/ и совершил два рак‘ата молитвы. Затем он подошел к ней и сказал: Именем Аллаха, заставившего море расступиться и спасшего тебя от Фараона, прошу тебя сказать мне, кто принудил тебя сказать такое? Она сказала: Коль скоро ты просишь сказать это именем Аллаха, то это Корах, который дал мне столько–то за то, что я обвиню тебя в том–то и том–то. Я раскаиваюсь перед Аллахом и прошу у Него прощения. Тогда Муса пал ниц и спросил Аллаха, как ему следует поступить с Корахом. Аллах открыл ему, что земля будет повиноваться ему, чтобы разобраться с Корахом. Тогда Муса приказал земле поглотить Кору и его дом, и земля повиновалась ему.

Говорилось, что тогда, когда Корах и его слуги появились на публике во всем блеске своего суетного великолепия, верхом на серых мулах, разодетые в пурпурные одежды, он проехал со своей свитой мимо пророка Мусы (мир ему!), когда тот говорил о Дне Аллаха. Когда люди увидели Кору, они не могли отвести глаз от его сияющего великолепия. Муса (мир ему!) окликнул Кораха и спросил его: Почему ты поступил таким образом? Он сказал: Муса, если ты стоишь выше меня из–за того, что ты — пророк, то я хочу превзойти тебя в мирских наслаждениях. Если хочешь, давай обратимся к Аллаху с мольбой выполнить наши просьбы друг о друге. Мусу и Кораха окружала толпа людей. Муса (мир ему!) спросил Кораха: Следует ли мне обратиться к Аллаху прямо сейчас? Корах ответил: Да. Муса сказал: О Аллах, прикажи земле, чтобы сегодня она повиновалась моим приказаниям. Затем Аллах дал ему знать, что Он выполнил его просьбу. Муса (мир ему!) сказал: О земля, поглоти их. И земля поглотила их ноги. Потом он сказал: Поглоти их сокровища и богатство. И они собственными глазами увидели, как это произошло. Тогда Муса указал на них и сказал: Исчезните, дети Лавы. Тогда /228/ земля полностью поглотила их. Ибн ‘Аббас говорит: Они попали на седьмую землю. Катада утверждает, что они ежедневно погружаются вглубь на одну сажень и будут продолжать погружаться в землю вплоть до Дня Суда. Аллах замечает по этому поводу: «У него не было сторонников, которые могли бы спасти его от наказания Аллаха, а он сам не смог бы спастись и помочь себе». Это означает, что ни его богатство и слуги оказались бесполезными и не смогли защитить его от гнева Аллаха и наказания, ни он сам не смог защитить себя. В другом айате Аллах говорит: «...тогда, в этот День, у человека не будет ни собственной силы, которая могла бы спасти его от наказания, ни помощника, который поддержал бы его». (86:10)

Были некоторые, кто еще вчера завидовали его положению, когда он показывался на публике во всем своем суетном великолепии, и говорили: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну (Кораху)! Воистину, он обладает великой долей». Когда такие люди увидели, как Аллах сделал, чтобы земля поглотила Кораха, они начали говорить: «Поистине, Аллах щедро дарует большой удел тому, кому Он пожелает из Своих верующих и неверующих рабов, и Он дарует удел умеренно тому, кому Он пожелает». Так они начали осознавать, что если Аллах посылает человеку богатство, то это не означает, что Аллах им доволен, ибо Аллах дает средства к существованию и лишает их, увеличивает даваемое и сокращает его, а также возвышает некоторых и унижает других сообразно Его совершенной Мудрости. На это указывает хадис, о котором сообщает Ибн Мас‘уд: «Аллах поделил нравственность между вами, как поделил и средства к вашему существованию. Однако Аллах посылает богатство и тем, кого Он любит, и тем, кого Он не любит, но веру Он дает только тем, кого Он любит».

В конце истории Аллах говорит: «Это последнее жилище, о котором и об описании которого ты (о пророк!) слышал — сады благоденствия (рай). Мы даруем его смиренно повинующимся верующим, которые не превозносятся, желая высокого положения и стремясь к власти в земном мире, не совершают грехов и не распространяют нечестия и распутства. Добрый конец — только искренним, богобоязненным, сердца которых охватывает смиренный страх перед Аллахом и которые вершат то, чем Он будет доволен»». Что касается превозношения, то это гордыня и надменность, а грехи, нечестие и распутство означают /229/ неправедный захват чужой собственности и так далее. История с Корахом, вероятно, произошла до того, как потомки Израиля покинули Египет, ибо Аллах говорит: «По Нашему повелению земля поглотила Каруна и его жилище со всеми украшениями и богатством», а упомянутое здесь жилище явно является зданием, которых не могло быть в пустыне. Она также могла произойти и в пустыне, но тогда слово «жилище» относится к тому месту, где ставится шатер. И все же, Аллах знает лучше.

Аллах осуждает Кораха и в других айатах Корана. Всемогущий Аллах говорит: «Мы послали Мусу с Нашими знамениями и с сильными, явными доказательствами к Фараону, Хаману и Каруну, но они сказали: «Он — колдун и лжец, показывающий чудеса и измышляющий, что он посланник Аллаха»». (40:23–24) После упоминания об истории адитов и самудян, Аллах говорит: «Расскажи (о посланник!) этим, превозносящимся своим имуществом и властью, о гибели Каруна, Фараона и Хамана, которых погубил Аллах, как и других неуверовавших нечестивцев. Аллах направил к ним Мусу с ясными знамениями, доказывающими истинность его пророческой миссии. Их обуяла гордыня, и они не стали его слушать и сочли его лжецом, но они не смогли избежать кары Аллаха (за их скверные деяния). Аллах погубил все народы, которые считали посланников Аллаха лжецами. Он их наказал за их неверие, нечестивость и за те скверные деяния, которые они творили. На некоторых из них Аллах обрушил каменный дождь, некоторых постиг оглушительный вопль, некоторых поглотила земля по велению Аллаха, а некоторых Аллах потопил в море. Аллах не был несправедливым к ним, это они сами были несправедливы к себе, совершая грехи и не уверовав в Аллаха, поэтому они и подверглись каре». (29:39–40) Таким образом, тот, кого по воле Аллаха поглотила земля, был Корахом, а те, кого Аллах утопил в море, — это Фараон, Хаман и их войско.

Абд Аллах ибн Амр сообщает: «Однажды Пророк (мир и благословение ему!) прочитал молитву, а потом сказал: «Для того, кто творит эту молитву, она будет светом, доказательством (его праведности) и основанием для его спасения в День Суда. Однако если кто не творит ее, тому не будет ни света, ни доказательства, ни основания для его спасения, и восстанет он из мертвых вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убай ибн Халафом».

Рассказ о Мусе (мир ему!) и Ал–Хадире (Хизри)

Аллах, хвала Ему, говорит: «Вспомни (о пророк!), что Муса, сын Имрана, сказал своему служителю: «Не остановлюсь, пока не дойду до того места, где сливаются два моря, хотя бы пришлось идти годы». Когда же они дошли до того места, где сливаются два моря, они забыли там по воле Аллаха свою рыбу, которую они несли, и она направила свой путь прямо в воду, свободно уплыв в море своей дорогой. Муса и его служитель–ученик, пройдя некоторое расстояние, почувствовали голод и утомление. Тогда Муса сказал своему спутнику: «Подай нам обед наш. Мы уже устали от тяжкого пути». Но тот ему ответил: «Помнишь, когда мы останавливались у скалы? Там я забыл рыбу. Только шайтан мог заставить меня ее забыть и не вспомнить о ней. Рыба, наверно, ушла в море. Удивительно, как я ее забыл!» Муса сказал: «Этого–то мы и желали по повелению Аллаха!» И оба воротились назад, идя по следам своим. Они дошли до скалы и там нашли одного из Наших праведных рабов, которому Мы даровали мудрость и богатые знания от Нас. Муса сказал Нашему праведному рабу: «Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, чему научил тебя Аллах?» Но тот ему ответил: «У тебя не хватит терпения и сил, чтобы сопровождать меня и учиться у меня. И как тебе вытерпеть то, чего ты не знаешь и в чем ты не разбираешься?» Муса сказал ему: «Ты увидишь, если Аллаху будет угодно, что я терпелив, и не ослушаюсь тебя ни в чем». Благочестивый раб Аллаха сказал: «Если же ты последуешь за мной и увидишь то, что тебе не понравится, не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не заговорю с тобой об этом». И они пошли на берег моря и нашли судно, в которое сели. Пока они плыли, спутник продырявил судно, чем привел Мусу в недоумение, и Муса сказал: «Ты продырявил судно, чтобы утопить находящихся на нем? Ты совершил скверный поступок!» Благочестивый раб Аллаха сказал: «Не говорил ли я тебе, что у тебя не достанет силы быть терпеливым со мной и сносить мои поступки?» Муса ему ответил: «Не укоряй меня за то, что я забылся, и не заставляй меня переносить те тяготы, которые мне невмочь сносить из–за моего сильного желания получить от тебя знания». /231/ Они сошли с корабля и пошли дальше. Вскоре они встретили отрока, и праведный раб Аллаха убил его. Тогда Муса, порицая его поступок, сказал ему: «Неужели ты убил чистую, невинную душу, хотя ее владелец никого не убивал? Ты совершил дурной поступок!» Благочестивый раб Аллаха ответил Мусе: «Не говорил ли я тебе, что у тебя не хватит терпения, чтобы не задавать мне вопросов?» Муса сказал: «Если после этого я спрошу тебя о чем–либо, тогда запрети мне сопровождать тебя. Ты уже достиг предела, после которого имеешь право расстаться со мной». И пошли они дальше, продолжая свой путь, пока не дошли до какого–то селения. Они попросили жителей этого селения накормить их, но те отказали им в гостеприимстве. В селении они увидели стену, готовую развалиться. Благочестивый раб Аллаха починил и поправил ее. Тогда Муса сказал: «Если бы ты захотел, ты мог бы просить плату за подобную работу!» Праведный раб Аллаха сказал: «Твое неоднократное противостояние мне стало причиной нашего расставания, но прежде я растолкую скрытый смысл моих поступков, понять тайную суть которых у тебя не хватило терпения. Что касается судна, которое я продырявил, то оно принадлежало беднякам, промышлявшим в море и этим зарабатывавшим себе на хлеб. Я захотел его испортить, чтобы из–за неисправности его не отобрал царь, который насильно захватывает все суда, не имеющие изъяна. Что касается мальчика, которого я убил, то его родители были верующими людьми. И нам было даровано знание от Аллаха, что если он будет жить, то собьет своих родителей с прямого пути Аллаха своим неверием и нечестием. Убив его, мы хотели, чтобы Аллах дал им взамен другого сына, лучше этого, который будет верующим, милосердным и более добрым к своим родителям. Что же касается стены, которую я восстановил, не получив за это плату, то она принадлежала двум отрокам–сиротам из этого селения, и под ней был скрыт клад, оставленный им их отцом. Отец их был благочестив, и Аллах хотел сохранить им клад, чтобы они, достигнув зрелости, сами извлекли свои сокровища по милости Аллаха. Я не делал все это по своей воле, это — воля Аллаха и Его повеление. О Муса! Вот толкование того, что было скрыто от тебя, а ты не мог потерпеть до объяснения». (18:60–82)

Некоторые из Людей Писания утверждают, что Муса, который был у ал–Хадира (Хизри), это Муса ибн Минса ибн Йусуф ибн Йакуб ибн Исхак ибн Ибрахим. Согласно Ибн Касиру, /232/ правильная точка зрения, подсказанная Кораном и достоверным хадисом, заключается в том, что это был Муса ибн Имран, пророк детей Исраила. Ал–Бухари сообщает со ссылкой на Са‘ида Джубайра, сказавшего: «Я сказал Ибн ‘Аббасу, что Науф Ал–Бикали утверждает, что Муса, спутник Ал–Хадира, не был Мусой, пророком детей Исраила. Ибн ‘Аббас сказал: «Враг Аллаха (Науф) солгал». Убай ибн Ка‘б сообщал, что Посланник Аллаха Мухаммад (мир и благословение ему!) сказал: «Муса встал, чтобы обратиться с речью к сынам Исраила, и его спросили: Кто самый ученый из людей? Муса ответил: Я (самый ученый). Аллах предостерег его, ибо он не приписал все знание одному лишь Аллаху. Поэтому Аллах открыл ему: у слияния двух морей есть наш раб, который знает больше, чем ты. Муса сказал: О Господь, как я могу встретиться с ним? Аллах сказал: Возьми рыбу и положи ее в корзину (и отправляйся в путь), и в том месте, где рыба ускользнет от тебя, ты встретишь этого человека. Муса взял рыбу, положил ее в корзину и пустился в путь вместе со своим служителем и учеником Иешуой (Йушей) ибн Нуном (мир ему!) (Иисусом Навином)»

Муса сказал своему ученику, что он будет идти до тех пор, пока не дойдет до слияния двух морей, пусть для этого потребуется провести в пути несколько лет (или даже всю жизнь). Согласно Катаде, два моря — это Персидское море (Персидский залив) на востоке и Византийское (т. е. Средиземное море) море на западе. Суфйан ибн Уяйна утверждает: Когда они дошли до слияния двух морей, они нашли скалу. Там они расположились на отдых. Муса лег и уснул. У скалы находился источник, называвшийся Айн аль–Хайат (источник живой воды), и его вода могла оживить кого угодно. Случилось так, что несколько капель воды брызнули на рыбу, она начала биться, выскользнула из корзины и прыгнула в море. Катада говорит, что рыба так и не вернулась в море, но замерзла. Ибн ‘Аббас добавляет, что Иешуа сказал: «Я не стану будить Мусу». Когда Муса проснулся, Иешуа забыл сказать /233/ ему об этом. Ибн Касир утверждает: Аллах приписал забывчивость и Иешуа, и Мусе, сказав: «они забыли там по воле Аллаха свою рыбу», однако только Иешуа видел, как рыба ускользнула, и забыл об этом, как и в случае, о котором Аллах Всемогущий говорит: «Из них (рек и морей) добывается жемчуг и кораллы, из которых вы делаете украшения для себя». (55:22), хотя, согласно одному из двух мнений, их добывают только из морей.

Пройдя некоторое расстояние, Муса попросил Иешуа приготовить ему раннюю трапезу, потому что на данном этапе путешествия они очень устали и совершенно выбились из сил. Иешуа сказал, что он забыл сообщить ему о том, что рыба выскользнула из корзинки и упрыгала в море, заявив, что только Шайтан мог заставить его забыть рассказать об этом. Муса ответил, что это было именно то, чего они хотели, поскольку Аллах сказал ему, что он встретит праведного слугу Аллаха сразу после того, как они потеряют рыбу. Они вдвоем пошли назад, двигаясь по собственны следам до тех пор, пока не повстречали слугу Аллаха, которого Он наделил своей милостью и Знанием. Это, согласно достоверным хадисам Пророка (мир и благословение ему!), был ал–Хадир (Хизри). Тогда Муса очень вежливо обратился к нему и сказал: «Можно мне пойти за тобой, чтобы ты научил меня чему–нибудь из той Высшей Истины, которой ты был научен?» Ученик всегда должен обращаться к своему учителю вежливо и уважительно. Муса попросил набожного слугу Аллаха научить его кое–чему из тех истин, которые открыл ему Аллах, чтобы он, Муса, мог следовать этим истинам. Ал–Хадир сказал Мусе, что у него может не хватить терпения, потому что он увидит вещи, которые могут противоречить его законам, так как каждая из них призвана служить для выполнения определенных обязанностей, и дела, которые отличаются от тех, которые совершают все остальные. Затем он спросил о том, хватит ли у Мусы терпения относительно вещей, которые лежат за пределами его знаний и польза и предназначение которых была указана Ал–Хадиру, а Муса о них не догадывался. Муса пообещал, что будет терпелив и никогда не ослушается /234/ его. Тогда Ал–Хадир разрешил ему сопровождать его при условии, что Муса не будет задавать ему никаких вопросов ни на какую тему до тех пор, пока она сам ему не расскажет ему об этом.

Согласно Ибн ‘Аббасу, они направились вдоль берега моря в поисках лодки, на которой они могли бы поплыть. Затем мимо них проехала новая, крепкая лодка. Это была самая лучшая и самая красивая лодка, о которой они могли только мечтать. Ал–Кадир попросил, чтобы люди в лодке подвезли их, и те согласились. В Хадисе, рассказанном Са‘идом ибн Джубайром, сообщается также, что люди в ложке (экипаж) узнали Ал–Хадира и сказали: «Это тот благочестивый слуга Аллаха? Мы не возьмем с него денег за проезд». Ибн ‘Аббас продолжает: Когда они взошли на борт лодки и устроились в ней, Ал–Хадир взял кирку и молоток, которые были при нем, и бил по лодке до тех пор, пока не пробил борт, а потом заложил брешь деревяшкой. Муса не удержался от вопроса: Ты пробил брешь в лодке, чтобы утопить ее? Воистину, ты совершил некрасивый, странный поступок! Тогда, как говорит Ибн Касир, Ал–Кадир напомнил ему то, о чем они договорились, сказав: «»Не говорил ли я тебе, что у тебя не достанет силы быть терпеливым со мной и сносить мои поступки?» Муса ему ответил: «Не укоряй меня за то, что я забылся, и не заставляй меня переносить те тяготы, которые мне невмочь сносить из–за моего сильного желания получить от тебя знания»». Вот почему Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) сказал: «Муса первым делом сослался на то, что он запамятовал». Ибн ‘Аббас пишет: Затем, когда оба они высадились из лодки на берег, они пошли и шли до тех пор, пока не встретились с жителями городка. Они увидели играющих мальчиков. Среди них был мальчик, который был одет богаче других и был самым красивым. Ал–Хадир взял этого мальчика и убил его. Говорили, что он зарезал его ножом или размозжил его голову о камень. Увидев это, сообщает Ибн Касир, Муса ужаснулся еще больше, чем в первый раз, сказав: «Ты убил невинного, который никого не убивал? Воистину, ты совершил некрасивый поступок!» Тогда Ал–Кадир вновь напомнил ему об их уговоре, сказав: «Разве я не говорил тебе, что у тебя может оказаться недостаточно терпения, если ты последуешь /235/ за мной?» Муса ответил: «Если после этого я спрошу тебя о чем–либо, тогда запрети мне сопровождать тебя. Ты уже достиг предела, после которого имеешь право расстаться со мной».

Ибн Джарир сообщает со ссылкой на Убай ибн Ка‘ба, который сказал: Всякий раз, когда Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) упоминал кого–то и молился за него, он прежде всего молился за себя. Однажды (когда он упомянул Мусу), он попросил Аллаха: «Да смилостивится Аллах над нами и над Мусой. Если бы он остался со своим спутником (Ал–Хадиром), он увидел бы много удивительных вещей, но он сказал: «Если после этого я спрошу тебя о чем–либо, тогда запрети мне сопровождать тебя. Ты уже достиг предела, после которого имеешь право расстаться со мной».

Потом, после этих двух происшествий, они пошли дальше и шли до тех пор, пока не добрались до города. Они попросили еды у жителей города, но те не оказали им гостеприимства. Сказано, что эти люди были дурными и жадными. Они (Муса и ал–Хадир) обнаружили стену, которая вот–вот должна была обрушиться. Ал–Кадир восстановил ее своими руками. Как говорит Ибн ‘Аббас, Муса выразил свою досаду поступком ал–Хадира, сказав ему: «Если бы ты захотел, то мог бы получить плату за эту работу». Ибн Касир объясняет смысл этой фразы: Это —народ, у которого мы просили еды, но они отказались накормить нас или принять нас в качестве гостей, а потом ты починил им эту стену, не попросив ничего за свой труд. Если бы ты хотел, ты мог бы получить плату за эту работу.

После этого Ал–Хадир сказал, что им придется расстаться и что он объяснит ему смысл трех происшествий, из–за которых выдержка изменила ему. Ал–Хадир пояснил: Что касается лодки, то она принадлежала неким людям, которые испытывали жесточайшую нужду и не имели иного средства заработать себе на жизнь. Им пришлось /236/ плыть мимо неправедного царя, который силой захватывал все пригодные к плаванию суда. Я лишь стремился к тому, чтобы придать судну никуда не годный вид, чтобы он его не присвоил. Что касается мальчика, то его родители были истинно верующими людьми, а он был неверующим, и я опасался, что он причинит им горе из-за своего упрямого бунтарства и неверия, т. е. что любовь к нему может привести их к тому, что они последуют за ним в его неверии. Поэтому мне хотелось, чтобы Господь послал им другого сына, который был бы гораздо более благонравным и более любящим. Что до стены, то она принадлежала двум живущим в городе сиротам; под ней было погребено сокровище, которое принадлежало им. Они были детьми праведного человека: поэтому твоему Господу было угодно, чтобы они стали взрослыми и получили свои сокровища. Ибн ‘Аббас утверждает, что Аллах сохранил им причитающиеся им сокровища из–за того, что их отец был праведником, хотя нигде не сказано о том, что сами они также были праведниками. Согласно Ибн Касиру, это указывает на то, что Аллах оберегает потомство праведных и осеняет их благодатью за праведность и набожность их родителей. Затем Ал–Хадир сказал, что все, что он совершил в трех данных ситуациях, было милостью и милосердием Аллаха по отношению к экипажу лодки, родителям мальчика и сыновьям прведника. Он также добавил, что он совершил это не по собственному побуждению, но по приказу Аллаха, который помог ему совершить это. Те, кто говорили, что Ал–Хадир (мир ему!) был пророком, исходят из этих событий, приводя их в качестве доказательства правильности их точки зрения. Впрочем, многие другие утверждают, что он был одним из друзей Аллаха и Его искренним слугой. Аллах знает лучше. Такова история Мусы и Ал–Хадира. Что касается ученика Мусы, то достоверные хадисы ясно указали на то, что это был Йуша ибн Нун (Иисус Навин), который после Мусы стал пророком для народа Исраила.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)