|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 14 страницаЕще хуже другое. Ведь затяжной характер освобождения из тенет отчуждения, противоречивость его хода и результатов не идет ни в какое сравнение с приостановкой этого процесса, изменением его фарватера, реанимацией ряда форм отчуждения. Укрепление «государственного» («административного» или «авторитарно-бюрократического») социализма вело к насаждению упрощенных казенных и казарменных представлений о добре и зле, солидарности и справедливости, свободе и достоинстве, о целях и методах воспитания молодых поколений. Под прикрытием социальной мифологии обострения классовой борьбы резко противопоставлялись общечеловеческие и классовые начала в морали, расшатывались устои народной нравственности, утрачивались демократические ценности, происходило растранжиривание всего лучшего в «моральном наследстве». Насаждались консерватизм в области нравственных отношений, социальная инфантильность с ее высоким уровнем доверчивости масс, приспособленчество в его крайних проявлениях. Можно говорить и о целой серии деформаций в моральном сознании народа, подавлении и своекорыстном использовании пробужденного социалистической революцией энтузиазма, духа свободы, демократизма и невиданного роста человеческого достоинства. Все это, как правило, прикрывалось шумной и льстивой демагогией относительно «маленького винтика» истории, «терпеливого солдата революции», «песчинки грандиозной социальной бури». Личности, многовековым и трудным историческим восхождением приуготовленной к свободному выбору жизненных идеалов, ценностей, социальных позиций и подтвердившей участием в тяготах и испытаниях освободительной революции и социалистического строительства мандат на такой выбор, на право самой определять свою судьбу, такой личности исподволь навязывались представления и нормы куцей соглашательской морали. Оставляя руины от свободного выбора в пользу коллективистской солидарности и верности общественному долгу, незаметно за коллективность стали выдаваться отказ от ответственности и подавление личностных начал, подмена действий, побуждаемых интересами, действиями, продиктованными дисциплинарным усердием. Служение общественному долгу постепенно начало оборачиваться слепым подчинением каноническим мнениям, разномастным и разноранговым источникам авторитарного давления. Не будет большим преувеличением сказать, что тогда же наблюдался и процесс реставрации некоторых отнюдь не периферийных свойств сословно-феодальной морали и патриархально-общинных нравов. Именно на такой основе развертывалась тенденция к повторному отчуждению морали, усиленная затем политической апатией, трудовым абсентеизмом значительных слоев населения, нарастающим загрязнением нравов в «сонно-застойные» годы. Употребляя понятие «отчуждение» в таком смысле, мы прибегаем к иному обозначению предкризисного (скорее, кризисного) состояния общественной нравственности. С ним связаны рассогласование прав и обязанностей личности, раздвоение нравственности на официальную, декларируемую, и неофициальную, практикуемую, что повсеместно содействовало утверждению двойного морального стандарта. Отчуждение в данном случае означает, что нравствен-, ные отношения между людьми предстают как отношения механизмов, продуктов, порядковых номеров, «безгласных вещей» (выражение М. М. Бахтина), в моральном плане совершенно нейтральные. Подобно вещи, человек становится предметом использования в каких-то функциональных связях, а его значение в них измеряется главным образом стоимостью, размерами оказываемых им услуг. А где того нет, там либо обнаруживается ханжеская маскировка мотива услуги, либо фиксируется случайность такого отношения. Подпавшие под пяту отчуждения люди стремятся использовать не только друг друга, но в той или иной степени и самих себя лишь в качестве средства достижения отчужденных целей (феномен «вождистской» или «потребительско-рыночной» ориентации личности). ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ Перейдем теперь к способам описания отчужденного морального сознания. Не представляет большого труда обнаружить, сколь мало его мировоззренческие формы в нашем обществе схожи с продуктами теоретического мировоззрения, научно организованного познания социальной действительности. Они лишены — и это в порядке вещей — четко продуманных оснований, зато недостаточная пригнанность составляющих эти формы частей и шаткость используемых понятий дают о себе знать при первом же с ними ознакомлении. Возможно, тот, кто попытается предпринять исследовательскую операцию по изучению данных форм, отыщет в них некое центральное ядро, интегрированную структуру, сливающую убеждения со стереотипами мироощущений, социальные верования с «логикой чувств». Пока же приходится ограничиваться предположениями, доверяясь дисциплинированному воображению, и поэтому затруднительно предложить читателю полученные на основе строго выверенных методик факты — тайна мировоззрений, увы, все еще не разгадана. Но, продвигаясь в направлении к рассекречиванию этой тайны, рискнем утверждать, что основное содержание практического мировоззрения людей результируется в их жизненных идеалах (возможны и другие обозначающие выражения). Такие идеалы складываются на основе обобщения людьми не каких-то обособленных, фрагментарных сторон их жизнедеятельности, а всего их индивидуального и группового опыта. Это «отзвуки» всей социальной практики, «слепки» с повседневных отношений людей. С некоторой приблизительностью они выражают их коренные потребности и интересы. Как и положено идеалам, они предписывают лишь «образ личности», но не «образ ее действий», указывают, не как следует поступать этой личности в тех или иных конкретных ситуациях, а какой ей надлежит быть в данную эпоху. Жизненные идеалы содержат стержневую направленность всех ценностных ориентации личности, генеральные цели, шире — они дают обоснование стратегической программы жизнедеятельности (стра-тегему), модели возвышенного и низменного, должного и запретного. Эти идеалы оснащают ориентирами нравственные искания личности, позволяют справляться с такими предельными (терминальными) характеристиками человеческого бытия, как смысл жизни, призвание, смерть и бессмертие, страдание, искупление и т. п. Более конкретное ознакомление с жизненными идеалами отчужденного сознания обязывает присоединить к их определению еще одно прилагательное — «традиционные». Если американскому социологу А. Тофлеру чудился «шок от столкновения с будущим» (футурошок от вхождения в постиндустриальную цивилизацию), то нас поражает «шок от столкновения с прошлым» (нер-фектошок). Можно утверждать, что на широкой основе воспроизводятся типы мировоззрений и мировосприятий, сложившихся и отшлифованных не столько в сравнительно краткой для нашей страны истории капиталистического развития, сколько в долгой истории «традиционных обществ». Их феноменологические лики представлены пестрым спектром давно известных в истории культуры идеалов — гедонизма, квиетизма, стоицизма, анархизма, аскетизма и др. Разумеется, ни в коем случае нельзя говорить о бук-кальном совпадении древних и нынешних идеалов — прегрешения модернизации непростительны. Однако в содержании многих современных мировоззренческих форм существуют отнюдь не случайные и поверхностные аналогии, а внутреннее единство, преемственное родство с хорошо знакомыми еще с древности типами идеалов личности. Родство не в обозначающих словах, а в самой сущности восстанавливаемой традиции. Подобное восстановление происходит отчасти стихийно. Продленное бытие давних идеалов объясняется прежде всего известной общностью в содержании жизнедеятельности людей на разных этапах существования общества, базисными и надстроечными обломками прошлого, а не только инерциальной силой идеалов как таковых. Но вместе с тем воспроизводство идеалов нельзя полностью объяснить стихийными факторами. Силы, которые оказались заинтересованными в повторном отчуждении, были готовы прибегнуть и к использованию традиционных идеалов. Публично эти духовные традиции могут бичеваться в качестве «пережитков», на которые при случае даже удобно возложить значительную часть бремени ответственности за несовершенства идеологически прославляемой системы власти. Но настроения и поведение, стимулируемые данными идеалами, оказываются подозрительно удачно пригнанными к современным порядкам, утверждаемым этой системой. Они могут проникать в официально исповедуемые идеалы, да так, что соучаствуют в их едва заметном преобразовании в желаемом направлении. Привлекают они простотой, самодостаточностью, возможностью предлагать с их помощью более или менее приемлемые ответы на любые самые замысловатые вопросы со стороны потребителя идеалов. Не на них, конечно, делается основная ставка, но и их совращающей возможностью не пренебрегают. Пробуждая в исторической памяти людей старые порядки, они служат дополнительным фактором подтверждения законности новых порядков, показателем их устойчивости в противовес подвижности и конфликтности, экзистенциональности и проблемное™ современных идеалов. Несмотря на свой почтенный возраст, они привлекают ореолом апробированное™, иллюзией, будто прокламируемые ими жизненные принципы, погасив все неудачи проб и ошибок, уже стали неподвластными течению времени, духу перемен. Кажется, что они, выключившись из графика исторического процесса и неизбежной смены мировоззрений, вытекают чуть ли не из «природы» человека, естественным образом связаны с его высшими потребностями, запечатлевают в многократно снятой форме оптимальные способы вхождения индивида в цивилизованный социум, дают образцы взаимоотношений с ним. Тем более что данные идеалы и в самом деле не привязаны жестко к. исторически сменяющимся обстоятельствам, прямо не выводятся из наличных форм социальных отношений, способны сравнительно легко перекочевывать из эпохи в эпоху. Чтобы обрести путеводную нить при разборе многообразных проявлений морального отчуждения и в традиционных идеалах, необходимо выбрать какое-то упорядочивающее начало. Представим себе некую осевую линию отношения человека к предметному миру вещей, к формам потребительской деятельности, которые затрагивают различные социальные ценности, охватывают широкий диапазон общения, а не только одни вещи. Позиции, помещенные над этой условной осевой линией, обозначим как выражение отклонений от идеалов, ценностей и норм социалистической морали в сторону установок на потребительство, а позиции, располагаемые под данной линией, так же условно назовем антипотребительскими. Можно применить и другую, близкую предложенной, систему обозначений, скажем, назвав первую группу конформистскими идеалами «довольного сознания», а вторую группу — антиконформистскими идеалами «несчастного сознания» '. В своих близких и отдаленных последствиях повторное отчуждение прежде всего оказалось нацеленным на устранение из общественной нравственности свойства критичности по отношению к главным аспектам социальной практики и на привитие взамен апологетического отношений к ней. Не то чтобы совсем при этом надлежало не замечать зла и не реагировать на него (нравствен- 1 В определенном ракурсе нами уже была проделана такая работа раньше (см.: Ландесман П., Согомонов Ю. Спор с пессимизмом. М., 1971). ность, отказавшаяся от критики словом и делом наличных нравов, была бы чем угодно, но только не нравственностью). Предстояло нечто иное — усмотреть зло в том и там, в чем и где его не было и в помине. Отсюда моральная глухота к стремительно усиливающейся дегуманизации отношений между людьми, которая привела к дефициту сострадания, милосердия, добросердечия, готовности к благодеянию, к поразительной податливости оправдывать санкционированную авторитетами жестокость, насилие или беззастенчивую «интервенцию в подкорку». Надлежало также стреножить резвость и ершистость стихийно возникающей суверенной критичности, внедрить правила строгой дозированности в критике, не смеющей преступить обозначенных для нее границ. Дозволенной признавалась критика «пока еще не устраненных некоторых просчетов и отдельных недостатков» в действиях тех пли иных лиц и учреждений. В то же время она была призвана уберечь привлекательность и непогрешимость, сохранить респектабельность и моральную святость социальной организации в целом с ее действительными пороками, деформированными ценностями, атмосферой вождизма и беспрекословного «единомыслия». Всякого же рода сомнения в этом, сколь ничтожными они бы ни были, не говоря уже о настоящем ропоте недовольства и жаре разоблачений, предстояло заарканить и остудить, а то и осудить не только политико-административными, но и собственно моральными средствами. Как ни парадоксально, но именно критический потенциал морали провозглашался качеством аморальным, чуть ли не клеветническим, подрывным, непатриотическим. Он подлежал суровому преследованию со стороны репрессивной машины и жестко контролируемого вульгаризированной идеологией так называемого «общественного» мнения. «Безгласная гласность» такого мнения взывала к низменным чувствам, предрассудкам разного рода, укореняла всеобщий страх, взращивала неприязнь к различным (но всякий раз другим) группам населения, подозрительность по отношению к «врагам», число которых тем временем множилось и становилось неопределенно большим. К сожалению, приходится признать (хотя и со значительным опозданием), что и в нашей стране имело место манипулирование общественным мнением с помощью главным образом монополии на информацию в массовой и групповой пропаганде. Удовлетворенность «тем, что есть», а еще больше «тем, что будет» («синдром довольное™»), гипнотически обольстительным, хотя и расплывчатым будущим расценивалась как сертификат, удостоверяющий благонамеренность и политическую лояльность. Она обеспечивалась полной подчиненностью общественной нравственности идеологическим догматам и соответствующей линии руководства. Среди таких догматов видное место занимала идея о безусловном приоритете политики над моралью, упрощенно изображавшая взаимоотношения этих общественных явлений. Политика, как бы высоко парящая над приземленной сферой нравственности, почиталась запредельной но отношению к ней, отторгалась от общечеловеческих нравственных ценностей, или же этим ценностям придавалось лишь узкобытовое звучание. У предварительно обработанной таким образом общественной нравственности сравнительно легко было получить согласительную санкцию на политику, не обогащенную нравственностью, иногда даже просто на. безнравственную политику, на формализацию демократических свобод и прав личности, на принижение роли гражданских добродетелей или искажение их в духе угодничества и доносительства, иезуитизма и тотальной довольности. Аналогичным образом препарировались ленинские нормы партийной этики, обесценивалось значение норм трудовой, служебной и профессиональной морали. Многие из догматических постулатов нравственности, свойственные «эпохе сталинщины», были позднее осуждены, а крайности даже изжиты в реальных отношениях. Однако в условиях приливно-отливной критики отчуждения «искушение доволь-ностью» как таковое уцелело, изменив лишь формы проявления, сделав эту довольпость более умеренной. По-прежнему считалось естественным лучезарное славословие в адрес социальной организации и ее руководства, замораживание процессов накопления вполне оправданного недовольства, обуздание критики нравов, смирение с расхождением велений совести, порядочности, с одной стороны, и практики социального управления и воспитания — с другой. И в послесталинскую пору полагалось неизбежным существование закрытых для критики зон и располагающих критическим иммунитетом лиц, занижение остроты и масштабности противоречий общественного развития. Обоснованным признавалось (отчасти даже поощрялось) моральное негодование, но по преимуществу лишь на микросоциальном уровне, где приветствовались громкие призывы к ответственности, бесконечные воззвания к активной жизненной позиции, требования единства слова и дела (на словах, понятно, но не на деле). В то же время не только названные зоны и лица, но и вся система бюрократического управления обществом заботливо оберегались от критики, продолжал практиковаться принцип «остаточного недоверия к человеку». Кем-то намеренно, а кем-то по недомыслию смешивались действительное критиканство, деструктивное сутяжничество и шельмование с созидательной, правдивой критикой, с неотъемлемым свойством морали, независимого общественного мнения быть критически-конструктивной силой. И даже сегодня нередко чинопочи-тательная хвала перестройке, восхищение новым мышлением продолжают ритуально вписываться в контекст консервативного образа действий. НЕОГЕДОНИЗМ «Синдром довольности» наиболее полно воплотился в так называемой потребительской морали. Ее идейно-психологическим стержнем является гедонический идеал. Гегель как-то назвал этот идеал «фаустовским сознанием», которое жаждет счастья, стремится насладиться им, но не создает его. Однако чаще всего этот идеал оказывается вульгарно-прозаическим, мещанским. Впрочем, он может быть и «окультуренным», умеренным, даже эстетизиро-ванным, по мысли Д. Юма, может принадлежать «человеку изящества и наслаждения». С позиций гедонизма все люди действуют, лишь исходя из желания достижения приятного и никак иначе (психологический гедонизм), или же они должны действовать, желая приятного и получая наслаждение от самого процесса его достижения (этический гедонизм). Подобное различение весьма существенно. Политэконому или политологу, например, важно уметь различать поведение людей, продиктованное психологически (потребитель стремится к приобретению благ ради наслаждений, которые они способны доставить) или же обусловленное ценностными соображениями (потребитель получает наслаждение от благ именно потому, что домогается их). Нас же интересуют не теоретические нюансы, а идеал как таковой. При гедоническом умонастроении лейтмотив и цель жизни, даже каждого ее отрезка и формы проявления, сводятся к максимализации наслаждений и минимизации страданий. Что именно приносит наслаждение по такой нехитрой логике сибаритства, в сущности, безразлично. Значение имеют лишь длительность наслаждения и его интенсивность. Проблема выбора жизненного идеала решается с точки зрения эффективности результатов, распределения приоритетов в шкале желаний, в исчислении плюсов и минусов краткосрочных и долгосрочных балансовых прогнозов жизнедеятельности. Этот идеал родился чуть ли не на заре цивилизации. В его истории можно, кстати сказать, отыскать основания и для похвального слова. В познавательном плане «принцип наслаждения» помогал нащупать вполне реальные зависимости между потребностями, интересами людей и их социальными целями, моральными установлениями. Этому же принципу принадлежит бесспорная заслуга выдвижения в свое время прогрессивной и гуманистической идеи о нравственной правомерности наслаждений, настойчиво критикуемой с позиций религиозно-мистического аскетизма. В идеологическом плане гедонизм был одной из первых теорий, в которых хотя и урезанно, однобоко, но все же находили отражение некоторые чаяния народных масс. И все же гедонизм был прежде всего идеалом и практикой привилегированных слоев общества, отражением и концентрированным выражением их классово-группового и индивидуального эгоизма. Очевидно, что гедоническая практика требовала соответствующего обеспечения. Любая попытка придать ей универсальный характер лишь обостряла вопрос обеспечения приверженцев идеала средствами наслаждения и развития их способности к наслаждению. Гедонический призыв претерпевал причудливые метаморфозы, и дело кончалось тем, что массам преподносился урок убогой морали, предлагающей принять реальные страдания, ; лишения, бедствия в качестве ожидаемого блага. К. Маркс и Ф. Энгельс писали по этому поводу следующее: «Философия наслаждения всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения. Не говоря уже о том, что способ и содержание их наслаждения всегда определялись всем строем остального общества и страдали всеми его противоречиями,— философия наслаждения становилась пустой фразой, как только она начинала претендовать на всеобщее значение и провозглашала себя жизнепониманием общества в целом. Она опускалась в этих случаях до уровня назидательного морализирования, до софистического прикрашивания существующего общества или же превращалась в свою противоположность, объявляя наслаждением вынужденный аскетизм»'. Обсуждая данную проблему, основоположники марксизма показали, что при феодализме наслаждения были строго регламентированы по сословиям. Не занимавшееся производительным трудом дворянство жило исключительно для наслаждений. Вместе с упадком феодализма появилась жадная до наслаждений и расточительная придворная знать времен абсолютизма, но у нее гедонизм сохраняет еще форму непосредственного наивного жизнепонимания. Настоящей философией он становится лишь у некоторых идеологов революционной буржуазии. Важно то, что у буржуазии уже существовал разрыв между трудом и наслаждением: наслаждение было подчинено труду. Поэтому она обобщает? фразеологию наслаждения, применяя к ее каждому индивиду без различия, и абстрагирует таким образом теорию от условий. • жизни этих индивидов, превращая ее тем самым в «плоскую и лицемерную моральную доктрину»2. Буржуазия в своих теориях либо представала возвышенно-моральной и строгой, либо впадала в лицемерие, хотя на практике наслаждение у нее приняло офи циальную экономическую форму роскоши. Так обстояло дело в прошлом. Ну, а как у нас? Несколько упрощая, можно сказать, что если в эру сталинского деспотизма действовала формула «голодный, но довольный», то затем под довольность была подведена своеобразная «материальная база». Быстрый рост потребления, крутые перевороты в формах потребительской деятельности, качественные изменения в объемах, структуре и динамике потребления, общий культурный подъем с середины 50-х годов содействовали развитию способности к наслаждению. И теперь гедонизму, претендующему на роль основного жизнепонимания общества в целом, уже не грозило, во всяком случае прямо, превращение в морализирующую проповедь, как это было, допустим, в век французского, русского и любого другого Просвещения. Прозаический гедонизм в современном I, мире утратил пластичность, живость непосредственности, разум- Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 418. Там же. С. 419. ные основания, какими он располагал у просветителей. И тогда хорошо знакомые драматические сюжеты, впервые разыгранные на исторической сцене капитализма, вновь проигрываются — с соответствующими режиссерскими правками, по обновленной партитуре — на сцене теперь уже современного, исповедующего социалистические идеалы мира. Вряд ли, конечно, можно согласиться с мнением, соответствен но которому в нашем обществе произошла «потребительская контрреволюция», выражающаяся в том, что перед безжизненной «государственной моралью» все расшаркиваются, выказывая ей почтение, однако на деле следуют фактической — преимущественно потребительской «морали», без излишней щепетильности и стеснительности общество смирилось с такой раздвоенностью, что, наконец, не решив ни одной из главных человеческих проблем, не внеся никаких сколько-нибудь существенных перемен в человеческое бытие, новый строй превратился лишь в ухудшенный вариант «потребительского общества». Не случайно, надо признать, древние греки изображали аналогию в образе хромой богини. Нам еще предстоит — и от этого не уклониться — предложить развернутый ответ на эти обвинительные соображения. Пока же заметим следующее: «потребительская контрреволюция» — очевидный пропагандистский перехлест; «государственная мораль» — реальность, но лишь в виде тенденции, одной — негативной — стороны развития нравственной жизни нашего общества; «потребительское общество» — только дезориентирующее обозначение, не больше (оно ошибочно даже в применении к буржуазному миру), тем более что силы, заинтересованные в развитии «вещепоклонничества», культивировании фетишей потребительской «морали», для использования их в коммерческих или манипуляционных целях, никогда не были у нас господствующими. Не станем тем не менее лукавить и скажем прямо — рост социальной апатии, безынициативности, ослабление трудовой и общественной дисциплины и тому подобные чуждые социализму явления оказались у нас неразрывно связанными с ростом установок на «потребление ради потребления», с отталкивающими излишествами в потреблении, с задержками и перекосами в нравственном развитии личности. В сознании потребительски ориентированной личности нормы и принципы социалистической морали причудливым образом сосуществуют с гедоническими пристрастиями к наслаждениям, с развлекательной «версией жизни». А еще чаще — с погружением в болото мещанских забот с мечтами о хромированном или полированном «рае». Все это на практике оказывается неотделимо от снижения моральной ответственности, «постылого» отношения к гражданским обязанностям, приспособленчества, ослабления аллергии по отношению ко всем видам зла, чрезмерного увлечения условно-престижным потреблением, взращиванием комплексов зависти к тем, кто в этом преуспел, или комплексов «морального превосходства» над теми, кто застрял лишь у подножия вершин успеха. И поскольку логика развития потре- -бительства по-своему неумолима, она ведет к оживлению индивидуализма, прямому или скрытому попранию норм элементарной нравственной порядочности, ценностей социалистического образа жизни. Потребительски ориентированная личность не в силах ус- \ тоять перед соблазнами облегченных и ускоренных, глубоко несправедливых способов обретения собственности и подобных же способов ее употребления. На свой лад переиначивая принятые в нашем обществе нормы служебной и профессиональной этики, такая личность напролом устремляется к хорошо оплачиваемым, дающим всевозможные льготы должностям, прибегает к использованию служебного положения в корыстных целях, везде и во всем желая «изловчиться,; но урвать свое», вовлекается в погоню за «левыми» бесчестными заработками. Она погружена в протекционистские заботы, поиски '. услужливого или пробивного «своего человека», занята организацией «блатмейстерских» (и даже мафиозных) связей, готова заложить душу дьяволу, лишь бы раздобыть и блеснуть вожделен- ' ними, модными, дефицитными товарами. Не только отчужденно ' относится она к другим, но и себя обкрадывает в полноте жизни, '? идя на культурные издержки, замещаемые иллюзией приобщения j к современности с помощью шикарности, техничности и престиж-ности покупок, ничтожным своеобразием ассортимента приобре- : тений, суетным желанием создать видимость неповторимости, \ широты, самобытности демонстрацией их внешних атрибутов. Гедонистический идеал, как уже говорилось, берет на себя смелость решить и смысложизненные проблемы. Свою лепту он внес * в истолкование «тайны» смерти и «чуда» бессмертия. Но не ме- ' тодом продления усилий мыслящего человечества, а попыткой А лишь оттеснить из поля наблюдений и размышлений данные про- -блемы, «закрыть» их раз и навсегда. Если смерть воспринимается как не ведающая жалости губительница наслажденчески понятого и страстно лелеемого счастья, а ответы на вопросы, связанные со страхом смерти, оказываются неутешительными, то остается лишь единственный выход из создавшегося патового положения: запретить себе думать о смерти, наложить вето на любые размыш-:; ления по этому поводу. На роль советчика приглашается плоская i рассудочная мысль, которую выдают за научную концепцию жиз-*; ни, где физиологически все так просто и ясно. Мощную поддерж- '} ку оказывает и тот облучающий поток серых, поверхностных произведений искусства всех жанров, который тщательно обходит *. молчанием эту щекотливую тему, стремясь уберечь опекаемого | «массового потребителя» от сквозняков всяких беспокойств умственного и морального порядка, либо преподносит ее в смягченных ■} тонах, то есть привносит не нравственное очищение, а только сня-; тие напряжения, релаксацию. Потребительская мораль как бы: нашептывает своим приверженцам: «Смертный, почитай себя вроде бы за бессмертного, в запасе у тебя уйма времени для на-? слаждений и беззаботности, так стоит ли будоражить себя всем тем, что способно только подбавить горечь в наслаждения, отравить их прелесть?» Мы живем, саркастически замечал еще Г. Гессе, в «фельетонную эпоху», которая требует от умирающих и «провожающих» дистанцироваться от всего серьезного, мировоззренчески ответственного. С блеском описал такое отношение к смерти Ивлин Во в гротеске «Незабвенная», показав, как таинство смерти грубо опошляется похоронной индустрией, торгашеством, оборачивается дешевым фарсом чуть ли не сюрреалистического украшательства, призванного сделать обыденным, рекламно-деловым уход человека из жизни. Потребительски ориентированной личности, этой «веселящейся единице», по выражению сатириков, всего важнее уклониться от въедливых вопросов, способных разом высветить мнимый характер ценностей, которых она так азартно домогалась и которым столь истово поклонялась; чего ради пришел в мир человек, зачем все было, в чем жил «как все», отдавшись течению, а в чем греб против? Является ли нравственная удовлетворенность прожитой жизнью проникновенной, способной выдержать беспощадность всей обоймы смысложизненных вопросов, или же она поверхностна, склеена из кусочков, на поверку оказывается заурядным самодовольством? Ведь «искусство умирать», приятие естественного порядка вещей, соединяющее достойность ухода из жизни с ощущением ее завершенности в традиционной народной этике, было лишь продолжением «искусства жить». Это позволило французскому культурологу Ф. Ариесу такой способ смерти именовать «прирученной смертью», феномен которой прекрасно описан в повести В. Г. Распутина «Последний срок» в сцене смерти бабки Анны. Вот от каких вопросов и мыслей, настроений и самочувствий, которые вблизи к жизненному закату звучат все трепетнее и непреклоннее и которые нельзя удовлетворить клишированными ответами — подальше от таких-то «подрывных» вопросов и размышлений, как раз и стремится потребительская мораль отвлечь опекаемую ею личность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |