|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История Ионы и китаКогда Иона, рассерженный на свой народ, ушел прочь, он направился к морю и сел на корабль. Тяжко нагруженный корабль попал в сложные, скверные погодные условия. Путешественники, находившиеся на борту корабля, договорились бросить жребий, и сбросить за борт того, кому он выпадет, чтобы сделать корабль легче. Жребий выпал Ионе, и вновь он достался ему потому, что такова была воля Аллаха. Аллах говорит: «Поистине, Йунус был из числа Наших посланников, направленных Нами к людям, чтобы передать им Наше Послание. Йунус покинул свой народ без дозволения своего Господа и сел на сильно нагруженный корабль. Корабль подвергся опасности из–за его перегруженности и потребовалось освободиться от одного из пассажиров. Вместе со всеми Йунус бросил жребий, и он проиграл. По тогдашнему обычаю Йунуса бросили в море. Его проглотил кит, и он заслужил порицание и наказание...» (37:139–42) Когда жребий выпал ему, он был сброшен в море. Затем Иону проглотил огромный кит. Аллах распорядился так, чтобы кит не пожрал его плоть и не переломал ему кости. Кит проплыл по всем морям мира. Когда Иона очутился во чреве кита, он решил, что он умер. Однако, попробовав пошевелить конечностями, он понял, что все еще жив. Он /170/ пал ниц перед Аллахом и сказал: О Господи! Я поклоняюсь тебе в таком месте, где никто никогда прежде не поклонялся Тебе. Исследователи Корана придерживаются разных мнений относительно времени, которое он провел во чреве кита. Катада выдвигает предположение, что он провел там три дня, а Джа‘фар Ас–Садик утверждает, что он провел семь дней во чреве кита. Существуют и другие точки зрения. Аллах говорит: «Вспомни (о пророк!) историю Йуниса (Зу–н-Нуна), которому надоело, что его народ отрицает его призывы и отклоняется от истины, и он в большом гневе покинул свой народ, думая, что делает это с разрешения Аллаха, и Аллах не накажет его за это. Рыба проглотила его, и он жил в мраке чрева рыбы. И обратился он к своему Господу, признав свою вину и прося Его: «О Господь! Нет другого бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя! Хвала Тебе! Безупречен Ты и превыше всех! Я признаю, что был неправедным и несправедливым к себе, поступив против Твоей воли». (21:87) Ибн ‘Аббас и другие Сподвижники утверждают, что во чреве кита было темно, словно в морской пучине или ночью. Далее он сказал: «Нет другого бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя! Хвала Тебе! Безупречен Ты и превыше всех! Я признаю, что был неправедным и несправедливым к себе, поступив против Твоей воли». Когда кит увлек его на дно морское, Иона услышал, как киты славят Аллаха. Он слышал, что даже галька на дне славит Аллаха, и после этого обратился к Нему со своей молитвой. Аллах говорит: «Мы ответили ему, вняв его просьбе, и спасли его от бедствия, которое он испытывал. Так Мы спасаем праведников, которые раскаиваются в своих грехах и обращаются к Нам искренне и чистосердечно». (21:88) Ибн Джарир сообщает, что Са‘д ибн Аби Ваккас сообщал, что Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) сказал: «В молитве Ионы упоминается Священное Имя Аллаха, при обращении к которому Он внимает молитвам и дарует Свою милость. Са‘д сказал: Относится ли это только к одному Ионе или же ко всем мусульманам? Пророк сказал: Это относится к Ионе в частности, и ко всем мусульманам в целом, если они обращаются с молитвой к Аллаху. Разве ты не слышал айат Аллаха: «Рыба проглотила его, и он жил в мраке чрева рыбы. И обратился он к своему Господу, признав свою вину и прося Его: «О Господь! Нет другого бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя! Хвала Тебе! Безупречен Ты и превыше всех! Я признаю, что был неправедным и несправедливым к себе, поступив против Твоей воли». Если кто–либо обращается к Аллаху с подобной молитвой, Аллах внимает ей». Аллах также говорит: «Если бы Йунус не был из числа постоянно поминающих Аллаха и воздающих Ему хвалу, он бы погиб во чреве кита и не вышел бы оттуда до Дня воскресения». (37:143–144) То, как Иона славил и поминал Аллаха, его раскаяние и обращение к Нему спасли его от пребывания во чреве кита вплоть до Дня воскресения, когда он должен был бы выйти из него. Также говорится, что, несмотря на то, что Иона часто молился и поминал Аллаха до того, как был проглочен китом, он все равно должен был бы оставаться во чреве кита до Судного Дня. Аллах всемогущий говорит: «Мы выбросили его на просторный пустынный берег, где не было ни деревьев, ни жилищ, а он был тяжко болен от того, что он перенес. Мы вырастили над ним дерево «йактин» без ствола, чтобы его листва прикрывала его и охраняла от перемены погоды». (37:145–146) Он был выброшен на берег в пустынном месте и чувствовал себя таким слабым, точно был, по выражению Ибн Мас‘уда, «ощипанным цыпленком». Листва дерева йактин сочная, а тень от нее скрывает большую часть самого дерева. Кроме того, к нему никогда не подлетают мухи. Листья можно есть в сыром или вареном виде. Также говорят, что Аллах приказал диким козам приходить к Ионе каждое утро, чтобы он мог напиться их молоком. Это — один из знаков милости Аллаха и его милосердия по отношению к Ионе. Далее Аллах говорит: «Мы ответили ему, вняв его просьбе, и спасли его от бедствия, которое он испытывал. Так Мы спасаем праведников, которые раскаиваются в своих грехах и обращаются к Нам искренне и чистосердечно». (21:88) Аллах вызволил его из беды, как Он вызволит из беды всякого верующего, который обратится к Нему с молитвой. Имам Ахмад передает, что Са‘д ибн Аби Ваккас сказал: «Я проходил мимо Усмана ибн Аффана, когда тот был в мечети. Он заметил меня, но не ответил на мое приветствие. Я с удивлением спросил Умара ибн Ал–Хаттаба: «О Повелитель правоверных, неужели случилось что–то из ряда вон выходящее?» Он ответил: «Нет». Я поинтересовался «Я прошел мимо Усмана ибн Аффана, когда тот был в мечети. Он заметил меня, но не ответил /172/ на мое приветствие»». Умар подозвал к себе Усмана и спросил его: «Посему ты не ответил на приветствие своего брата?» Усман ответил: «Я ответил». Однако Са‘д поклялся, что он этого не делал. Тогда Усман вспомнил, как было дело, и сказал: «О, прошу прощения у Аллаха и раскаиваюсь перед Ним. Ты прошел мимо меня тогда, когда я пытался вспомнить изречение Пророка Мухаммада (мир и благословение ему!). Всякий раз, когда я припоминаю его, я никого не замечаю рядом с собой. Са‘д сказал: «Я помню его. Пророк (мир и благословение ему!) говорил о молитвенном обращении, но вошел бедуин и прервал его. Когда Пророк пошел домой, я последовал за ним. Я боялся, что он дойдет до дома до того, как я его догоню. И я топнул ногой о землю. Пророк (мир и благословение ему!) повернулся в мою сторону и сказал: «Это ты, Абу Исхак?» Я ответил: «Да». Потом он спросил: «Чего тебе надо?» Са‘д ответил: «Ты начал говорить о молитвенном обращении, когда тебя прервал бедуин». Пророк сказал: «Да, это та мольба, которую повторял Иона, когда сидел во чреве кита: «О Господь! Нет другого бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя! Хвала Тебе! Безупречен Ты и превыше всех! Я признаю, что был неправедным и несправедливым к себе, поступив против Твоей воли»». (Передано ат–Тирмизи и ан–Наса’и) Далее Аллах говорит: «Мы выбросили его на просторный пустынный берег, где не было ни деревьев, ни жилищ, а он был тяжко болен от того, что он перенес. Мы вырастили над ним дерево «йактин» без ствола, чтобы его листва прикрывала его и охраняла от перемены погоды. Когда Йунус выздоровел, Мы его направили к людям — к ста тысячам или больше, как рассказывали те, кто их видел. Они отозвались на его призыв и уверовали, и Мы их одарили Своею милостью до определенного времени». (37:145–148) Выйдя из кита, Иона, возможно, получил приказ вернуться к своему народу, к которому он изначально был послан. Все поверили ему, хотя Ал–Багави сообщает, что после освобождения из кита он был послан другому народу. И все же, Аллах знает лучше. Рассказ о Зу–ль—Кифле (мир ему!) Относительно истории Зу–ль–Кифла Аллах, хвала Ему, говорит: «Расскажи (о Мухаммад!) своему народу об Исмаиле, Идрисе и Зу–ль–Кифле. Все они были терпеливыми, следовали наставлениям и назиданиям и переносили все бедствия с терпением. Мы ввели их в Нашу милость. Ведь они были из праведников».(21:85–86) Аллах также говорит: «Вспомни (о Мухаммад!) Наших рабов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), сильных в вере и в жизни, обладателей проницательности в религии и в знании. Мы отличили их достоинством - помнить о будущей жизни, напоминать и рассказывать о ней другим. Поистине, они у Нас из избранных, добродеющих. Вспомни (о Мухаммад!) Исмаила, Ису (Иисуса) и Зу–ль–Кифла - все они из добродетельных». (38:45–48) Ибн Касир указывает: Сам факт, что он был упомянут наряду с этими Посланниками, является достаточным доказательством того, что и сам он был Посланником. Таково наиболее распространенное мнение. Муджахид утверждает: Он гарантировал Пророку своего народа, чтоб будет справедливым при принятии любого руководящего решения. Поэтому он был назван Зу–ль–Кифлом. Ибн Джарир сообщает, что Муджахид сказал: Когда Ильяс состарился, он хотел назначить себе преемника. Он собрал людей и сказал, что назначит им того, кто пообещает выполнять три вещи: поститься в течение дня, молиться в течение ночи и никогда не сердиться. Кто–то из собравшихся встал и сказал: «Я сделаю это». На второй день он произнес ту же речь, и вновь встал тот же человек и сказал: «Я сделаю это». Вот почему он выбрал его своим преемником. Шайтан велел своим приспешникам следовать за ним, но позднее сам взялся за дело. Он явился к нему в обличье нищего старика и в полдень (в единственное время, когда он на короткое время погружался в сон) постучался в его дверь. Когда его спросили: «Кто там?» — он ответил: «Я — старик, с которым дурно обошлись». Тогда он пустил его в дом и слушал его до тех пор, пока не истекло время, отведенное им для сна. он сказал ему: «Ладно, приходи ко мне на суд, и мы восстановим справедливость». Однако Шайтан не явился на суд. На следующий день он вновь поступил таким же образом, и Зу–ль–Кифл вновь сказал ему, чтобы он приходил на суд. Старик не пришел, но на третий день явился к нему в то же самое время. На вопрос: «Кто ты?» — старик ответил: «Я — все тот же старик, с которым дурно обошлись». Зу–ль–Кифл воскликнул: «Разве я не сказал тебе, чтобы ты пришел на суд?!» Старик сказал: «Мои противники — самые дурные люди, которых я когда–либо видел. Если они узнают, что ты назначил рассмотрение дела в суде, они могут сказать, что вернут мне то, что мне принадлежит. Однако после суда они откажутся от своих слов». Зу–ль–Кифл сказал ему: «Когда я приду в суд, выйди мне навстречу». Ни в одном из случаев ему не удалось поспать, как обычно. Он пошел в суд, но старик не явился. Когда Зу–ль–Кифл почувствовал, что его клонит ко сну, он попросил, чтобы его домашние никого не впускали к нему, потому что ему необходимо поспать. Тем временем вновь появился этот старик, но стражник сказал ему: «Ступай прочь». Старик сказал: «Я приходил к нему вчера и рассказал ему свою историю». Стражник сказал: «Мне приказано никого не пускать». Старик перелез через стену, пробрался внутрь и постучался в дверь, уже находясь в доме. Зу–ль–Кифл проснулся и сказал стражнику: «Разве я не отдал тебе распоряжение по этому поводу?» Стражник ответил: «Это не моя вина. Посмотри, каким образом он пробрался». Он посмотрел на дверь и увидел, что она заперта и была заперта в то время, когда старик находился в его комнате. Зу–ль–Кифл узнал его и сказал: «Ты — Шайтан?» Шайтан сказал: «Да, я сделал все, что мог, чтобы рассердить тебя». По этой причине Аллах и назвал его Зу–ль–Кифл, ведь он доказал, что сдержит взятые на себя обязательства. Ибн Касир указывает: Аналогичную историю рассказывают Ибн ‘Аббас, Абд Аллах ибн Ал–Харис, Мухаммад ибн Кайс и другие ученые. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |