|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 6 страницаВместо многообразия деревень и малых городов по всей стране предполагалось учредить одинаковые, как фаланстеры, «агро-города» с парками, зоосадами, планетариями и прочим. Еще в 1921 году, взывая к Западу о помощи голодающим, называя трагедию, нависшую над рабочим классом и интеллигенцией. Горь- кий «забывает» о крестьянах, которых любил именовать «полудикими, глупыми, тяжелыми людьми русских сел и деревень». Еще в 1923 году пролеткультовский идеолог В. Ф. Плетнев определил «индивидуальность как винтик в системе грандиозной машины СССР». В 1929 году давно разработанные проекты начинают воплощаться в жизнь, и архитектор И. Николаев строит студенческий дом-коммуну на 2000 человек, где при развитой общественной части жилые комнаты уже превратились в «спальные ячейки» размером 2,7X2,4 м. Сталинское раскрестьянивание страны было хорошо подготовленным актом, «двадцатипятитысячники», воспетые в «Поднятой целине» М. Шолохова, могли казаться боевым авангардом, но в действительности были уже арьергардными силами особого назначения — для подчистки случайно уцелевшего. Известное постановление ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» 1930 года положило конец дискуссиям (заметим, что слово «дискуссия» стало к тому времени скверным, ибо дискуссии «навязывались» оппозицией). В постановлении констатировалось: «...наряду с ростом движения за социалистический быт имеют место крайне необоснованные полуфантастические, а поэтому чрезвычайно вредные попытки отдельных товарищей (Сабсович, отчасти Ларин и др.— Авт.) «одним прыжком» перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта, которые коренятся, с одной стороны, в экономической и культурной отсталости страны, а с другой — в необходимости в данный момент сосредоточить максимум ресурсов на быстрейшей индустриализации страны... К таким попыткам некоторых работников, скрывающих под «левой фразой» свою оппортунистическую сущность, относятся появившиеся за последнее время в печати проекты перепланирования существующих городов и перестройки новых, исключительно за счет государства, с немедленным и полным обобществлением всех сторон быта трудящихся: питания, жилья, воспитания детей, с отделением их от родителей, с устранением бытовых связей членов семьи и административным запретом индивидуального приготовления пищи и др. Проведение этих вредных, утопических начинаний, не учитывающих материальных ресурсов страны и степени подготовленности населения, привело бы к громадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта». Очень любопытный текст. При первом его чтении может возникнуть ощущение простого возврата к здравому смыслу, отказа от всякой крайности. При втором чтении на передний план выступает уже традиционный тон политических инвектив с форсированием слова «вредный», генетически сопряженного со словом «вредительство». При третьем — вспоминается статья Сталина «Головокружение от успехов» и характерный рисунок оруэлловского «двоемыслия»: само содержание идей «обобществления быта» ис подвергается сомнению, они лишь относятся в некое будущее. г°| да как в мире актуального дано понять, что серьезных капита-
ловложений в реконструкцию городов и жилищ ожидать не приходится. Уже типическим рефреном звучит выражение «за счет государства» — государство выступает в качестве надчеловеческой силы, которая обладает собственными средствами, а эти средства надлежит охранять от расхищения, заботясь о «правильном» их употреблении, причем эта правильность дискутированию уже не подлежит. Сталинская модель индустриализации в связке с коллективизацией села, свойственный ей суперцентрализм осуществления, неотрывный от централизованной машины террора, естественным образом сопряжены с презрением к каким бы то ни было местным отличиям одной точки пространства страны от другой. Местные отличия подлежали безоговорочному выравниванию. Полное подчинение местных газет и журналов центральному контролю и постепенное реформирование их по единому образцу с подчинением горкомам — в результате чрезвычайное многообразие прессы первого революционного десятилетия быстро сводится на нет, и времена, когда в какой-нибудь Твери издавалось четыре журнала, быстро становятся опасной легендой. Решительное пресечение местных педагогических экспериментов, равно как и уничтожение «самовольных» коммун. Быстрое уничтожение частного и кооперативного строительного подряда сопровождалось постепенной ликвидацией индивидуальной или групповой практики проектирования. Монополия на проектирование генеральных планов > реконструкции городов и сел, вообще на проектирование сколько-нибудь существенных построек целиком передается центру — Москве. Форсированное развитие радиофикации. Можно вспомнить; в этой связи жестяную трубу в Платоновском «Котловане», изры-гающую нон-стоп единую для всей страны бодряческую программу. Разрастание централизованных структур общественных организаций, будь то ОСОАВИАХИМ, комсомол или пионерская организация... По сути дела, интенсивность массированной атаки всех? человеческих чувств со стороны централизованных систем была-столь велика, что не оставляла места для каких бы то ни было-' самостоятельных движений в культуре, даже если бы те не снимались другими средствами и по другим причинам. Полное уничтожение краеведения, мощного краеведческого движения, имевшего солидные исторические корни, довершало." операцию выравнивания, в результате которого вся страна должна! была предстать как единый «белый лист». Писать на этом листе* вернее в бесконечность размножать единый «текст», могли только! новые люди особой породы, совершенно свободные от какой-либ корневой системы, от местных привязанностей. Гигантские перемещения масс людей во время первой мировой* и гражданской войн взрыхлили почву. Переселение рабочих семе? с окраин в буржуазные центры городов (кстати, рвавшее естест*; венные связи с местом работы) и сложение невиданного в историй; феномена «коммунальной» квартиры усилили перемешивание на*?: селения страны. Постоянный переброс «кадров» с места на место»; за сотни и тысячи верст, обесценивая местные социальные связи1 (начальствующий — всегда приезжий издалека, что в полноте отражено советской литературой), не позволял сложиться, устояться каким-либо новым связям. Вся эта лихорадочная перемешивающая социум активность была возвышена в глазах самих акти вистов все еще привлекательной идеологией мистифицированного пролетарского интернационализма, в сравнении с идеалами которого частности воспринимались как досадная мелочь. Не удивительно, что в столь хорошо подготовленных условиях на 30-е годы приходится по-своему уникальный процесс словно бы «открытия» ранее неизвестной страны. Экспедиции, автопробеги, авиаперелеты, литературные описания земель, как если бы те только что были обнаружены вместе с обитающими на них туземцами. В «Золотом теленке» немало веселого зубоскальства на эту тему. Но дело было несколько печальнее, ведь все это происходило на фоне совершенного забвения предшествовавшего кропотливого, свободного от сенсационности труда поколений по выявлению каждой местной черточки: ручьев и речек, лесов и деревень, местных говоров и обычаев. Все это «открывалось» заново в новом обличье — как «ресурс» индустриализации, как пассивный предмет, на который должна была наложиться единая структура деятельности, план и программа которой возникали где-то «наверху». Заметим, вовсе не случайно в новых описаниях почти отсутствуют собственно населенные места, даже память о них. Они как бы и не существуют — ни для литератора, ни для кинооператора, разве что сокрушение креста с очередной церкви с удовольствием зарегистрировано киноглазом. Кроткий и нежный К. Г. Паустовский описывает Мещерский край так, как если бы его леса и болота были девственной пустыней, как если бы повсюду не было следов крупной системы хуторского расселения, полностью к тому времени уничтоженной в ходе выселения «кулаков». Он описывает пустынный полуостров Мангышлак, как если бы оттуда не была полностью изгнана устойчивая жизнь скотоводов, никак не умевших взять в толк природу коллективизации. Отнюдь не простой Валентин Катаев в своем романе «Время, вперед!» вроде бы почти в полноте развертывает аргументацию против ошалелой строительной гонки Магнитогорска, но не без остроумия вкладывает ее в уста заезжего иностранца, которому в душе сочувствует Главный инженер — замаскированный оппортунист. Той же двойной игрой занят Бруно Ясен-ский в романе «Человек меняет кожу» (Катаев благополучно уцелел, Ясенский погиб) — это лучшее произведение в литературе эпохи. «ДУХ МЕСТА» И УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ ДОКТРИНЫ Итак, на выровненном белом листе огромной страны можно было чертить заново. Если представить ментальную карту Советского Союза в предвоенные годы, то на ней, собственно говоря,
есть только одно МЕСТО — многократно «спортретированное» в живописи и обмусоленное в бесчисленных сборниках несен. Это кабинет Сталина в Кремле. Он — ЦЕНТР, окруженный множеством оболочек в полном соответствии структуре Священного города в Пекине. Вокруг пего — стена Кремля, вокруг нее — огромная Москва, вокруг нее — вся страна, точки которой обладают относительной ценностью сообразно удаленности от Москвы. Просто до гениальности: схема рассуждения Милюкова, относившегося к давнему прошлому/оказывается обращенной в настоящее и бесконечное будущее: все остальное суть множество «атомов» или лейбницевских «монад», каждая из которых в меру возможности тяготеет к отражению признаков Москвы, стремится испытать и претворить в жизнь ее священную эманацию. Ментальная карта страны, погруженной во враждебное окружение (корабль в море — излюбленный сюжет тогдашних карикатуристов), огражденной стальной стеной из штыков пограничников, естественно предполагает равенство всех точек по отношению к единому центру. Идея местно-специфического вообще изгоняется из языка. И все же картина оказалась лишена абсолютной стабильности. Перед самой войной выход на экраны фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» знаменует собой существенный сдвиг. Вся страна оказывается своего рода общим Местом, прописанным уже в собственной истории. Возвращение координаты исторического времени лишь закрепляется в послевоенное время хорошо известным тотальным историцизмом. Но и такая ментальная карта далеко не полна. Благодаря исследованиям Владимира Паперного (книга «Культура-2», изданная в США), мы можем сейчас внимательно задуматься над феноменом «антиместа», присутствующим в сознании всех и каждого. Наряду со светлым, горним миром, центрированным на Москву, являющуюся телесно-символическим инобытием Сталина, существовал^ еще антимир ГУЛАГа — целая вселенная, этакий античный Тартар, почти во всем подобный нормальному миру в элементах повседневного бытия. Эта вселенная во множестве точек соприкасается с горним миром, но то табуиро-ванные точки перехода, актуализованные лишь для тех, у кого в антимире свои, и потому они сами, не отрекшиеся от своих «там», частью души погружены в него. Для всех прочих антимир ГУЛАГа как бы не существует. Если в начале и даже в середине 30-х годов «зона» представлялась локализованной на конкретных стройках и декларировалось, что, пройдя горнило «зоны», временные обитатели антимира смогут вернуться в мир, то к концу сталинской эпохи «зона» зловещим образом наползает на горний мир и начинает шаг за шагом поглощать его в себе. У слова «место» закрепилась новая контаминация — место заключения, причем оно не локализовано строго в географическом пространстве, оно может проявиться всюду: за незаметным забором и скромной калиткой, в автофургоне с надписью «Хлеб» и в сосед- нем цехе. Не удивительно, что обратное воздействие антимира на сознание и подсознание тех, кто бытовал в горнем мире, грандиозно. В середине 50-х годов, когда из антимира возвращаются уцелевшие, а крестьяне освобождаются от крепостной привязанности к своему месту заключения, над реалиями местного нависает новая, парадоксальная, мирная, если можно так выразиться, угроза. Жилищная программа Н. С. Хрущева имела универсальный характер, что несомненно было социальным благом. Но средства ее воплощения были использованы тоже сугубо универсальные, примитивно-технократические. Если ранее многообразие облика мест подавлялось скорее психически, не затрагивая их предметного бытия, за исключением сноса или перестройки церквей, то теперь оно начинает стираться катком индустриального домостроения — под ликующие клики абсолютного большинства современников, имевших голос. Идеи «уравнителей» 20-х годов, разоблаченные постановлением 1930 года как оппортунистические и вредительские, несколько неожиданно вновь оживают. В 20-е годы реформаторы не могли обнаружить в каком-нибудь Моршанске или Сапожке потенциала для воплощения новой градостроительной идеи и искали пустое, незаселенное, «незараженное историей» пространство. В конце,)0-х годов поиск счастья «в пусте», в строительстве Нового Города продолжается, но вместе с тем дополняется: Моршанск или Сапожок должны превратиться в очередные «Новые Черемушки». Раскроем «Чевенгур» А. П. Платонова: «Людей у вас мало, а дворов много,— может, мы дома потесней перенесем, чтоб ближе •жить друг к другу.— И сады можно перетащить — они легче,— определил Кирей.— С садами воздух бывает густей, и они питательные. Прокофий нашел в бумагах доказательство мысли старика: все, оказывается, уже было выдумано вперед умнейшими людьми, непонятно расписавшимися внизу бумаги и оттого безвестными, осталось лишь плавно исполнять свою жизнь по чужому записанному смыслу. — У нас есть отношение,— просматривал бумаги Прокофий,— — Можно и по благому устройству,—согласился старик»1. Платонов А. П. Чевенгур. М., 1989. С. 264.
вает границу города и вновь валом катится по стране в попытке заменить деревни и села агрогородом по единому образцу. Безместность в конечном счете эквивалентна безбытийности, преобразованию всех и каждого в перекати-поле. Но это, столь сегодня очевидное понимание было решительно недоступно новому поколению устроителей жизни для других, за других. Инерция этого по сути своей милитаризованного технократического мышления уже в брежневское время трагически отозвалась новой контаминацией слова «место» — «неперспективное», выморочное. Итак, в полном соответствии с «затратной» логикой командно-бюрократической системы в стране была развернута мощная домостроительная промышленность: десятки, затем сотни комбинатов, воспроизводящих единый образец технологии, вследствие чего наличные вариации понятны одним инженерам. Естественный процесс самораскручивания этой схемы привел наконец к тому, что в роли главного архитектора всех городов и большинства поселков страны гордо выступил подъемный кран. В 60-е годы одни лишь писатели, прозванные чуть пренебрежительно «деревенщиками», возвысили голос против отчуждения человека от места. Они оперировали немногими простыми понятиями: «корни», «хозяин», «дом». Но уже этих немногих слов оказалось довольно, чтобы дремавшее подспудно движение в пользу спасения местного, индивидуального от универсалистских доктрин начало поднимать голову. Новейшая история этого движения, будь то программы спасения исторического наследия, родного языка или экологические программы, у всех на виду и на слуху. Но сама быстрота развертывания столь мощных общественных движений заставляет взглянуть на недавнее прошлое более внимательно. По-видимому, существовали все же прочные основания живучести Места, которые так и не удалось до конца выкорчевать за десятки лет надругательства над здравым смыслом. Вернемся в совсем недавнее прошлое. Вот, к примеру, взгляд героя романа А. Приставкина, печатавшегося в «Новом мире» в 1983 году: «Дома стояли еще реденько, хотя опытным глазом можно было определить, что строительство ведется на высшем уровне. Планировка просторная, улицы широкие, с бульварами. Пока это были не улицы, а ямы, да перекопы, да красные от глины тропинки с деревянными кое-где тротуарчиками. По единственной заасфальтированной улице проносились в брызгах грязи самосвалы. Шохова ничто не смущало — ни грязь, ни непогода, ни вид города. Мало ли он повидал таких городов. Более того, ему все это нравилось, потому что было почти своим». Нечто очень существенное сквозит в словах героя романа: своим, родным для великого множества людей в самом деле стал полукочевой характер квазигородской жизни. Вот еще маленький отрывок из повести «Провинция» В. Кри-воносова, опубликованной в том же «Новом мире» годом раньше: «То был один двухэтажный дом, теперь будут два, и стоять им рядом, в тесном соседстве, дополняя друг друга, чтобы хоть в этом месте город на город был похож... И не в одну линию выстроить, а немного отступить назад через школьный опытный участок, грядки убрать — они тут ни к чему. А кусок этой землицы отвести под площадь. Как город жил без нее раньше! Что за центр без площади?! Кто приедет, придет, посмотрит — никакого вида». Рассуждения героя Кривоносова точно передают эффект остранен-ного восприятия, препорученный ему автором. Слова «они тут ни к чему» применительно к плоду долгого труда педагогов и школьников очень существенны. Место не имеет ценности в себе. Место легко уничтожается — достаточно просто заменить предмет, наполняющий собой пространство, вытеснить его другим предметом. Ведь все они равны, все одинаково вытесняют воздух. При таком состоянии культурного сознания «месту» чрезвычайно трудно возникнуть заново, его отчаянно сложно сохранить, если нет какого-то мощного толчка извне. У принципиальной, несколько даже оголтелой безместности давняя традиция. Раскроем упомянутую уже книгу Катаева: «Но что это было? Село — конечно нет, местечко — нет, лагерь, рабочий поселок, станция? Официально этот огромный населенный пункт назывался городом? Вряд ли. Во всяком случае, в нем отсутствовало то неуловимое, без чего почти невозможно ощущение города. Он возникал слишком быстро. Он возникал со скоростью, опрокидывающей представление о времени, потребном для создания такого большого города... Это был черновой набросок города». И новые города стали черновыми набросками, в чем легко удостовериться, въехав, например, в гигантскую жилую слободу, что именуется Автозаводским районом города Тольятти, или в подобную слободу, что называется тоже Автозаводским районом, но уже Набережных Челнов. Но ведь и старые города во многом становятся на глазах черновыми набросками новых жилых слобод. Великое выравнивание продолжается. В начале 80-х годов «вдруг» обнаружилось, что в трещинах, в щелях и нишах гигантской универсальной, выровненной системы бытия проросли все же ростки альтернативной формы культурного существования. Казенная машина культуры, машина производства и распространения номинальных культурных ценностей продолжала работать полным ходом. Однако рядом с ней все заметнее проявляли себя новые виды культурных взаимодействий. Рядом с официальным театром существовала уже неформальная, полуподпольная театр-студия. Рядом с официальными выставочными галереями — неофициальные выставки, часто на чьей-либо квартире, так что грань между публичным и приватным местами заколебалась. Рядом с официальной наукой — неформальные семинары, рядом с казенными проектными институтами — творческие студии, где разработаны были десятки контрпроектов восстановления ценности городской среды, ценности Места. К тому моменту, когда вместе с провозглашенной перестройкой "одспудная деятельность многочисленных инициативных групп рывком оказалась на поверхности, теория и методология средового подхода к проектированию, базовой категорией которого является Место, уже были сформированы. Здесь-то и ждала нас ловушка. Разрыв между эзотерическим лабораторным знанием Места, умением работать с ним, с одной стороны, и почти всеобщей безмест-ностью воображения горожан — с другой, проступил со всей определенностью. Недавно автор этих строк, приглашенный телевидением для создания фильма о городе, о его обыденности, вместе с режиссером обходил в целом обжитой жилой район на юго-западе Москвы. Показывал дикость заросшего дурными травами пустыря, исполняющего обязанности газона; объяснял природу духа всеобщей порчи, будь то осыпавшаяся с фасада аптеки штукатурка или неряшливая, рваная линия бортового камня тротуаров; повествовал об утере способности ориентироваться в ряду подобий... Режиссер не без некоторого смущения возражал: «Мне нравится». В этом «мне нравится» — подлинный драматизм ситуации. Сопос-ставляя вновь увиденное с собственным опытом восприятия гораздо худших вариантов окружения, режиссер силился поверить словам эксперта и — не мог. Дома, монотонные, как слезы нереид, «дикое поле», простирающееся между домами,— для великого множества вполне образованных людей это стало нормой! В такой «нормальности» привычного одичания среды таится сегодня большая опасность для Места, чем в ретивости начальства. Нет, и этот режиссер, и другие, имя коим легион, знают о существовании иной нормы. Но эта иная норма где-то далеко, за рубежом, в Зазеркалье, и нет ни мужества, ни желания равнять образ Места «здесь» с образом Мест «там», прикладывать к ним единую шкалу. Почти «нулевая», приводящая в отчаяние ситуация: имеющие глаза не умеют увидеть. Когда тонкая, хоть и яркая пленка европейской нормы культурности города и деревни, дачного поселка и железнодорожной станции была содрана эпохой революции и войны, когда позже был в несколько приемов выкопан и выброшен в яму питавший эту поверхностную пленку субстрат, когда вымирают на глазах последние могикане из тех, кто хотя бы учился у людей высокой гуманитарной культуры, возвращение к норме восприятия и переживания Места весьма и весьма затруднительно. Вопль о поруганных святынях, яростная защита уцелевшего — лишь первый шажок к норме, ведь нельзя всерьез сохранить и тем более возродить осколки былого, одновременно не подтягивая к норме цивилизованности все окружение. В противном случае чужеродное тело реставрированного прошлого всякий миг может быть отторгаемо одичалым соседством. Это и происходит сплошь и рядом: едва отреставрированные хуже или лучше памятники становятся жертвой вандализма. Вандализм этот непростителен, -но объясним: напряжение между ценным и подчеркнуто лишенным ценности в рамках единого, охвачиваемого взглядом Места слишком велико. Давно замечено, что резкий контраст в уровне сделанности, is эстетическом качестве окружения оказывается терпимым, приемлемым или даже воспринимается положительно, если он заключен в рамки специально выделенной, особо означенной как «музей» или «заповедник» территории. Однако стоит такому контрасту вторгнуться в ткань территории привычно-пренебрегаемой, как контекст словно стремится поглотить «пришельца», низвести его до себя, втянуть внутрь. В этом отношении выбитые ли стекла, расписанные ли стены лифтов, сброшенные с постаментов скульптуры или разбитая майолика парадоксальным образом оказываются в «правильном» виде. БЕЗМЕСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И МЕСТО ЛЮДЕЙ За заброшенностью, внешней неряшливостью жилого пейзажа просматривается весьма долгая история — достаточно вспомнить забор из гоголевского «Ревизора», к которому тотчас натащат всякой дряни... Дело, по-видимому, в том, что в силу множества причин безместность — весьма устойчивое явление в российской действительности. Место, в особенности публичное, строго говоря, почти никогда не воспринималось основной массой населения как «свое»; оно возникало и существовало помимо и нередко вопреки воле рядового обывателя. Откроем А. В. Никитенко: «Прочтем у Мармье следующие заметки о России: Все дома в русских деревнях серые, вытянутые в одну линию, построенные по одному образцу, кажутся вышедшими из земли по повелению русского офицера. Очень верно!» Литератор и цензор Никитенко не знал о том, что первый указ о перепланировке деревень был издан еще Петром 7 августа 1722 года за № 4070: Указ, как и многие другие, не был реализован, но, как и иные распоряжения коронованного отца, он был повторен Елизаветой 17 декабря 1753 года. Понадобилось еще едва ли не сто лет, чтобы все та же операция регламентированной перепланировки деревень была осуществлена почти повсеместно. Массовое распространение уличных планов «шнуром» вдоль дороги относится лишь к XIX веку — у государственных крестьян перестройки начались с основания Министерства государственных имуществ в 1837 году. Старинное «гнездовое» строение, когда вокруг церкви и окружавшего ее незастроенного пространства свободно располагались неправильным кольцом 8 —10 — 20 дворов родственников и свойственников, было уничтожено столь тщательно, что только на Севере, кУда не добирались исполнительные чиновники и где не было помещичьего владения, сохранились немногие примеры. Да и вообще литературный миф об устойчивой патриархальной деревне не имеет ПоД собой особой почвы. Степень случайной подвижности владе-Нии в общине чрезвычайно велика. Так, скажем, селу Песцову в 17о4 году было додано от других 70 десятин, а в 1758 году —
еще 122 десятины. Село Дмитриевское в 1754 году отдавало соседям 23 десятины, а в 1759 году само получило от них 43. После проведения Пятой ревизии община села Песцово решила изменить систему обеспечения землей одних деревень за счет свободных участков, имевшихся в других. И почти полгода шла борьба относительно принципа перераспределения земли, осложненная тем, что Гагарины, Щербатовы, Панины и другие крупные землевладельцы, преследуя свои экономические интересы, постоянно вызывали волны насильственных переделов, выясняя свои отношения или вытесняя крестьян с полей, расположенных ближе к усадьбам. Деревня, таким образом, непрерывно перестраивается, реорганизуется, независимо от того, оставались крестьянские дома на старых местах или (что бывало нередко) перевозились из одной деревни в другую. Добавим к этому периодический «вывод» крепостных на новоприсоединенные к империи земли, частые операции приписывания государственных крестьян к промыслам и заводам — жизнь села, за исключением Севера и беглого раскольничьего Востока, была вплоть до середины XIX века столь нестабильной, что говорить о Местном не представляется целесообразным. Было бы наивно искать качественно иное положение в городах. Как с горечью писал Н. П. Огарев, «большая часть наших городов — насильственная случайность. Это не центры, последовательно выращенные развитием местной общественной жизни. Это административные центры, навязанные народонаселению правительством для своих целей управления». Характеристика жесткая и вместе точная. Опирается она на то обстоятельство, что при Екатерине множество сел, слобод и местечек были враз переведены в ранг города, а жители их объявлены мещанами исключительно по символическим соображениям — ради умножения числа «цветущих» городов. Даже на середину XIX века и даже в Москве 25% населения суть крестьяне, имевшие временный вид на жительство, а еще 20% — дворовые крепостные московских домовладельцев, то есть почти половина населения вообще бесправна. Права мещанского сословия, мягко выражаясь, были ограничены, и, ввиду отсутствия казарм до Николая I, всегда могли быть дополнительно ущемлены регулярным постоем, так что даже приватность жилища никак не была гарантирована. Граница между городом и прочим была весьма подвижна. И за счет ежегодных летне-зимних переселений помещиков с огромной дворней, и за;' счет характерного для российской истории несовпадения номинального и реального: в городе постоянно пребывают законно, или полузаконно или незаконно торгующие крестьяне и сезонники,/ тогда как горожане пребывают вне города систематически. Скажем, в 1857 году, то есть за четыре года до отмены крепостного права, в Минской губернии по официальной статистике из 126 тысяч человек городских сословий в городах проживала, 61 тысяча, а прочие — в селах, где всегда и жили. Торговля, как давно выяснено, производилась преимущественно вне городов —; на ярмарках. Промышленность развертывалась в первую очередь в селах (Кимры как обувной центр, к примеру) и слободах (текстиль Иванова). В свое время Василий Татищев сочинил блистательное определение российских городов: «Град есть место укрепленное или без укреплений, в котором многие домы разных чинов, что военные и гражданские служители, купечество, ремесленники и чернь или подлой народ. И все обсче называются граждане. Состоит под властию начальства. Но у нас токмо тот городом имянуется, которой подсудной уезд имеет, а протчие или крепости, или пригороды и остроги». Гротескным символом взаимоотношений центральной администрации с ее апологией универсализма и городского общества может послужить исторический анекдот с городком Пошехонье. В 1843 году в ответ на длительные прошения мещан был наконец построен мост, однако договор с перевозчиком не утратил силы. После долгой тяжбы, в ответ на слезное продление перевозчика, не имевшего с чего платить не снятую с него подать, было принято историческое решение: для усиления доходов уничтожить мост и учредить перевоз, который составит новую оброчную статью! Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |