|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 12 страница
нам жизни, с необходимостью заявляющим о себе после радикальных общественных событий. Так, Соловьев не без оснований ссылается на резкое повышение морального тонуса русского общества после отмены крепостного права. И, по всей вероятности, есть основания согласиться с, его подходом, если принять во внимание и события недавнего прошлого: дискредитацию сталинизма, всестороннее осуждение извращений социализма, откровенное обнажение назревших общественных противоречий и пр. Нельзя не считать поразительным проявившееся в этом подходе столь парадоксальное сочетание самого утонченного этического идеализма с весьма откровенной и однозначно выраженной реалистической концепцией нравственного развития. И тем не менее ничего нелогичного и несообразного здесь, по сути дела, нет. Для индивида, поставившего целью и смыслом существования собственное самосовершенствование, необходимо в первую очередь, чтобы его усилия не пропали даром. А поскольку, замечает философ, «лица в отдельности не существуют, а следовательно, и не совершенствуются» (С. 485), значит, субъектом совершенствования является «единичный человек совместно и нераздельно с человеком собирательным, или обществом» (Там же). Таким образом, для последовательной реализации нравственного дела необходима ни много ни мало общественная организация добра, последовательная консолидация всех моральных и духовных сил человечества. Конечно, в философско-этической системе Вл. Соловьева мы не найдем сколько-нибудь обстоятельных формальных характеристик такой организации и уж тем более ее жизненно-практических критериев. Но отсутствие конкретных рекомендаций по ее созданию вовсе не отменяет значительности философских построений мыслителя, сумевшего совместить в своем фундаментальном труде, казалось бы, самые несоединимые, антиномические проблемы этической теории: автономию индивидуального воления и законы общественного бытия, «природные» механизмы моральной регуляции и ее трансцендентную сущность, самосовершенствование индивида и нравственный прогресс человечества, совокупность его действительной жизни. Не вдаваясь здесь в детальный анализ соловьевской концепции права, нравственных оснований экономики, национальных отношений и пр. (все это требует специально и особым образом поставленных и осмысленных познавательных задач), все же хотелось бы отметить в заключение, что в «Оправдании добра», помимо сугубо теоретических откровений, читатель обнаруживает редкую композиционную стройность философского текста, удивительную логическую завершенность основной философской темы. Так, обратившись В| начале трактата к проблеме смысла жизни, философ в заключение вновь возвращается к ней, пытаясь дать ей завершающее разрешение. И здесь вновь наблюдается своего рода обратное движение к прежней установке, но уже в «снятом», пресуществленном виде. И действительно, уже доказав общим ходом своего изложения, что нравственный смысл существования человека состоит в реорганизации им своей сущности таким образом, чтобы между ним и абсолютным добром установилась «совершенствующаяся связь» (С. 543), философ всерьез задумывается о духовно-психологических механизмах этого процесса: что должен сделать человек, чтобы осуществить эту жизненную задачу? Как может он преобразовать свою духовную природу, и возможно ли это вообще? И здесь мы встречаемся с оригинальной этической идеей, весьма непривычной современному сознанию, но от этого звучащей не менее убедительно. Итак, для того чтобы осуществить свое жизненное предназначение в самом высоком нравственном смысле, говорит философ, человеку необходима прежде всего «перестановка жизненных целей и волевого центра тяжести» (С. 539). По-видимому, с точки зрения современных представлений данная посылка означает не просто смену привычных ценностных ориентации, но именно воссоздание, творение личности из старого жизненного материала. И осуществить это можно лишь с помощью духовной энергии, «собранной» и преобразованной для реализации высших глобальных целей общечеловеческого порядка. Именно поэтому человек, растративший себя на эмпирические формы существования, никогда не поймет смысла жизни. Тот же, кто способен собрать свои нравственные силы в волевой жизнепреобразующий узел, есть «не дудка в пальцах у Фортуны, на нем играющей»1, а в полном смысле этого слова хозяин собственного бытия и участник общемировой истории добра, его работник и созидатель. Но раз так, то для провиденциальных целей мирового процесса, считает Соловьев, необходимы усилия многих индивидуальных воль, собирательная, напряженная работа всего человечества. И потому кардинальный принцип нравственной философии Соловьева есть именно «собирание или вбирание всех внешних, материальных целей в одну внутреннюю и душевную цель полного воссоединения человеческого существа с природного сущностью...» (С. 540). Разумеется, в настоящее время многие положения философа представляются достаточно отвлеченными и в лучшем случае труднореализуемыми. Однако и сейчас не может не вызвать самого почтительного удивления нравственный пафос мыслителя, гордая сила его духа в сочетании с самой искренней, высокой верой в созидательную энергию человека, его великие преобразующие возможности. Шекспир У. Гамлет, принц Датскнй//11пбр. произв. Л.. 1975. С. 207. Э. В. НАДТОЧИЙ КОНЕЦ ЦИТАТЫ Русский интеллигент никогда не уверен в том, следует ли принять историю со всей ее мукой, жестокостью, трагическими противоречиями, не праведнее ли ее совершенно отвергнуть. Мыслить над историей и ее задачами он отказывается, он предпочитает морализировать над историей, применять к ней свои социологические схемы, очень напоминающие схемы теологические. И в этом русский интеллигент, оторванный от родной почвы, остается характерно русским человеком, никогда не имевшим вкуса к истории, к исторической мысли, к историческому драматизму. Н. А. БЕРДЯЕВ ГДЕ МЫСЛЮ - ТАМ НЕ СУЩЕСТВУЮ, ГДЕ СУЩЕСТВУЮ - ТАМ НЕ МЫСЛЮ На фоне сегодняшних демократических и гуманистических процессов, развертывающихся в СССР и странах Восточной Европы, кажется по меньшей мере бестактным задумываться над исторической задачей, которую исполнял отверженный сегодня государственный социализм (чаще именуемый сталинизмом). Прошлое социализма, его история, отмеченные трагическими ошибками, антигуманными тенденциями, даже преступлениями, подвергаются ныне осуждению с позиций общечеловеческой морали. Всякий, кто попытается осмыслить строй, начатый Октябрем 1917 года, упроченный в 1929 и окончательно сформированный в 1956 году, во всей многомерности решавшихся им исторических задач, попытается взглянуть на социализм именно как историк, ученый, то есть человек, призванный стоять по ту сторону добра и зла,— будет атакован с обеих сторон развернувшегося сегодня конфликта — спора о «подлинных человеческих ценностях». С одной стороны, на него посыпятся упреки тех, кто старается «о что бы то ни стало уберечь от критики, от элементарного осмысления и сопоставления проект построения светлого будущего, ради которого якобы и были принесены неисчислимые жертвы. Не раскапывайте могил, призывают они, там спит дух зла. Раскопали? Тогда займитесь исчислением добра и зла в личности «вождя». 208 А также выявлением роли тех затмивших разум «вождя» темных всемирных сил, что вознамерились изничтожить русский народ. Великое назначение России — терпеть и страдать — и спасти мир миссией своего тысячелетнего смирения. Не в социально-экономическом контексте дело, сие — от лукавого, дело в космическом противостоянии Сатаны и Бога. С кем ты, стоящий по ту сторону Добра и Зла? С другой стороны, на историка посыпятся упреки тех, кто, пользуясь точной марксистской методологией, привык оперировать большими социальными группами, производящими материальный продукт и по жесткой рациональной схеме, годной для всех обществ данной ступени развития, этот продукт распределяющими, образуя политические, идеологические и прочие надстройки. Для них дело заключается в отсутствии пространства для правового государства и личной хозяйственной инициативы. История нашей страны, коль в ней построение правового государства и пространства для беспрепятственного торжества личной хозяйственной инициативы терпело всякий раз неудачу,— панорама тех ошибок, коих надобно избежать, чтобы наконец преуспеть в единственно стоящем (более стоящих история человечества, с их точки зрения, не продемонстрировала) предприятии — в создании свободной личности. Один из тех, кто продумывает данную линию до конца, А. Янов, в своем исследовании «Русская идея и двухтысячный год» объявляет всю историю России историей неудач в этом предприятии «оевропеивания» и, грозя миру ужасами «национал-социалистической России двухтысячного года», призывает европейские силы на помощь своему проекту нормализации СССР. Прошлое для него — фатум, символизируемый бесконечным количеством злодеев, терзавших русскую личность. Он не может помыслить о какой-то исторической задаче, в русле которой двигается тысячелетие Российской империи; была одна-единственная верная для всех народов задача — «стать европейски цивилизованными людьми», и на этом уроке Россия, не выполняющая домашних заданий, вот уже много веков сидит во «второгодниках». Дальнейшая логика рассуждений А. Янова сводится примерно к следующему. Русская история партийна, как и сто лет назад, и беда тому, кто, встав над партиями, попытается осмыслить сами эти партии в круге русской судьбы. Быть ему, как авторам в свое время предпринявших нечто подобное «Вех», крепко битым. И в этом, как и во всем другом, что касается хода исторических со-оытий нашей державы, наблюдается, по Янову, один и тот же утомительный узор самоповтора. Кажется, что единственное, исправно работающее на протяже-"чи многих веков в России,— это машина вечного возвращения, замыкающая в свой круг любое действие дерзнувшего действовать. Всякий реформатор (будь то Иван IV, Петр I или Сталин), радикально решающий поменять ход событий, кончает истреблением гигантских масс народа и полным истощением исторической •энергии своей страны. За всякой реформой следует ее карикатур- ное воплощение, не только обессмысливающее замысел реформа-; тора, но и ухудшающее жизнь того простого человека, ради которого все и пытались осуществить. Задумавшая цивилизовать Рос-; сию Екатерина II, тщательно законспектировав книги передовых французских мыслителей (Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро), вознамерилась создать в России правовое государство и свободную личность. Однако единственным серьезным указом, принятым всероссийским собранием народных представителей, был указ о свободе дворянства, тогда как крестьяне, которых замысливалось освободить, не только окончательно попали в крепостную зависимость, но у них было отнято единственное их право — право жа- I ловаться на своих притеснителей-помещиков. Пример этот — хре- : стоматийный, в нем отчетливо просвечивает и судьба Александ-, ра II — освободителя, и судьба Учредительного собрания, и судьба большевизма (как знать, может, и Съезда народных депутатов?)... А. Янов строит далее машиноподобную схему русской истории, в которой действуют лишь три элемента (три следующих друг" за другом состояния): реформа — стагнация — контрреформа. Не беда, что даже Петр I попадает у него в стадию контрреформы, зато как строго работает машина вечного возвращения! В издаваемой сегодня классике русской философии выискиваются ядовитые реплики, вполне применимые и к самым последним событиям, а известное высказывание М. Е. Салтыкова-Щедрина о русском рубле стало излюбленной фразой рассуждающих о сегодняшней денежной реформе. Чему же еще удивляться, отве-J тят мне обе стороны сегодняшнего спора о нашей истории. Урок'' не пошел впрок, скажут одни. Противостояние сил божественных-силам жидо-массонского сатанизма — вечно, оно вне времени,' ответят другие. Однако, если тщательней присмотреться, не обнаружится ни-: какой особой машины повтора в свершении судьбы России. Доста-; точно хлипким сразу окажется сравнение «великих русских дес-v потов» — Ивана Грозного, Петра I и Сталина, каждый из которых, решал уникальную историческую задачу уникальными историче-; скими средствами, и только наш артикуляционный аппарат опи-сания исторической событийности позволяет им крепко взяться за руки. Условность поражает в схемах, предлагаемых А. Я новым*" но не менее поражает она и в сегодняшних сопоставлениях пере-^ стройки и нэпа, реформы Столыпина, затрагивающей судьбы об--щины, и современного Закона о земле. Самогипноз речи, стираю* щей свою связь с реальными действиями говорящего, со вписана ностью тела говорящего в конкретный исторический ландшафт,; речи, отсылающей в качестве своего источника лишь к другой речи,, произнесенной ранее, речи, существующей как цитата из предшестЧ вующей речи,— одна из самых удивительных черт русской истории. То, как этот самогипноз «цитирующей речи» оказывается канавой для действий исторических лиц, наглядно видно хотя бы пг, многократно описанной ситуации осознания себя большевиками! (как, впрочем, и их противниками) через цитирование программ лидеров Великой французской революции 1789—1799 года. Самогипноз, настолько заслоняющий от говорящих их собственные действия, что, например, Г. Уэллс поражался тем полностью оторванным от действительности объяснениям собственных единст-ненно верных действий, какие давали им большевистские лидеры «России во мгле». Этот мрачный провал между реальными действиями исторических лиц и партий в России и их фантастическими идеологиями (фантастическими, разумеется, с точки зрения трезвомыслящих европейцев), призванными эти действия объяснять,— характерная черта свершения русской истории. Разумеется, во все эпохи в любых странах можно увидеть зияние между действительными историческими процессами и «самосознанием эпохи». Так, несмотря на быстрый рост населения в Европе в XVIII веке, современные историки фиксируют повсеместную озабоченность философов и политиков убыванием населения и поиск мер для остановки этого опасного процесса. Но, пожалуй, только в России онтологическое зияние между реальным процессом и речью его персонажей доходит до того, что на протяжении последних трехсот лет, и последних ста в особенности, одна у та же речь, возобновляющаяся цитатным самоповтором, удовлетворяет говорящих в их самосознании вне зависимости от конкретных исторических ландшафтов, в кои эти говорящие вписаны. Можно сказать, что речь сформировала свой собственный мир полностью закрыв от индивида «предметность чувственной достоверности» бытия. Реальные страдающие тела индивидов, претерпевание которыми воздействий окружающего мира и составляет действительное время русской истории, пребывают в состоянии полнейшей амнезии, вызванной речью о страданиях этих тел. Речь покрыла тела плотной непроницаемой пленкой, под которой уже нельзя различить ничего, кроме речевых высказываний. Категории речи о страданиях тел приобрели самодостаточное существование, обрели чувственное бытие «первой реальности» на фоне потерявших самодостаточность непосредственных предмет-ностей эмпирического бытия. Последние теперь — лишь функция от первой реальности идеологической речи, объясняются только через категории такой речи и существуют как «отдельный недостаток» чувственной достоверности, каковой в полной мере располагают лишь идеологемы. Скажем, пролетариат всегда передовой, всегда прав, всегда революционен и сознателен; отдельный же человек из его среды нередко недостаточно сознателен, недостаточно революционен. В целом в стране прекрасное положение с продовольствием, но в каждом отдельном месте имеется его «отдельный недостаток». Либо ты безмолвно действуешь — и тогда не отдаешь себе отчет в действиях собственного тела, либо ты говоришь, мыслишь — и тогда не действуешь, а предаешься скорбным размышлениям о судьбах русской интеллигенции и мировой цивилизации, лежа на диване. Речь о русской истории и реальные исторические действия не могут не только встретиться, но и даже одновременно свершаться в одном месте. «Где существую — там не мыслю, где мыслю — там не существую» — эти слова Ж. Лакана, сказанные совсем по другому поводу, как нельзя лучше характеризуют ситуацию русского исторического действия. Обломов и Штольц, Ва-сисуалий Лоханкин и Остап Бендер — вечная пара образов русской истории (причем в действующем ее представителе всегда оказывается примесь иностранной крови: в Штольце — немецкой, в Вендере, по собственному его определению,— турецкой). ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ Обозначенная закономерность легко прослеживается на примере соотношения действий и речей столь важной для нынешней ситуации фигуры, какой является Н. И. Бухарин. Предлагавшаяся им в 20-е годы программа оздоровления экономики признается сегодня как вполне дееспособная и соответствующая той реальной ситуации. Более того, не утерявшая своего значения и для современной ситуации «переходного периода». Разберем с точки зрения принципа реальности «Заметки экономиста» — работу, в которой Бухарин в последний раз гласно сформулировал экономическую суть своей позиции и подверг критике экономические мероприятия своих противников. Фиксируя в качестве основных задач реконструктивного периода: 1) техническую, 2) организационно-экономическую, 3) общего хозяйственного руководства и 4) людского аппарата, Бухарин видит суть кризиса в непроизошедшей, но необходимой перегруппировке сил. Критикуя фетишизацию планового начала недооценку того, что план есть в данный период предвидение стихийной равнодействующей экономической жизни, он далее разби рает структуру спроса деревни в ее отношении к промышленности и доказывает, что кризис вытекает из стремления троцкистов дергать растение за верхушку, чтобы оно скорее росло, то есть ставит задачи, не считаясь с объективными границами емкости рынка промышленных товаров. Бухарин утверждает необходимое того, чтобы промышленность перестала паразитировать на сельском хозяйстве и включилась в нормальный хозяйственный процесс эквивалентного обмена стоимостями через рынок. Дальнейшее игнорирование баланса спроса и предложения, считает о приведет к краху пятилетнего плана, к никчемному строительств: ради строительства и производству ради производства. Лечебные меры, по мнению Бухарина,— это накопление резервов, удешевление проектов, усиление самостоятельности предприятий, разумные темпы исполнения планов. Он считает также необходимы усилить научность управления обществом, борьбу с бюрократизме Не правда ли, если бы под этой работой не была поставлена фамилия Бухарина, вполне можно было бы предположить, что это речь одного из экономистов — членов межрегиональной депутатской группы нынешнего съезда народных депутатов? Почему же эта грамотная аргументация «любимца партии», ее виднейшего теоретика была отвергнута партией? Козни «отдельных лиц», злых гениев советской истории? Но послушаем еще аргументацию Бухарина. Во-первых, он предлагает поставить СССР в историческом ряду форм развития крестьянства не за старой Россией, как того требуют троцкисты, но за США '. Во-вторых, Бухарин в качестве альтернативы перецентрализации предлагает вернуться к «ленинскому государству-коммуне»2. Что теперь вы скажете о трезвом рационализме «виднейшего теоретика партии»? И то и другое выдает представление об историческом времени как о пустом пространстве, лишенном силы социокультурной гравитации. Если предложение поставить русское крестьянство за фермерским крестьянством США свидетельствует о непонимании культурно-исторической составляющей общинной крестьянской жизни России, то предложение вернуться к ленинскому государству-коммуне выдает отсутствие понимания государства как кристаллизации экономики и культуры русской истории. Человек, ставящий рядом развитие рынка и государство-коммуну, этот рынок призванное исключить (как это и было в реальном ленинском государстве-коммуне времен гражданской войны), имеет утопические представления о соотношении экономики и политики. Собственно, Сталин и осуществил государство-коммуну как идеологический принцип. Анализ других работ Бухарина не оставляет сомнения, что эти два пункта — не тактическая уловка в споре со Сталиным, а сущностная черта мыслительного пространства, в котором существует Бухарин как отдающий отчет в собственных действиях теоретик социалистического жизнестроительства. В спорах с Е. А. Преображенским, сформулировавшим теорию сверхиндустриализации, на практике осуществленную Сталиным, Бухарин, силясь доказать нечуждость пролетарского государства рынку, превращает государство в сознательного суперсубъекта, одновременно лишенного какого-либо содержания, кроме как быть машиной по рациональному управлению хозяйством, и совмещающего в себе классовые определения пролетариата, определения государственного, политического управления и определения партии. Основная оппозиция поздних работ Н. И. Бухарина — оппозиция рационального пролетарского государства и иррациональности хозяйственной рыночной жизни. Даже в самый последний период своей жизни, после своего политического падения, умудренный опытом борьбы со Сталиным, Бухарин, автор «самой демократической в мире конституции», твердо убежден, что сам факт
1 См.: Бухарин Н. И. Заметки экономиста. К началу нового хозяйственно года. М.; Л., 1928. С. 8. См.: Бухарин Н. И. Заметки экономиста. С. 20. См. там же. С. 54.
ее принятия и превращения в речь государственного субъекта напрочь изменит все, что происходит в иррациональном потоке советской жизни. «Где существую — там не мыслю, где мыслю — там не существую»: эта оппозиция государственной рациональности и иррациональности жизни, между тем,— один из сквозных мотивов русской мысли на протяжении последних трех столетий. Машина речеповторения работает исправно... И вместе с тем указание на государство как элемент, одновременно соединяющий речь и действие (многие действия Бухарина абсолютно вписаны в конкретный исторический ландшафт!) и разделяющий их,— нечто большее, чем пример вечного возвращения речи к самой себе. Обратимся к высказыванию В. И. Ленина, заложившего в завершающий период жизни, по сегодняшнему мнению, основы подлинно научной теории совмещения социализма и рынка. «Я думаю, что тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий. Если это оказывается ими не достигнуто, то, по-моему, они должны быть привлекаемы к суду и караться в составе всех членов правления длительным лишением свободы...»1 Военно-коммунистический взгляд, когда пролетарский суд, руководствующийся революционной совестью,— главный инструмент воспитания нового человека, плавно вытекает из взгляда хозрасчетного, когда товарно-денежные отношения — стимул и критерий работы. Утопические элементы мышления фантастическим образом плавно переходят в рациональные, вполне вписывающиеся в ситуацию. Соединяющим их устройством у Ленина, как и у Бухарина, является пролетарское государство-машина, лишенный какого-либо социального содержания технический аппарат, свободно конвертирующий идеологические лозунги, соотносимые лишь с собой как с «первой реальностью», в рациональные действия по организации хозяйственной жизни. Подобные представления можно обнаружить и в работах Троцкого, Сталина, Хрущева, Брежнева — любого властного держателя речи от лица «первой реальности». Это касается и сегодняшних реформаторов. Государство-машина — универсальный оператор, соединяющий в целое речь любого из депутатов Съезда народных депутатов СССР. Это та «объективная мыслительная форма» — сращенность мысли с эмпирической непосредственностью бытия,— которая связывает конкретный ландшафт исторических событий, происходящих с телами, и пространство самодостоверности идеологических символов, выстраивающих речь правого или левого крыла политических группировок. Именно к абстрактному государству апеллируют те, кто хочет декретом ввести свободное рыночное хозяйство и правовое государство в чистом поле советской жизни (особенно наглядно это в выступлениях Н. П. Шмелева). Именно к государству- 1 Ленин В. И. Письмо Г. Я. Сокольникову (1 февраля 1922 года)//Поли. собр. соч. Т. 54. С. 150. машине апеллируют те, кто собирается совместить борьбу с тлетворным влиянием Запада и экономический подъем хозяйства. Никакого зияния между пространством существования и пространством мысли нет — там круглосуточно работает оператор государства-машины. И никогда этого зияния не было: подобного оператора легко отыскать в текстах любого направления русской мысли — славянофилов, анархистов, западников, кадетов и пр. Речь не идет, конечно, о каком-то конкретном устройстве, которое можно описать в каждом отдельном случае. Это хорошо видно в вековой дискуссии о роли бюрократии в русских неурядицах. Вот как характеризует проблему бюрократии советский социолог: «Структуры эти (административно-управленческие.— Э. Н.) создаются для решения определенных задач. Однако когда они заполняются реальными людьми с их интересами, страстями, страстишками, то начинаются отклонения от предназначенной работы '. Сами структуры государства как такового хороши, люди, проклятые, все портят! Зато при характеристике государства даже мыслящий экономист впадает в торжественный, нрофетический тон: «Десятки лет пропаганда злоупотребляла изречениями типа: «государство заботится», «государство предоставляет», государство дает» и т. д. Люди поверили и привыкли требовать от государства: заботься, предоставляй, давай. Между тем суровая правда заключается в том, что наше государство — это мы. Только трудящиеся могут что-либо дать государству своим трудом, государство же само по себе ничего не производит и ничего давать не может»2. Государство — это мы. А бюрократия — они, те, которые, заполнив учреждения и организации государства, мешают своим корыстным местничеством и ведомственным монополизмом осуществлять общенародную волю нам. В таком понимании государство — скорее нравственное, чем политическое или организационное понятие. Да так оно и есть в нашей речи и мышлении. Государство и общество — давно синонимы в речи, и выражение «интересы советского государства» — куда употребительней выражения «интересы советского общества». Государственное благо — высший род блага, а государственный человек — высший тип сознательного российского гражданина. На это надысторическое, космическое (в том смысле этого слова, какой придавал ему Н. А. Бердяев) понятие государства как тождественного единения миллионов воль в едином порыве Разума и уповают сегодня практически все, кто размышляет о переменах. Из превращения государства в нравственно-космическое, метафизическое понятие, возвышающееся над профанным эмпирическим бытием, из превращения государства в средостение первой реальности идеологической речи вытекают серьезнейшие следствия, определяющие основное направление сегодняшних перемен. Во-первых, это вера в революцию сверху, в «доброго начальника». ' Шубкин В. Бюрократия. Точка зрения социолога//Знамя. 1987. № 4. С. 162. 2 Лацис О. Цена равнпврсия//3намя. 1988. № 2. С. 198.
Отсюда сегодняшняя теория вредности среднего (аппаратного) звена, мешающего связи народа и высшего руководства. Даже шахтерские забастовки уповают на речь М. С. Горбачева или Н. И. Рыжкова как гаранта исполнения своих интересов. Если массовое сознание ждет изменений в государстве, которые изменили бы положение на местах, то теоретики строят концепции на основе представления государства субъектом воплощения в жизнь их предложений. Во-вторых, возникает оппозиция реального аппарата управления и идеала разумного управления. Упование на идеальное (машинное) управление исключает всякое уважение к реальному делопроизводству. Поскольку всякое реальное государство на деле есть аппарат, функционирующий на основе делопроизводства, ведущегося работниками бюро — бюрократами, то любое отправление дел в бюро обрекается в массовом сознании быть «бюрократическим». Бюрократия оказывается не реальным социально-политическим феноменом, но нравственным понятием. Всякая практика делопроизводства обречена рассматриваться как окарикату-ривание идеалов управления. В-третьих, возникает оппозиция теоретически сконструированных идеалов и процессов живой жизни. В результате люди рассматриваются как имманентно находящиеся на подозрении у идеалов в силу извечно греховной природы человека. Все творчество реформаторов устремляется на придумывание таких идеальных структур, которые бы заставили людей действовать только в рамках предписанных правил — автоматически. Более того, идеал совершенного общества рассматривается как нечто, никак не связанное с реальными социально-экономическими отношениям»! История оказывается историей вечного извращения идеала своекорыстными извратителями. У настоящего остается всякий момент одна-единственная функция — восстановление в правах практики реализации идеала после многих лет его извращения. В-четвертых, превращение государства в нравственное понятие создает отношение подозрительности ко всем социальным образованиям, возникающим помимо государственных структур: нелегальное в русском языке — синоним подрывного. Всякие ростки гражданского общества при таком подходе подлежат искоренению. Так, «неформалы» в современном политическом жаргоне нечто такое, что требует доказательства своей лояльности и нормальности. Где неформалы — там один идеологический шаг до рока, наркомании, проституции и терроризма. Как следствие, всякое негосударственное образование стремится обрести статус государственного, изгнав оттуда своих противников. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |